Охозия (царь Израиля)
Охозия | |
---|---|
др.-евр. אֲחַזְיָהוּ — ахаз’ия́у — «Поддерживаемый Яхве»; др.-греч. Ὀχοζίας — (в Септуагинте) | |
![]() Promptuarii Iconum Insigniorum (1553) | |
Предшественник | Ахав |
Преемник | Иорам |
|
|
Отец | Ахав |
Мать | Иезавель |
Охози́я (Ахазйаху) — царь Израиля, правивший приблизительно в 853 — 851 годах до н. э.
Сын и преемник царя Ахава и его жены Иезавели.
Этимология имени
Личное имя на иврите Охозия сохранилось в двух разных вариантах написания: אֲחַזְיָהוּ — ’ǎḥazjāhû и אֲחַזְיָה — ’ǎḥazjāh. Это составное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект (и в то же время теофорный элемент) — это форма слова «Яхве» (יָהוּ — jāhû или יָה — jāh), сказуемое происходит от корня глагола אחז ’ḥz, по-русски «хватать». Имя можно перевести как «Яхве схватил/подхватил» / «Поддерживаемый Яхве». Септуагинта передаёт это имя как Οχοζιας (Ochozias), Вульгата — как Ohozias.
Правление
О его кратковременном правлении до нас дошло очень мало сведений. Со смертью Ахава влияние Иезавели на государственные дела и религиозный культ не прекратилось. Охозия шёл по стопам родителей, отдавая предпочтение чужеземным богам перед культом Яхве: «и делал неугодное пред очами Господа, и ходил путём отца своего и путём матери своей и путём Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех: он служил Ваалу и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева всем тем, что делал отец его»[3].
Во внешней политике Охозия пытался продолжать политику отца. Однако времена изменились. Победа арамеев Дамаска и смерть Ахава обнаружили слабость той политической постройки, какую столь усердно создавали Амврий и его сын. Сражу же после гибели Ахава от Израиля отложился царь Моава[4]. Даже царь Иудеи Иосафат, верный союзник и родственник, отказался предоставить Охозии возможность плавать в Офир через Красное море[5][6]. Вторая книга Паралипоменон несколько иначе передаёт события связанные с торговлей по морю. Согласно ней Охозия и Иосафат совместно построили торговый флот для плавания в Фарсис (Таршиш), откуда финикийцы и евреи вывозили металлы — золото, серебро, олово и свинец. Фарсис традиционно предлагается располагать в Испании, возможно, он соответствует греческому Тартессу, названию финикийской, в частности тирской, колонии в юго-западной Испании, на дельте Бетиса, нынешнего Гвадалквивира. Однако следует отметить, что согласно этой же книге, корабли строились в Ецион-Гавере, на Красном море, вблизи современной Акабы, который не мог служить исходным пунктом для путешествия в Испанию. Видимо, сообщение основано на недоразумении. Дело в том, что корабли для дальнего плавания назывались «тарсисскими кораблями», даже когда они направлялись в другие страны. Плавание всё же предполагалось в Офир. Своим взаимодействием с нечестивым Охозией Иосафат навлёк на себя гнев пророка Элиезера из Мареши, был проклят им, и корабли потерпели крушение[7].
Однажды спускаясь с плоской крыши своего дворца, Охозия оступился, упал на землю и сильно расшибся. Желая узнать о своём исцелении, он обратился к Баал-Зевуву, богу аккаронскому. Посланцы царя по дороге встретили пророка Илию. Пророк, разгневанный тем, что царь обратился за помощью не к богу евреев Яхве, а языческому богу, предрёк царю скорою смерть. От полученных травм Охозия так и не оправился и вскоре умер[8][9].
Согласно Библии Охозия правил 2 года[10]. Поскольку Охозия умер, не оставив потомства, царский престол в стране перешёл к его брату Иораму.
Династия Амврия (Дом Омри) | ||
Предшественник: Ахав |
царь Израиля ок. 853 — 851 до н. э. (правил 2 года) |
Преемник: Иорам |
Примечания
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
- ↑ Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 52—53
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 1, § 1
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 49
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 192.
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 20, § 35—37
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 1, § 2—18
- ↑ Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга IX, глава 2, § 1—2
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 51
Ссылки
- Охозия // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
- Охозия, царь израильский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1897. — Т. XXIIa. — С. 496.
- Ахазия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
Литература
- Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 574, [2] с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-018173-6, ISBN 5-271-07249-5, ISBN 5-9578-0330-8.[1]
- История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М.: Восточная литература, 2004. — 895 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018388-1.[2]
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
- Рыжов К. В. Все монархи мира: Древний Восток. — Вече, 2001. — 608 с. — (Все монархи мира). — ISBN 5-7838-0829-6.