Манассия (царь Иудеи)
Манассия | |
---|---|
ивр. מנשה בנם של חזקיהו Менашше́ бен Хизкия́у | |
Совместно с | Езекия (697 — 687 до н. э.) |
Предшественник | Езекия, отец |
Преемник | Амон, сын |
|
|
Место смерти | Иерусалим, Иудейское царство |
Род | династии Давида |
Отец | Езекия |
Мать | Хефциба |
Супруга | Мешуллемеф |
Дети | Амон |
Мана́ссия (Менашше) (ивр. מְנַשֶּׁה, менашше́[4] — заставляющий забыть; аккад. 𒈨𒈾𒋛𒄿, менаси́; греч. Μανασσῆς, манасси́с; лат. Manasses), сын Езекии (Хизкияу) и Хефцибы — царь Иудеи, при котором повсеместно возводились жертвенники Ваалу, процветало поклонение Солнцу, Луне и звёздам.
Этимология имени
Манассия унаследовал трон в возрасте 12 лет и царствовал 55 лет (4 Цар. 21:1—18). Большую часть его правления Иудея была вассалом Ассирии, находившейся в зените своего могущества. Манассия упоминается вместе с 22 другими царями региона (включая Кипр) в одной из надписей, высеченных по приказу ассирийского царя Асархаддона (681—669 до н. э.), сообщающей, что Асархаддон обязал их доставить камень и лес для строительства дворца в Ниневии. Большинство этих царей, в том числе Манассия, упомянуты также в надписи Ашшурбанипала (669—627 до н. э.), где говорится, что в начале его царствования армии этих царей сопровождали ассирийские войска в походе на Египет.[5]
Отношения с Ассирией
Ассирийские записи согласуются с археологическими свидетельствами демографических тенденций и моделей расселения, предполагающих период стабильности в Иудее во время правления царя Манассии. Несмотря на критику его религиозной политики в библейских текстах, археологи, такие как Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман, приписывают Манассии возрождение сельской экономики Иудеи, утверждая, что возможное предоставление Ассирией статуса наибольшего благоприятствования стимулировало создание экспортного рынка. Они утверждают, что изменения в экономической структуре деревни потребовали бы сотрудничества «сельской аристократии» с восстановлением богослужения на высоких местах в качестве компенсации за это. Очевидное опустошение плодородной Шефелы в сочетании с ростом населения горной местности и юго-востока царства (особенно в долине Вирсавии) во время правления Манассии указывают на эту возможность.
Известно о пленении Манассии ассирийцами, возможно[источник не указан 1721 день], причиной этому стали его переговоры с братом ассирийского царя, Шамаш-шум-укиной из Вавилонии, который устроил мятеж. Также Манассия укрепил стены Иерусалима, заготовил много оружия и во все подвластные ему города отправил своих военачальников, это можно было считать подготовкой к восстанию против Ассирии. В Хрониках приводится предание о том, что Господь разгневался на Манассию и народ: «И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон» (2 Пар. 33:11).
Торговля маслом
Производство и экспорт оливкового масла играли большую роль в экономике того времени. В районе Газы есть свидетельства перевалочной торговли и явно процветающей промышленности по производству оливкового масла в Экроне. Финкельштейн и Зильберман также утверждают, что строительство или реконструкция фортов в таких местах, как Арад и Хорват-Уза, исследованные Надавом Нааманом и другими, являются доказательством в поддержку этого тезиса, поскольку они были необходимы для защиты торговых путей. Однако Финкельштейн и Зильберман утверждают, что торговля привела к большому неравенству между богатыми и бедными, что, в свою очередь, привело к гражданским беспорядкам. В результате, предполагают они, автор Второзакония или редактор Четвёртой книги Царств, позже переработал предания о Манассии, чтобы изобразить его внешнее участие в торговле, по сути, как отступничество.
Религиозная политика
Есть три аспекта религиозной политики Манассии, которые автор Книги Царств считал прискорбными: религиозная реакция, которая последовала после его вступления на престол; его расширение за счет свободного принятия чужеземных культов; и жестокое преследование пророческой партии.
Манассия отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу (4 Цар. 21:2—7). В Библии Манассия рассматривается как вероотступник, а его царствование трактуется как образец греха идолопоклонства, что, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма. Даже в Иерусалимском храме Манассия установил идола Астарты. Он пожертвовал детей в честь Молоха в долине Енномовой (Геенна) на высотах Тофета (4 Цар. 21:6; Иер. 32:35).
