Иосафат

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иосафат
ивр.יְהוֹשָׁפָט‏‎ — jəhôšāfāt
«Яхве помог добиться справедливости»;
др.-греч. Ἰωσαφάτ;
лат. Iosaphat
Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
  • 872—848 года до н. э.[1]
  • 873/2—849/8 года до н. э.[2]
  • 870—846 года до н. э.[3]
Предшественник Аса
Преемник Иорам

Род династии Давида
Отец Аса
Мать Азува

Иосафа́т (Йехошафат) — царь Иудеи, правивший приблизительно в 870 — 846 годах до н. э. Из династии Давида, сын Асы[4][5][6]. Библия называет и имя его матери, это некая Азува, дочь Салаиля[7]. Иосафат является ветхозаветным персонажем. Внебиблейские свидетельства об Иосафате отсутствуют.

Этимология имени

Личное имя на иврите «Йехошафат» сохранилось в двух разных вариантах написания: יְהוֹשָׁפָט — jəhôšāfāt и (реже) יֹושָׁפָט — jôšāfāt. Это составное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект (и в то же время теофорный элемент) — это форма слова «Яхве» (יְהֹו — jəhô или יֹו — ), сказуемое происходит от корня глагола שׁפט — špt, русское «судить / помогать в правосудии». Имя можно перевести как «Яхве говорил правильно / добивался справедливости / помог добиться справедливости». Септуагинта передает это имя как Ἰωσαφάτ (Иосафат), Вульгата — как Iosaphat.

Правление

Укрепление царства

Иосафат вступил на иудейский престол после смерти отца 35 лет от роду[8]. Он был современником трёх израильских царей — Ахава, Охозии и Иорама. О правлении этого царя, богобоязненность и справедливость которого в один голос восхваляют книги Царей и Хроник, помимо последних источников, много сведений заключалось, по-видимому, и в хронике некоего пророка Ииуя, сына Ананиева, не дошедшей до нас и входившей, может быть, в состав так называемой «Книги царей иудейских», также утраченной для историографии[9].

Иосафат старался идти по «стопам Давида»[10], бывшего для него высшим образцом жизни и деятельности. При нём Иудейское царство достигло высшей степени процветания. Он начал своё царствование с укрепления границ государства. В городах были размещены гарнизоны, построены новые крепости, реорганизовано войско[11]. Армия состояла из двух частей: гарнизонов в городах и крепостях и войска, набираемого на племенной основе из двух оставшихся под властью Давидидов племен — Иуды и Вениамина. Точно неизвестно состояла ли армия из ополчения или это было личное войско Иосафата. Цифры, которые сообщает Библия, как будто подтверждают существование ополчение: 780 тысяч иудеев и 370 тысяч вениамитян[12]. Но сами по себе они совершенно невероятны: небольшое царство просто физически не могло выставить армию в более миллиона боеспособных мужчин, тем более отборных, отличных воинов, как отзывается о них библейский автор. Эти сведения содержатся в Книге Хроник. Обе Книги Хроник были созданы, вероятнее всего, в IV веке до н. э. К этому времени Иудейское царство уже давно не существовало, многие его жители были уведены в плен в Месопотамию. Часть из них позже возвратилась в Палестину, и, вероятнее всего, именно родовые воспоминания возвратившихся и стали основным источником знаний автора (или авторов) этих Книг. В этих воспоминаниях порой достаточно точно излагаются события, по тем или причинам опущенные авторами Книг Самуила и Царей. Но в то же время следует учитывать, что последующие события наложили свой отпечаток на память людей, и многое из того, что происходило до плена, уже виделось в искаженном свете представлений о прежней погибшей славе. И ещё одно обстоятельство, без сомнения, наложило отпечаток на характер изложения в Книгах: торжество монотеизма. Иосафат, по словам хрониста, всегда ходил путями Яхве, и уже поэтому заслуживал всяческого прославления, и, как это бывает обычно в народной памяти, его деяния преувеличивались, как преувеличивались его богатства и число его воинов.

Обратившись снова к тексту соответствующего пассажа во II Книге Хроник, мы узнаем, что миллионная масса воинов была сосредоточена в Иерусалиме, в столице[13]. Это была явно личная гвардия царя, набираемая, однако, с учетом племенного происхождения воинов. Об ополчении уже нет и речи. Оно явно кануло в прошлое. То, что сведения о двух частях иудейской армии содержатся в рассказе об Иосафате, позволяет говорить, что создание такой армейской структуры было делом именно этого царя, хотя размещение части армии по гарнизонам существовало и раньше.

