Ииуй
Ииуй | |
---|---|
др.-евр. יְהוּא — yēhû‘ — «Яхве есть он»; аккад. 𒅀𒌑𒀀 — Ya'úa [ia-ú-a]; др.-греч. ᾿Ιοῦ — (в Септуагинте); в русской традиции Ииуй | |
![]() | |
Предшественник | Иорам |
Преемник | Иоахаз |
|
|
Ииу́й (Иеху) — царь Израиля, правивший приблизительно в 842 — 814 годах до н. э.
Происхождение Ииуя неизвестно: в большинстве текстов Библии он именуется сыном Намессии[4][5][6], но в Четвёртой книге Царств, в девятой главе, в параграфах 2 и 14 он назван сыном иудейского царя Иосафата, сына Намессии[7]. Возможно, Намессия был родоначальником династии, к которой принадлежал Ииуй, и обращение к нему позволяло избежать сопоставления с Южным иудейским царством.
Этимология имени
Личное имя на иврите יֵהוּא (Иеху) — это составное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Подлежащее (и в то же время теофорный элемент) — это «Яхве», сказуемое — личное местоимение הוּא ху, русское «он». Таким образом, это имя можно перевести как «Яхве есть он». Септуагинта передаёт это имя как ᾿Ιοῦ, Вульгата — как Hieu. Ассирийская форма имени — Ya'úa [ia-ú-a].
Правление
Помазание на царство
При царе Ахаве Ииуй обладал высоким положением при царском дворе. Когда Ахав прибыл из Самарии в Изреель, чтобы овладеть виноградником Навуфея, будущий царь Ииуй и его будущий сановник Бидекар, бывшие в то время при Ахаве, слышали грозный суд Илии на Ахава за его нечестие и беззакония[8][9]. При царе Иораме, сыне Ахава, Ииуй занимал должность одного из начальников над войсками и и уже в то время играл, по-видимому, значительную роль, так как именно ему поручил командование над всеми израильскими войсками Иорам, когда он уехал в Изреель залечить свои раны[10][11]. Оставшись один с войском и пользуясь, по-видимому, его симпатиями, он провозгласил себя царём израильским и взял в свои руки бразды управления если не государством, то войском, что в то время имело преимущественное значение для утверждения трона. Согласно легенде, Ииуй является любимцем пророков, в частности самого Елисея и даже Илии, который ещё задолго до этих событий получил от Бога повеление одновременно помазать Азаила на Арамейское царство, а Ииуя — на Израильское. Исполнить это повеление удалось, однако, не Илии, а Елисею, который подослал одного из своих учеников в лагерь Ииуя в то время, когда Иорама уже там не было, и тот помазал Ииуя на царство[12][13]. Возможно, что на быстрое признание войском Ииуя израильским царём повлияло то, что династия Амврия (Омридов) была ненавистна народу за свою антирелигиозную и отчасти антинациональную политику, и то, что сам Ииуй находился в дружеских сношениях с пророками. Став царём у стен Раммот-Гилеада, Ииуй прежде всего занял все дороги, которые вели от этой крепости к Изреелю, чтобы весть о происшедшем не дошла преждевременно до Иорама.
