Иеровоам II
Иеровоам II | |
---|---|
др.-евр. ירבעם — Yārŏḇə‘ām — «Да умножится народ» / «Пусть возвеличится народ»; др.-греч. ῾Ιεροβοάμ — Hieroboam (в Септуагинте); | |
![]() Promptuarii Iconum Insigniorum (1553) | |
Предшественник | Иоас |
Преемник | Захария |
|
|
Отец | Иоас |
Дети | Захария |
Иеровоам II (Йаров’ам II) — царь Израиля, правивший приблизительно в 788 — 747 годах до н. э.
Сын и преемник Иоаса, правнук Ииуя.
Этимология имени
Личное имя на иврите יָרָבְעָם — jāråv‘ām — «Йаров’ам» — это составное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект — это теофорный элемент עָם — ‘ām, русское «брат отца», для сказуемого подходят два разных производных, а именно либо от корня глагола רבב — rbb, русское «быть великим» или от корня глагола רוב — rûb, по-русски «вершить правосудие» (дополнительный корень к ריב — rîb с идентичным значением). Соответственно, в переводе это имя означает либо «брат отца великий», либо «брат отца был прав». Септуагинта переводит это имя как Ιεροβοαμ (Ieroboam), Вульгата — как Hieroboam.
Правление
При сыне Иоаса, Иеровоаме II, Израиль снова становится одним из сильнейших государств Сиро-Палестинского региона. Энергичный и умелый правитель, Иеровоам сумел полностью воспользоваться сложившейся политической ситуацией. Он далеко не был верным последователем иудейского монотеизма, и подобно всем царям израильским продолжал религиозную политику Иеровоама I. Библия не любит его. Поэтому и рассказ о его внешнеполитической и военной деятельности весьма краток и не детализирован. Однако и из сохранившихся скудных данных, а главным образом из пророчеств Амоса, можно вывести заключение, что Иеровоам II был весьма искусный воин, проведший многие годы своего царствования в войнах с соседними народами. В этих войнах ему, по-видимому, счастье никогда не изменяло, и он одержал немало побед. Он успешно воевал с Арамейским Дамаском (Арамом) и, по-видимому, Хаматом. Арам потерял часть своей территории, и оба арамейских государства, вероятно, на какое-то время признали верховную власть израильского царя[4]. Скорее всего, именно в это время Амос, живший в первой половине и середине VIII века до н. э., яростно предрекал полное уничтожение Дамаска[5][6].
До уничтожения Дамаска дело не дошло, но Иеровоам отнял у Арама значительные районы Заиорданья, которые ранее были житницей Израиля и через которые проходили важные торговые пути, что привело к экономическому подъему государства. Свидетельством тому является масштабное строительство, развернутое Иеровоамом. В частности, он энергично перестраивал Самарию, возведя в ней ещё более роскошный дворец. Полагают, что изделия из слоновой кости, найденные в Самарии, относятся ко времени Иеровоама II, а не Ахава. Если это так, то они являются также свидетельством нового обращения израильского царя к финикийцам, ибо эти изделия изготовлены либо самими финикийскими мастерами, либо под их сильным влиянием. В период правления Иеровоама II укрепляются связи между Израилем и Тиром, что подтверждается появлением среди собственных имён израильтян довольно значительного количества таких, в которых упоминается Баал. О высоком благосостоянии израильской аристократии свидетельствуют яростные обличения Амоса, уроженца Иудеи, значительную часть своей деятельности проведшего в Израиле. Этим изнеженным вельможам, которые спят на ложах из слоновой кости, едят лучших овнов и тельцов, пьют вина из дорогих чаш, мажут себя лучшими благовониями, но не соболезнуют бедствиям народа, предрекает пророк грядущее уничтожение или пленение[7]. Он резко выступает против «сидящих на горе Самарийской», то есть придворной знати и правительственного аппарата, которые притесняют бедняков и угнетают нищих[8]. Выступал Амос и против самого Иеровоама[9], что ясно свидетельствуют об обострении социальных и религиозных противоречий в Израиле. Широкие массы никак не выиграли oт достижений Иеровоама. Характерно, что царь ничего не смог сделать с яростным пророком и только попытался убедить его снова уйти в Иудею[10]. Это говорит о том, что Амос пользовался поддержкой широких слоёв народа, против которого царь не решился выступить[11][12].
Границы Израильского царства в конце правления Иеровоама II простирались от дороги, «ведущей в Емаф (Хамат), до моря пустыни (Мертвого моря)»[13]. По-видимому, Иеровоам также завоевал и вновь присоединил к своему царству и Моав. Он упоминается в Первой книге Паралипоменон, в связи с расположением заиорданских израильских колен по генеалогиям[14].
Согласно Библии Иеровоам II правил 41 год[15].
Археологические свидетельства
В 1910 году Г. А. Рейснер при раскопках царского дворца в Самарии обнаружил переписку на глиняных черепках времён Иеровоама II. Они содержат датировку с 9-го по 17 год царствования Иеровоама. Ко времени Иеровоама II относят найденную в начале XIX века в Мегиддо немецким археологом Г. Шумахером печать из яшмы с изображением льва и надписью: «Шемы, раба Иеровоама», принадлежавшую царскому чиновнику.
Династия Ииуя | ||
Предшественник: Иоас |
царь Израиля ок. 788 — 747 до н. э. (правил 41 год) |
Преемник: Захария |
Примечания
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
- ↑ Иеровоам II. Православная Энциклопедия
- ↑ Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 14, § 25—28
- ↑ Ветхий завет. Книга пророка Амоса, глава 1, § 2—5
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 210—211.
- ↑ Ветхий завет. Книга пророка Амоса, глава 6, § 3—7
- ↑ Ветхий завет. Книга пророка Амоса, глава 4, § 1
- ↑ Ветхий завет. Книга пророка Амоса, глава 7, § 16—17
- ↑ Ветхий завет. Книга пророка Амоса, глава 7, § 12—13
- ↑ Ветхий завет. Книга пророка Амоса, глава 1, § 2—5
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 211.
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 14, § 25
- ↑ Ветхий завет. Первая книга Паралипоменон, глава 5, § 17
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 14, § 23
Ссылки
- Иеровоам // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
- Иеровоам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIIa. — С. 646.
- Иеробеам // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Иоров‘ам II // Электронная еврейская энциклопедия
- Иеровоам II // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 311-312. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
Литература
- Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 574, [2] с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-018173-6, ISBN 5-271-07249-5, ISBN 5-9578-0330-8.[1]
- История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М.: Восточная литература, 2004. — 895 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018388-1.[2]
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
- Рыжов К. В. Все монархи мира: Древний Восток. — Вече, 2001. — 608 с. — (Все монархи мира). — ISBN 5-7838-0829-6.