Охозия (царь Израиля)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Охозия
др.-евр.אֲחַזְיָהוּ‏‎ — ахаз’ия́у — «Поддерживаемый Яхве»;
др.-греч. Ὀχοζίας — (в Септуагинте)
Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)
  • 853—852 года до н. э.[1]
  • 853—851 года до н. э.[2]
Предшественник Ахав
Преемник Иорам

Отец Ахав
Мать Иезавель

Охози́я (Ахазйаху) — царь Израиля, правивший приблизительно в 853 — 851 годах до н. э.

Сын и преемник царя Ахава и его жены Иезавели.

Этимология имени

Личное имя на иврите Охозия сохранилось в двух разных вариантах написания: אֲחַזְיָהוּ — ’ǎḥazjāhû и אֲחַזְיָה — ’ǎḥazjāh. Это составное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект (и в то же время теофорный элемент) — это форма слова «Яхве» (יָהוּ — jāhû или יָה — jāh), сказуемое происходит от корня глагола אחז ’ḥz, по-русски «хватать». Имя можно перевести как «Яхве схватил/подхватил» / «Поддерживаемый Яхве». Септуагинта передаёт это имя как Οχοζιας (Ochozias), Вульгата — как Ohozias.

Правление

О его кратковременном правлении до нас дошло очень мало сведений. Со смертью Ахава влияние Иезавели на государственные дела и религиозный культ не прекратилось. Охозия шёл по стопам родителей, отдавая предпочтение чужеземным богам перед культом Яхве: «и делал неугодное пред очами Господа, и ходил путём отца своего и путём матери своей и путём Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех: он служил Ваалу и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева всем тем, что делал отец его»[3].

Во внешней политике Охозия пытался продолжать политику отца. Однако времена изменились. Победа арамеев Дамаска и смерть Ахава обнаружили слабость той политической постройки, какую столь усердно создавали Амврий и его сын. Сражу же после гибели Ахава от Израиля отложился царь Моава[4]. Даже царь Иудеи Иосафат, верный союзник и родственник, отказался предоставить Охозии возможность плавать в Офир через Красное море[5][6]. Вторая книга Паралипоменон несколько иначе передаёт события связанные с торговлей по морю. Согласно ней Охозия и Иосафат совместно построили торговый флот для плавания в Фарсис (Таршиш), откуда финикийцы и евреи вывозили металлы — золото, серебро, олово и свинец. Фарсис традиционно предлагается располагать в Испании, возможно, он соответствует греческому Тартессу, названию финикийской, в частности тирской, колонии в юго-западной Испании, на дельте Бетиса, нынешнего Гвадалквивира. Однако следует отметить, что согласно этой же книге, корабли строились в Ецион-Гавере, на Красном море, вблизи современной Акабы, который не мог служить исходным пунктом для путешествия в Испанию. Видимо, сообщение основано на недоразумении. Дело в том, что корабли для дальнего плавания назывались «тарсисскими кораблями», даже когда они направлялись в другие страны. Плавание всё же предполагалось в Офир. Своим взаимодействием с нечестивым Охозией Иосафат навлёк на себя гнев пророка Элиезера из Мареши, был проклят им, и корабли потерпели крушение[7].

Однажды спускаясь с плоской крыши своего дворца, Охозия оступился, упал на землю и сильно расшибся. Желая узнать о своём исцелении, он обратился к Баал-Зевуву, богу аккаронскому. Посланцы царя по дороге встретили пророка Илию. Пророк, разгневанный тем, что царь обратился за помощью не к богу евреев Яхве, а языческому богу, предрёк царю скорою смерть. От полученных травм Охозия так и не оправился и вскоре умер[8][9].

Согласно Библии Охозия правил 2 года[10]. Поскольку Охозия умер, не оставив потомства, царский престол в стране перешёл к его брату Иораму.


Династия Амврия (Дом Омри)

Предшественник:
Ахав
царь Израиля
ок. 853 — 851 до н. э.
(правил 2 года)

Преемник:
Иорам

Примечания

Ссылки

Литература