Иеровоам I

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иеровоам I
др.-евр.ירבעם‏‎ — Yārŏḇə‘ām
«Да умножится народ» / «Пусть возвеличится народ»;
др.-греч. ῾Ιεροβοάμ — Hieroboam (в Септуагинте);
Изображение Иеровоама I на картине Жан-Оноре Фрагонара «Иеровоам, приносящий жертву идолам» (фрагмент). 1752 годИзображение Иеровоама I на картине Жан-Оноре Фрагонара «Иеровоам, приносящий жертву идолам» (фрагмент). 1752 год
Царь Израиля
  • 931—910 года до н. э.[1][2]
  • 928—907 года до н. э.[3]
  • 922—901 года до н. э.[4]
Предшественник Соломон, как царь объединенного Израильского царства
Преемник Нават

Иеровоа́м I (Йаров‘ам I) — первый царь Северного Израильского царства, правивший приблизительно в 928 — 907 годы до н. э. Согласно Библии, Иеровоам из колена Ефремова был виновником разделения единого Израильского царства на два царства — Иудейское и Северное Израильское, и стал основателем первой Израильской династии.

Правление

Источники

Иеровоам является библейским персонажем. Рассказ о пришествии Иеровоама к власти и о его правлении содержится в Третьей книге Царств. Книга Паралипоменон уточняет и дополняет повествование некоторыми деталями. В Ватиканском кодексе LXX содержится более пространная по сравнению с Масоретским текстом версия рассказа о восшествии Иеровоама на престол, повествующая о событиях, которые предшествовали конфликту между иудейским царём Ровоамом и Иеровоамом; впрочем, её историчность оспаривается. В основе повествований о деятельности Иеровоама лежит предшествовавшее девтерономической редакции предание Северного царства. Иосиф Флавий в своём труде Иудейские древности также рассказывает историю Иеровоама, но его рассказ в основном основан на библейском тексте, с небольшими добавлениями и отклонениями. В настоящее время не существует внебиблейских подтверждений существования Иеровоама; никаких артефактов помеченных именем Иеровоама не сохранилось.

Этимология имени

Значение имени Иеровоама не совсем ясно. Обычное толкование «он борется с народом» или «народ борется», что основывается на корне первой части этого имени ירנ‎ = רינ‎. Рудольф Киттель образует это имя из raba, רנה‎, или rabab — רננ‎, «быть многочисленным», или «увеличиваться», откуда оно должно означать «да увеличится народ» или‎ «пусть возвеличится народ» (ירנ עם).

Иеровоам и Соломон

Пророчество Ахии Иеровоаму. Гравюра Джерарда Хоэта. 1728 год

Иеровоам родился в городе Цареда. Он был сыном Навата и Церуа и происходил из колена Ефремова (Эфраима)[5]. Племя Ефремово, как и другие северные израильские племена были недовольны политикой Соломона. Его явное предпочтение племени Иуды, земли которого не были включены в податные округа и, следовательно, в обычных условиях освобождены от натуральных провинностей, вызывало возмущение у остальных израильтян. Идеологом антисоломоновской борьбы выступил пророк Ахия. Он происходил из города Силома (Шило), в котором в своё время хранился Ковчег Завета и который, следовательно, был значительным культовым центром Израиля во времена судей. В период монархии распространилось резко отрицательное отношение к этому городу, его стали считать проклятым Богом[6][7]. По-видимому, Силом представлялся оплотом антимонархических сил, и то, что инициатива восстания исходила от пророка из Силома, свидетельствует, кажется, о стремлении вернуть старые родо-племенные порядки. Мятеж мог быть также вызван передачей северных израильских городов финикийскому царю Хираму[8].

Иеровоам стал непосредственным главой восстания. Он возглавлял в Иерусалиме строительный отряд, состоявший из его соплеменников. Позже он, может быть, был одним из командиров в армии Соломона. Так что в восстании могли принять участие как иерусалимские строители, так и какая-то часть армии. Судя по библейскому рассказу, восстание происходило в непосредственной близости от самого Иерусалима. Оно грозило распадом царства, но Соломон сумел своевременно принять меры и подавил его, по-видимому, в самом зародыше. Иеровоам бежал в Египет, где и нашёл приют у фараона Шешонка (библ. Сусакима) и оставался там до самой смерти Соломона. Возможно, фараон надеялся обрести в лице Иеровоама союзника против царства Давида[9][10]. Иосиф Флавий в своём труде Иудейские древности об этом восстании рассказывает следующее:

