Иорам (царь Израиля)
Иорам | |
---|---|
др.-евр. יְהֹורָם — jəhôrām или (реже) др.-евр. יוֹרָם — jôrām — «Яхве возвышен»; др.-греч. Ιωραμ — (в Септуагинте) | |
![]() Promptuarii Iconum Insigniorum (1553) | |
Предшественник | Охозия |
Преемник | Ииуй |
|
|
Отец | Ахав |
Мать | Иезавель |
Иорам (Иехорам) — царь Израиля, правивший приблизительно в 851 — 842 годах до н. э. Сын Ахава и Иезавели, брат Охозии, последний представитель династии Амврия. От своего отца он унаследовал наклонность к идолопоклонству. Царствование Иорама замечательно деятельностью пророков Илии и Елисея. Деятельность первого продолжалась до 6-го года царствования Иорама, а второго — относится почти ко всему остальному царствованию. Был убит его преемником Ииуем (Иегу).
Этимология имени
Личное имя на иврите «Иорам» сохранилось в двух разных вариантах написания: יְהֹורָם — jəhôrām и (реже) יוֹרָם — jôrām. Это составное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект (и в то же время теофорный элемент) — это форма «Яхве» (יְהֹו — jəhô или יֹו — jô), сказуемое происходит от корня глагола רום — rûm, по-русски «быть высоким / возвышенным». Имя можно перевести как «Яхве возвышен» или «Яхве возвышает». Септуагинта передаёт это имя как Ιωραμ (Iōram), Вульгата — как Ioram.
Правление
Религиозная политика
Будучи сыном Иезавели, он продолжал, по-видимому, религиозную политику своей матери, ревностной приверженцы финикийских богов, но не в такой мере, как она. Он даже велел удалить идол Баала, думая этим, вероятно, снискать себе расположение современников — пророков и в частности Елисея, но Елисей продолжал ненавидеть его, как потомка многогрешных Ахава и Иезавели[4].
Хотя «он и ниспроверг идола Ваала, сделанного его отцом, и уничтожил нечестивое идолослужение пред ним, но он все-таки делал неугодное в очах Господних, и продолжал держаться грехов Иеровоама и не отставал от них»[5].
Внешняя политика
Война с Моавом
Положение на границах ещё больше ухудшилось после смерти Охозии. Моавитский царь Меша, сын Кемошйата, отказался признавать власть царя Израиля и платить дань «по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов», вероятно, в год. Более того, Меша начал войну с израильтянами и, хотя она шла с переменным успехом, в целом победа склонялась на сторону Моава. В частности, согласно стеле Меша моавитяне захватили город Нево, один из опорных пунктов израильтян в Заиорданье. Там в качестве трофеев они взяли священные сосуды Яхве, которые Меша посвятил верховному богу моавитян Кемошу. Семь тысяч жителей этого города, включая женщин и рабов, были убиты. Собственных сил для восстановления власти над отложившимся Моавом у Иорама явно не хватало, и он был вынужден обратиться за помощью к иудейскому царю Иосафату, своему родственнику, с которым поддерживал дружественные отношения. К своему союзу они привлекли и царя Эдома, который, по-видимому, лишь недавно принял власть от царей иудейских, так как до этого времени Эдомом управлял начальник, или «ниццаб», зависимый от Иерусалима. Соединенная армия обоих еврейских государств и царя Эдома через пустыню вокруг южного берега Мертвого моря двинулась против Моава. Такой путь был очень труден, и долгое время войско чрезвычайно страдало от отсутствия воды. По-видимому, идти более легким путём вокруг северного берега Мертвого моря было невозможно из-за господства в этом районе арамеев. После семидневного похода они приблизились к земле Моавитской и пришли в такое место, где не оказалось воды. Иосафат обратился за помощью и советом к пророку Елисею, находившемуся тогда при войске. Елисей при сём случае строго порицал Иорама за его беззакония, но из уважения к Иосафату вопросил Господа. Выкопанные союзниками в безводной пустыне канавы помощью Божией чудесно наполнились водой, чем оказана им двоякая польза, именно: утолилась жажда войск, а затем вода, показавшаяся неприятелю кровью, вследствие то ли отражения лучей заходящего солнца или, быть может, вследствие особенного цвета самой воды — от песчаной, красноватой почвы, ввела в обман неприятеля. Полагая, что союзники перессорились и вступили в кровавый бой между собой, моавитяне поспешно в беспорядке вышли из лагерей собирать добычу и вместо добычи встретили сильный отпор. Союзники, обратив неприятеля в бегство, успешно преследовали его и опустошили всю страну Моавитскую. Во власти моавитян оставался только укрепленный город Кир-Моав (Кир-Харешет), и тот был обложен союзниками и доведен до крайности. Царь моавитский для умилостивления богов вознес на стене во всесожжение своего сына, первенца, что произвело сильное негодование в израильтянах; и они, отступив, возвратились в свою землю[6][7].
