Лихоборы (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Лихоборы
Малое кольцо Московской железной дороги
Московская железная дорога
55°50′32″ с. ш. 37°31′48″ в. д.HGЯO
ДЦС ДЦС-1 Московско-Курский
Регион ж. д. Московско-Курский
Дата открытия 1908[1]
Тип участковая
Классность 2
Прилегающие перегоны Серебряный Бор — Лихоборы (3), Лихоборы — Владыкино-Московское (3), Лихоборы — Ховрино (2)
Расстояние до пересечения с Октябрьской ЖД 52 км 
Код в АСУЖТ 198813
Герб Объект культурного наследия РФ
Перейти к шаблону «Малое кольцо Московской железной дороги» 
Малое кольцо МЖД
↓ Платформы МЦК ↓
↓ Станции и др. объекты ↓
Лихоборы
53,7
Наземный переход от/к
пл. Лихоборы
53,989
0,0
Окружная Люблинско-Дмитровская линия
1,0
Наземный переход от/к
пл. Окружная
1,2
Владыкино Серпуховско-Тимирязевская линия
2,4
2,4
Владыкино-Московское
3,8
4,9
Ботанический сад Калужско-Рижская линия
5,3
6,5
Ростокино
Ростокино
7,1
Наземный переход от/к
пл. Ростокино
7,4
Белокаменная
9,7
9,7
Белокаменная
Бульвар Рокоссовского Сокольническая линия
12,3
Локомотив Сокольническая линия
13,9
13,8
Черкизово (Восточный вокзал)
Измайлово Арбатско-Покровская линия
15,5
Соколиная Гора
17,6
18,6
Лефортово
Шоссе Энтузиастов Калининская линия
19,0
20,3
Андроновка
20,5
Наземный переход от/к
пл. Андроновка
20,6
Северный Пост
21,2
Андроновка: парки А, Б
Пост 5 км
Наземный переход от/к
пл. Нижегородская
22,1
Нижегородская Некрасовская линия
22,3
Новопролетарская: старый парк
Новохохловская
23,4
Новопролетарская: новый парк
Наземный переход от/к
пл. Новохохловская
23,6
Бойня: городской парк
Москва-Южный Порт
Бойня: товарный парк
Угрешская Таганско-Краснопресненская линия
24,8
М.-Южн.Порт: парк Южная Гавань
+ ветвь в Южный речной порт
25,5
Угрешская
↑ 3 главных пути
↓ 2 главных пути ↓
Дубровка Люблинско-Дмитровская линия
26,2
Симоново, Лизино
Автозаводская Замоскворецкая линия
27,4
27,9
Кожухово
ЗИЛ
28,8
30,2
Верхние Котлы Серпуховско-Тимирязевская линия
30,9
Наземный переход от/к
пл. Верхние Котлы
31,0
Крымская
31,7
33,4
Канатчиково
33,9
Площадь Гагарина Калужско-Рижская линия
34,0
34,8
35,0
Лужники Сокольническая линия
36,3
36,1
бывш. Воробьёвы Горы
37,5
37,9
бывш. о.п. Потылиха
38,5
Кутузовская Филёвская линия
39,0
38,6
Пресня: парк Кутузово
бывшая ст. Кутузово
39,3
Пост завода им.Бадаева
ветвь Бадаевского ППЖТ
39,5
Пост Камушки
Деловой центр Филёвская линия
39,9
Наземный переход от/к
пл. Тестовская
40,3
Шелепиха Большая кольцевая линия
41,0
42,2
Пресня
↑ 2 главных пути
↓ 3 главных пути ↓
Октябрьские Казармы
Хорошёво Таганско-Краснопресненская линия Большая кольцевая линия
43,6
Зорге Таганско-Краснопресненская линия
44,8
44
бывший о.п. Военное Поле
Панфиловская Таганско-Краснопресненская линия
46,1
46,5
Серебряный Бор
Стрешнево Замоскворецкая линия
47,9
 к депо ТЧ-96 Подмосковная 
Наземный переход от/к
пл. Стрешнево
48,0
Балтийская Замоскворецкая линия
49,5
49,5
Лихоборы: неч.парк Братцево
бывшая ст. Братцево
Коптево
51,6
Лок.депо ТЧЭ-2 Лихоборы-Окружные
52,4
Лихоборы: чётный парк

Лихобо́ры — узловая железнодорожная станция Малого кольца Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному применению является участковой, по объёму работы отнесена ко 2 классу.

История станции

Первая и главная станция Малого кольца построена в период с 1902 по 1908 год по эксклюзивному проекту профессора Императорской академии художеств А. Н. Померанцева, открыта 2 августа 1908 года.

В начале XX века станция находилась на самой окраине Москвы, вблизи Петровской земледельческой академии и усадьбы «Михалково», известной своими каскадными прудами. Ныне располагается в тени исполинских вековых деревьев у границы районов Коптево и Головинский, между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе. Над западной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы.

