Амврий

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Амврий
др.-евр.עמרי‏‎ — ‘omrî — «долгая жизнь [от/для Яхве]»;
др.-греч. Αμβρει — Ambri (в Септуагинте);
др.-греч. Άμαρίνος — Амарин (у Иосифа Флавия);
лат. AmriВульгате);
в русской традиции — Амврий
Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)
  • 885—874 года до н. э.[1]
  • 887/86—875 или 882/78—871 года до н. э.[2]
  • 882—871 года до н. э.[3]
Предшественник Замврий
Преемник Ахав

Дети Ахав, Гофолия

Амврий (Омри) — царь Израиля, правивший приблизительно в 882871 годах до н. э. Основатель названной его именем династии, просуществовавшей 40 лет. Имя отца Амврия не упоминается в Библии.

Этимология имени

Значение еврейского имени עמרי (Омри, Амврий) и его происхождение остаются предметами дискуссий. Чаще его имя связывали с арабским глаголом ‘amara («жить долго» / «процветать»), иногда с ассирийским корнем mr, которому в арабском соответствует прилагательное amr («простоватый», «неопытный»). Предлагается также ханаанское и финикийское происхождение имени Амврий. Вероятно, полная форма его имени была ‘omrîyāhû и содержала теофорный элемент бога Яхве. В таком случае имя Омри должно переводится как «долгая жизнь [от/для Яхве]». Согласно более поздней теории, считается производным от арамейского ġmr «заливать / снабжаться большим количеством воды». Ганс Рехенмахер предлагает перевод «сноп». Отдельно следует заметить, что Библейская энциклопедия архимандрита Никифора конца XIX века дает перевод этого имени как «Раб или ученик Иеговы», не приводя, впрочем, никаких обоснований такого перевода.

Септуагинта передаёт это имя как Αμβρει (Аmbri), а Вульгата как — Amri.

Правление

Приход к власти и гражданская война

Когда израильтяне, осаждавшие филистимский город Гавафон, узнали о заговоре Замврия, убившего в столице Израиля Фирце царя Илу, то провозгласили царём военачальника Амврия. После этого Амврий вместе с преданными ему войсками осадил Фирцу. Осознав невозможность дальнейшего сопротивления, Замврий, поджёг царский дворец и погиб в огне, продержавшись на троне всего семь дней.

Вслед за этим сама израильская армия разделилась. Наряду с Амврием частью израильтян на престол был выдвинут другой претендент — Фамний. Этот фактический раскол страны и противостояние её двух частей продолжался четыре года, и только после смерти или убийства Фамния Амврий был признан царём всего Израиля[4][5]. В Библии умалчивается, какая часть израильской армии поддерживала Фамния, но скорее всего та, что располагалась на севере и противостояла арамейскому Дамаску (Араму). Это дает основание сделать вывод что война с северным соседом после потери ряда галилейских городов не закончилась[6].

Основание Самарии

Руины царского дворца в Самарии

С приходом к власти Амврия на израильском троне оказался умный, сильный, энергичный правитель. По-видимому, его вдохновлял пример Давида, который тоже был военным командиром, но сумел создать мощную державу и стать царём. Важным актом Амврия была постройка новой столицы. После шести лет царствования в Фирце он купил за два таланта (60, 6 кг) серебра гору Самарию (Шомрон), в 10 км северо-западнее Сихема, на которой воздвиг одноименный город[7]. По преданию, его название напоминает имя прежнего владельца горы, но это сообщение справедливо расценивается исследователями как «народная этимология», более вероятно, что ранее здесь находилась какая-то деревня, название которой унаследовано городом. Находки керамики доказывают, что на горе, действительно, было небольшое поселение. Видимо, и в этом предприятии Амврий следовал примеру Давида. Но главное было в другом. Все прежние столицы Израиля, в том числе Фирца, которая в этом качестве пребывала дольше всего, были городами старыми, со своими традициями и связями. Создавая совершенно новую столицу, Амврий освобождался от наследия старины и мог действовать более свободно, не очень-то оглядываясь на обычаи. Хотя Самария находилась на территории племени Иссахара, покупка земли, на которой она была построена, делали её личным владением царя.