Союз с Израилем

Получив в наследство от отца политику непримиримости с Северным Израильским царством, Иосафат, однако, отказался от неё, и прежние враждебные отношения между этими двумя государствами сменились дружественными. Он смирился с тем, что северные колена отъединились от Иерусалима после смерти царя Соломона и «заключил мир с царём Израильским»[14]. Этот союз был выгоден Иудее. Он обезопасил северную границу царства, в которое продолжали входить завоеванные в своё время Асой израильские города[15]. Союз явно не предусматривал их возвращение Израилю, да Ахав их и не требовал, ибо поддержка иудейского царя для него была гораздо важнее. Дружба между обоими государствами ещё более усилилась, когда сын Иосафата, Иорам, женился на дочери (или сестре[16]) Ахава, Гофолии (Аталии)[17]. Более того, когда израильский царь Ахав решился предпринять войну против царя Дамаска (Арама) Бар-Хадада II, он заручился помощью Иосафата. Оба царя предприняли поход на принадлежавший Араму заиорданский город Рамот-Гилеад[англ.], несмотря на то, что пророк Михей настоятельно советовал царю не предпринимать войны с сирийцами. Поход оказался несчастным для израильского царя, он был убит, и едва не стоил жизни самому Иосафату[18]. Дружбе с Израилем Иосафат не изменяет и при последующих двух израильских царях из династии Амврия (Омри) — Охозии и Иораме.

Военные походы

Возвращение царя Иосафата в Иерусалим после победы над моавитянами и аммонитянами. Миниатюра из книги Иосифа Флавия «Иудейские древности». Мастер Жан Фуке. Около 1470—1475 годов. (Paris. 247. Fol. 194)

Опираясь на созданную армию, Иосафат повёл активную экспансионистскую политику. Летописи сохранили только одно упоминание войны против Иосафата, когда против Иудеи выступили объединённые силы моавитян, аммонитян и некоторые из страны Маонитской. Царь Иосафат узнал о том, что полчища врагов движутся на Иерусалим, когда они уже были в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди (на западном берегу Мертвого моря). Иосафат обратился за помощью к своему Богу и одержал победу, после которой больше никто не выступал против него[19].

Его интересы также были обращены на юг. Здесь он сумел восстановить власть еврейских царей над Эдомом, где был поставлен царский наместник[20], и снова, как во времена Соломона, получить доступ к Красному морю. На месте портового города, разрушенного Шешонком, был создан новый порт Эцион-Гебер. Был построен и флот, и Иосафат даже попытался возобновить экспедиции в золотоносный Офир, но потерпел неудачу, ибо иудеи не имели никакого морского опыта, и корабли погибли[21][22]. Неизвестны какие-либо акции Иосафата, направленные против филистимлян и арабов, но сообщается о серебре, которое преподносили ему филистимляне в дар и в виде дани (впрочем, дары тоже могли быть закамуфлированной формой дани), и о мелком скоте, пригоняемом к нему арабами. Едва ли речь шла о добровольных дарах: недаром автор говорит о страхе соседей Иудеи перед Иосафатом[23]. По-видимому, каким-то образом (скорее всего, в результате не известной нам войны) иудейский царь сумел навязать своё господство Филистии или хотя бы какой-то части её и некоторым соседним арабским племенам.

Иосафат принимал деятельное участие в походе Иорама на моавитского царя Мешу, и этот поход неудачен для израильтян, так как моавитяне оказали соединенной армии сильное и продолжительное сопротивление. Союзники вынуждены были снять осаду и возвратиться в свои края[24][25].

Внутренние реформы

Провел Иосафат и ряд важных внутренних реформ. В этой своей деятельности он опирался на жрецов Яхве, утверждая его культ и преследуя культы иных божеств[26]. Различные категории жрецов привлекались им и к выполнению чисто гражданских обязанностей. Вместе со старейшинами они занимались юридическими вопросами. Были созданы, по-видимому, местные суды и высший суд в Иерусалиме, в которых опять же активную роль играли жрецы и левиты. Самые важные дела, по-видимому, разбирались в Иерусалиме. Целью этой реформы явно было стремление царя если и не ликвидировать племенные и гражданские суды, то все же создать наряду с ними стройную систему царской юриспруденции. При этом было, как кажется, произведено разделение функций: светские дела разбирал «правитель» (nagid), занимавший в царской иерархии очень высокое место, а религиозные — первосвященник. В своей юридической деятельности они опирались на книгу законов Яхве[27]. Это — первое известное нам упоминание о каком-то законодательном документе. Едва ли речь идёт о строго фиксированном кодексе светских законов, но, скорее, об обобщении уже существующей правовой практики как в светской, так и в религиозной сфере. Скорее всего это была та книга, которая затем вошла в Библию под названием «Второзаконие». В частности, предписаниям из Второзакония[28][29] отвечает описание судебной реформы Иосафата во Второй книге Паралипоменон[30], причём содержание речей, которые произносит Иосафат, близко к тексту книги Второзаконие. Совпадают предписания Второзакония[31] о порядке ведения войны и рассказ во Второй книге Паралипоменон[32] о событиях, происходивших во время нападения на царство Иосафата моавитско-аммонитской коалиции. Вероятно, повеление Иосафата проповедовать в Иудее «Книгу закона Господня» могло быть связано с судебной реформой этого царя и предписанием из Второзакония[33].

