Иоахаз (царь Израиля)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иоахаз
др.-евр.יואחז‎‏‎ — yəhô’āḥāz Иегоахаз или
др.-евр.יהואחז‏‎ Иоахаз —
«Яхве схватил»;
др.-греч. ᾿Ιωάχαζ — (в Септуагинте);
в русской традиции Иоахаз
Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)
Царь Израиля
  • 814—798 года до н. э.[1]
  • 814—800 года до н. э.[2]
  • 817—800 года до н. э.[3]
Предшественник Ииуй
Преемник Иоас

Отец Ииуй

Иоахаз (Иехоахаз) — царь Израиля, правивший приблизительно в 817 — 800 годы до н. э.

Сын и преемник Ииуя. Вероятно, Иоахаз был соправителем своего отца в течение 3 лет.

Этимология имени

Личное имя на иврите «Иоахаз» в основном используется на Масоретский текст יְהֹואָחָז написано yəhô’āḥāz (с вариантом יֹואָחָז иоахаз в 2 Царств 14,1 ЕС). Это глагольное предложное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект (и в то же время теофорный элемент) — это форма слова «Яхве» (יְהֹו yəhô или יֹו ), сказуемое происходит от корня глагола אחז ḥz, русское «схватить». Название можно перевести как «Яхве схватил». Септуагинта передает это имя как Ιωαχας (Iōachas), Вульгата - как Ioachaz.

Правление

Ещё при отце Иоахаза царе Ииуе Израиль начал терпеть поражения от Арамейского Дамаска (Арама), который отторгнул у него все его заиорданские владения. В правление царя Иоахаза власть Арама над Израилем упрочилась. Возможно, поначалу Иоахаз попытался освободиться от Арама, но потерпел поражение. Ареной борьбы был, видимо, всё тот же Галаад в Заиорданье. Это следует из слов пророка Амоса, который сообщал, что арамеи «молотили Галаад железными молотилами»[4]. После этого поражения в распоряжении израильского царя оставалось всего 50 всадников, 10 колесниц и 10 тысяч пехотинцев[5]. Если это количество сравнить с 2 тысячами колесниц, которые ещё менее полувека назад мог выставить Израиль в битве при Каркаре, контраст будет разительным. Нельзя не согласиться с теми исследователями, которые считали, что в то время Израиль был вассалом Арама[6].

В религиозном отношении Иоахаз шёл по стопам Иеровоама I и широко развил в своём царстве культ языческий. Сообщение о правлении Иоахаза в Четвёртой Книге Царств содержит общепринятую оценку царей Северного царства. Он назван отступником, к-рый «делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех, и не отставал от них»[7]. Однако далее сказано, что, когда арамеи притесняли Израиль, Иоахаз помолился «лицу Господню»[8]. Таким образом, Иоахаз оказался единственным израильским царём, о котором из Книги Царств известно, что он призвал имя Господа. Господь услышал молитву Иоахаза и даровал израильтянам «избавителя» или «спасителя» от арамеев[9]. Согласно мнению одних комментаторов, этот термин указывает на политическую или военную фигуру того времени. Тот «избавитель», о котором так глухо сообщает Библия и который принёс спокойствие Северному царству, был, по их мнению, ассирийский царь Адад-нирари III. Они полагают, что успехи этого царя в войне с Мари’, царём Дамасским, должны были благоприятно отразиться и на судьбе израильтян. Вероятно, автор Книги Царств предпочитал не именовать ассирийского царя как «избавителя» Израиля по имени. Согласно другой гипотезе, структура этого отрывка повторяет модель рассказа о ходатайстве пред Богом пророка Моисея[10] и дает основание предположить, что в этом «спасителе» отражена наиболее яркая пророческая фигура того времени, — пророк Елисей.

Согласно Библии Иоахаз правил 17 лет[11]. Он умер и был похоронен в Самарии. Ему наследовал его сын Иоас[12].


Династия Ииуя

Предшественник:
Ииуй
царь Израиля
ок. 817 — 800 до н. э.
(правил 17 лет)

Преемник:
Иоас

Примечания

Ссылки

Литература