Ровоам

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ровоам
др.-евр.רְחַבְעָם‏‎, Рехав’ам — «умножающий народ»;
др.-греч. Ροβοάμ, Rovoam (в Септуагинте)
Фрагмент росписи в зале Большого совета Базельской ратуши. Выполнен Гансом Гольбейном (младшим). На нём изображен Ровоам, сын Соломона, чьё высокомерное правление привело к восстанию его народа и потере части его царства. Он протягивает свой мизинец, говоря: «Мой мизинец толще чресл моего отца!» Фрески напоминали советникам о необходимости мудрого и благочестивого правленияФрагмент росписи в зале Большого совета Базельской ратуши. Выполнен Гансом Гольбейном (младшим). На нём изображен Ровоам, сын Соломона, чьё высокомерное правление привело к восстанию его народа и потере части его царства. Он протягивает свой мизинец, говоря: «Мой мизинец толще чресл моего отца!» Фрески напоминали советникам о необходимости мудрого и благочестивого правления
  • 931—913 года до н. э.[1]
  • 928—911 года до н. э.[2]
  • 922—905 года до н. э.
Предшественник Соломон
Преемник Авия

Род династия Давида
Отец царь Соломон
Мать Наама  (англ.)
В браке Фамарь
Дети Авия
Отношение к религии Иудей

Ровоа́м (Рехав’ам) — первый царь Иудеи, правивший приблизительно в 928 — 911 годы до н. э. Сын последнего царя единого Израильского царства Соломона и аммонитянки Наамы  (англ.).

Ровоам не смог удержать Израильское царство в своих руках. Народ, испытавший на себе власть царей, находил её слишком тягостной и попытался её ограничить. Часть народа осталась верной Ровоаму, другая избрала себе в цари Иеровоама, из колена Ефремова, и так одно царство распалось на два — Иудейское и Израильское, в состав которого вошло большинство колен.

Воспользовавшись событиями, последовавшими за смертью Соломона, египетский фараон Шешонк I совершил поход в Палестину, чтобы продвинуть свои владения в сторону Сирии. Опасность, грозившая со стороны Египта, не способствовала сближению разрозненных частей еврейского народа. Даже попытки к этому не было сделано.

В настоящее время не существует внебиблейских подтверждений существования Ровоама.

Правление

Восстание северных израильских племён

Ровоам являлся законным наследником Израильского царя Соломона. Вслед за кратким сообщением о смерти Соломона и воцарении Ровоама библейский автор пишет о собрании всех израильтян в Сихеме, чтобы провозгласить нового царя[3]. Сихем был расположен на территории племени Ефрема (Эфраима), и уже одно это было знаком недоверия к царю из племени Иуды, подозреваемого, по-видимому, в особом покровительстве именно этому племени, как это было при его отце. Дальнейшие события показывают, что иудеев на этом собрании не было. Вероятно, акт воцарения Ровоама, совершившийся в Иерусалиме, другие племена не признали и, созвав народное собрание, потребовали прихода туда Ровоама, что тому и пришлось сделать. Конечно, трудно себе представить, чтобы все взрослые мужчины неиудейских племён пришли в Сихем, но Библия подчеркивает, что это было именно всенародное собрание (qahal), так что ясно, что здесь собрались не только родовые старейшины и племенная аристократия, но и представители более широких слоев населения. Выбор Сихема явно был не случаен. Во время поселения израильтян в Палестине и во времена судей этот город был значительным религиозно-политическим центром, а также был связан с преданиями о патриархах. Выбирая Сихем для созыва собрания, израильтяне подчеркивали свою приверженность к домонархической традиции и своё желание если не вернуться к прежним временам, то, во всяком случае, ликвидировать чрезмерные притязания монархии.

На собрании Ровоаму был предъявлен ультиматум. От него потребовали уменьшить трудовую повинность (видимо, меньше привлекать к ней при возникновении чрезвычайных ситуаций) и снизить подати, после чего обещали признать царём. Речь явно шла о заключении договора с царём, как это было при двух первых монархах. Соломон, пришедший к власти по существу в результате государственного переворота, обошёлся без такого договора, но теперь дело обстояло иначе. Недовольные своим тяжелым положением и дискриминацией по сравнению с иудеями члены других племен попытались переменить ситуацию с помощью старинного договора. При этом они, по-видимому, опирались на древний обычай, согласно которому новый царь издавал акт милости, как это делали вавилонские цари, снижая при своём восшествии на трон подати и прощая недоимки. Однако Ровоам после некоторых колебаний отказался пойти на компромисс. При этом «старцы», то есть представители старой племенной традиции и прежних политических институтов, уговаривали царя уступить, в то время как лица более молодые, в большей степени связанные с царским двором, его друзья и сверстники, настаивали на отказе от уступок:

