Ииуй

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ииуй
др.-евр.יְהוּא‏‎ — yēhû‘
«Яхве есть он»;
аккад. 𒅀𒌑𒀀Ya'úa [ia-ú-a];
др.-греч. ᾿Ιοῦ — (в Септуагинте);
в русской традиции Ииуй
Изображение израильского царя Ииуя на Черном обелиске ассирийского царя Салманасара III (фрагмент)Изображение израильского царя Ииуя на Черном обелиске ассирийского царя Салманасара III (фрагмент)
Царь Израиля
  • 841—814 года до н. э.[1][2]
  • 842—814 года до н. э.[3]
Предшественник Иорам
Преемник Иоахаз

Ииу́й (Иеху) — царь Израиля, правивший приблизительно в 842 — 814 годы до н. э.

Происхождение Ииуя неизвестно: в большинстве текстов Библии он именуется сыном Намессии[4][5][6], но в Четвёртой книге Царств, в девятой главе, в параграфах 2 и 14 он назван сыном иудейского царя Иосафата, сына Намессии[7]. Возможно, Намессия был родоначальником династии, к которой принадлежал Ииуй, и обращение к нему позволяло избежать сопоставления с Южным иудейским царством.

Этимология имени

Личное имя на иврите יֵהוּא (Иеху) — это идентифицирующее имя существительного предложения, состоящее из подлежащего и сказуемого. Подлежащее (и в то же время теофорный элемент) — это «Яхве», сказуемое — личное местоимение הוּא ху, русское «он». Таким образом, это имя можно перевести как «Яхве есть он». Септуагинта передаёт это имя как ᾿Ιοῦ, Вульгата — как Hieu. Ассирийская форма имени — Ya'úa [ia-ú-a].

Правление

Помазание на царство

При царе Ахаве Ииуй обладал высоким положением при царском дворе. Когда Ахав прибыл из Самарии в Изреель, чтобы овладеть виноградником Навуфея, будущий царь Ииуй и его будущий сановник Бидекар, бывшие в то время при Ахаве, слышали грозный суд Илии на Ахава за его нечестие и беззакония[8][9]. При царе Иораме, сыне Ахава, Ииуй занимал должность одного из начальников над войсками и и уже в то время играл, по-видимому, значительную роль, так как именно ему поручил командование над всеми израильскими войсками Иорам, когда он уехал в Изреель залечить свои раны[10][11]. Оставшись один с войском и пользуясь, по-видимому, его симпатиями, он провозгласил себя царём израильским и взял в свои руки бразды управления если не государством, то войском, что в то время имело преимущественное значение для утверждения трона. Согласно легенде, Ииуй является любимцем пророков, в частности самого Елисея и даже Илии, который ещё задолго до этих событий получил от Бога повеление одновременно помазать Азаила на Арамейское царство, а Ииуя — на Израильское. Исполнить это повеление удалось, однако, не Илии, а Елисею, который подослал одного из своих учеников в лагерь Ииуя в то время, когда Иорама уже там не было, и тот помазал Ииуя на царство[12][13]. Возможно, что на быстрое признание войском Ииуя израильским царём повлияло то, что династия Амврия (Омридов) была ненавистна народу за свою антирелигиозную и отчасти антинациональную политику, и то, что сам Ииуй находился в дружеских сношениях с пророками. Став царём у стен Раммот-Гилеада, Ииуй прежде всего занял все дороги, которые вели от этой крепости к Изреелю, чтобы весть о происшедшем не дошла преждевременно до Иорама.