«Вслед за тем на Соломона напал также один из его собственных подданных. То был Иеровоам, сын Наватея, который, на основании старого предсказания, сам рассчитывал сделаться царём. Потеряв ещё в детстве отца своего и воспитанный матерью, он успел обратить на себя своим благородством и неустрашимостью внимание Соломона, который поручил ему надзор за постройкою городских стен, когда он со всех сторон укреплял город Иерусалим. Это поручение Иеровоам исполнил настолько хорошо, что царь принял его к себе и в награду поручил ему управление над всем коленом Иосифовым. И вот, в самое то время, как Иеровоам покидал Иерусалим, ему повстречался на пути пророк из города Сило, по имени Ахия, и, приветствовав его, отвёл его немного в сторону от дороги, в такое место, где им никто не мог помешать внезапным появлением. Тут пророк разодрал свой плащ, в который был облачен, на двенадцать частей и, приказав Иеровоаму взять из них десять, сказал, что таково желание Господа Бога, который разделит власть Соломона и даст сыну последнего, сообразно данному Давиду обещанию, одно колено и затем еще другое, „тебе же, — присовокупил он, — предоставит начальствование над десятью остальными, так как Соломон согрешил относительно Него, отдавшись женам и их богам. Итак, раз ты знаешь причину, по которой Господь Бог отвернулся от Соломона, постарайся быть праведным и соблюдай законоположения, так как тебе за твое благочестие и за почтительное отношение к Предвечному назначена величайшая награда, а именно стать таким человеком, каким, как тебе известно, был Давид“.
Ободренный такими речами предсказателя и будучи, по самому характеру своему, юношей пылким и готовым на рискованные предприятия, Иеровоам уже не был в состоянии успокоиться, но лишь только занял пост военачальника, вспомнил о предсказании Ахии и начал свои попытки склонить народ к отпадению от Соломона, причём побуждал народ передать ему, Иеровоаму, верховную власть. Когда же Соломон узнал об этих его происках и интригах, он принял меры к тому, чтобы захватить и казнить его. Предупрежденный об этом, Иеровоам, однако, успел спастись бегством к Сусаку, царю египетскому, у которого и оставался вплоть до кончины Соломона, причём имел то преимущество, что не подвергался никакой ответственности и пользовался в резиденции фараона полною безопасностью»
[11].

В Ватиканском кодексе LXX сообщается, что Иеровоам был сыном блудницы Сариры, что Иеровоам до бегства в Египет имел 300 колесниц, а также о том, что фараон выдал за него свою свояченицу (сестру жены), которая родила от Иеровоама Авию.

Иеровоам и Ровоам

После смерти Соломона Иеровоам возвратился в Израиль и возглавил объединенную коалицию северных племен. Восстание Иеровоама поддержал пророк Ахия из Силома, который провозгласил Иеровоама царём над десятью коленами Израилевыми[12]. Иудейский царь Ровоам, сын Соломона направился в Сихем для переговоров, пытаясь возобновить существовавший прежде союз Севера и Юга на новых условиях. Предметом споров толкователей Библии остаётся вопрос, принимал ли Иеровоам участие в собрании в Сихеме и в переговорах с Ровоамом. Согласно одному месту Библии[13][14], Иеровоам, вызванный из Египта, участвовал в нём. Иосиф Флавий также рассказывает, что после смерти Соломона, начальники отдельных колен немедленно послали в Египет за Иеровоамом и тот прибыл и к ним в город Сехем, куда вскоре направился и Ровоам[15]. Однако из другого места Библии[16] вроде как следует, что Иеровоам был призван в Сихем только после прекращения переговоров с Ровоамом и окончательного разрыва с династией Давида. Как бы там ни было, известно, что Ровоам своими надменными и гордыми речами оттолкнул от себя народное собрание, те объявили о своей независимости от Ровоама и избрали царём Иеровоама. Таким образом единое Израильское царство распалось на два царства — Иудейское и Северное Израильское[17].