«Иеровоам и весь Израиль говорили Ровоаму так: отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе. И сказал им Ровоам: через три дня придите опять ко мне. И разошёлся народ. И советовался царь Ровоам со старейшинами, которые предстояли пред лицом Соломона, отца его, при жизни его, и говорил: как вы посоветуете отвечать народу сему? Они сказали ему: если ты [ныне] будешь добр к народу сему и угодишь им и будешь говорить с ними ласково, то они будут тебе рабами на все дни. Но он оставил совет старейшин, который они давали ему, и стал советоваться с людьми молодыми, которые выросли вместе с ним, предстоящими пред лицом его; и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, говорившему мне так: облегчи иго, которое наложил на нас отец твой? И говорили ему молодые люди, выросшие вместе с ним, и сказали: так скажи народу, говорившему тебе: отец твой наложил на нас тяжкое иго, а ты облегчи нас, — так скажи им: мизинец мой толще чресл отца моего. Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я [буду бить вас] скорпионами».

.

Надменность Ровоама. Рисунок Ганса Гольбейна Младшего

Ровоам последовал совету последних, и собрание отказалось признать его царём. Ровоам понял свою ошибку и попытался всё же достичь соглашения с отложившимися племенами. Он послал к ним Адоранима для каких-то переговоров. Но это была явно не та фигура, ибо именно этот человек, отвечавший за сбор податей, представал перед народом главным виновником его тяжелого положения. Адоранима забросали камнями и он погиб, а Ровоаму пришлось бежать из Сихема. Вместо него был призван Иеровоам, к этому времени возвратившийся из Египта, где он, в своё время, нашёл приют при дворе фараона Шешонка I (библ. Сусакима). Было созвано новое собрание, которое провозгласило его царём. Это ясно показывает, что за всеми событиями в значительной степени стоял фараон Шешонк I. Только половина колена Вениамина отказалась последовать за остальными и подчинилась Ровоаму[5]. Единое царство распалось. За северным царством сохранилось старинное общеплеменное название Израиль, ставшее официальным наименованием государства. Южное царство, по названию наиболее крупного из оставшихся двух племён, стало именоваться Иудеей.

Поначалу Ровоам попытался предпринять меры для восстановления своей власти над северными племенами. Трудно сказать, почему он не обратился к профессиональной армии своего отца, которая, казалось бы, именно для таких случаев и предназначалась. Но царь предпочёл созвать ополчение (якобы в 180 тысяч человек, что является явным преувеличением). Однако начинать войну всё же не стал. Библия рассказывает, что пророк Самей, ссылаясь на волю Бога, запретил Ровоаму воевать с братским народом. По его словам, это отпадение было наказанием за грехи Соломона, отца Ровоама. В действительности же, Ровоам ясно осознавал, что за спиной Иеровоама стоит египетский фараон Шешонк I, а вступать в конфликт с фараоном иерусалимский царь не решился. Отказавшись от попытки подавить восстание, Ровоам фактически признал разделение царства[6][7].

Вторжение египетского фараона Шешонка I

Образовавшиеся два новых государства были гораздо слабее единого, чего фараон и добивался. Через четыре года после раздела (на пятом году правления Ровоама) Шешонк I предпринял поход в Азию. О масштабах этого предприятия судить трудно. Вряд ли соответствует исторической реальности претензия Шешонка обложить данью всю Сирию. В Библии говорится только о захвате им Иерусалима и разграблении храма и дворца[8]. Чуть более подробный рассказ приводит Иосиф Флавий в своём труде Иудейские древности, правда, не совсем достоверный из-за указания огромного количества воинов фараона участвовавших в походе:

«Сусак (Шешонк) выступил на пятый год царствования Ровоама против последнего во главе многотысячного войска, а именно в состав его рати входило: одна тысяча двести колесниц, шестьдесят тысяч всадников и четыреста тысяч человек пехоты. Большинство этих воинов были ливийцы и эфиопы. Ворвавшись в страну евреев, фараон без боя овладел наиболее укрепленными городами Ровоамова царства и, утвердившись в них, двинулся напоследок против Иерусалима. Сусак без боя овладел городом, потому что Ровоам в страхе открыл ему ворота, и, не обратив никакого внимания на [предварительно заключенное с царём] условие [пощадить город], принялся за разграбление храма и за расхищение Господней и царской сокровищниц; при этом он овладел несметным количеством золота и серебра и не оставил Ровоаму решительно ничего. Он овладел также золотыми щитами и копьями, которые велел соорудить царь Соломон, а также не пренебрёг и золотыми колчанами, которые Давид, отняв у царя софенского, посвятил Господу Богу. Совершив всё это, Сусак возвратился в свою страну»[9].