Стела к 100-летию Малого кольца на станции Лихоборы

Станция проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге. В 1900-х годах здесь был построен большой комплекс сооружений — пассажирский вокзал (прекрасно сохранился и реставрирован), мастерские для ремонта паровозов и вагонов (ныне — депо Лихоборы-Окружные), нефтекачка, кузница, дома управляющего дорогой и машинистов и другие пристанционные сооружения, большинство из которых, утратив былое назначение, дошли до нас ценными архитектурными экспонатами[2]. На искусственном холме была возведена 30-метровая водосборная башня, такие были нужны при паровозной тяге[3]. Освещалась станция распылённым газом по системе инженера Кржеминского.

200-летний тополь на станции Лихоборы

На фасаде бывшего дома начальника участка тяги (до 2010 года здесь размещалась отделенческая детская поликлиника) в нише между двух окон сохранился символ мудрости — барельеф совы. В 2008 году в честь 100-летия со дня открытия станции Лихоборы на перроне была сооружена памятная стела, на постаменте — декоративные паровозики. У здания вокзала — двухвековой тополь (возраст подтверждён радиоуглеродным анализом), свидетель наполеоновского нашествия, к столетнему юбилею станции едва не был вырублен, сохранён по личному указанию тогдашнего начальника МЖД Владимира Старостенко. В начале 2012 года снесена часть веерного паровозного депо «Лихоборы» (Михалковская улица, д. 59)[4].

2 мая 2014 года станция была закрыта для всей грузовой работы по параграфу 3 Тарифного руководства № 4[5]. Открыта по знаку «X» (грузовые и пассажирские операции не производятся). Код ЕСР сменён с 198809 на 198813.

Современное местоположение

От восточной горловины станции отходят две соединительных ветви (ветви № 2 и 2а) на станцию Ховрино главного хода Октябрьской железной дороги (Ленинградского направления), пересекающего МК МЖД в востоку от Лихобор, то есть станция является передаточной между Московской и Октябрьской железными дорогами (формально, междудорожной станцией является только Ховрино). Ветвь № 2 действует, ветвь № 2а была заброшена и отсоединена и от Ховрино, и от Малого кольца, в 2016 восстановлена. Кроме того, от станции на север отходит куст подъездных путей, пересекающих 2-й и 3-й Лихачёвский переулки (не используются с 2013 года, в основном разобраны).

Близ станции Лихоборы — локомотивное депо Лихоборы-Окружные, обслуживающее всё Малое кольцо МЖД, а также направления на Серпухов и на Вековку.

Станция Лихоборы — наиболее удалённая от метро из всех существующих станций Малого кольца. Расстояние до ближайших станций метрополитена — «Петровско-Разумовская», «Тимирязевская», «Войковская», «Водный стадион» — от 3 до 5 километров.

Путевое хозяйство и управление

В 2011 году станция Лихоборы насчитывала 15 путей общей протяжённостью около 9 километров, стрелочных переводов — 83. Стрелки постепенно заменяются и укладываются на бетон. Обслуживает станцию коллектив из 40 железнодорожников: десять дежурных по станции, приёмосдатчики груза и багажа, составители поездов, операторы станционно-технологического центра по обработке информации, сигналисты, операторы поста электроцентрализации, согласно требованиям безопасности в штате есть и начальник штаба гражданской обороны[2].

В рамках реконструкции Малого кольца МЖД и подготовки к открытию пассажирского движения по нему, весной 2011 года на станции Лихоборы была начата геодезическая съёмка, подготовка к строительству контактной сети и третьего главного пути.

После реконструкции станция была продлена на юго-запад и состоит из двух парков[6]:

  • Чётный парк Лихоборы — историческая часть.
  • Нечётный парк Братцево — на месте бывшей станции Братцево, в этом парке кроме трёх главных путей сооружены 7 путей для отстоя электропоездов.

В границах станции находятся три[6] остановочных пункта МЦК:

  • одноимённый Лихоборы — в северо-восточной горловине станции, у путепроводов над Главным ходом Октябрьской ЖД.
  • Коптево — в юго-восточной горловине чётного парка Лихоборы, вблизи депо
  • Балтийская — в нечётном парке Братцево

См. также

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. 2,0 2,1 Станция Лихоборы: второй век, вторая жизнь. Московский железнодорожник, 2011, № 20, с.7
  3. Архитектурная вязь железных дорог. Дата обращения: 15 сентября 2007. Архивировано 8 октября 2008 года.
  4. АРХНАДЗОР — Памятники железной дороги исчезают один за другим. Дата обращения: 23 августа 2012. Архивировано 6 января 2017 года.
  5. Приказ Росжелдора от 18.04.2014 N 134 «О железнодорожных станциях Московской железной дороги — филиала ОАО „РЖД“». Дата обращения: 8 августа 2014. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  6. 6,0 6,1 ТРА ст. Лихоборы

Ссылки