Андреевский железнодорожный мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андреевский железнодорожный мост
Область применения железнодорожный
Пересекает Москва (река)
Место расположения Москва
Конструкция
Тип конструкции арочный
Основной пролёт 135 м
Общая длина 264 м
Эксплуатация
Открытие осень 2000
55°42′51″ с. ш. 37°34′39″ в. д.HGЯO
Перейти к шаблону «Малое кольцо Московской железной дороги» 
Малое кольцо МЖД
↓ Платформы МЦК ↓
↓ Станции и др. объекты ↓
Лихоборы
53,7
Наземный переход от/к
пл. Лихоборы
53,989
0,0
Окружная Люблинско-Дмитровская линия
1,0
Наземный переход от/к
пл. Окружная
1,2
Владыкино Серпуховско-Тимирязевская линия
2,4
2,4
Владыкино-Московское
3,8
4,9
Ботанический сад Калужско-Рижская линия
5,3
6,5
Ростокино
Ростокино
7,1
Наземный переход от/к
пл. Ростокино
7,4
Белокаменная
9,7
9,7
Белокаменная
Бульвар Рокоссовского Сокольническая линия
12,3
Локомотив Сокольническая линия
13,9
13,8
Черкизово (Восточный вокзал)
Измайлово Арбатско-Покровская линия
15,5
Соколиная Гора
17,6
18,6
Лефортово
Шоссе Энтузиастов Калининская линия
19,0
20,3
Андроновка
20,5
Наземный переход от/к
пл. Андроновка
20,6
Северный Пост
21,2
Андроновка: парки А, Б
Пост 5 км
Наземный переход от/к
пл. Нижегородская
22,1
Нижегородская Некрасовская линия
22,3
Новопролетарская: старый парк
Новохохловская
23,4
Новопролетарская: новый парк
Наземный переход от/к
пл. Новохохловская
23,6
Бойня: городской парк
Москва-Южный Порт
Бойня: товарный парк
Угрешская Таганско-Краснопресненская линия
24,8
М.-Южн.Порт: парк Южная Гавань
+ ветвь в Южный речной порт
25,5
Угрешская
↑ 3 главных пути
↓ 2 главных пути ↓
Дубровка Люблинско-Дмитровская линия
26,2
Симоново, Лизино
Автозаводская Замоскворецкая линия
27,4
27,9
Кожухово
ЗИЛ
28,8
30,2
Верхние Котлы Серпуховско-Тимирязевская линия
30,9
Наземный переход от/к
пл. Верхние Котлы
31,0
Крымская
31,7
33,4
Канатчиково
33,9
Площадь Гагарина Калужско-Рижская линия
34,0
34,8
35,0
Лужники Сокольническая линия
36,3
36,1
бывш. Воробьёвы Горы
37,5
37,9
бывш. о.п. Потылиха
38,5
Кутузовская Филёвская линия
39,0
38,6
Пресня: парк Кутузово
бывшая ст. Кутузово
39,3
Пост завода им.Бадаева
ветвь Бадаевского ППЖТ
39,5
Пост Камушки
Деловой центр Филёвская линия
39,9
Наземный переход от/к
пл. Тестовская
40,3
Шелепиха Большая кольцевая линия
41,0
42,2
Пресня
↑ 2 главных пути
↓ 3 главных пути ↓
Октябрьские Казармы
Хорошёво Таганско-Краснопресненская линия Большая кольцевая линия
43,6
Зорге Таганско-Краснопресненская линия
44,8
44
бывший о.п. Военное Поле
Панфиловская Таганско-Краснопресненская линия
46,1
46,5
Серебряный Бор
Стрешнево Замоскворецкая линия
47,9
 к депо ТЧ-96 Подмосковная 
Наземный переход от/к
пл. Стрешнево
48,0
Балтийская Замоскворецкая линия
49,5
49,5
Лихоборы: неч.парк Братцево
бывшая ст. Братцево
Коптево
51,6
Лок.депо ТЧЭ-2 Лихоборы-Окружные
52,4
Лихоборы: чётный парк

Андреевский железнодорожный мост — мост Малого кольца Московской железной дороги через Москву-реку в Москве, в границах станции Канатчиково. Современный мост построен в 1999—2000 вблизи места, на котором стоял старый Андреевский (Сергиевский) железнодорожный мост постройки 1905—1907. Основа главной арки старого Андреевского моста использована при постройке Пушкинского пешеходного моста.