Убийство Иорама и царских родственников
Сам же Ииуй с частью израильского войска переправился чрез Иордан и помчался в Изреель, где находился Иорам. По бешеной скачке отряда последний понял, что это спешит к нему с какими-то важными сообщениями Ииуй. Одного за другим он выслал к нему навстречу двух послов, чтобы узнать причину такой поспешности, но гонцы не возвращались, оставленные Ииуем при своём отряде. Тогда сам Иорам и гостивший у него в то время иудейский царь Охозия вышли навстречу Ииую. Легенда рассказывает, что они встретили последнего у того самого виноградника, из-за которого Иезавель, мать Иорама, некогда безвинно казнила Навуфея и его сыновей. Здесь Ииуй и убил Иорама, пронзив его стрелой, а вместе с ним и Охозию иудейского[14]. Тело Иорама Ииуй, как исполнитель Божьей воли, некогда предсказанной пророками «дому» Ахава, и как мститель за нарушение этим «домом» божеских и человеческих законов, велел выбросить в виноградник Навуфея. Беспрепятственно вступил Ииуй в Изреель. Мать царя, Иезавель, встретила его возгласом: «Как поживаешь, Замврий, убийца своего господина?» — одновременно оскорбительным и ядовитым, намекая этим на переворот Замврия, случившийся чуть более сорока лет до этого. Иезавель постигла та же участь, что и её сына: труп её выбросили на улицу, и сам царь проехал по ней своей колесницей, так что кони и стены дворца были обрызганы её кровью[15]. Но помимо царя и его матери оставалось ещё большое число сыновей, внуков и всяких других родственников Ахава, которые во всякое время могли бы предъявить свои права на престол израильский. Видя в них постоянную угрозу себе и своей будущей династии и желая, вместе с тем, испытать верность народа, Ииуй прибег к следующей хитрости: он обратился к старейшинам Самарии с предложением избрать в цари лучшего из сыновей Ахава, намеренно указывая им в своём послании на то, что у них имеется много конницы и оружия. Этим указанием, как и предложением избрать царя из династии Амврия (Омридов), он как бы вызвал их на непослушание, чтобы знать, будет ли он иметь в самой столице врагов или друзей. Но старейшины догадались, что в этом предложении скрывается несомненная для них опасность вызвать гнев в неукротимом Ииуе, и потому поспешили изъявить ему покорность. Он добился от них умерщвления всех детей и внуков Ахаба, число которых доходило до 70 человек[16].
Уничтожение культа Баала

Чтобы угодить пророкам и вместе с тем привлечь на свою сторону симпатии народа, продолжавшего признавать авторитет их, Ииуй решил уничтожить культ Баала прежде всего в Самарии, как главном центре его. В сопровождении большого отряда воинов и верных ему друзей он отправился в Самарию. Летописец рассказывает, что по дороге он встретил рехавита Ионадава, главу назирейской секты, и взял его с собою, чтобы на деле показать ему там, какой он ревнитель Единого Бога[17]. В Самарии новый царь созвал в храм всех жрецов и пророков Баала и здесь их всех перебил. Идол Баала был разбит, прочие идолы сожжены, и капище Баалово, воздвигнутое Ахавом, было обращено в место нечистот. Это же он, по-видимому, повторил и во многих других городах Израильского царства, всюду искореняя культ Баала[18]. Но наряду с этим он не уничтожил культа золотых тельцов в храмах Бет-Эля и Дана, введенного Иеровоамом I, почитание которых осуждалось пророками Илией и Елисеем. Вероятно, поддержкой этих местных святилищ Ииуй стремился воспрепятствовать посещению народом Иерусалима как религиозного центра, по этому поводу в Священном Писании было сказано, что «Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца»[19].