Убийство Иорама и царских родственников

Сам же Ииуй с частью израильского войска переправился чрез Иордан и помчался в Изреель, где находился Иорам. По бешеной скачке отряда последний понял, что это спешит к нему с какими-то важными сообщениями Ииуй. Одного за другим он выслал к нему навстречу двух послов, чтобы узнать причину такой поспешности, но гонцы не возвращались, оставленные Ииуем при своём отряде. Тогда сам Иорам и гостивший у него в то время иудейский царь Охозия вышли навстречу Ииую. Легенда рассказывает, что они встретили последнего у того самого виноградника, из-за которого Иезавель, мать Иорама, некогда безвинно казнила Навуфея и его сыновей. Здесь Ииуй и убил Иорама, пронзив его стрелой, а вместе с ним и Охозию иудейского[14]. Тело Иорама Ииуй, как исполнитель Божьей воли, некогда предсказанной пророками «дому» Ахава, и как мститель за нарушение этим «домом» божеских и человеческих законов, велел выбросить в виноградник Навуфея. Беспрепятственно вступил Ииуй в Изреель. Мать царя, Иезавель, встретила его возгласом: «Как поживаешь, Замврий, убийца своего господина?» — одновременно оскорбительным и ядовитым, намекая этим на переворот Замврия, случившийся чуть более сорока лет до этого. Иезавель постигла та же участь, что и её сына: труп её выбросили на улицу, и сам царь проехал по ней своей колесницей, так что кони и стены дворца были обрызганы её кровью[15]. Но помимо царя и его матери оставалось ещё большое число сыновей, внуков и всяких других родственников Ахава, которые во всякое время могли бы предъявить свои права на престол израильский. Видя в них постоянную угрозу себе и своей будущей династии и желая, вместе с тем, испытать верность народа, Ииуй прибег к следующей хитрости: он обратился к старейшинам Самарии с предложением избрать в цари лучшего из сыновей Ахава, намеренно указывая им в своём послании на то, что у них имеется много конницы и оружия. Этим указанием, как и предложением избрать царя из династии Амврия (Омридов), он как бы вызвал их на непослушание, чтобы знать, будет ли он иметь в самой столице врагов или друзей. Но старейшины догадались, что в этом предложении скрывается несомненная для них опасность вызвать гнев в неукротимом Ииуе, и потому поспешили изъявить ему покорность. Он добился от них умерщвления всех детей и внуков Ахаба, число которых доходило до 70 человек[16].

Уничтожение культа Баала

Чёрный обелиск ассирийского царя Салманасара III. Происходит из Нимруда (древний Кальху), Ирак. Хранится в Британском музее, Лондон. Сторона D отображается слева, в то время как сторона A находится справа от зрителя

Чтобы угодить пророкам и вместе с тем привлечь на свою сторону симпатии народа, продолжавшего признавать авторитет их, Ииуй решил уничтожить культ Баала прежде всего в Самарии, как главном центре его. В сопровождении большого отряда воинов и верных ему друзей он отправился в Самарию. Летописец рассказывает, что по дороге он встретил рехавита Ионадава, главу назирейской секты, и взял его с собою, чтобы на деле показать ему там, какой он ревнитель Единого Бога[17]. В Самарии новый царь созвал в храм всех жрецов и пророков Баала и здесь их всех перебил. Идол Баала был разбит, прочие идолы сожжены, и капище Баалово, воздвигнутое Ахавом, было обращено в место нечистот. Это же он, по-видимому, повторил и во многих других городах Израильского царства, всюду искореняя культ Баала[18]. Но наряду с этим он не уничтожил культа золотых тельцов в храмах Бет-Эля и Дана, введенного Иеровоамом I, почитание которых осуждалось пророками Илией и Елисеем. Вероятно, поддержкой этих местных святилищ Ииуй стремился воспрепятствовать посещению народом Иерусалима как религиозного центра, по этому поводу в Священном Писании было сказано, что «Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца»[19].

