Бар-Хадад I

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бар-Хадад I
арам. בר הדד
первая половина IX века до н. э.
Предшественник Табримон
Преемник Бар-Хадад II

Дата смерти IX век до н. э.
Отец Табримон
Дети сын: Бар-Хадад II

Бар-Хадад I (Бен-Хадад I, Венадад I; арам. בר הדד, др.-евр.בן הדד‏‎; «сын Хадада»[1][2][3]; IX век до н. э.) — царь Арама в первой половине IX века до н. э.

Биография

Левант около 830 года до н. э.

Единственным историческим источником, повествующем о Бар-Хададе I, является Библия[2][4]. О нём упоминается в Третьей книге Царств[5] и в книге Паралипоменон[6].

Согласно библейским текстам, Бар-Хадад I был правителем арамейского царства со столицей в Дамаске. Его дед и отец — Хезион и Табримон — также правили этими землями[7]. От отца Бар-Хадад I и унаследовал власть над Дамаском. Точная дата этого события не известна[К 1]. Вероятно, что Бар-Хадад I должен был взойти на престол не позднее 880-х годов до н. э., даты смерти царя Израиля Бааши[К 2], современником которого он был[2][10][11].

В отличие от своего отца Табримона, союзника царя Иудеи Авии, Бар-Хадад I заключил союз с правителем Израиля Баашей. Тот в 880-х годах до н. э.[К 3] вёл войну против иудейского царя Асы, и после начала строительства вблизи Иерусалима крепости Рама стал серьёзно угрожал благополучию Иудеи. Желая переманить на свою сторону Бар-Хадада I, Аса отправил в Дамаск послов с богатыми дарами. В Библии об этом сообщается так: «И взял Аса все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Венададу, сыну Тавримона, сына Хезионова, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал: союз да будет между мною и между тобою, [как был] между отцом моим и между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня. И послушался Венадад царя Асы…». Как союзник иудейского монарха Бар-Хадад I совершил поход[исп.] в Израильское царство, во время которого захватил всю северную часть Галилеи с городами Аин, Дан, Авел-Беф-Маах и Киннероф, а также земли колена Неффалимова. Бо́льшая часть находившихся здесь городов (включая Дан и Хацор) была разрушена. Бааша был вынужден прекратить строительство Рамы и принять меры для защиты внутренних областей своих владений. Воспользовавшись уходом израильского царя, Аса до основания разрушил Раму, а из захваченных здесь материалов построил города Гебу и Мицпу[англ.][12][13][2][8][9][11][14][15][16]. Несмотря на одержанную царём Асой победу, участие язычников-аморееев в войне с Израильским царством вызвало протест среди иудейского духовенства. В том числе, Асу за союз с Бар-Хададом I осуждал пророк Анания[17][2].

Успехи Бар-Хадада I в войне с Израильским царством позволили царю Дамаска сделаться наиболее влиятельным государем Леванта того времени[3][18]. Возможно, библейские сообщения о союзе Бар-Хадада I и Асы — это завуалированное свидетельство о признании иудейским царём своей подчинённости правителю Арама[18].

Присоединение Бар-Хададом I к своим владениям Северной Галилеи позволила дамасскому царю установить контроль над торговыми путями в Финикию, Палестину и Египет[1][2][3]. Как важный торговый партнёр Тира в IX веке до н. э. Арам упоминается в «Книге пророка Иезекииля» (Иез. 27:18). Согласно этому источнику, в Тир из Дамаска привозили высоко ценившиеся вино и шерсть[19][20]. Из других городов, в которых арамеи вели торговлю в то время, упоминаются Сидон, Акко и Ахзив[8]. Предполагается, что по повелению Бар-Хадада I могла быть возведена найденная вблизи Алеппо стелла, посвящённая тирскому богу Мелькарту. В сделанной на ней по-арамейски надписи царь по имени Бар-Хадад называл Мелькарта «своим Господином», что должно свидетельствовать о тесных связях между Дамаском и Тиром[1][21]. Однако принадлежность стеллы временам Бар-Хадада I вызывает среди историков дискуссии. В том числе, предполагается, что надпись могла быть сделана в правление царя Бар-Хадада III[22][23].