Иуда Малек (Царственный Иуда). Оформление написания одного из захваченных Шешонком городов, с его изображения в Карнаке

Этот, упоминаемый Библией и еврейским историком, поход Шешонка находит себе подтверждение в колоссальном изображении на стене храма Амона в Фивах. Амон вручает Шешонку меч и связку из пяти рядов названий покоренных последним в Азии местностей. Каждое из названий заключено в овал, помещённый под бюст пленника семитского типа. Таких овалов было более ста пятидесяти; из них сохранилось в целости около половины, но отождествить с известными нам из географии Палестины можно не более двадцати. Прежде всего бросается в глаза, что Шешонк, в погоне за длиннотой списка, включил в него все незначительные местности и урочища, нигде более не встречающиеся; в этих же видах он из двойных наименований (например, Хакель-Абрам — «Поле Авраама») делал два разных названия и тому подобное. Список начинался с севера и заканчивался филистимскими городами Экроном и Рафией. Название Иерусалима не сохранилось, но есть, странное Иудамалек (Царственный Иуда) — которое, может быть, возможно отождествить с Иерусалимом.

Из того, что поддаётся прочтению можно сделать вывод, что он разорил и разграбил города Иудеи: Иразу, Бет-Хорон, Аялон, Гаваон, Сокох, Бет-Анот, Шарухен и Арад. Не пощадил он и владений бывшего своего союзника Иеровоама, зайдя несколько за Кисонскую долину. Разграблению подвергались Рехеб, Хафараим, Мегиддо, Таанах, Сунем[en], Бейт-Шеан, Раббат-Аммон, Адама в Иорданской долине. Шешонк даже продвинулся в Заиорданье, где захватил город Маханаим. Почему Шешонк не пощадил Иеровоама, неизвестно. Может быть, тот не выполнил своих обязательств, стал вести себя самостоятельно и не платил дани. Археологи сегодня нашли следы пожаров и разрушений иудейских городов, относящихся ко времени Ровоама и Шешонка, что всесторонне исторически подтверждало библейское сообщение о походе фараона Шешонка в Иудею. В Мегиддо, одном из важнейших городов Северного царства, обнаружена часть монументальной стелы с картушем Шешонка, которая, видимо, была там поставлена в ознаменование его победы. В одной карнакской надписи Шешонк вручает Амону дань Сирии и Нубии. Достичь же своей основной цели — восстановления египетского господства в Азии — Шешонк не сумел, ибо сил у Египта для этого не было, да и сам Шешонк умер вскоре после своего похода. Преемники же Шешонка не продолжали агрессивной политики против Иудеи и Израиля[10][11].

Дальнейшее правление Ровоама

И всё же Ровоам, по-видимому, признал верховную власть фараона[12]. И хотя после смерти Шешонка это признание, видимо, утратило значение, ущерб обоим еврейским царствам был нанесён громадный. Разрушение городов в значительной степени уничтожило экономическую инфраструктуру обоих царств. Характерен пример, приведенный в Библии: лишившись захваченных египтянами золотых щитов, которые полагалось нести в царской процессии, Ровоам был вынужден приказать изготовить медные[13], так как средств для изготовления новых золотых щитов у иудейского царя уже не было. Контраст по сравнению с богатством отца поразителен. Оба еврейских государства были настолько ослаблены, что ни то, ни другое не могло претендовать на то, чтобы возглавить новое объединение.

Образование двух отдельных государств вместо единого потребовало определенной перестройки политических и даже религиозных структур. Южное царство, Иудея, в экономическом отношении было более отсталым, по отношению к Северному Израильскому царству. Кроме Иерусалима, других значительных городских центров на её территории не было, но и Иерусалим был, скорее, административным и религиозным центром, чем экономическим. В хозяйстве Иудеи большую роль играло традиционное скотоводство, главные торговые пути обходили её стороной, а с потерей Эдома (после смерти Соломона) она утратила выход к Красному морю, что лишило её важного козыря в отношениях с финикийцами. Однако всё это нивелировало остроту социальных и политических конфликтов, что положительно отразилось на судьбе правящей династии; вплоть до падения Иудейского царства в 586 году до н. э. под ударами вавилонян, здесь правили цари только из Дома Давида (за единственным исключением: правление царицы Гофолии, дочери израильского царя Ахава, в 841—835 годах до н. э.). Очень важным обстоятельством было наличие в Иерусалиме храма Яхве, и хотя он был в то время далеко не единственным святилищем этого Бога, его значение для всех евреев было весьма велико и союз с его жрецами чрезвычайно укреплял авторитет иудейских царей.