Закладка основ царства Израиль

Новые государства были очень разными. Северное, Израиль, было гораздо больше по размеру и по населению, оно включало в себя израильтян из десяти племен[18]. Оно было расположено на пересечении важнейших торговых путей, и под властью северного царя оказались наиболее значительные города, являвшиеся ремесленно-торговыми центрами, что вело, с одной стороны, к более ускоренному экономическому развитию, а с другой, — к увеличивающейся в связи с этим социальной дифференциации общества. Но те же самые обстоятельства делали израильское общество менее сплоченным и как следствие — более конфликтным. В Израиле, разгромленном в 723/722 году. до н. э. ассирийцами, девятнадцать правивших там царей принадлежали к 10 различным родам или династиям, в отличие от Иудеи, где вплоть до падения царства в 586 году до н. э. под ударами вавилонян, правили цари только из Дома Давида. В Северном царстве было высоко влияние военных кругов: большинство переворотов происходило в военных лагерях. Перевороты сопровождались жестокими кровопролитиями, имели место постоянные административные перестановки. Разноплеменной состав Израильского царства (десять колен), подчас противоречивые интересы его районов, ярче выраженное, чем в Иудее, социальное расслоение общества также способствовали усилению неустойчивости внутренней жизни страны.

Образование двух отдельных государств вместо единого потребовало определенной перестройки политических и даже религиозных структур. Иеровоам пришёл к власти, опираясь на консервативные силы, стремившиеся восстановить «старые добрые нравы», и должен был учитывать эти стремления. Сохранил ли он созданные Соломоном административные округа, сказать трудно. Но подати явно были уменьшены. Израильским царям пришлось фактически заново создавать государство. Сын Иеровоама Нават воевал с филистимлянами во главе «всех израильтян»[19], то есть общенародного ополчения. С другой стороны, несколько позже упоминается командир «половины колесниц»[20], а это уже говорит о существовании какого-то профессионального войска. Видимо, роль ополчения в северном царстве выросла, но наряду с ним была создана и профессиональная армия.

Из других должностных лиц Израиля упоминается глава царского дворца[21]. Этот человек был довольно близок к царю, поскольку тот пировал в его доме. Такая же должность существовала и при дворе Соломона. К сожалению, другие подробности деятельности высшего государственного аппарата в Израиле до нас не дошли. Но и по этим отрывочным сведениям можно судить, что он, вероятно, копировал аппарат единого царства, хотя, может быть, и в меньших размерах. Поскольку Иеровоам царствовал довольно долго — 22 года, можно полагать, что основы государственного управления в Израиле были заложены именно им[22].

Вторжение египетского фараона Шешонка I

Первой столицей Северного Израиля стал древний ханаанский город Сихем. Иеровоам заново отстроил город, но затем внезапно покинул его, перенеся столицу в Заиорданье, в Пенуэл[23]. Возможно, уход Иеровоам из Сихема был отступлением перед вторгшимися в Иудею, а затем и в Израиль войсками фараона Шешонка I. Из перечня городов захваченных Шешонком в Палестине, приведенных им на стене Карнакского храма, становится известно, что фараон разграбил принадлежавшие Иеровоаму города Рехеб, Хафараим, Мегиддо, Таанах, Сунем[en], Бейт-Шеан, Раббат-Аммон, Адама в Иорданской долине. Шешонк даже продвинулся в Заиорданье, где захватил город Маханаим. Почему Шешонк не пощадил Иеровоама, своего союзника, неизвестно. Может быть, тот не выполнил своих обязательств, стал вести себя самостоятельно и не платил дани[24][25].

Религиозная реформа

Иеровоам устанавливает двух золотых тельцов, манускрипт XIV века

Ахия, в своё время призвавший Иеровоама к выступлению против Соломона, и сам Иеровоам происходили из колена Ефремова. Это племя и стало на первых порах основной опорой Иеровоама, что нашло выражение в признании им Сихема своей первой столицей. Недаром позже пророки порой называли северное царство не Израилем, а Ефремом[26][27][28] (Ez. 19). Однако Иеровоам избежал ошибки Соломона, который столь вызывающе покровительствовал своему родному колену Иудину. Через некоторое время Иеровоам (по-видимому, укрепившись) перенёс свою резиденцию в Фирцу (Тирцу), расположенную, как кажется, на территории племени Манассии (около 11 км к северо-востоку от Сихема)[29]. Иеровоам явно стремился освободиться от контроля какого-либо одного племени, пусть даже своего собственного. Может быть, именно это стремление и стало причиной резкого противостояния ему со стороны того же пророка Ахии, по-видимому, выражавшего мнение наиболее консервативной части израильского общества, чьи надежды на восстановление старых порядков Иеровоам явно не оправдал. К тому же, по-видимому, обострились отношения между царём и пророком в религиозной сфере.