Выбор места для новой столицы был не случаен. Она располагалась на довольно высокой горе (приблизительно 120 м), стоявшей между горной страной севера и менее высоким нагорьем юга, соединяя тем самым разные районы царства. С западной оконечности горы было видно даже Средиземное море. Не менее важно и то, что место было очень удобным для торговли с финикийским побережьем. Самария оставалась непобедимой столицей Израиля в течение долгих лет, пока не была захвачена ассирийцами в 722 году до н. э.[8]

Союз с Тиром

Одним из наиболее важных политических достижений Амврия было заново установленные хорошие отношения с Тиром, страной финикийцев, дружба с которыми способствовала некогда увеличению богатства и мощи царя Давида и царя Соломона. Царь Тира Итобаал, также пришедший к власти в результате переворота, добился значительного могущества, подчинив своей власти также и Сидон, ибо Библия называет его «царём сидонским». Между Тиром и Израилем был заключен союз, скрепленный браком дочери Итобаала Иезавели с сыном Амврия Ахавом. Когда Ахав стал царём, Иезавель играла огромную роль при израильском дворе. Политический союз отразился в религиозной сфере распространением финикийских культов и особенно культа тирского Баала[9], который стал чуть ли не официальным в Израиле. Как когда-то Соломону, так теперь Амврию и Ахаву тирский царь оказал помощь в строительстве, в том числе в Самарии и в стратегически важном городе Мегиддо, укрепления которых аналогичны тем, что защищали финикийскую колонию Тосканос в далекой Испании[10].

Союз с Иудеей

Резко изменил Амврий и политику в отношении Иудеи. Вместо продолжавшейся несколько десятилетий вражды, приводившей часто к открытым войнам, Амврий предпочёл союз с ней. По-видимому, новый царь сделал вывод из сравнительно недавней истории, когда союз Иудеи и Арама стоил Израилю поражения и потери ряда городов. Амврий выдал свою дочь Гофолию (Аталию) замуж за Иорама, сына иудейского царя Иосафата[11]. Правда, в другом месте её же называют дочерью Ахава и, следовательно, внучкой Амврия[12]; но, как отмечают исследователи, хронологические соображения делают первое утверждение более вероятным[13].

Богатство и мощь Израиля

Союз с Тиром и Иудеей обеспечил Израилю безопасность северо-западных и южных границ, усилил торговые связи с финикийским побережьем, что давало возможность получать самые разнообразные товары. Израиль, сделавшись важным промежуточным пунктом торговли Тира с Иудеей и другими южными районами Сиро-Палестинского региона, сам стал играть важную роль в транзитной торговле. Свидетельством внешнеторговой активности израильтян является находка в Самарии египетских алебастровых сосудов с выгравированным на них именем фараона Осоркона II.

Позже сын Амврия Ахав выставил для войны с Ассирией 10 тысяч воинов и 2 тысячи колесниц. Это было очень большое для того времени войско, что само по себе свидетельствует о силе Израиля. Не менее важно и упоминание о количестве боевых колесниц. Кони не разводились в Палестине, и получить их можно было только в результате торговли, скорее всего, из Киликии, как это было при Соломоне.

Всё это, естественно, обогатило израильского царя, предоставив возможность приступить к активному строительству, продолженному его преемником. По-видимому, почти сразу после прихода к власти Амврий начал строительство дворца в Фирце, сгоревшего вместе с царём Замврием, но после создания новой столицы оно было оставлено. Зато была не только построена Самария, но и в значительной степени перестроен Мегиддо, ставший очень важным стратегическим и административным центром, а к востоку от него возведён зимний дворец израильских царей. Был восстановлен и разрушенный Хазор. Существуют и другие примеры строительной активности Амврия и его сына[14][15].

Война с Моавом

«Омри царь Израиля» — текст со стелы Меша

Деятельность Амврия создала политические и экономические возможности военной экспансии Израиля. Одной из главных его целей было закрепление на торговых путях. И если путь через Палестину шёл непосредственно по территории Израиля, то другой путь, который проходил по Заиорданью, надо было ещё захватить. Через некоторое время израильтяне вторглись в эту область, где господствовал Моав. Неизвестно, как разворачивались события, но в конечном счёте моавитский царь Кемошиат был вынужден подчиниться. Надпись моавитского царя Меши на его стеле сообщает: «Омри, царь Израиля, угнетал Моав много дней… И овладел Омри Медвой, и жил в ней», — то есть, видимо, заселил эту область израильтянами. Таким образом, в непосредственное подчинение Израилю перешла область Медва (Медаба) в северной части Моава. На остальной же территории сохранилась власть моавитского царя, но тот признавал в царе Израиля своего верховного суверена и выплачивал ему дань «по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов», вероятно, ежегодно[16]. Но главное было не в такой невероятной дани, а в утверждении на важнейшем торговом пути[17].