Андреевский (Сергиевский) железнодорожный мост (1905—1907)

Сергиевский мост (буд.Андреевский), 1907

Первые поезда Малого кольца прошли от Канатчикова до станции Воробьёвы Горы по временному деревянному мосту длиной 278 м, с ферменными пролётами по 32 м. Этот мост «системы Лембке», с полноценными русловыми устоями, стоил всего 100 000 рублей. К 1907 году на его месте был выстроен постоянный стальной мост, прослуживший до 1999 года. Первоначально мост назывался Сергиевским, в память о великом князе Сергее Александровиче, павшего от эсеровской руки. В 1917 г., после Февральской революции, переименован в Андреевский — по имени Андреевского монастыря (впоследствии закрытого и заново открытого в 1996 г.), расположенного недалеко на правом берегу Москва-реки.

Андреевский (Сергиевский) и однотипный Краснолужский железнодорожные мосты были построены в 1905—1907 по проектам инженера Л. Д. Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева. При постройке Андреевский мост имел один главный пролёт, перекрытый серповидной аркой длиной 135 м и высотой 15,14 м, и два береговых пролёта по 18 м. Вне арок, на консолях, были устроены пешеходные тротуары. Устои моста опирались на основание из деревянных свай. Перед перестройкой 1999 года они всё ещё оставались в отличном состоянии.

В 1937 береговые устои были отремонтированы и добавлен ещё один боковой пролёт со стороны Фрунзенской набережной.

Андреевский железнодорожный мост (1999—2000)

Андреевский железнодорож-ный мост с северо-востока, 2014
Андреевский железнодорожный мост, 2014
Памятная табличка на перенесенном старом Андреевском мосту (ныне пешеходный Пушкинский мост).

При строительстве Третьего транспортного кольца, проходившего параллельно трассе Малого кольца МЖД, потребовалось проложить вблизи старого Андреевского моста два новых: автомобильный (не менее восьми полос) и железнодорожный. Для этого железную дорогу переместили к северу от её исторической трассы, что и потребовало строительства как новой арки, так и новых опор моста — в 22 м ниже по течению, чем старый Андреевский мост (в отличие от Нового Краснолужского моста, сохранившего прежние, померанцевские опоры). Анализ состояния конструкций моста показал, что перенос старой арки на новое место — нецелесообразен. Старый мост переместили баржами на полтора километра вниз по течению, а на его месте были выстроены Андреевский автомобильный мост и новый Андреевский железнодорожный (первым был сдан автомобильный мост). Главный инженер проекта — С. С. Ткаченко («Трансмост», СПб).

При той же ширине пролёта, 135 м, новый мост выше — стрела подъёма арки выросла до 21,5 м. Опоры арки — на буронабивных столбах диаметром 1,5 м, всего под каждой опорой 77 столбов глубиной до 32 м. Арка повторяет контур проскуряковского моста, однако её зрительно подавляет массивная балка близко расположенного автомобильного моста (имеющая отличный от железнодорожного моста наклон).

По мосту проходят два электрифицированных пути главного хода Малого кольца. Пути находятся в границах станции Канатчиково: входные светофоры находятся чуть северо-западнее моста, а основное путевое развитие станции находится юго-восточнее, за Гагаринским тоннелем. Северо-западнее моста начинается перегон к станции Пресня. Движение по мосту до 2016 года только грузовое, в 2016 году окончена реконструкция Малого кольца с электрификацией и запуском пассажирского движения.

Рядом с путями по северной части моста проходит пешеходная дорожка, соединяющая два берега, отделённая от путей забором. По ней также возможен проход от/на площадь Гагарина юго-восточнее.

Литература

  • Носарев А. В., Скрябина Т. А. Мосты Москвы. Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы : (Инженерно-исторические очерки) / Анатолий Носарев, Татьяна Скрябина. — М. : Вече, 2004. — С. 141—149. — ISBN 5-9533-0183-9.