Одной из главных задач Иеровоам было воссоздание официальной государственной религии. Для укрепления своего государства и освобождения от религиозного авторитета Иерусалима с его Храмом, Иеровоам использовал старые представления. Для этого по его приказу были отлиты две золотые статуи тельцов и поставлены одна в Вефиле, другая в Дане, то есть на южной и северной границах Израиля. В семитских религиях бык издревне был символом высшего бога, покровительствующего данному сообществу. В угаритских сказаниях в виде быка часто предстает Балу-Цапану, главный бог Угарита, а в виде телицы — его сестра и возлюбленная Анату. Филон Библский приписывает финикийской Астарте голову быка как знак её царской власти. Культу быка как воплощения божественной силы не были чужды и евреи до утверждения монотеизма. Об этом свидетельствует известный эпизод с «золотым тельцом»[30]. Если верить этому рассказу, то Аарон при этом заверил собравшихся, что изготовленный им телец и есть тот Бог, который вывел евреев из Египта, то есть тот же Яхве. Видимо, это отвечало каким-то очень древним представлениям о воплощении Бога в образе быка. Так что акт Иеровоама был не каким-то чрезвычайным нововведением, а скорее, обращением к наиболее древнему слою религиозных представлений. В иерусалимском храме такого изображения Бога не было. Значит, сооружение золотых статуй быков являлось знаком разрыва с иерусалимским жречеством и выражением создания собственного культа, вероятнее всего, того же Яхве, но в соответствии с другими (явно гораздо более древними) представлениями. Так что разрыв с Иудеей стал не только политическим, но и религиозным. Разрыв с иерусалимской богослужебной практикой был закреплен постановлением Иеровоам отмечать праздник Кущей (Суккот) в 15-й день 8-го месяца, а не в 15-й день 7-го месяца, как это было принято в Иерусалиме. Возможно, это было сделано в соответствии с древней традицией северных колен. Предполагают, что израильский царь ввёл также гражданский календарь, согласно которому год начинался весной, в противоположность иудейскому календарю, в соответствии с которым гражданский год начинался осенью. Иеровоам отстранил левитов, которые, вероятно, были слишком связаны с иерусалимским Храмом, от священнического служения и «поставил священников из народа», то есть из других племён[31][32]. Возможно, это тоже отвечало древним представлениям северных племен[33]. Вот как об этом повествует еврейский историк Иосиф Флавий:

«Так как немного спустя после указанных событий должен был наступить праздник Кущей, то Иеровоам сообразил, что, если он разрешит народу отправиться на поклонение Господу Богу в Иерусалим и там провести праздники, народ этот, пожалуй, одумается и, очарованный великолепием храма и богослужением в нём, отступится от него, Иеровоама, и вернётся под власть своего прежнего царя. Так как при таких обстоятельствах он, Иеровоам, подвергнется риску потерять жизнь, то он придумал следующее.
Велев соорудить два золотых тельца и построив два небольших храма, один в городе Вифиле, а другой в Дане (местность эта находится у истоков Малого Иордана) он поместил эти изображения тельцов в указанных капищах. Затем он созвал десять колен своих и обратился к ним со следующею речью:
„Дорогие мои единоплеменники! Полагаю, вам известно, что Господь Бог вездесущ и что нет такого одного определенного места, где Он предпочитал бы находиться; напротив. Он везде взирает на поклоняющихся Ему и везде выслушивает моления их. Ввиду этого мне кажется теперь неуместным направить вас в Иерусалим, город врагов наших, на поклонение Ему и ради этого заставить вас делать такое дальнее путешествие. Простой смертный воздвиг тамошний храм. Поэтому я и велел соорудить два золотых тельца в виде символических представителей Господа Бога и поместил их в нарочно для того построенных святилищах, одного в городе Вифиле, другого в Дане, для того, чтобы те из вас, которые живут в непосредственной близости к этим городам, могли отправиться туда и там поклониться Всевышнему. Вместе с тем я назначу вам из вашей же среды также и священников и левитов, дабы вы не нуждались в услугах колена Левина и потомков Аароновых. Пусть всякий из вас, который пожелал бы сделаться священнослужителем, принесёт Господу Богу в жертву вола и барана, что сделал по преданию, и первый священнослужитель Аарон“.
Такими речами Иеровоам ввёл народ в заблуждение и, заставив его отступиться от родного культа, побудил преступить законы. Это-то обстоятельство стало для евреев началом всяких бедствий и было причиною того, что они впоследствии были побеждаемы на войне с чужеземными народами и подпадали их игу»
[34].

