Проскуряков, Лавр Дмитриевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лавр Дмитриевич Проскуряков
Дата рождения 18 (30) августа 1858(1858-08-30)
Место рождения Борисовка, Валуйский уезд, Воронежская губерния, Российская империя
Дата смерти 14 сентября 1926(1926-09-14) (68 лет)
Место смерти Москва, СССР
Научная сфера мостостроение
Учёное звание профессор
Награды и премии Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1900)

Лавр Дми́триевич Проскуряко́в (18 (30) августа 1858 года, с. Борисовка, Воронежская губерния[1] — 14 сентября 1926, Москва) — крупнейший российский специалист своего времени по мостостроению.

Биография

Л. Д. Проскуряков родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учёбы, поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения, который окончил в 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 года — преподаватель кафедры мостов в том же институте. В 1891 году защитил диссертацию «К расчёту сквозных ферм», в которой показал наличие дополнительных напряжений в концевых панелях ферм, не учитывавшихся до этого в расчётах. После прочтения пробной лекции был утверждён адъюнктом и командирован в Лондон для участия в сессии Международного желдезнодорожного конгресса. В заграничной поездке он также посетил Соединённые Штаты Америки.

В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России был построен железнодорожный металлический мост консольной системы — через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге.

В 1895 году им был выполнен проект моста через Енисей. По величине пролётов этот мост был вторым в Европе после Кулембургского моста в Голландии (Vieux pont ferroviaire de Culembourg, разобран в 1982 г.) и самым большим в России.

В 1900 году за проект моста он был награждён Большой золотой медалью на Парижской всемирной выставке.

По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку (Каширский железнодорожный мост) и Волхов (на Петербурго-Вологодской железной дороге) и через Волгу у Казани. Для Транссиба Проскуряков проектировал мост через Зею и Черемшанку на ветке ТюменьОмск.

В 1896 году выполнил проект моста через Которосль возле Ярославля.

С 1896 года Л. Д. Проскуряков — профессор Московского инженерного училища (ныне Российский университет транспорта), заведующий кафедрой строительной механики и мостов.

Проскуряков занимался разработкой проекта Кичкасского моста через Днепр неподалёку от Александровска[2][3].

В 1904 году — железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа и «Горбатый» мост на Кругобайкальской железной дороге[4].

В 1905—1907 годах в Москве, на трассе Малого кольца Московской железной дороги, по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева были построены два арочных железнодорожных моста через реку Москву — Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 году (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000—2001 годах перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м, открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост был назван Алексеевским.

В 1924 году по проекту Л. Д. Проскурякова был построен Нижний (Восточный) Сабуровский мост.

Проскуряковым впервые была предложена так называемая статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Публикации

В 1902 году вышел его курс «Строительная механика», выдержавший шесть изданий, а седьмое, посмертное, стало на долгое время учебником для всех технических вузов страны.

Примечания

  1. Гойзман Ш. Р..
  2. Патон Е. О. Литературная запись Юрия Буряковского. Воспоминания. — М. : Молодая гвардия, 1958.
  3. Адельберг Л. И. Кичкасский мост // Мосты Запорожья. — Запорожье: Тандем-У, 2005. — 56 с.
  4. Сохранить уникальный памятник русских инженеров. Дата обращения: 15 октября 2017. Архивировано 20 августа 2012 года.

Литература

  • Волков В. А., Куликова М. В. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Естественные и технические науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. — С. 193—194. — 294 с. — 2000 экз. — ISBN 5—8037—0164—5.
  • Малинин С. Н. Лавр Дмитриевич Проскуряков: Бог мостов // Русские инженеры. История инженерных школ и научных прорывов: XVII–XX вв. Транспорт: железнодорожный, водный, воздушный, космический. — М.: URSS, 2023. — С. 72—78. — 296 с. — (НАУКУ — ВСЕМ! Шедевры научно-популярной литературы (инженерные науки). Выпуск 360). — ISBN 978-5-397-08036-1.
  • Ординарный профессор Императорского Московского инженерного училища Л. Д. Проскуряков : Биогр., сост. согласно постановлению Совета Уч-ща к 25-лет. юбилею его науч.-пед. деятельности (16 марта 1912 г.). — М.: типо-лит. т-ва В. Чичерин в Москве, 1912. — 23 с.
  • Проскуряков Лавр Дмитриевич — статья из Большой советской энциклопедии

Ссылки