Военное Поле (остановочный пункт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Остановочный пункт
Военное Поле
Малое кольцо Московской железной дороги
Московская железная дорога
Пассажирское здание полустанка Военное Поле. На заднем плане насыпь железной дороги.Пассажирское здание полустанка Военное Поле.
На заднем плане насыпь железной дороги.
55°47′21″ с. ш. 37°30′17″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1908
Дата закрытия 1950-е
Архитекторы А. Н. Померанцев
Расстояние до пересечения с Октябрьской ЖД 44 км 

Вое́нное По́ле — бывший остановочный пункт Московской Окружной железной дороги. Располагался на 44-м километре между станциями Пресня и Серебряный Бор. Получил название по находившемуся рядом Военному полю. Ни одно из сооружений остановочного пункта не сохранилось. В настоящее время примерно на его месте располагается платформа Зорге МЦК.

История

Полустанок на плане Москвы
Внешние изображения
Пассажирское здание незадолго до сноса
Остатки мостика у путей. 2010 год.

Военное Поле было одним из двух изначально задуманных остановочных пунктов Московской Окружной железной дороги. Своё название он получил по прилегающему Военному полю — артиллерийскому полигону на Ходынском поле, где в XIX — начале XX века располагались военные лагеря. Предположительно, полустанок предназначался для обслуживания этих лагерей[1].

К о.п. относилось как минимум 3 постройки: пассажирское здание (вокзал), жилой дом 6-го типа и отхожее место с ламповой. Часть помещений пассажирского здания отводилось для устройства централизации, предназначение которого неизвестно. Предположительно, оно должно было обслуживать подъездные пути, которые планировалось построить от Военного Поля. Однако эти планы так и не были реализованы[2].

О.п. встречался на картах до 1950-х годов. Примерно в то же время были ликвидированы и военные лагеря, а на их месте развернулось многоэтажное жилищное строительство[2]. Здание вокзала остановочного пункта долгое время было заброшено. По воспоминаниям старожилов, пассажирское здание было снесено в середине 1980-х годов. Жилой дом просуществовал, по разным данным, до конца 1980-х, либо до начала 2000-х. В 2016 году в 150 метрах от полустанка Военное Поле была построена платформа Зорге[3]. Военное Поле является единственным остановочным пунктом Московской Окружной железной дороги, от которого не сохранилось ни одной оригинальной постройки[4].

Постройки

Пассажирское здание

Пассажирское здание полустанка было построено по индивидуальному проекту архитектора А. Н. Померанцева. Оно представляло собой сложное в плане сооружение с переменной этажностью и богатым декором, напоминавшее терем. На сторону проезда выходило крыльцо с шатровой кровлей и шпилем. За крыльцом находились сени, куда выходило окно кассы. Сени сообщались с залом ожидания для пассажиров I и II классов и с залом для пассажиров III класса. Зал I и II классов находился в основном объёме пассажирского здания, в северо-западной его части. Его окна, выходившие к железнодорожным путям, декорировались наличниками в виде кокошников и пилястрами. Зал I и II классов сообщался с дамской и мужской комнатами. Зал III класса находился в отдельном объёме со стороны проезда, три его окна имели такое же оформление, как и у зала I и II классов. Между залами ожидания находилась широкая лестница, ведущая на второй этаж. В юго-западной части здания со стороны путей располагался подъёмник для багажа, доставлявший грузы на второй этаж, сообщавшийся мостиком с перроном. У подъёмника находилась служебная лестница[2]. В помещениях второго этажа располагались контора начальника станции, телеграф и верхняя часть подъёмника. Башенка с высокой кровлей в юго-западной части здания отводилась для поста централизации: на втором этаже должны были размещаться компенсаторы, а на третьем — аппараты централизованного управления стрелками и сигналами. Подвал здания отводился под технические помещения. Там размещались нефтяной двигатель для подъёмника и оборудование пневматического водоснабжения системы Гантке[1].

