Смоленское направление Московской железной дороги

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Смоленское направление Московской железной дороги
Технические данные
Перейти к шаблону «Москва — Красное» 
0,0
Москва-Пасс.-Смоленская
Переход на станцию «Белорусская» Замоскворецкой линииПереход на станцию «Белорусская» Кольцевой линии
Москва-Тов.-Смоленская
2,0
БеговаяПереход на станцию «Беговая» Таганско-Краснопресненской линии
4,7
ТестовскаяПереход на станцию «Международная» Филёвской линииПереход на станцию «Шелепиха» Большая кольцевой линииПереход на станцию «Шелепиха» Московского центрального кольцаПереход на станцию «Деловой центр» Московского центрального кольца
Шепелиха • Москва-Сити
Московское центральное кольцо
6,4
ФилиПереход на станцию «Фили» Филёвской линии
9,6
Славянский бульвар Переход на станцию «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии
11,2
КунцевскаяПереход на станцию «Кунцевская» Арбатско-Покровской линииФилёвская линияПереход на станцию «Кунцевская» Большой кольцевой линии
13,4
Рабочий Посёлок
на Усово
2,2
Кунцево II
6,8
Ромашково
Советская улица
5,0
Рублёво
Москва
МСК о. (Одинцовский г.о.)
10,0
Раздоры
Подушкинское шоссе
12,0
Барвиха
14,0
Ильинское
17,2
Усово
пл. Усово-2
14,4
Сетунь
16,3
Немчиновка
18,9
Сколково
19,4
Трёхгорка (1951—2019)
21,5
Баковка
24,1
Одинцово
26,2
Отрадное
28,7
Пионерская
30,4
Перхушково
32,8
Здравница
36,4
Жаворонки
39,5
Дачное
41,9
Малые Вязёмы
43,9
Голицыно
на Звенигород
4,6
Захарово
7,8
Хлюпино
11,1
Скоротово
15,7
Звенигород
51,4
Сушкинская
54,7
Петелино
56,5
Часцовская
59,8
Портновская
Парк Патриот
На Манихино, Поварово
(Бол. кольцо)
Технический центр
63,3
206,6
Кубинка I
На Бекасово, Столбовую
(Бол. кольцо)
66,9
Чапаевка
71,4
Полушкино
73,8
Санаторная
Восточная улица (п. Тучково)
78,0
Тучково
на ст. Морево
79,8
Театральная
84,3
Садовая
86,5
Дорохово
91,1
Партизанская
98,1
Шаликово
Школьная улица (п. Шаликово)
104,3
Кукаринская
108,2
109 км
110,2
Можайск
Коммунистическая ул.
121,4
Бородино
Линия, построенная к
100-тию Бородинской битвы
129,7
Колочь
138,8
Уваровка
Советская улица (п. Уваровка)
144,6
144 км
147,0
147 км
подъездные пути
к Дровнинскому карьеру
154,1
Дровнино
160,1
Батюшково, Пост 161 км
170,5
обг.Колесники
О16 (г. Гагарин)
180,3
Гагарин
189,4
Василисино
197,7
Серго-Ивановская
205,0
205 км
208,0
Туманово
215,0
215 км
218,1
218 км
223,7
Мещёрская
228,5
Подъёлки
233,6
обг.Комягино
быв. обход Вязьмы
236,9
Зубарёвка
на Ржев, Лихославль
ТЧЭ-41 «Вязьма-Сорт.»
243,1
260,0
Вязьма
=3кВ
~25кВ
на Калугу-1 и Фаянсовую
линия Вязьма — Вязьма-Брянская
247,0
Старая Деревня
251,0
Золотарёвка
253,9
Гредякино
259,0
Ждановка
265,8
Семлёво
272,6
273 км
280,0
Алфёрово
285,5
286 км
290,2
Издешково
296,3
обг.Митино
299,9
300 км
307,7
Дурово
13,5
пл. 14 км
18,3
ст. Вадино
24,5
пл. Иванисино
28,2
Яковская
40,6
Игоревская
50,1
ст. Канютино
59,9
ст. Никитинка
66,7
пл. 67 км
69,8
Владимирский Тупик
тупик 72 км
?
Азотная
25,3
Дорогобуж
14,3
Струково
3,0
3 км
316,5
Сафоново
323,7
обг.Максимово
331,3
Вышегор
339,2
Свищёво
347,1
Милохово
?
353 км
356,1
Ярцево
361,1
362 км
365,0
365 км
370,3
Присельская
375,4
376 км
384,6
Кардымово
391,6
Пересветово
396,8
397 км
р. Еревня
401,5
573,3
Духовская
406
Волчейка
410,0
379,5
Колодня
Вагонное депо
412,5
Смоленск-Сорт.
ТЧЭ-42 «Смоленск-Сорт.»
ТЧР-48 «Смоленск»,
Орловская
418,6
388,2
Смоленск-Центр.
426,0
Дубровинка
394,3
Дачная-1
427,3
Красный Бор
395,9
Дачная-2
429,5
430 км
401,2
Гнёздово
432,8
Ракитная
439,8
Катынь
443,0
443 км
444,6
Вонлярово
449,3
Воронино
452,9
обг.Велино
464,3
Гусино
466,8
468 км
470,7
471 км
476,9
478 км
481,0
481 км
486,6
Красное
Смоленское направление МЖД, в сторону станции Фили.

