Иоас (царь Израиля)
| Иоас | |
|---|---|
| др.-евр. יוֹאָשׁ — yô’āš — Иоаш или др.-евр. יהואש Иоахаз — «Яхве даровал»; др.-греч. ᾿Ιωάς — (в Септуагинте); в русской традиции Иоас | |
| Promptuarii Iconum Insigniorum (1553) | |
| Предшественник | Иоахаз |
| Преемник | Иеровоам II |
|
|
|
| Место смерти | Израильское царство |
| Род | Иегу |
| Отец | Иоахаз |
| Дети | Иеровоам II |
Иоа́с (Иоаш, Иехоаш) — царь Израиля, правивший приблизительно в 800 — 784 годах до н. э..
Этимология имени
Личное имя на иврите «Иоаш» сохранилось в двух разных вариантах написания: יוֹאָשׁ — yô’āš и (реже) יְהוֹאָשׁ — yəhô’āš. Это составное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект (и в то же время теофорный элемент) — это форма слова «Яхве» (יוֹ — yô или יְהוֹ — yəhô), сказуемое происходит от корня глагола אושׁ — ’ûš, русское «дарить». Имя можно перевести как «Яхве даровал». Септуагинта передает это имя как Ιωας (Iōas), Вульгата — как Ioas.
Правление
Победы над Арамом
Иоас, по справедливости, считается одним из величайших израильских царей. При нём Израильское царство не только восстановило свою прежнюю мощь, но и сделалось грозным противником многих соседних народов, в том числе и арамеев (сирийцев). После мятежа Ииуя Израиль переживал полосу глубокого упадка и даже был вынужден признать себя вассалом Арамейского Дамаска (Арама). Особенно значителен был упадок Израиля при сыне Ииуя Иоахазе, отце Иоаса. Но вскоре политическое положение в Передней Азии изменилось. Походы ассирийского царя Адад-нирари III резко ослабили Арам. Около 796 года до н. э. он захватил Дамаск и собрал дань с Бар-Хадада III. Израильский царь, как и некоторые другие монархи этого региона, поспешил признать себя вассалом Ассирии. Вероятно, именно Адад-нирари Библия называет спасителем Израиля от Арама[4]. Иоас упоминается в надписи, найденной в Телль-эр-Римахе (север Ирака), как «Иоас из Самарии» (Ia-'a-su Sa-me-ri-na) среди других царей, приносящих дань Адад-нирари III. Также об ассирийской кампании против арамейского государства сказано в надписи из Кальху. Победе Иоаса способствовали неудачные попытки Бар-Хадад III создать коалицию арамейских царей, которая потерпела поражение в столкновении с Закиром, царём Хамата и Луаша.
Воспользовавшись резким ослаблением Арама, израильский царь Иоас напал на него[5]. Рассказы о победах Иоаса над арамеями изукрашены легендой, но исторические черты, пробивающиеся сквозь легендарный слой, заставляют предположить, что он трижды воевал с сирийцами и все разы успешно. Два раза ему удавалось только изгнать арамейского царя Бар-Хадада III из своих пределов, даже не вступив в серьезный бой; позже, когда Бар-Хадад III снова вторгся в Израильскую равнину, Иоас напал на него при Афеке и разбил его наголову. Бар-Хадад III вынужден был возвратить израильтянам все города, отобранные у них как им самим, так и отцом его Азаилом[6].
Победа над Иудеей
В царствование Иоаса отношения между Израильским и Иудейским государствами, бывшие и ранее не особенно дружелюбными, ещё более ухудшились. Амасия царь иудейский, опьяненный своими победами над эдомитами, решил попытать счастья и в войне с Израильским царством[7][8]. Причина этой войны неясна, и Библия о ней умалчивает. Существуют различные предположения относительно причин возобновления вражды между двумя еврейскими царствами, в их числе называется даже желание Амасии отомстить потомку Ииуя за убийство своего предка иудейского царя Охозии. Также её косвенным образом, по-видимому, можно вывести из той притчи, с которой Иоас обратился к Амасии: Иоас, вероятно, отказал последнему в руке своей дочери[9]. Но может быть, дело объясняется несколько иначе. Библия сообщает, что израильские наёмники, отпущенные Амасией, разбрелись по городам Иудеи и принялись грабить и убивать жителей[10]. Амасия вполне мог усмотреть в этих действиях израильтян руку их царя, что и побудило его начать войну. Как бы там ни было, Амасия двинул свои войска к израильской границе. Первое сражение у Бейт-Шемеша окончилось полным поражением иудейского войска и его бегством. Сам Амасия попал к Иоасу в плен, но последний был столь великодушен, что вернул ему трон, ограничившись только тем, что снёс северные стены Иерусалима и в виде контрибуции забрал золото и серебро Храма и дворца. Это был первый случай, когда Иерусалим был взят израильским царём, отчасти разрушен и лишён своих сокровищ. Чтобы обезопасить себя от новых набегов, Иоас взял у Амасии заложников[11][12]. Такого тяжелого поражения Иудея ещё не испытывала[13].
Религиозная политика
В области религиозной политики царь Иоас, хотя и действовал в духе Иеровоама[14], то есть терпел идолопоклонство, но всё же очень доброжелательно относился к пророкам, совещался с ними (особенно с Елисеем) и исполнял всё то, что они ему советовали. Когда пророк Елисей умирал, Иоас пришёл к нему и плакал по поводу близкого его конца, называя его при этом «отцом, военной колесницей Израиля и его всадником», то есть защитником и оплотом израильского народа[15]. Во время этого посещения, как рассказывает легенда, Елисей предсказал Иоасу, что он одержит блестящие победы над арамейцами[16].
Согласно Библии Иоас правил 16 лет[17]. Иоас умер в Самарии и был похоронен «вместе с царями израильскими»[18].
| Династия Ииуя | ||
Предшественник: Иоахаз |
царь Израиля ок. 800 — 784 до н. э. (правил 16 лет) |
Преемник: Иеровоам II |
Примечания
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
- ↑ Иоас. Православная Энциклопедия
- ↑ Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 5
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 25
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 25
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 14, § 8
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 25, § 21
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 14, § 9—10
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 25, § 13
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 14, § 11—14
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 25, § 22—24
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 204.
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 11
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 14
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 15—19
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 10
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 13
Ссылки
- Иоас // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
- Иоас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIIa. — С. 718.
- Иегоаш // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Иоас // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXV : «Иоанна деяния — Иосиф Шумлянский». — С. 146–148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
Литература
- Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 574, [2] с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-018173-6, ISBN 5-271-07249-5, ISBN 5-9578-0330-8.[1]
- История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М.: Восточная литература, 2004. — 895 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018388-1.[2]
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
- Рыжов К. В. Все монархи мира: Древний Восток. — Вече, 2001. — 608 с. — (Все монархи мира). — ISBN 5-7838-0829-6.