Новоспасский мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Новоспасский мост
Новоспасский мост, 2015.Новоспасский мост, 2015.
Область применения автомобильный, трамвайный, пешеходный
Пересекает Москва (река)
Место расположения Москва
Конструкция
Тип конструкции стальной, трёхпролётный, балочный
Основной пролёт 44,46 + 52,37 + 44,46 м (с 2000)
Общая длина 502 м (с 1937)
Ширина моста 24,4 м (с 2000)
Эксплуатация
Открытие 1911, перестроен в 1937 и 2000
55°43′43″ с. ш. 37°39′15″ в. д.HGЯO

Новоспа́сский мост в Москве — трёхпролётный стальной балочный мост через Москву-реку, соединяющий район Павелецкого вокзала по Кожевнической улице с площадью Крестьянская застава по 3-му Крутицкому переулку. Один из двух старейших мостов на реке Москве (см. также Бородинский мост). В основе существующего моста — опоры арочного Новоспасского моста, построенного в 1911[источник не указан 3824 дня]. Надстроен в 1937; в 2000 несущие арки и верхнее строение были заменены на стальную балочную конструкцию.

Пешеходным является только непосредственно над поверхностью реки.

История строительства и реконструкции

Деревянные мосты в нижнем течении Москвы-реки, в районе Новоспасского, Симонова монастырей и Крутицкого подворья известны со времён Ивана Грозного. Источники упоминают шесть различных мест, в которых в разное время существовали такие мосты.

В 1911 был выстроен стальной Новоспасский мост — по типовой для Москвы трёхпролётной арочной схеме (формула пролётов 40,54 + 46,99 + 40,54 м). Каждый пролёт опирался на 14 двухшарнирных стальных арок (постоянной высоты, двутаврового сечения), поставленных с шагом 1,524 м. Стрела подъёма арок равнялась 3,7 м в центральном пролёте, 3,3 м в боковых пролётах. Верхнее строение было набрано из клёпаных двутавровых балок, с деревянной торцевой мостовой (высота шашек 13 см) поверх балок Зоре.

Новоспасский мост

В 1937 мост был реконструирован с целью расширить судоходный габарит (до высоты 8,6 м при ширине 30 м) и обеспечить двухуровневое пересечение проезжих частей моста и набережных. Опоры моста были надстроены на 2,76 м по проекту Ю. Ф. Вернера, Н. Б. Соколова и Ю. Н. Яковлева, добавлены береговые пролёты и лестничные сходы. Общая длина моста с подходами достигла 502 м, ширина 21.2 м. Деревянную мостовую заменили на асфальтобетонную.

В 2000 мост был перестроен по проекту Р. П. Назаровой (ОАО «Гипротрансмост»). Верхнее строение и несущие арки были полностью демонтированы и заменены на неразрезную балочную конструкцию по схеме 44,46 + 52,37 + 44,46 м с ортотропной плитой. Балки «замаскированы» узкими криволинейными фартуками в попытке имитировать арочное строение.

Мост испорчен… Балки выглядят крайне неудачно. Видно, сами разработчики поняли это и поэтому решили установить снаружи вертикальные листы, пытаясь представить мост как арочный. Сделано это топорно. К тому же при движении транспорта по мосту эти листы вибрируют[1]

Примечания

Литература

  • Надеждин Б. М. Мосты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1979. — 192 с.
  • Носарев А. В., Скрябина Т. А. Мосты Москвы. Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы : (Инженерно-исторические очерки) / Анатолий Носарев, Татьяна Скрябина. — М. : Вече, 2004. — 260 с. — ISBN 5-9533-0183-9.
  • Симонов Е. Мосты и набережные столицы. — М.: Московский рабочий, 1938. — 62 с.