Смоленское направление Московской железной дороги[1][2][3] (встречается также название «Белорусское направление»[4][5]) — железнодорожная линия от Москвы к Смоленску и далее до границы с Белоруссией (до станции Красное). Длина главного хода 490 км.

Линия административно относится к двум регионам Московской железной дороги: участок от Москвы до станции Можайск — к Московско-Смоленскому (центр — Москва-Пассажирская-Смоленская), участок от станции Бородино до границы с Белоруссией — к Смоленскому (центр — Смоленск).

Участок Москва-Пассажирская-Смоленская — Одинцово четырёхпутный, далее — двухпутный на всём протяжении. Все ответвления однопутные, за исключением участка Смоленск — Ракитная, где обе параллельных линии двухпутные.

Участок от Белорусского вокзала до станции Бородино (включая Усовскую и Звенигородскую ветки) оборудован высокими пассажирскими платформами. На самой станции Бородино одна платформа высокая, другая низкая. Две высоких платформы также имеются на станции Смоленск, одна — на станции Вязьма. Большинство платформ на участке Вязьма — Красное укороченные. Единственная высокая укороченная платформа на Смоленском направлении — на станции Кунцево-2.

История

Участок Москва — Смоленск был открыт в сентябре 1870 года, участок Смоленск — Брест — в ноябре 1871 года. При этом станция Смоленск была открыта ещё в 1868 году в составе участка Витебск — Рославль Орловско-Витебской железной дороги, обе линии в черте города были проложены параллельно.

В 1912 году в честь столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года «Московско-Брестская железная дорога» получила название «Александровская железная дорога».

В 1918 году было открыто ответвление Дурово — Владимирский Тупик, в 1925 году — Голицыно — Звенигород, в 1927 году — Кунцево — Усово.

Электрификация началась в 1943 году напряжением 1,5 кВ (постоянный ток) с участка от Москвы до Кунцево, продлена:

  • в 1944 году — до Сетуни,
  • в 1947 году — до Одинцово,
  • в 1949 году — до Голицыно, при этом уже электрифицированная линия переведена на напряжение 3 кВ,
  • в 1950 году электрифицирована ветка на Звенигород,
  • в 1957 году — ветка на Усово,
  • в 1958 году — до Можайска,
  • в 1959 году — до Бородина,
  • в 1973 году — до Вязьмы.

Оставшийся участок до Красного (и далее до Минска) был электрифицирован переменным током напряжением 25 кВ в 1979 году.

В начале 2000-х годов была проведена реконструкция. Все остановочные пункты были оформлены единообразно: тёмно-зелёные таблички с белыми надписями, здания выкрашены в светло-зелёный. Исключением являются здания станций Бородино и Гагарин, они желтого цвета. В 2014 году на многих станциях были поставлены серые таблички с белыми надписями на русском и английском языках.