Война с Арамом
Ни Охозия, ни Иорам не были столь же энергичными и сильными правителями, как Амврий (Омри) и Ахав. Попытка Иорама возвратить под израильскую власть Моав не удалась, и Израиль, потеряв свои позиции на торговых путях, проходивших за Иорданом, оказался чрезвычайно ослаблен. Видимо, решив воспользоваться этим ослаблением старинного врага, царь Арамейского Дамаска (Арама) Бар-Хадад начал новую войну. Его войска осадили Самарию, где начался жесточайший голод: «И был большой голод в Самарии, когда они осадили её, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей (662,4 г) серебра, и четвертая часть каба (360 г) голубиного помёта — по пяти сиклей (41,4 г) серебра». Дело доходило даже до людоедства, матери не гнушались есть даже своих собственных детей[8].
Царь приписывал это ужасное бедствие пророку Елисею, который несомненно предупреждал его об этом, и хотел даже умертвить его, но посланный для сего возвратился с обещанием, что город скоро освободится от осады и съестные припасы будут продаваться по дешевой цене. Так и случилось: в лагере сириян послышался шум приближающихся войск. Подумав, что это идут на выручку Самарии, нанятые израильским царём цари хеттские и египетские, они, оставив свой лагерь со всеми съестными припасами и имуществом, обратились в бегство[9].
Убийство Иорама
Это вызвало кризис в Дамаске и свержение Бар-Хадада[10], которым Израиль и Иудея не преминули воспользоваться. Их соединенная армия, возглавляемая обоими царями, снова двинулась к Рамот-Гилеаду, обладание которым было, видимо, очень важным как для Арама, так и для его южных соседей. Однако под стенами города Иорам был ранен и уехал в свою летнюю резиденцию Изреель, куда затем отправился и Охозия[11][12].
Воспользовавшись этим обстоятельством, оставшийся командовать израильскими войсками Ииуй (Йеху) поднял мятеж, захватил Изреель, убив и Иорама, и Охозию. Труп Иорам был брошен на участке поля, отнятого Ахавом у Навуфея. Затем Ииуй овладел Самарией, где был уничтожен весь род Ахава, включая его вдову Иезавель. Инициатором этого мятежа, вдохновившим Ииуя, был пророк Елисей[13][14]. Дамасский царь, по-видимому, оказал поддержку мятежнику. Ииуй отплатил за эту поддержку уступкой Араму ряда городов, ранее захваченных израильтянами. В Израиле торжествовала «патриотическая» реакция, в значительной степени опиравшаяся на поддержку широких масс населения, ненавидевших царицу и её «партию». Храм Баала был разрушен, а его служители перебиты[15]. В материальной культуре Израиля ясно прослеживается резкий упадок финикийского влияния. Этот переворот явно привёл и к разрыву союза с Тиром. Разорваны были, по-видимому, и отношения с Иудеей, где к власти пришла мать убитого царя Охозии Гофолия, тетка свергнутого и убитого израильского царя Иорама[16].
Согласно Библии Иорам правил 12 лет[17].
Династия Амврия (Дом Омри) | ||
Предшественник: Охозия |
царь Израиля ок. 851 — 842 до н. э. (правил 12 лет) |
Преемник: Ииуй |
Примечания
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
- ↑ Иорам. Православная Энциклопедия
- ↑ Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 13
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 2—3
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 4—27
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 192.
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 6, § 24—29
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 7, § 1—20
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 7—15
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 8, § 28—29
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 22, § 5
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 1—36
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 1—17
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 18—28
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 197—198.
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 1
Литература
- Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 574, [2] с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-018173-6, ISBN 5-271-07249-5, ISBN 5-9578-0330-8.[1]
- История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М.: Восточная литература, 2004. — 895 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018388-1.[2]
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
- Рыжов К. В. Все монархи мира: Древний Восток. — Вече, 2001. — 608 с. — (Все монархи мира). — ISBN 5-7838-0829-6.
Ссылки
- Иорам // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
- Иорам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIIa. — С. 751.
- Иегорам // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Иорам // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXV : «Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский». — С. 508–509. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.