Аса

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аса
др.-евр.אָסָא‏‎, ’āsa’
«[Бог] исцелил»;
др.-греч. Ασα;
лат. Asa
Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
  • 911—869 года до н. э.[1]
  • 911—870 года до н. э.[2]
  • 908—867 года до н. э.[3]
Предшественник Авия
Преемник Иосафат

Род династия Давида
Отец Авия

Аса — царь Иудеи, правивший приблизительно в 908 — 867 годах до н. э. Сын Авии; из дома Давида. Аса является ветхозаветным персонажем. Внебиблейские свидетельства об Асе отсутствуют.

Этимология имени

Личное имя на иврите אָסָא — ’āsa’ «Аса» предположительно является сокращенной формой составного имени, субъект (и в то же время теофорный элемент) которого исключен. Сказуемое происходит от корня глагола אסי — ’sj, производное от русского «лечить». Таким образом, имя можно перевести как «[Бог] исцелил». Полная форма имени неизвестна. В традиционном церковном писании греческий Ветхий Завет дает это имя как Ασα, латинская Вульгата передаёт его как Asa.

Правление

Укрепление царства

Повествование о царствовании Асе изложено кратко в 3-й Книге Царств и более подробно во 2-й Книге Паралипоменон. Аса также упомянут несколько раз в 3-й Книге Царств в связи с приходом к власти израильских царей, в Книге пророка Иеремии[4]. Это был предусмотрительный и энергичный правитель, для усиления личной и государственной власти удачно использовавший первые десять лет мира, которыми началось его царствование[5]; строил крепости[6] и завел значительную армию, которая состояла из вооруженных щитами, копьями и луками представителей колена Иуды и Вениамина[7]. Когда по прошествии этих десяти лет некий Зарай Ефиоплянин с многочисленным эфиопским (кушитским) и ливийским (египетским) войском напал на Иудею, Аса отважился оказать сопротивление. Личность этого Зарая по-разному интерпретируют исследователи; по-видимому это был египетский фараон Осоркон II. При городе Мареше (в колене Иудовом) Аса разбил египетского царя и преследовал его до Герара, древнего филистимлянского города на границе между Газой и Вирсавией (Беэр-Шевой), причём иудейскому войску удалось захватить большую добычу[8][9][10].

Религиозное возрождение

Аса уничтожает идолов и запрещает поклонение в местных святилищах. Миниатюра из «Схоластической истории» Петра Коместора. 1372 год

Одновременно с этим Аса выказал особую заботливость в делах религии и приложил много стараний для восстановления культа Яхве. Беспощадной рукой искоренял он языческие культы, которые проникли в Иудею при его предшественниках и существенными атрибутами которых являлись разврат и грубые, безнравственные эмблемы; он также уничтожал изваяния Баала и Астарты[11][12]. Особое рвение Аса проявил после речи пророка Азарии, который призывал царя и народ во всех своих делах полагаться на Господа[13]. Аса «изверг мерзости языческие из всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, который пред притвором Господним» при храме[14]. Сверх того, были уничтожены посвященные идолам капища, воздвигнутые на холмах[15]. Святилища же, учрежденные по всей стране в честь Яхве, остались, хотя царь лично и не посещал их. Его теократические стремления проявлялись в исключительной привязанности к центральному святилищу в Иерусалиме[16], на алтарь которого, взамен прежних языческих, он стал снова приносить обильные жертвоприношения в честь Яхве[17]. Даже мать свою (в Третьей книге Царств она названа Ана́, а во Второй книге Паралипоменон имя её Мааха), игравшую одно время главную роль при дворе, Аса лишил царского достоинства за ревностное покровительство язычеству и изготовление истукана Астарты. Истукана Аса изрубил и сжёг у потока Кедрона[18][19].

На 15-м году своего царствования, по настоятельному указанию пророка Азарии, Аса собрал народ не только из Иудеи, но и жителей Израиля в Иерусалиме[20] и обновил завет с Богом, совершив торжественное жертвоприношение в иерусалимском храме. При этом в дар Богу Израиля были принесены вместе с военной добычей Асы и сокровища, приобретённые его отцом[21][22]. Народ поклялся в исполнении Закона данного Моисею, а каждый кто будет не привержен Богу, должен быть умерщвлен[23]. Служения на высотах были запрещены ещё в самом начале царствования Асы[24], однако полностью этот культ искоренён не был[25][26][27].

