Иорам (царь Иудеи)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иорам
ивр.יוֹרָם / יְהוֹרָם‏‎ — jəhôrām / jôrām
«Яхве возвышен»;
др.-греч. Ἰωράμ;
лат. Joram или Ioram
Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
  • 854—841 года до н. э.[1]
  • 849/848—841 года до н. э.[2]
  • 851—843 года до н. э.[3]
Предшественник Иосафат
Преемник Охозия

Род династии Давида
Отец Иосафат
Дети Охозия

Иора́м (Иехорам) — царь Иудеи, правивший приблизительно в 851 — 843 годах до н. э. Сын Иосафата; из дома Давида. Иорам является ветхозаветным персонажем. Внебиблейские свидетельства об Иораме отсутствуют.

Этимология имени

Еврейское имя Иорам пишется в Масоретском тексте либо יְהֹורָם — jəhôrām, либо (реже) יוֹרָם — jôrām. В обоих случаях это составные имена, значение которых одинаково, за исключением различного теофорный элемент. Подлежащее (יְהֹו — jəhô или יֹו — ) — это Яхве, сказуемое относится к корню רום — rwm, «быть высоким». Таким образом, это имя означает «Яхве возвышен».

Правление

Вступление на престол и убийство братьев

Иорам вступил на престол в возрасте 32-х лет сейчас же после смерти отца. Он прежде всего убил своих шесть братьев, вероятно, с целью освободить себя на будущее время от каких бы то ни было претендентов; возможно, однако, что им при этом руководило желание конфисковать в свою пользу огромные богатства, которые были оставлены умершим Иосафатом своим сыновьям. Впрочем, вместе с братьями Иорам тогда погубил много других влиятельных лиц в Иудейском царстве[4][5]. Иорам был женат на Гофолии (Аталии), дочери (или сестре[6]) израильского царя Ахава, «и пошёл по пути царей израильских, как поступал весь дом (династия) Ахава»[7].

Внешнеполитические бедствия

При Иораме от Иудеи отложились Эдом[8][9], над которым иудеи установили контроль при Иосафате[10]. Правитель Эдома объявил себя независимым, и Иорам пошёл на него войной. Сражение произошло у Цаира[11], на границе Эдома и Моава. Рассказ в Библии об отпадении Эдома и мерах Иорама по его возвращению производит несколько странное впечатление. Сообщается, что иудеи наголову разгромили эдомитян, но те убежали в свои шатры и сделались независимыми. Такое сочетание сокрушительного поражения и освобождения от власти иудейского царя не очень понятно. Вероятнее всего, иудейское войско, окруженное со всех сторон неприятелем, было разбито и под покровом ночи должно было спасться бегством. Отпадение Эдома лишало Иудею контроля над важными торговыми путями в Аравию, что должно было негативно сказаться на экономике страны. Около того же самого времени восстал город Ливна (точное местонахождение города не установлено, отождествлялся с Тель-Цафитом (араб. Телль-эс-Сафи), расположенным в 12 км к северо-западу от Бет-Гуврина или, что более вероятно, с Тель-Бурна (араб. Телль-Борнат) — в 3 км к северо-западу от Бет-Гуврина). Филистимляне и арабы (присутствие арабов в Южной Палестине в данный период зафиксировано и в ассириских источниках) совершили ряд набегов на Иудейское царство, взяли приступом Иерусалим, захватили много богатств и увели в плен жён и детей царских, за исключением Охозии, самого младшего сына Иорама[12].

Идолопоклонство

Несчастья обрушившиеся на Иудею и на самого царя Библия объясняет приверженностью Иорама к идолопоклонству: «потому что он оставил Господа Бога отцов своих. Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввёл в блужение жителей Иерусалима и соблазнил Иудею»[13]. В царствование Иорама в Иудее (как и в правление «дома Ахава» в Израиле) начали распространяться языческие культы, прежде всего усилиями его жены Гофолии[14][15]. Возможно, что упомянутый во IV книге Царств[16] храм Баала (Ваала) был построен при Иораме по настоянию Гофолии.

Его отпадение от религии Единого Бога послужило, по-видимому, мотивом для различных легенд, в которых он изображался в чрезвычайно мрачных красках. Одна из них даже сообщает о том, что он получил послание от пророка Илии (которого тогда уже не было в живых), в котором тот предсказал ему все неудачи и страдания его жизни, его поражения на войне и неурядицы внутри государства[17].

Смерть царя

Последние годы его жизни и царствования были омрачены каким-то тяжелым недугом, который постиг Иорама, по мнению древнего летописца, за его идолопоклонство. После двух лет болезни, Иорам умер «бесславно» — прибавляет летописец, среди невероятных физических мучений; все внутренности его вывалились наружу. Был похоронен хотя и в Иерусалиме, но без должных его статусу обрядов и вне царских гробниц, что должно, по-видимому, свидетельствовать о возбуждении народа против него[18].

Согласно Библии Иорам правил 8 лет[19]. Вступив на престол в 32 года и процарствовав 8 лет, Иорам, таким образом умер в 40 лет. В целом недолгое правление Иорама было отмечено экономическим и политическим упадком Иудейского царства.


Династия Давида

Предшественник:
Иосафат
царь Иудеи
ок. 851 — 843 до н. э.
(правил 8 лет)

Преемник:
Охозия

Примечания

  1. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
  2. Иорам. Православная Энциклопедия
  3. Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 16—17
  5. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 21, § 2—4
  6. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 26
  7. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 18, 27
  8. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 20—22
  9. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 21, § 8—10
  10. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 47
  11. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 21
  12. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 21, § 16—17
  13. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 21, § 10—11
  14. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 18
  15. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 21, § 6
  16. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 11, § 18
  17. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 21, § 12—15
  18. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 21, § 19—20
  19. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 17

Литература

Ссылки