Иосафат
Иосафат | |
---|---|
ивр. יְהוֹשָׁפָט — jəhôšāfāt — «Яхве помог добиться справедливости»; др.-греч. Ἰωσαφάτ; лат. Iosaphat | |
![]() Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) | |
Предшественник | Аса |
Преемник | Иорам |
|
|
Род | династии Давида |
Отец | Аса |
Мать | Азува |
Иосафа́т (Йехошафат) — царь Иудеи, правивший приблизительно в 870 — 846 годах до н. э. Из династии Давида, сын Асы[4][5][6]. Библия называет и имя его матери, это некая Азува, дочь Салаиля[7]. Иосафат является ветхозаветным персонажем. Внебиблейские свидетельства об Иосафате отсутствуют.
Этимология имени
Личное имя на иврите «Йехошафат» сохранилось в двух разных вариантах написания: יְהוֹשָׁפָט — jəhôšāfāt и (реже) יֹושָׁפָט — jôšāfāt. Это составное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект (и в то же время теофорный элемент) — это форма слова «Яхве» (יְהֹו — jəhô или יֹו — jô), сказуемое происходит от корня глагола שׁפט — špt, русское «судить / помогать в правосудии». Имя можно перевести как «Яхве говорил правильно / добивался справедливости / помог добиться справедливости». Септуагинта передает это имя как Ἰωσαφάτ (Иосафат), Вульгата — как Iosaphat.
Правление
Укрепление царства
Иосафат вступил на иудейский престол после смерти отца 35 лет от роду[8]. Он был современником трёх израильских царей — Ахава, Охозии и Иорама. О правлении этого царя, богобоязненность и справедливость которого в один голос восхваляют книги Царей и Хроник, помимо последних источников, много сведений заключалось, по-видимому, и в хронике некоего пророка Ииуя, сына Ананиева, не дошедшей до нас и входившей, может быть, в состав так называемой «Книги царей иудейских», также утраченной для историографии[9].
Иосафат старался идти по «стопам Давида»[10], бывшего для него высшим образцом жизни и деятельности. При нём Иудейское царство достигло высшей степени процветания. Он начал своё царствование с укрепления границ государства. В городах были размещены гарнизоны, построены новые крепости, реорганизовано войско[11]. Армия состояла из двух частей: гарнизонов в городах и крепостях и войска, набираемого на племенной основе из двух оставшихся под властью Давидидов племен — Иуды и Вениамина. Точно неизвестно состояла ли армия из ополчения или это было личное войско Иосафата. Цифры, которые сообщает Библия, как будто подтверждают существование ополчение: 780 тысяч иудеев и 370 тысяч вениамитян[12]. Но сами по себе они совершенно невероятны: небольшое царство просто физически не могло выставить армию в более миллиона боеспособных мужчин, тем более отборных, отличных воинов, как отзывается о них библейский автор. Эти сведения содержатся в Книге Хроник. Обе Книги Хроник были созданы, вероятнее всего, в IV веке до н. э. К этому времени Иудейское царство уже давно не существовало, многие его жители были уведены в плен в Месопотамию. Часть из них позже возвратилась в Палестину, и, вероятнее всего, именно родовые воспоминания возвратившихся и стали основным источником знаний автора (или авторов) этих Книг. В этих воспоминаниях порой достаточно точно излагаются события, по тем или причинам опущенные авторами Книг Самуила и Царей. Но в то же время следует учитывать, что последующие события наложили свой отпечаток на память людей, и многое из того, что происходило до плена, уже виделось в искаженном свете представлений о прежней погибшей славе. И ещё одно обстоятельство, без сомнения, наложило отпечаток на характер изложения в Книгах: торжество монотеизма. Иосафат, по словам хрониста, всегда ходил путями Яхве, и уже поэтому заслуживал всяческого прославления, и, как это бывает обычно в народной памяти, его деяния преувеличивались, как преувеличивались его богатства и число его воинов.
Обратившись снова к тексту соответствующего пассажа во II Книге Хроник, мы узнаем, что миллионная масса воинов была сосредоточена в Иерусалиме, в столице[13]. Это была явно личная гвардия царя, набираемая, однако, с учетом племенного происхождения воинов. Об ополчении уже нет и речи. Оно явно кануло в прошлое. То, что сведения о двух частях иудейской армии содержатся в рассказе об Иосафате, позволяет говорить, что создание такой армейской структуры было делом именно этого царя, хотя размещение части армии по гарнизонам существовало и раньше.