Современное состояние

С 2017 года, ведётся строительство 3-го и 4-го главных путей и реконструкция существующих остановочных пунктов в рамках увеличения пропускной способности направления. Пробный поезд по новому третьему главному пути от Белорусского вокзала до Одинцово прошёл 10 августа 2018 года. Регулярное движение экспрессов без остановок со временем в пути 21 минута каждый час открыто с 21 декабря 2018 года[6][7].

27 мая 2019 года открыт остановочный пункт Инновационный центр Сколково. 1 августа 2019 года открыт четвёртый главный путь на участке Москва — Одинцово[8].

В 2019 году на базе существующих линий организована система городской электрички — Московские центральные диаметры, Участок Одинцово — Лобня стал D1. В 2020 году проведена реконструкция станции Одинцово со строительством двух тупиковых путей для поездов D1.

Движение поездов

По линии следуют пригородные поезда, а также региональные экспрессы (до Одинцово, Можайска, Вязьмы, Смоленска), поезда дальнего следования (в том числе направляющиеся в Минск, Брест, Гомель, Вильнюс, Калининград, Варшаву, Берлин, Прагу, Париж, Ниццу).

На станции Кубинка-1 происходит пересадка на поезда, следующие по Большому кольцу МЖД в сторону Манихино и Поварово (на север) и в сторону Бекасово и Детково (на юго-восток). До конца 1990-х годов работали «прямые» электропоезда с Белорусского вокзала до Бекасово-1 (на этой станции была отдельная третья платформа) и Акулово и обратно. Сначала они все были сокращены до Акулово, затем отменены совсем.

Самой дальней станцией, до которой ходят пригородные поезда от Москвы-Смоленской, является Бородино. До 18 мая 2015 года поезда ходили до Гагарина[9][10], а с лета 1994 года до конца 2012 года — до Вязьмы, в настоящее время пригородные поезда до этих станций ходят только от Можайска / Бородино.

Литература

  • Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 г. М.: МПС, 1996

Примечания

  1. Московская железная дорога: в будущее с новыми технологиям. — Московская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», 2018. — С. 27. Архивная копия от 1 июля 2018 на Wayback Machine
  2. «Смоленское направление Московского железнодорожного узла» этап «Организация движения ускоренных электропоездов Москва - Усово». ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование» (20 декабря 2016). Дата обращения: 1 июля 2018. Архивировано 1 июля 2018 года.
  3. Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дорогидороги. Этапы I-VI. ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование» (30 ноября 2017). Дата обращения: 1 июля 2018. Архивировано 1 июля 2018 года.
  4. Схема пригородного ж/д сообщения. АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК». Дата обращения: 12 апреля 2020. Архивировано 12 апреля 2020 года.
  5. Московская железная дорога: в будущее с новыми технологиям. — Московская железная дорога – филиал ОАО «РЖД». — С. 21. Архивная копия от 1 июля 2018 на Wayback Machine
  6. Собянин и Воробьев проехали на скоростной электричке до Одинцово. Дата обращения: 24 сентября 2019. (недоступная ссылка)
  7. Сергей Вязанкин, главный инженер МЖД. Потенциал рачительности. Гудок (7 декабря 2018). Дата обращения: 7 декабря 2018. Архивировано 28 марта 2019 года.
  8. С 1 августа откроется движение по четвертому главному пути на маршруте Москва - Одинцово. mosday.ru. Дата обращения: 24 сентября 2019. Архивировано 14 июля 2020 года.
  9. Расписание электричек по вокзалу Можайск. График 2015 г, с учетом оперативных изменений. Дата обращения: 24 сентября 2019. Архивировано 17 мая 2015 года.
  10. Расписание электричек: Москва (Белорусский вокзал). График 2015 г, с учётом оперативных изменений. Дата обращения: 24 сентября 2019. Архивировано 17 мая 2015 года.

Ссылки