Участие в юридической деятельности жречества и содержащаяся в законодательстве ссылка на божественную волю освящали навязываемые обществу законы и делали практически невозможным какое-либо сопротивление со стороны старых племенных институтов. В результате Иосафат сумел создать в Иудее относительно стройную юридическую систему, имеющую не только светскую, царскую, санкцию, но и религиозную.

Характеристика правления

В Библии говорится, что Иосафат делал «угодное пред очами Господними»[34][35] и за это удостоился почитания израильского пророка Елисея[36]. Деятельность Иосафата, который «взыскал… Бога отца своего и поступал по заповедям Его»[37][38], получила высокую оценку: «И возвысилось сердце его на путях Господних»[39]. Единственной его ошибкой библейские источники считали попытки вступать в союз с нечестивыми израильскими царями[40][41]. Однако благодаря этому Израиль и Иудея смогли временно не только мирно сосуществовать, но и вести совместные войны с арамеями и моавитянами, как единый народ. Правда, когда Иосафат выступал совместно с израильскими царями их начинания оканчивались неудачей. Войны же, которые были ведены Иосафатом единолично, были, наоборот, очень счастливы для него. Интересно отметить, что удачный исход войны с заиорданскими (юго-восточными) племенами летописец приписывает не Иосафату, а всецело Богу, называя ее просто «войною Господа»[42]. Эту победу, при которой Иосафат захватил огромную и богатую добычу, евреи торжественно отпраздновали в Иерусалиме[43].

Весьма плодотворна была деятельность Иосафата, направленная к просвещению народа и мирному развитию государства. Его царствование может считаться временем особенного подъема народного благосостояния; его собственная царская казна, по свидетельству летописца, обильно пополнялась богатыми приношениями всего народа, а последнее могло иметь место лишь в том случае, если сам народ жил в полном достатке[44][45]. Твердое установление правового порядка и правовых норм дало крепкое основание этому народному благосостоянию. В общем, царствование Иосафата было счастливое, и он мирно скончался, оставив по себе благословенную память в народе.

Согласно Библии Иосафат правил 25 лет[46]. Вступив на престол в 35 лет и процарствовав 25 Иосафат умер на 61-м году жизни, оставив после себя семь сыновей, между которыми он и разделил свои огромные богатства[47]. Иосафат упомянут в Родословии Иисуса Христа[48]


Династия Давида

Предшественник:
Аса
царь Иудеи
ок. 870 — 846 до н. э.
(правил 25 лет)

Преемник:
Иорам

Примечания

  1. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
  2. Иосафат. Православная Энциклопедия
  3. Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 24
  5. Ветхий завет. Первая книга Паралипоменон, глава 3, § 10
  6. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 1
  7. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 42
  8. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 42
  9. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 34
  10. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 3
  11. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 2, 12—19
  12. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 14—19
  13. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 13
  14. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 44
  15. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 2
  16. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 26
  17. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 18
  18. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 18, § 2—34
  19. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 1—30
  20. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 47
  21. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 48—49
  22. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 35—37
  23. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 10–11
  24. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 4—27
  25. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 192.
  26. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 4, 6
  27. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 7—9
  28. Ветхий завет. Второзаконие, глава 16, § 18—20
  29. Ветхий завет. Второзаконие, глава 17, § 8—12
  30. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 19, § 4—11
  31. Ветхий завет. Второзаконие, глава 20, § 1—4
  32. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 14—17
  33. Ветхий завет. Второзаконие, глава 17, § 18—20
  34. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 43
  35. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 32
  36. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 14
  37. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 4
  38. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 19, § 3
  39. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 6
  40. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 19, § 2
  41. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 35—37
  42. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 15
  43. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 27
  44. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 5, 11
  45. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 18, § 1
  46. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 42
  47. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 21, § 1—3
  48. Новый завет. От Матфея святое благовествование, глава 1, § 8

Литература

Ссылки