Союз с Израилем
Получив в наследство от отца политику непримиримости с Северным Израильским царством, Иосафат, однако, отказался от неё, и прежние враждебные отношения между этими двумя государствами сменились дружественными. Он смирился с тем, что северные колена отъединились от Иерусалима после смерти царя Соломона и «заключил мир с царём Израильским»[14]. Этот союз был выгоден Иудее. Он обезопасил северную границу царства, в которое продолжали входить завоеванные в своё время Асой израильские города[15]. Союз явно не предусматривал их возвращение Израилю, да Ахав их и не требовал, ибо поддержка иудейского царя для него была гораздо важнее. Дружба между обоими государствами ещё более усилилась, когда сын Иосафата, Иорам, женился на дочери (или сестре[16]) Ахава, Гофолии (Аталии)[17]. Более того, когда израильский царь Ахав решился предпринять войну против царя Дамаска (Арама) Бар-Хадада II, он заручился помощью Иосафата. Оба царя предприняли поход на принадлежавший Араму заиорданский город Рамот-Гилеад[англ.], несмотря на то, что пророк Михей настоятельно советовал царю не предпринимать войны с сирийцами. Поход оказался несчастным для израильского царя, он был убит, и едва не стоил жизни самому Иосафату[18]. Дружбе с Израилем Иосафат не изменяет и при последующих двух израильских царях из династии Амврия (Омри) — Охозии и Иораме.
Военные походы
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Triomphe_de_Josaphat.jpg/250px-Triomphe_de_Josaphat.jpg)
Опираясь на созданную армию, Иосафат повёл активную экспансионистскую политику. Летописи сохранили только одно упоминание войны против Иосафата, когда против Иудеи выступили объединённые силы моавитян, аммонитян и некоторые из страны Маонитской. Царь Иосафат узнал о том, что полчища врагов движутся на Иерусалим, когда они уже были в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди (на западном берегу Мертвого моря). Иосафат обратился за помощью к своему Богу и одержал победу, после которой больше никто не выступал против него[19].
Его интересы также были обращены на юг. Здесь он сумел восстановить власть еврейских царей над Эдомом, где был поставлен царский наместник[20], и снова, как во времена Соломона, получить доступ к Красному морю. На месте портового города, разрушенного Шешонком, был создан новый порт Эцион-Гебер. Был построен и флот, и Иосафат даже попытался возобновить экспедиции в золотоносный Офир, но потерпел неудачу, ибо иудеи не имели никакого морского опыта, и корабли погибли[21][22]. Неизвестны какие-либо акции Иосафата, направленные против филистимлян и арабов, но сообщается о серебре, которое преподносили ему филистимляне в дар и в виде дани (впрочем, дары тоже могли быть закамуфлированной формой дани), и о мелком скоте, пригоняемом к нему арабами. Едва ли речь шла о добровольных дарах: недаром автор говорит о страхе соседей Иудеи перед Иосафатом[23]. По-видимому, каким-то образом (скорее всего, в результате не известной нам войны) иудейский царь сумел навязать своё господство Филистии или хотя бы какой-то части её и некоторым соседним арабским племенам.
Иосафат принимал деятельное участие в походе Иорама на моавитского царя Мешу, и этот поход неудачен для израильтян, так как моавитяне оказали соединенной армии сильное и продолжительное сопротивление. Союзники вынуждены были снять осаду и возвратиться в свои края[24][25].
Внутренние реформы
Провел Иосафат и ряд важных внутренних реформ. В этой своей деятельности он опирался на жрецов Яхве, утверждая его культ и преследуя культы иных божеств[26]. Различные категории жрецов привлекались им и к выполнению чисто гражданских обязанностей. Вместе со старейшинами они занимались юридическими вопросами. Были созданы, по-видимому, местные суды и высший суд в Иерусалиме, в которых опять же активную роль играли жрецы и левиты. Самые важные дела, по-видимому, разбирались в Иерусалиме. Целью этой реформы явно было стремление царя если и не ликвидировать племенные и гражданские суды, то все же создать наряду с ними стройную систему царской юриспруденции. При этом было, как кажется, произведено разделение функций: светские дела разбирал «правитель» (nagid), занимавший в царской иерархии очень высокое место, а религиозные — первосвященник. В своей юридической деятельности они опирались на книгу законов Яхве[27]. Это — первое известное нам упоминание о каком-то законодательном документе. Едва ли речь идёт о строго фиксированном кодексе светских законов, но, скорее, об обобщении уже существующей правовой практики как в светской, так и в религиозной сфере. Скорее всего это была та книга, которая затем вошла в Библию под названием «Второзаконие». В частности, предписаниям из Второзакония[28][29] отвечает описание судебной реформы Иосафата во Второй книге Паралипоменон[30], причём содержание речей, которые произносит Иосафат, близко к тексту книги Второзаконие. Совпадают предписания Второзакония[31] о порядке ведения войны и рассказ во Второй книге Паралипоменон[32] о событиях, происходивших во время нападения на царство Иосафата моавитско-аммонитской коалиции. Вероятно, повеление Иосафата проповедовать в Иудее «Книгу закона Господня» могло быть связано с судебной реформой этого царя и предписанием из Второзакония[33].