Однако этот культ открывал возможности для влияния языческих практик на почитание Истинного Бога, поскольку местное население издревне использовало изображение быка в качестве символа Ваала. Религиозная реформа Иеровоама, приведшая к отделению от Иерусалима, вызвала осуждение пророков обоих царств. Уже во время первого праздника в Вефиле, где сам Иеровоам выступал в качестве священника, некий таинственный «человек Божий» (Иосиф Флавий называет его Иадоном[35]), пришедший на праздник из Иудеи, проклял нечестивый жертвенник и предсказал уничтожение иудейским царём Иосией всех нелегитимных священников Вефиля[36].

Пророк Ахия, который, вероятно, выступал лишь за политическое, а не религиозное отделение от Иерусалима, отвернулся от Иеровоама, предсказывая уничтожение всего его рода и рассеяние израильского народа[37]. Последние годы царствования Иеровоама были омрачены изнурительной войной с иудейским царём Авией, который при поддержке арамейского царя Дамаска в конечном счёте одержал победу и захватил у израильтян целый ряд городов, включая Вефиль[38].

Впослледствии в Библии при описании истории правления Северного царства большинству израильских царей вменялось в вину следование «грехам Иеровоама»[39]. Итогом выбранного Иеровоамом пути стало предание Господом Израильского царства в руки Ассирии[40]. Изображение Иеровоама как главного виновника неверного выбора исторического пути для своего народа типологически перекликается с жизнеописанием других ближневосточных правителей (например, Нарам-Суэн, Шульги, Ибби-Суэн, Набонид). Некоторые комментаторы усматривали в словах из Книги Екклесиаста: «Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы»[41] — последствия происшедшего между Иеровоамом и Соломоном конфликта.

Правил Иеровоам I 22 года[42][43].

Раввинистическая интерпретация

В трактате Санхедрин Иеровоам упомянут среди трёх царей, которые не имеют доли в грядущем мире (Олам ha-ба) из-за своего нечестия[44].

Согласно талмудическим источникам, религиозная политика Иеровоама не получила поддержки только в колене Дана (Бемидбар рабба. 2. 10). Никто из священников не пожелал совершать богослужение в новых святилищах, поэтому Иеровоаму пришлось привлекать для богослужения случайных людей (Авода Зара. 39a). Чтобы воспрепятствовать паломничеству народа в Иерусалим, он был вынужден выставить на границах с Иудеей охрану, которая убивала всех нарушающих этот запрет (Санхедрин. 102a).

В экзегезе ранней Церкви Иеровоам, разделивший царства из зависти, стал прообразом раскольников и еретиков, разделяющих единое тело Церкви Христовой (Cypr. Carth. De unit. Eccl. 6; Iren. Adv. haer. IV 26. 2).


Династия Иеровоама
Menora.svg
Предшественник:
Соломон
царь Израиля
ок. 928 — 907 до н. э.
(правил 22 года)
Menora.svg
Преемник:
Нават

Примечания

  1. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 453.
  2. Иеровоам I. Православная Энциклопедия
  3. Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Иеровоам I. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия
  5. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 11, § 26
  6. Ветхий завет. Книга пророка Иеремии, глава 7, § 12, глава 26, § 6—9
  7. Ветхий завет. Псалтирь, псалом 77, § 60
  8. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 9, § 10—13
  9. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 11, § 26—40
  10. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 173.
  11. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 7, § 7—8
  12. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 11, § 29—30
  13. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 12, § 11—19
  14. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 10, § 2—3
  15. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 8, § 1
  16. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 12, § 20
  17. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 174—176.
  18. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 11, § 30
  19. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 27
  20. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 9
  21. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 9
  22. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 177—178.
  23. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 12, § 25
  24. Тураев Б. А. История Древнего Востока. — С. 392.
  25. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 176.
  26. Ветхий завет. Книга пророка Исаии, глава 11, § 13
  27. Ветхий завет. Книга пророка Иеремии, глава 31, § 20
  28. Ветхий завет. Книга пророка Осии, глава 6, § 10
  29. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 14, § 17, глава 15, § 33
  30. Ветхий завет. Исход : Вторая книга Моисеева, глава 32, § 1—8
  31. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 12, § 31—33, глава 13, § 33
  32. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 11, § 13—17
  33. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 178—180.
  34. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 8, § 4
  35. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 8, § 5
  36. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 13, § 1—32
  37. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 14, § 1—18
  38. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 13, § 2—20
  39. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 15, § 30, глава 16, § 31
  40. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 17, § 21—23
  41. Книга Екклезиаста или Проповедника, 4. 13
  42. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 14, § 20
  43. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 11, § 4
  44. המתים תחיית — Techiyat HaMaitim. The Resurrection Of The Dead (англ.)

Литература

Ссылки