При Бар-Хададе I начались вторжения в Левант ассирийцев. Один из таких походов в 878 или 877 году до н. э. совершил ассирийский царь Ашшурнацирапал II. Однако ассирийская армия дошла только до Аккара, не затронув владения царя Арама, что позволило Бар-Хададу I не платить дани правителю Ассирии[11].

В Третьей книге Царств упоминается ещё об одной войне между Арамом и Израилем (3Цар. 20:34). Её вели во второй половине 870-х годов до н. э. израильский царь Омри и отец дамасского царя Бар-Хадада II (вероятно, это был Бар-Хадад I). Подробностей военных действий в библейских текстах нет, но предполагается, что союзниками царя Израиля были правители Иудеи и Тира. Победителем в войне стал правитель Арама, которому Омри был вынужден отдать некоторые города, в том числе, Рамот в Галааде (3Цар. 22:3), и предоставить дамасским купцам место для фактории в своей столице Самарии[24][25][26].

О дальнейшем правлении Бар-Хадада I свидетельств не сохранилось. Дата его смерти не известна[К 4], но он должен был скончаться не позднее начала 850-х годов до н. э., когда в источниках упоминается о новом царе Арама Бар-Хададе II[3]. Большинство историков считает, что новый правитель Дамаска был сыном Бар-Хадада I[2][8]. Однако у арамеев существовал обычай называть сыновей именем ближайшего родственника только в случае, если тот уже умер. На этом основании предполагается, что Бар-Хадад II мог быть не сыном, а внуком Бар-Хадада I, и унаследовать власть над Арамом после смерти своего неизвестного по имени отца[27].

Комментарии

  1. Возможно, Бар-Хадад I стал царём Арама около 900 года до н. э.[8].
  2. Смерть Бааши датируется в различных источниках или 886[9] или 883 годом до н. э.[10].
  3. В Паралипоменон этот военный конфликт датируется 36-м годом правления израильского царя Асы, то есть приблизительно серединой 860-х годов до н. э. Однако так как иудейский царь Бааша к тому времени уже скончался, предполагается, что библейская датировка этой войны ошибочна[10].
  4. В качестве возможной приблизительной даты смерти Бар-Хадада I называется 870 год до н. э.[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Венадад Архивная копия от 16 мая 2017 на Wayback Machine // Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Большой библейский словарь. — СПб.: Библия для всех, 2005. — С. 225—226. — ISBN 5-7454-0931-2.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Benadàd (итал.). Enciclopedie on line. Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 14 октября 2017 года.
  4. Nelson R. D. Historical Roots of the Old Testament (1200—63 BCE). — Society of Biblical Lit, 2014. — P. 109. — ISBN 978-1-6283-7006-5.
  5. Третья книга Царств (главы 15:17—22, 16:7, 20:34 и 22:3).
  6. Паралипоменон (глава 16:1—7)
  7. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 18—22
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Венадад // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VII : «Варшавская епархия — Веротерпимость». — С. 547—548. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  9. 9,0 9,1 The Cambridge ancient history, 1982, p. 461—465.
  10. 10,0 10,1 10,2 Циркин, 2003, с. 229.
  11. 11,0 11,1 11,2 Klengel, 1992, p. 208—209.
  12. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 17—22
  13. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 16, § 1—6
  14. Бен-Гадад // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1909. — Т. IV. — Стб. 146—147.
  15. Циркин, 2003, с. 182 и 232.
  16. Freedman D. N. Eerdmans dictionary of the Bible. — Wm. B. Eerdmans Publishing, 2000. — P. 165. — ISBN 978-0-8028-2400-4.
  17. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 16, § 7
  18. 18,0 18,1 Циркин, 2003, с. 182.
  19. Книга пророка Иезкиля (глава 27:18)
  20. Циркин, 2003, с. 231.
  21. Бернхардт К. Х. Древний Ливан. — М.: Наука, 1982. — С. 88.
  22. Циркин, 2003, с. 264—266.
  23. Klengel, 1992, p. 205.
  24. Циркин, 2003, с. 186.
  25. The Cambridge ancient history, 1982, p. 468—469.
  26. Омри // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1912. — Т. XII. — Стб. 91—92.
  27. Циркин, 2003, с. 241—244.

Литература