Участие в юридической деятельности жречества и содержащаяся в законодательстве ссылка на божественную волю освящали навязываемые обществу законы и делали практически невозможным какое-либо сопротивление со стороны старых племенных институтов. В результате Иосафат сумел создать в Иудее относительно стройную юридическую систему, имеющую не только светскую, царскую, санкцию, но и религиозную.
Характеристика правления
В Библии говорится, что Иосафат делал «угодное пред очами Господними»[34][35] и за это удостоился почитания израильского пророка Елисея[36]. Деятельность Иосафата, который «взыскал… Бога отца своего и поступал по заповедям Его»[37][38], получила высокую оценку: «И возвысилось сердце его на путях Господних»[39]. Единственной его ошибкой библейские источники считали попытки вступать в союз с нечестивыми израильскими царями[40][41]. Однако благодаря этому Израиль и Иудея смогли временно не только мирно сосуществовать, но и вести совместные войны с арамеями и моавитянами, как единый народ. Правда, когда Иосафат выступал совместно с израильскими царями их начинания оканчивались неудачей. Войны же, которые были ведены Иосафатом единолично, были, наоборот, очень счастливы для него. Интересно отметить, что удачный исход войны с заиорданскими (юго-восточными) племенами летописец приписывает не Иосафату, а всецело Богу, называя ее просто «войною Господа»[42]. Эту победу, при которой Иосафат захватил огромную и богатую добычу, евреи торжественно отпраздновали в Иерусалиме[43].
Весьма плодотворна была деятельность Иосафата, направленная к просвещению народа и мирному развитию государства. Его царствование может считаться временем особенного подъема народного благосостояния; его собственная царская казна, по свидетельству летописца, обильно пополнялась богатыми приношениями всего народа, а последнее могло иметь место лишь в том случае, если сам народ жил в полном достатке[44][45]. Твердое установление правового порядка и правовых норм дало крепкое основание этому народному благосостоянию. В общем, царствование Иосафата было счастливое, и он мирно скончался, оставив по себе благословенную память в народе.
Согласно Библии Иосафат правил 25 лет[46]. Вступив на престол в 35 лет и процарствовав 25 Иосафат умер на 61-м году жизни, оставив после себя семь сыновей, между которыми он и разделил свои огромные богатства[47]. Иосафат упомянут в Родословии Иисуса Христа[48]
Династия Давида | ||
![]() Предшественник: Аса |
царь Иудеи ок. 870 — 846 до н. э. (правил 25 лет) |
![]() Преемник: Иорам |
Примечания
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
- ↑ Иосафат. Православная Энциклопедия
- ↑ Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 24
- ↑ Ветхий завет. Первая книга Паралипоменон, глава 3, § 10
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 1
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 42
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 42
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 34
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 3
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 2, 12—19
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 14—19
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 13
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 44
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 2
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 26
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 18
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 18, § 2—34
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 1—30
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 47
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 48—49
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 35—37
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 10–11
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 4—27
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 192.
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 4, 6
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 7—9
- ↑ Ветхий завет. Второзаконие, глава 16, § 18—20
- ↑ Ветхий завет. Второзаконие, глава 17, § 8—12
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 19, § 4—11
- ↑ Ветхий завет. Второзаконие, глава 20, § 1—4
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 14—17
- ↑ Ветхий завет. Второзаконие, глава 17, § 18—20
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 43
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 32
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 14
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 4
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 19, § 3
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 6
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 19, § 2
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 35—37
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 15
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 27
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 17, § 5, 11
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 18, § 1
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 42
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 21, § 1—3
- ↑ Новый завет. От Матфея святое благовествование, глава 1, § 8
Литература
- Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 574, [2] с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-018173-6, ISBN 5-271-07249-5, ISBN 5-9578-0330-8.[1]
- История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М.: Восточная литература, 2004. — 895 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018388-1.[2]
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
- Рыжов К. В. Все монархи мира: Древний Восток. — Вече, 2001. — 608 с. — (Все монархи мира). — ISBN 5-7838-0829-6.
Ссылки
- Иосафат // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1892. — Т. II. — С. 110—111.
- Иосафат, в Библии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIIa. — С. 756.
- Иегошафат и Иошафат // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Иосафат // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXV : «Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский». — С. 538-539. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.