Внешняя политика
Искоренение династии Амврия/Омри, убийство Иезавели и иудейского царя, равно как и борьба с финикийским влиянием, подорвали тройственный союз Тира, Израиля и Иудеи и привели к политической изоляции Израильского царства, что позволило Дамасскому царству (Араму) усилить военное давление на северно-восточной границе Израиля. Опасаясь вторжения арамейского царя Азаила, Ииуй обратился за помощью к Ассирии. В 841 году до н. э. Салманасар III выступил против Азаила, разбил его в сражении и осадил его в Дамаске, но взять город, видимо, так и не смог; затем направился на юг к горе Хаурани, расположенную восточнее Генисаретского озера, разрушая по пути арамейские города. Оттуда Салманасар двинулся, по-видимому, через территорию Израиля до горы Баалираси на побережье Средиземного моря, которую, вероятно, надо отождествить с Кармелем. Тут он собрал дань с Ииуя и правителей Тира и Сидона. В анналах ассирийского царя Салманасара III на так называемом монолите из Тушхи упоминается об этой дани, заплаченной Ииуем, который там именуется «сыном Амврия/Омри» (Iaúa mar Humri)[20]. Эта ошибка не столько показатель неосведомленности ассирийцев относительно смены династии в Израиле, сколько подтверждение международного значения династии Амврия. Сцена уплаты дани Салманасару представлена и на рельефе, именуемом «Черный обелиск», где Ииуй изображен простёртым ниц перед ассирийским царём. По какому поводу была принесена эта дань, Библия ничего не сообщает. Никаких сведений об этом мы не находим и в самой надписи на обелиске Салманассара. Возможно, что это был добровольный дар Иегу, которым он хотел снискать себе благоволение всемогущего ассирийского властителя и сделать его своим защитником против Азаила; но возможно также, что эту дань Ииуй представил Салманассару, когда последний, после победы над Азаилем Дамасским, подошёл к Хауранским горам, как он сам сообщает в своей надписи. Ииуй, вероятно, испугался, как бы победитель Дамаска не посягнул на его царство, и потому поспешил добровольно принести ему дань. Ассирийская кампания 841—838 годов до н. э. против Азаила не позволила арамеям воспользоваться внутренним беспорядком, охватившим Израильское царство после переворота Ииуя.

В последующие годы, когда Ассирийская империя пришла в упадок, Азаил вторгся в Северное царство и завладел израильской частью Заиорданья вплоть до Ароера на реке Арнон, захватив области Васан и Галаад, в результате чего колена Гадово, Рувимово и восточное полуколено Манассиино были отторгнуты от Израиля[21]. Таким образом, в пользу Арама был решён давний спор за контроль над заиорданским торговым путём. Время правления Ииуя и его сына Иохаза стало периодом господства арамеев над Израилем[22].
Итоги царствования
Поступки Ииуя в исторических книгах Ветхого Завета получили положительную трактовку, поскольку рассматривались в контексте беспощадной борьбы пророков Илии и Елисея против финикийского культов Ваала и Астарты ради утверждения почитания истинного Бога[23]. За успешное искоренение культа Ваала Ииуй и его династии было предсказано длительное правление[24]. И, правда, основанная Ииуем династия правила Израильским царством около 100 лет. Однако в последующей пророческой традиции поступки Ииуя осуждаются: устроенная Ииуем кровавая резня в Изрееле, согласно пророку Осии, стала виной всего народа и одной из причин падения Северного Израильского царства[25].
Согласно Библии Ииуй правил 28 лет. По смерти он был погребен в Самарии, и ему наследовал сын его Иоахаз[26].
Династия Ииуя | ||
Предшественник: Иорам |
царь Израиля ок. 842 — 814 до н. э. (правил 28 лет) |
Преемник: Иоахаз |
Примечания
- ↑ История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
- ↑ Ииуй. Православная Энциклопедия
- ↑ Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 19, § 16
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 20
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 22, § 7
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 2 и 14
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 21, § 17—24
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 25—26
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 28—29
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 5—14
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 19, § 15
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 2—10
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 16—28
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 30—33
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 1—11
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 15—16
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 18—28
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 29—31
- ↑ Анналы Салманасара III
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 32—33
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 200—201.
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 19, § 15—18
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 30
- ↑ Ветхий завет. Книга пророка Осии, глава 1, § 4
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 35—36
Литература
- Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 574, [2] с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-018173-6, ISBN 5-271-07249-5, ISBN 5-9578-0330-8.[1]
- История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М.: Восточная литература, 2004. — 895 с. — 2000 экз. — ISBN 5-02-018388-1.[2]
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
- Рыжов К. В. Все монархи мира: Древний Восток. — Вече, 2001. — 608 с. — (Все монархи мира). — ISBN 5-7838-0829-6.
Ссылки
- Ииуй // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
- Ииуй // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIIa. — С. 661.
- Иегу // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Ииуй // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 736–737. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
- Иеху // Электронная еврейская энциклопедия