Жилой дом

Перейти к шаблону «Малое кольцо Московской железной дороги» 
Малое кольцо МЖД
↓ Платформы МЦК ↓
↓ Станции и др. объекты ↓
Лихоборы
53,7
Наземный переход от/к
пл. Лихоборы
53,989
0,0
Окружная Люблинско-Дмитровская линия
1,0
Наземный переход от/к
пл. Окружная
1,2
Владыкино Серпуховско-Тимирязевская линия
2,4
2,4
Владыкино-Московское
3,8
4,9
Ботанический сад Калужско-Рижская линия
5,3
6,5
Ростокино
Ростокино
7,1
Наземный переход от/к
пл. Ростокино
7,4
Белокаменная
9,7
9,7
Белокаменная
Бульвар Рокоссовского Сокольническая линия
12,3
Локомотив Сокольническая линия
13,9
13,8
Черкизово (Восточный вокзал)
Измайлово Арбатско-Покровская линия
15,5
Соколиная Гора
17,6
18,6
Лефортово
Шоссе Энтузиастов Калининская линия
19,0
20,3
Андроновка
20,5
Наземный переход от/к
пл. Андроновка
20,6
Северный Пост
21,2
Андроновка: парки А, Б
Пост 5 км
Наземный переход от/к
пл. Нижегородская
22,1
Нижегородская Некрасовская линия
22,3
Новопролетарская: старый парк
Новохохловская
23,4
Новопролетарская: новый парк
Наземный переход от/к
пл. Новохохловская
23,6
Бойня: городской парк
Москва-Южный Порт
Бойня: товарный парк
Угрешская Таганско-Краснопресненская линия
24,8
М.-Южн.Порт: парк Южная Гавань
+ ветвь в Южный речной порт
25,5
Угрешская
↑ 3 главных пути
↓ 2 главных пути ↓
Дубровка Люблинско-Дмитровская линия
26,2
Симоново, Лизино
Автозаводская Замоскворецкая линия
27,4
27,9
Кожухово
ЗИЛ
28,8
30,2
Верхние Котлы Серпуховско-Тимирязевская линия
30,9
Наземный переход от/к
пл. Верхние Котлы
31,0
Крымская
31,7
33,4
Канатчиково
33,9
Площадь Гагарина Калужско-Рижская линия
34,0
34,8
35,0
Лужники Сокольническая линия
36,3
36,1
бывш. Воробьёвы Горы
37,5
37,9
бывш. о.п. Потылиха
38,5
Кутузовская Филёвская линия
39,0
38,6
Пресня: парк Кутузово
бывшая ст. Кутузово
39,3
Пост завода им.Бадаева
ветвь Бадаевского ППЖТ
39,5
Пост Камушки
Деловой центр Филёвская линия
39,9
Наземный переход от/к
пл. Тестовская
40,3
Шелепиха Большая кольцевая линия
41,0
42,2
Пресня
↑ 2 главных пути
↓ 3 главных пути ↓
Октябрьские Казармы
Хорошёво Таганско-Краснопресненская линия Большая кольцевая линия
43,6
Зорге Таганско-Краснопресненская линия
44,8
44
бывший о.п. Военное Поле
Панфиловская Таганско-Краснопресненская линия
46,1
46,5
Серебряный Бор
Стрешнево Замоскворецкая линия
47,9
 к депо ТЧ-96 Подмосковная 
Наземный переход от/к
пл. Стрешнево
48,0
Балтийская Замоскворецкая линия
49,5
49,5
Лихоборы: неч.парк Братцево
бывшая ст. Братцево
Коптево
51,6
Лок.депо ТЧЭ-2 Лихоборы-Окружные
52,4
Лихоборы: чётный парк

Жилой дом, располагавшийся неподалёку, относился к типу № 6 и предназначался для проживания сотрудников полустанка. На первом этаже размещалась квартира начальника станции и его 1-го помощника. Квартира начальника располагалась в несколько выступающем объёме и имела отдельный вход со стороны путей. На эту же сторону выходило и широкое окно квартиры. Над входом в квартиру начальника нависал эркер второго этажа, имевший отдельную кровлю[1]. Справа от квартиры начальника была квартира его 1-го помощника, попасть в неё можно было через вход с задней стороны здания и общий коридор. На первом этаже также размещались комнаты дворника, сторожа и уборная. На второй этаж вела общая лестница. Там, прямо над квартирой начальника станции, располагалась квартира его 2-го помощника. На втором этаже также размещались комнаты старшего телеграфиста, младшего телеграфиста, сигналиста и жандарма. Верхнюю часть второго этажа занимал отштукатуренный карниз. Над квартирой 2-го помощника со стороны путей возвышался отштукатуренный фронтон с двумя небольшими слуховыми окнами. Цоколь здания также был покрыт штукатуркой. Остальная поверхность стен была облицована декоративным кирпичом. Над кровлей дома возвышалось множество печных труб с фигурными металлическими завершениями[3].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Егоров, 2017, с. 214.
  2. 2,0 2,1 2,2 Егоров, 2017, с. 213.
  3. 3,0 3,1 Егоров, 2017, с. 215.
  4. Егоров Ю. А. Военное Поле. Архнадзор (5 сентября 2016). Дата обращения: 27 августа 2017. Архивировано 28 августа 2017 года.

Литература