Внешняя политика

Искоренение династии Амврия/Омри, убийство Иезавели и иудейского царя, равно как и борьба с финикийским влиянием, подорвали тройственный союз Тира, Израиля и Иудеи и привели к политической изоляции Израильского царства, что позволило Дамасскому царству (Араму) усилить военное давление на северно-восточной границе Израиля. Опасаясь вторжения арамейского царя Азаила, Ииуй обратился за помощью к Ассирии. В 841 году до н. э. Салманасар III выступил против Азаила, разбил его в сражении и осадил его в Дамаске, но взять город, видимо, так и не смог; затем направился на юг к горе Хаурани, расположенную восточнее Генисаретского озера, разрушая по пути арамейские города. Оттуда Салманасар двинулся, по-видимому, через территорию Израиля до горы Баалираси на побережье Средиземного моря, которую, вероятно, надо отождествить с Кармелем. Тут он собрал дань с Ииуя и правителей Тира и Сидона. В анналах ассирийского царя Салманасара III на так называемом монолите из Тушхи упоминается об этой дани, заплаченной Ииуем, который там именуется «сыном Амврия/Омри» (Iaúa mar Humri)[20]. Эта ошибка не столько показатель неосведомленности ассирийцев относительно смены династии в Израиле, сколько подтверждение международного значения династии Амврия. Сцена уплаты дани Салманасару представлена и на рельефе, именуемом «Черный обелиск», где Ииуй изображен простёртым ниц перед ассирийским царём. По какому поводу была принесена эта дань, Библия ничего не сообщает. Никаких сведений об этом мы не находим и в самой надписи на обелиске Салманассара. Возможно, что это был добровольный дар Иегу, которым он хотел снискать себе благоволение всемогущего ассирийского властителя и сделать его своим защитником против Азаила; но возможно также, что эту дань Ииуй представил Салманассару, когда последний, после победы над Азаилем Дамасским, подошёл к Хауранским горам, как он сам сообщает в своей надписи. Ииуй, вероятно, испугался, как бы победитель Дамаска не посягнул на его царство, и потому поспешил добровольно принести ему дань. Ассирийская кампания 841—838 годов до н. э. против Азаила не позволила арамеям воспользоваться внутренним беспорядком, охватившим Израильское царство после переворота Ииуя.

Фрагмент изображения на Чёрном обелиске Салманасара III, состоящий из четырёх фризов второго яруса (вверху — само изображение на обелиске, внизу — его прорисовка). Здесь изображены израильский царь Ииуй целующий землю у ног Салманасара III. Ассирийский царь стоит в окружении своей охраны, состоящей в основном из евнухов. Далее изображены делегация евреев несущая дань Салманасару III. Надпись гласит: «Я получил дань от Иауа (Ииуя), сына (народа земли) Омри (аккад. 𒅀𒌑𒀀 𒈥 𒄷𒌝𒊑𒄿) — серебро, золото, золотую чашу, золотую вазу с заостренным дном, золотые бокалы, золотые ковши, олово, посох для царя [и] копья»

В последующие годы, когда Ассирийская империя пришла в упадок, Азаил вторгся в Северное царство и завладел израильской частью Заиорданья вплоть до Ароера на реке Арнон, захватив области Васан и Галаад, в результате чего колена Гадово, Рувимово и восточное полуколено Манассиино были отторгнуты от Израиля[21]. Таким образом, в пользу Арама был решён давний спор за контроль над заиорданским торговым путём. Время правления Ииуя и его сына Иохаза стало периодом господства арамеев над Израилем[22].

Итоги царствования

Поступки Ииуя в исторических книгах Ветхого Завета получили положительную трактовку, поскольку рассматривались в контексте беспощадной борьбы пророков Илии и Елисея против финикийского культов Ваала и Астарты ради утверждения почитания истинного Бога[23]. За успешное искоренение культа Ваала Ииуй и его династии было предсказано длительное правление[24]. И, правда, основанная Ииуем династия правила Израильским царством около 100 лет. Однако в последующей пророческой традиции поступки Ииуя осуждаются: устроенная Ииуем кровавая резня в Изрееле, согласно пророку Осии, стала виной всего народа и одной из причин падения Северного Израильского царства[25].

Согласно Библии Ииуй правил 28 лет. По смерти он был погребен в Самарии, и ему наследовал сын его Иоахаз[26].


Династия Ииуя
Menora.svg
Предшественник:
Иорам
царь Израиля
ок. 842 — 814 до н. э.
(правил 28 лет)
Menora.svg
Преемник:
Иоахаз

Примечания

  1. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
  2. Ииуй. Православная Энциклопедия
  3. Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 19, § 16
  5. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 20
  6. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 22, § 7
  7. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 2 и 14
  8. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 21, § 17—24
  9. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 25—26
  10. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 28—29
  11. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 5—14
  12. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 19, § 15
  13. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 2—10
  14. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 16—28
  15. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 30—33
  16. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 1—11
  17. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 15—16
  18. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 18—28
  19. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 29—31
  20. Анналы Салманасара III
  21. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 32—33
  22. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 200—201.
  23. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 19, § 15—18
  24. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 30
  25. Ветхий завет. Книга пророка Осии, глава 1, § 4
  26. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 35—36

Литература

Ссылки