Царствующий дом был тесно связан с Иерусалимским Храмом, вокруг которого концентрировались священники и левиты, а также население верящее в единого Бога, не только Иудеи, но и Израиля:

«И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов, ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал. А за ними и из всех колен Израилевых расположившие сердце своё, чтобы взыскать Господа Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить жертвы Господу Богу отцов своих»[14].

Ровоам унаследовал от Соломона государственный аппарат, армию, храм и другие институты. Однако действовать ему приходилось уже в совершенно новой обстановке, в условиях сильно сократившегося царства. Сохранить унаследованные институты в неприкосновенности он не имел возможности. Уже его обращение к ополчению в момент раскола государства показало, что на старую армию он рассчитывать не может. Видимо, после смерти Шешонка Ровоам начал восстанавливать разрушенные города. Библия перечисляет следующие города: Вифлеем, Ефам, Фекою, Вефцур, Сохо, Одоллам, Геф, Марешу, Зиф, Адораим, Лахис, Азеку, Цору, Аиалон и Хеврон, в каждом из которых царь поставил свой гарнизон и снабдил припасами[15]. Во все укреплённые города и земли Иудеи царь направил в качестве наместников своих сыновей[16], которые собирали доход с этих мест и выступали гарантами подчинения их царю. Может быть, укрепившись, Ровоам всё же попытался восстановить свою власть над отложившимся Израилем, ибо Библия утверждает, что «были войны у Ровоама с Иеровоамом во все дни»[17][18], но явно неудачно. Противостояние двух государств продолжалось и позже. Политические расчёты царей оказались сильнее воспоминаний об общем происхождении[19].

При нём в Иудее процветает идолопоклонство и культовая мужская проституция (в Ханаане её участников называли «псами»). Возможно, все это происходило под влиянием матери царя, аммонитянки из гарема Соломона[20].

Семья

Библия утверждает, что у Ровоама было 18 жён и 60 наложниц, от которых родилось 28 сыновей и 60 дочерей. Однако по именам перечислены лишь некоторые из них[21]:

  • Махалафа, дочь Иеромофа, сына Давидова
  • Авихаиль, дочь Елиава, сына Иессеева
    • Иеус
    • Шемария
    • Загама
  • Мааха, дочь Авессалома, которую по словам Библии, любил более других
    • Авия
    • Аттай
    • Зиза
    • Шеломиф

Смерть царя

Ровоам царствовал 17 лет. Библия указывает, что он вступил на престол в сорок один год, соответственно умер он на 58-м году жизни, и был похоронен в Иерусалиме в семейной усыпальнице, рядом со своим отцом Соломоном[22][23][24].


Династия Давида

Предшественник:
Соломон
царь Иудеи
ок. 928 — 911 до н. э.
(правил 17 лет)

Преемник:
Авия

Упоминания в культуре

Барельеф с бегущим от народного восстания Ровоамом размещён в первом кругу Дантова чистилища, где караются гордецы.

Другие значения

  • В Англии «Ровоамом» (Rehoboam) называется бутылка вина, вмещающая 4,5 литра или 6 «бутылок» (единиц объёма). См. шампанское.

Примечания

  1. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
  2. Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
  3. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 11, § 43; глава 12, § 1
  4. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 10, § 4—11
  5. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 12, § 2—20
  6. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 174—176.
  7. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 453.
  8. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 14, § 25—26
  9. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 10, § 2—3
  10. Тураев Б. А. История Древнего Востока. — С. 392.
  11. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 176.
  12. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 12, § 8
  13. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 14, § 27—28
  14. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 11, § 13—16
  15. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 11, § 5—12
  16. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 11, § 23
  17. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 14, § 30
  18. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 12, § 15
  19. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 176—178, 180—181.
  20. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 455.
  21. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 11, § 18—21
  22. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 14, § 21, 31
  23. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 12, § 13, 16
  24. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 10, § 4

Литература

Ссылки