Война с Арамом

Менее удачно для Израиля сложились отношения с царством Арам у северных и северо-восточных границ. Война с Арамом закончилась победой последнего. Это с несомненностью вытекает из рассказа о том, как после поражения от Ахава дамасский царь предложил победителю сделку: вернуть ему города и «площади» в израильской столице Самарии (то есть Амврий разрешил сирийским купцам вести торговую деятельность на самарийских базарах), которые отец Ахава был вынужден уступить отцу царя Арама[18]. Самария, как уже говорилось, была построена Амврием через шесть лет после его воцарения. Следовательно, победоносная война Арама против Израиля происходила во второй половине царствования Амврия. Кто был её инициатором — израильский или дамасский царь, неизвестно. С точки зрения исторической логики, обе возможности реальны. Можно полагать, что, заключив союз с Тиром и Иудеей, Амврий попытался вернуть те города, которые арамеи отняли у Израиля в правление царя Ваасы. Но не менее вероятно и то, что Арам, видя создание опасного союза у своих границ, предупредил нападение врагов и ударил по Израилю. Вполне возможно, что утверждение власти Израиля в Моаве наносило громадный ущерб дамасской торговле, и это стало причиной конфликта. Но поражение Амврия не повлекло за собой потери Моава, и это тоже надо иметь в виду. Как бы то ни было, война между Арамом и Израилем закончилась победой первого. К городам, захваченным Бар-Хададом у Ваасы, были прибавлены ещё какие-то, а для дамасских купцов была создана фактория непосредственно в израильской столице. Это поражение, однако, не слишком ослабило Израиль. Амврий оставил своему сыну Ахаву сильную державу, которая спорила с Арамом за гегемонию в Южной Сирии и Палестине. В этом споре Израиль поддерживала Иудея, где на троне сидел Иосафат, свояк Ахава[19].

Характеристика правления

Годы царствования Амврия можно считать временем далеко идущих политических достижений, следствием которых было значительное упрочение Израильского царства. Хотя династия Амврия правила только 40 лет (примерно с 882 по 842 года до н. э.), ассирийские источники продолжают именовать Израиль «страной дома Амврия» в течение приблизительно 100 лет. Так ещё в надписях Саргона II Израиль упоминается как «дом Хумри [Омри / Aмврия]» (bit-humrî). При этом израильский царь Ииуй, уничтоживший в 842 году до н. э. последних представителей династии Амврия, в надписи Салманасара III на чёрном обелиске называется «сыном Хумри [Омри / Aмврия]» (mār-humrî).

Несмотря на успехи в укреплении Израиля, Библия резко отрицательно характеризует деятельность Амврия, способствовавшего распространению идолопоклонства в Израиле: «И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех бывших перед ним. Он во всём ходил путём Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввёл в грех Израильтян, чтобы прогневлять Господа Бога Израилева идолами своими»[20]. Так же оценивается и деятельность его сына Ахава[21]. В более поздней пророческой литературе имена Амврия и Ахава олицетворяют собой нечестивые обычаи[22].

Согласно Библии Амврий правил 12 лет[23], «и почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него»[24].


Династия Амврия (Дом Омри)

Предшественники:
Замврий
и
Фамний
царь Израиля
ок. 882 — 871 до н. э.
(правил 12 лет)

Преемник:
Ахав

Примечания

  1. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
  2. Амврий. Православная Энциклопедия
  3. Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 16—22
  5. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 12, § 5
  6. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 182—183.
  7. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 23—24
  8. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 183.
  9. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 31—33
  10. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 184.
  11. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 26
  12. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 18
  13. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 184.
  14. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 39
  15. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 184—185.
  16. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 4
  17. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 185—186.
  18. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 20, § 34
  19. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 186—186.
  20. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 25—26
  21. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 33
  22. Ветхий завет. Книга пророка Михея, глава 6, § 16
  23. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 23
  24. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 28

Ссылки

Литература