4 Цар. 21:10 предполагает, что несколько пророков объединили свое осуждение Манассии. Комментарий с кафедры[англ.] идентифицирует пророков, вероятно, как Исаию и Аввакума и, возможно, Наума и Софонию.[6] В ответ Манассия преследовал тех, кто резко осуждал народный синкретизм. Пророки были преданы мечу (Иер. 2:30). Экзегетическая традиция повествует, что Исаия, собственный дед Манассии, подвергся особенно мучительной казни, распиленный надвое по приказу царя.[7] «Невинная кровь» окрасила улицы Иерусалима в красный цвет. В течение многих десятилетий те, кто симпатизировал пророческим идеям, находились в постоянной опасности.[8]
Заточение и покаяние
В плену Манассия раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство; после этого Манассия пытался исправить свой грех: разрушил идолы и капища чужеземным богам, восстановил жертвенник Господень и попросил жителей Иуды служить Господу Богу Израилеву (2 Пар. 33:12—16). Видимо, Манассия как-то сумел убедить царя Ассирии в своей лояльности, и поэтому его восстановили на престоле.[5]
Сын Манассии, Амон, шёл по стопам отца; но в правление внука Манассии, Иосии (Иошияху), победила тенденция, приведшая к религиозной реформе в духе монотеизма.
Примечание к хронологии
К. П. Тиле датирует правление Манассии датами правления его внука Иосии. Иосия умер от рук фараона Нехо II летом 609 г. до н. э. По иудейскому исчислению, которое начиналось с осеннего месяца тишри, это был 610/9 год до н. э. Иосия правил 31 год (4 Цар. 21:19; 22:1) и начал править после короткого двухлетнего правления Амона. Последний год Манассии, 33 года до того, был 643/2 г. до н. э.
Продолжительность правления Манассии указана в 4 Цар. 20:21 как 55 лет. Не считая время соправительства отдельно, Тиле определил 54 «фактических» года назад, к 697/6 г. до н. э., как год, когда началось соправительство Езекии / Манассии. Подсчет при неприсоединении времени правления означает, что первый неполный год правления царя учитывался дважды, один раз для него и один раз для его предшественника, так что при измерении промежутков времени необходимо вычесть один год. Таким же образом измерялись годы при анализе данных Иеровоама II из Израиля и Иосафата из Иудеи, оба из которых имели соправительства.
Согласно Библии Манассия правил 55 лет[9].
Раввинистическая интерпретация
В трактате «Санхедрин» Манассия упомянут среди трёх царей, которые не имеют доли в грядущем мире (Олам ha-ба) из-за своего нечестия[10].
Православная интерпретация
Манассия выступает как пример истинного покаяния. Он не отчаялся, в отличие от Иуды, и этим учит нас, что сколько бы человек ни согрешил, он может принести Богу покаяние и будет прощён[11].
В греческом тексте «Второй книги Паралипоменон» приводится «Молитва Манассии, царя иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне».
Династия Давида | ||
Предшественник: Езекия |
царь Иудеи ок. 698 — 642 до н. э. (правил 55 лет) |
Преемник: Амон |
Примечания
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
- ↑ Манассия. Православная Энциклопедия
- ↑ Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Менашше — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 John Bright. A History of Israel (англ.). — Westminster John Knox Press, 2000. — 580 p. — ISBN 978-0-664-22068-6. Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine
- ↑ 2 Kings 21 Pulpit Commentary (англ.). biblehub.com. Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 27 октября 2020 года.
- ↑ Hezekiah (англ.). JewishEncyclopedia.com. Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
- ↑ Manasseh (англ.). JewishEncyclopedia.com. Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 21, § 1
- ↑ Dr. Hillel ben David (Greg Killian). המתים תחיית, Techiyat HaMaitim — The Resurrection Of The Dead (англ.). betemunah.org. Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 1 мая 2014 года.
- ↑ Еп. Виссарион (Нечаев). Уроки покаяния по библейским сказаниям, Глава 43. Манассия . Азбука веры. Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
Ссылки
- Манассия // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
- Манассия, царь иудейский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIIIa. — С. 524—525.
- Менаше, царь // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Менашше — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Тантлевский И. Р., Петров А. Е., Антыпко М. И. Манассия // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. XLIII : «Максим — Маркелл I». — С. 297-301. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-049-3.
Литература
- Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 574, [2] с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-018173-6, ISBN 5-271-07249-5, ISBN 5-9578-0330-8.[1]
- История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М.: Восточная литература, 2004. — 895 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018388-1.[2]
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
- Рыжов К. В. Все монархи мира: Древний Восток. — Вече, 2001. — 608 с. — (Все монархи мира). — ISBN 5-7838-0829-6.