Иоас (царь Израиля)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иоас
др.-евр.יוֹאָשׁ‏‎ — yô’āš — Иоаш или
др.-евр.יהואש‏‎ Иоахаз —
«Яхве даровал»;
др.-греч. ᾿Ιωάς — (в Септуагинте);
в русской традиции Иоас
Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)
  • 798—782 года до н. э.[1]
  • 801—786 или 798—782 года до н. э.[2]
  • 800—784 года до н. э.[3]
Предшественник Иоахаз
Преемник Иеровоам II

Место смерти Израильское царство
Род Иегу
Отец Иоахаз
Дети Иеровоам II

Иоа́с (Иоаш, Иехоаш) — царь Израиля, правивший приблизительно в 800 — 784 годах до н. э..

Этимология имени

Личное имя на иврите «Иоаш» сохранилось в двух разных вариантах написания: יוֹאָשׁ — yô’āš и (реже) יְהוֹאָשׁ — yəhô’āš. Это составное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект (и в то же время теофорный элемент) — это форма слова «Яхве» (יוֹ — или יְהוֹ — yəhô), сказуемое происходит от корня глагола אושׁ — ’ûš, русское «дарить». Имя можно перевести как «Яхве даровал». Септуагинта передает это имя как Ιωας (Iōas), Вульгата — как Ioas.

Правление

Победы над Арамом

Иоас, по справедливости, считается одним из величайших израильских царей. При нём Израильское царство не только восстановило свою прежнюю мощь, но и сделалось грозным противником многих соседних народов, в том числе и арамеев (сирийцев). После мятежа Ииуя Израиль переживал полосу глубокого упадка и даже был вынужден признать себя вассалом Арамейского Дамаска (Арама). Особенно значителен был упадок Израиля при сыне Ииуя Иоахазе, отце Иоаса. Но вскоре политическое положение в Передней Азии изменилось. Походы ассирийского царя Адад-нирари III резко ослабили Арам. Около 796 года до н. э. он захватил Дамаск и собрал дань с Бар-Хадада III. Израильский царь, как и некоторые другие монархи этого региона, поспешил признать себя вассалом Ассирии. Вероятно, именно Адад-нирари Библия называет спасителем Израиля от Арама[4]. Иоас упоминается в надписи, найденной в Телль-эр-Римахе (север Ирака), как «Иоас из Самарии» (Ia-'a-su Sa-me-ri-na) среди других царей, приносящих дань Адад-нирари III. Также об ассирийской кампании против арамейского государства сказано в надписи из Кальху. Победе Иоаса способствовали неудачные попытки Бар-Хадад III создать коалицию арамейских царей, которая потерпела поражение в столкновении с Закиром, царём Хамата и Луаша.

Воспользовавшись резким ослаблением Арама, израильский царь Иоас напал на него[5]. Рассказы о победах Иоаса над арамеями изукрашены легендой, но исторические черты, пробивающиеся сквозь легендарный слой, заставляют предположить, что он трижды воевал с сирийцами и все разы успешно. Два раза ему удавалось только изгнать арамейского царя Бар-Хадада III из своих пределов, даже не вступив в серьезный бой; позже, когда Бар-Хадад III снова вторгся в Израильскую равнину, Иоас напал на него при Афеке и разбил его наголову. Бар-Хадад III вынужден был возвратить израильтянам все города, отобранные у них как им самим, так и отцом его Азаилом[6].

Победа над Иудеей

В царствование Иоаса отношения между Израильским и Иудейским государствами, бывшие и ранее не особенно дружелюбными, ещё более ухудшились. Амасия царь иудейский, опьяненный своими победами над эдомитами, решил попытать счастья и в войне с Израильским царством[7][8]. Причина этой войны неясна, и Библия о ней умалчивает. Существуют различные предположения относительно причин возобновления вражды между двумя еврейскими царствами, в их числе называется даже желание Амасии отомстить потомку Ииуя за убийство своего предка иудейского царя Охозии. Также её косвенным образом, по-видимому, можно вывести из той притчи, с которой Иоас обратился к Амасии: Иоас, вероятно, отказал последнему в руке своей дочери[9]. Но может быть, дело объясняется несколько иначе. Библия сообщает, что израильские наёмники, отпущенные Амасией, разбрелись по городам Иудеи и принялись грабить и убивать жителей[10]. Амасия вполне мог усмотреть в этих действиях израильтян руку их царя, что и побудило его начать войну. Как бы там ни было, Амасия двинул свои войска к израильской границе. Первое сражение у Бейт-Шемеша окончилось полным поражением иудейского войска и его бегством. Сам Амасия попал к Иоасу в плен, но последний был столь великодушен, что вернул ему трон, ограничившись только тем, что снёс северные стены Иерусалима и в виде контрибуции забрал золото и серебро Храма и дворца. Это был первый случай, когда Иерусалим был взят израильским царём, отчасти разрушен и лишён своих сокровищ. Чтобы обезопасить себя от новых набегов, Иоас взял у Амасии заложников[11][12]. Такого тяжелого поражения Иудея ещё не испытывала[13].

Религиозная политика

В области религиозной политики царь Иоас, хотя и действовал в духе Иеровоама[14], то есть терпел идолопоклонство, но всё же очень доброжелательно относился к пророкам, совещался с ними (особенно с Елисеем) и исполнял всё то, что они ему советовали. Когда пророк Елисей умирал, Иоас пришёл к нему и плакал по поводу близкого его конца, называя его при этом «отцом, военной колесницей Израиля и его всадником», то есть защитником и оплотом израильского народа[15]. Во время этого посещения, как рассказывает легенда, Елисей предсказал Иоасу, что он одержит блестящие победы над арамейцами[16].

Согласно Библии Иоас правил 16 лет[17]. Иоас умер в Самарии и был похоронен «вместе с царями израильскими»[18].


Династия Ииуя

Предшественник:
Иоахаз
царь Израиля
ок. 800 — 784 до н. э.
(правил 16 лет)

Преемник:
Иеровоам II

Примечания

  1. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
  2. Иоас. Православная Энциклопедия
  3. Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 5
  5. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 25
  6. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 25
  7. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 14, § 8
  8. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 25, § 21
  9. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 14, § 9—10
  10. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 25, § 13
  11. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 14, § 11—14
  12. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 25, § 22—24
  13. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 204.
  14. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 11
  15. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 14
  16. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 15—19
  17. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 10
  18. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 13

Ссылки

Литература