Израильское царство
Историческое государство | |
Израильское царство | |
---|---|
ивр. ממלכת ישראל | |
XI век до н. э. — 932—928 годы до н. э.
|
|
Столица | Гива Саулова[англ.], Хеврон, Иерусалим |
Язык(и) | Древнееврейский |
Официальный язык | Древнееврейский |
Религия | Иудаизм |
Форма правления | Монархия |
Цари | |
• | Саул |
• | Давид |
• | Соломон |
Израильское царство (ивр. ממלכת ישראל) — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом. Основание царства датируется XI веком до н. э.[1][2], возможно, около 1030 года до н. э.[3]
В течение следующего столетия стало крупной державой Древнего Востока, под властью царей Саула, Давида и Соломона.
После смерти царя Соломона (ок. 930—920 годов до н. э.) распалось на северное Израильское и южное Иудейское царства[1][4][5].
Следует различать два израильских царства:
- Израильское царство как единое израильское государство, возглавляемое вначале Саулом и, впоследствии, домом Давидовым (Давидом и, после него, Соломоном), в некоторых источниках — Израильско-Иудейское царство.
- одноимённое государство, образованное десятью коленами Израилевыми, не признавшими власть Ровоама — сына Соломона, в современных источниках также именуется Северное Израильское царство.
Историчность существования Израильского царства как единой могущественной державы является предметом дискуссии[6].
Происхождение названия
Источником названия Израиль (Исраэ́ль ивр. ישראל) служит Книга Бытия, где Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль (Исраэ́ль ивр. ישראל): «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27, 28). Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сарар (ивр. שרר — «управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше»), таким образом, образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/битва Бога»[7]. Впоследствии, еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Сыны Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».
Первое в истории возможное упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле фараона Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране[8]. В книге Исход словом «Израиль» также обозначается народ (не страна и не государство) — израильтяне. Лишь после занятия израильтянами Ханаана (территории современного государства Израиль) словом «Израиль» обозначается также и страна — территория, занимаемая израильтянами.
История согласно Библии
Единое царство
История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Разные источники датируют это событие 1067—1025 годами до нашей эры. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божьим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот этого народа. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника — в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула (по Закону Моисееву совершать всесожжение имеет право исключительно первосвященник). В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.
После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко возросла (известна фраза: «Саул убил тысячи; Давид убил десятки тысяч»). Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол (по закону Давид имел полное право сместить Саула с царского престола, но не воспользовался этим правом). В результате Израильское царство фактически пережило первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении; сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.
Период царствования Давида и Соломона в XI и X веках до н. э. — золотой век Израильского царства. В 1010 году до н. э. Давид перенёс столицу в Иерусалим и значительно расширил город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно вёл войны против внешних врагов. Также велось обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.
Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно, в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.
Разделение
Смерть Соломона (ок. 932—928 годов до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол взошёл его сын Ровоам. Но он проводил чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединились под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное Израильское царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Южное Иудейское царство.
Сомнения в историчности
На данный момент среди археологов нет единого мнения, подтверждающего или опровергающего существование объединённой монархии Давида и Соломона[9].
Долгое время считалось, что хотя отсутствуют прямые свидетельства существования Соломона и Давида, и многие детали библейского рассказа об этих царях носят характер легенды, история прихода Давида к власти и расцвета страны при Соломоне хорошо соотносится с археологической действительностью. В частности, к завоеваниям Давида относили археологические свидетельства уничтожения бывших филистимских и ханаанских городов, а к постройкам его сына Соломона относили обнаруженные в нескольких местах Израиля остатки монументальных городских ворот и дворцов, построенных в течение короткого периода.
Трактовка и датировка археологических находок, рассматривающихся как подтверждающие существование единого Израильского царства, оспариваются. В израильской археологии и исторической науке существуют две школы, не согласных с датировками, трактовками находок и концепциями друг друга — «Тель-Авивская» и «Иерусалимская»[10].
В частности, строения в Мегиддо, Хацоре и Гезере, позиционируемые как «Соломоновы», имеют альтернативную датировку IX века до н. э. — времени правления династии Омридов. По словам главы кафедры археологии Тель-Авивского университета, Исраэля Финкельштейна, Иерусалим времён Давида был «небольшой горной деревушкой», а в X веке до н. э. на территории царства из Ветхого Завета, писавшегося с VII века до н. э., только шёл процесс формирования государств, в котором участвовал целый ряд племён. По мнению профессора, Давид был предводителем одного из этих племён и являлся не более чем «вожаком банды разбойников». До настоящего времени нет археологических находок, подтверждающих описание бурного роста Иерусалима во время «золотого века»[11].
Взглядов, сходных с концепцией Финкельштейна, придерживается Зеэв Херцог, профессор археологии Тель-Авивского университета. Он считает, что не существует никаких археологических доказательств единого Израильского Царства, и что Северное и Южное еврейские царства были изначально двумя отдельными, периодически враждующими между собой государствами, а Давид и Соломон были главами небольших племенных княжеств, Давид — в Хевроне, Соломон — в Иерусалиме. При этом во времена Давида и Соломона Иерусалим уже был большим поселением, однако в нём не было ни центрального храма, ни царского дворца[12].
Взгляды Финкельштейна и Херцога оспаривались археологами «иерусалимской школы», в том числе и на основании недавних раскопок Иосифа Гарфинкеля (англ. Yosef Garfinkel) в Хирбет-Кияфа (англ. Khirbet Qeiyafa) [13][11] и Эйлат Мазар в Иерусалиме, в частности, находка стены в Городе Давида (Ancient city walls around the City of David).