Война с Израилем

Многие жители Израиля захотели стать подданными Асы, «когда увидели, что Господь его с ним»[28]. Это привело к конфликту с израильским царём Ваасой, к-рый в 36 год царствования Асы вошёл в пределы Иудеи и стал укреплять город Раму, чтобы контролировать дороги на Иерусалим и воспрепятствовать переселению народа из своего царства в Иудею[29][30]. Аса призвал на помощь царя Дамаска Бен-Хадада (Венадада), отправив ему дары из своей казны и храмовых сокровищ. Венадад вторгся в северные пределы Израиля и стал опустошать землю колена Неффалима, заставив Ваасу покинуть Раму. Аса использовал оставленные противником строительные материалы для укрепления приграничных городов Гивы и Мицпу (Мицфу). Весь народ, в особенности пророки, сурово порицали царя за то, что он призвал иностранцев на помощь против родственного племени. Пророк Анания, обличавший Асу за то, что он больше надеялся на помощь царя Дамаска, нежели Господа, был по приказу царя посажен в темницу[31]. Ta жестокость, с которой Аса подавлял протестующий голос пророка Анании, указывает, что его совесть совсем не была чиста в этом отношении. Однако внешняя безопасность государства была обеспечена, и остальные годы царствования Асы протекли без каких-либо значительных потрясений, хотя и без доброго мира с Израильским царством[32][33][34].

Смерть царя

На 39-м году царствования Аса тяжело заболел, у него отказали ноги. После тяжелой трехлетий болезни, когда слабеющие силы и мучительная старость побуждали Асу больше уповать на врачебное искусство, чем на Бога, а обращение к врачам не принесло результата, царь скончался. Он был похоронен с почестями в Иерусалиме в специально построенной гробнице[35][36][37].

Согласно Библии Аса правил 41 год[38]. Аса упомянут в Родословии Иисуса Христа[39].

Аса в Библии

В Священном Писании отмечается благочестие Асы, чье «сердце было предано Господу», и в то же время прямо указывается на его прегрешения: заточение пророка, притеснение народа в последние годы и упование в излечении болезни не на Бога, а на врачей. Подобный образ царя отражен и в христианской традиции. В талмудической традиции основное внимание уделяется причинам болезни Асы[40]. Современная библейская критика отдает предпочтение сведениям, изложенным в Третьей Книге Царств как более объективным. Повествование Книги Паралипоменон, в котором успехи и неудачи Асы ставятся в прямую зависимость от его благочестия, у некоторых исследователей вызывает скептическую оценку.


Династия Давида

Предшественник:
Авия
царь Иудеи
ок. 908 — 867 до н. э.
(правил 41 год)

Преемник:
Иосафат

Примечания

  1. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
  2. Аса. Православная Энциклопедия
  3. Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Ветхий завет. Книга пророка Иеремии, глава 41, § 9
  5. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 14, § 1
  6. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 14, § 6—7
  7. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 14, § 8
  8. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 14, § 9—15
  9. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 16, § 8—9
  10. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 12, § 1—2
  11. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 12—13
  12. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 14, § 2—5
  13. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 15, § 1—7
  14. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 15, § 8
  15. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 14, § 2—5
  16. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 11, 14
  17. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 15, § 8
  18. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 12—13
  19. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 15, § 16
  20. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 15, § 9
  21. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 15
  22. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 15, § 18
  23. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 15, § 10—15
  24. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 14, § 5
  25. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 14
  26. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 15, § 17
  27. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 12, § 2
  28. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 15, § 9
  29. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 16—17
  30. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 16, § 1
  31. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 16, § 7—10
  32. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 23
  33. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 16, § 9
  34. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 12, § 3—4
  35. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 23—24
  36. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 16, § 12—14
  37. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 12, § 6
  38. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 10
  39. Новый завет. От Матфея святое благовествование, глава 1, § 7—8
  40. Сота 10а; Санхедрин 48b

Литература

Ссылки