Позже Финкельштейн оспорил утверждения Мазар, указывая на то, что стены, обнаруженные Мазар, не соединяются в один согласованный план и, по-видимому, принадлежат более чем одному зданию. Датировка стен, по Финкельштейну, выпадает на IX—VIII века до н. э.[14] Финкельштейн утверждает, что некоторые из раскопанных Мазар стен действительно являются фазой развития государства в Иудее, но эта фаза датируется IX, а не X веком до н. э. Также некоторые археологи, в том числе Исраэль Финкельштейн и Александр Фанталкин из Тель-Авивского университета, обвиняют Мазар и других археологов, которые причисляют найденные стены ко временам Давида и Соломона, в субъективной интерпретации библейских текстов и выдаче желаемого за действительное[14][15].
Иосиф Гарфинкель утверждает, что Хирбет-Кияфа не принадлежал филистимлянам и соответствует библейскому городу Шаараим, и что найденная в Хирбет-Кияфа прото-ханаанская надпись является самой ранней ивритской надписью, которая была известна до сих пор; Гарфинкель интерпретировал само существование хорошо укреплённого города на границе с филистимлянами и находки на этом месте в поддержку библейского описания Объединённой монархии[9]. Но Финкельштейн и Александр Фанталкин видят в археологических находках и датировке разрушения Хирбет-Кияфа, относимого ко времени кампании Шешонка I (по Библии, происходившей уже после распада единого царства), возможное подтверждение её принадлежности Северному царству Израиля[16].
Существование на границе с Иудеей крупного и хорошо укреплённого филистимского города Геф, возможно, самого большого города в Ханнане X—IX веков до н. э. (по оценкам 2015 года, занимавшего площадь в 50 га, при том что размер Иерусалима того времени оценивается в 12 га), позволяет поставить под сомнение утверждение, что царство Давида было настолько мощным, как описано в Библии[17].
Первое упоминание Израильского царства во внебиблейских источниках содержится в рассказе ассирийского царя Салманасара III о битве при Каркаре в 853 году до н.э. и относится к северному Израильскому царству[18]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Иудейское царство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Древний Восток, 2008, с. 234.
- ↑ История древнего Востока, 2004, с. 430.
- ↑ Израильское царство // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Исторический очерк. Северное царство — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ А.С. Десницкий. История Древнего Израиля: принципы реконструкции // Ориенталистика. — 2019. — Т. 2, вып. 2. — С. 418. — ISSN 2687-0738 2618-7043, 2687-0738. — doi:10.31696/2618-7043-2019-2-2-399-420.
- ↑ Wenham, 1994, pp. 296–97
- ↑ Barton & Bowden, 2004, p. 126. «The Merneptah Stele… is arguably the oldest evidence outside the Bible for the existence of Israel as early as the 13th century»
- ↑ 9,0 9,1 Did David and Solomon’s United Monarchy Exist?
- ↑ Конфликт между тель-авивской и иерусалимской школами в израильской археологии (рус.) ?. EJWiki.org - Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам. EJWiki.org.
- ↑ 11,0 11,1 Тайны библейских царей | National Geographic Россия (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
- ↑ Израильские ученые: Описанные в Бибилии события не происходили — Юрий Медведев — Российская газета
- ↑ ОБНАРУЖЕН, ВОЗМОЖНО, ОДИН ИЗ ДВОРЦОВ ЦАРЯ ДАВИДА Архивная копия от 8 мая 2014 на Wayback Machine
- ↑ 14,0 14,1 A Great United Monarchy? Archaeological and Historical Perspectives | Israel Finkelstein — Academia.edu
- ↑ Finkelstein, Israel; Fantalkin, Alexander. Khirbet Qeiyafa: an unsensational archaeological and historical interpretation (англ.) // Tel Aviv : journal. — 2012. — May (vol. 39). — P. 38—63. — doi:10.1179/033443512x13226621280507.
- ↑ The Date of Abandonment and Territorial Affiliation of Khirbet Qeiyafa: An Update | Alexander Fantalkin and Israel Finkelstein — Academia.edu
- ↑ Philistine city of Gath a lot more powerful than thought, archaeologists suggest, Haaretz, Haaretz Daily Newspaper Ltd. (4 августа 2015). Дата обращения 12 июня 2018.
- ↑ Израильское царство // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Литература
- Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Объединенное царство — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- А.А. Немировский. Гл. 4 Восточное Средиземноморье и Аравия. Ч. Восточное Средиземноморье в первой половине I тысячелетия до н.э. // Древний Восток / под ред. В.П. Будановой. — М.: АСТ, 2008. — С. 380—408. — (Учебное пособие для вузов). — ISBN 978-5-17-045827-1.
- И. Р. Тантлевский. Гл. 6 История Израиля и Иудеи в эпоху Первого Храма. Ч. II Единое Израильское царство // История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М.: «Восточная литература» РАН, 2004. — С. 429—451. — ISBN 5-02-018388-1.
- Ю. Б. Циркин. Гл. 5 Еврейские царства Ч.1 Единое царство // История библейских стран. — Астрель, 2003. — С. 133—174. — (Классическая мысль).
- Israel Finkelstein; Neil Asher Silberman. The Bible unearthed : archaeology's new vision of ancient Israel and the origin of its sacred texts. — New York, 2001. — 385 p. — ISBN 0684869136. — ISBN 978-0684869131.
- Israel Finkelstein. The forgotten kingdom : the archaeology and history of Northern Israel. — Atlanta, Georgia, 2013. — (Ancient Near East monographs).
- Barton, John & Bowden, Julie (2004), The Original Story: God, Israel and the World, Wm. B. Eerdmans Publishing Company, ISBN 0802829007
- Wenham, Gordon J. (1994), Word Biblical Commentary, vol. 2 (Genesis 16-50), ISBN 0849902010
Ссылки
- Yosef Garfinkel. King David kills Biblical Minimalism (англ.). The University of Western Australia (май 2011).