Шульги
Шульги | |
---|---|
шум. 𒀭𒂄𒄀 dŠul-gi «Сильный юноша» | |
2094 — 2046 до н. э. | |
Предшественник | Ур-Намму |
Преемник | Амар-Суэн |
|
|
Род | III династии Ура |
Отец | Ур-Намму |
Дети | сыновья: Амар-Суэн, |
Шульги́ — царь Ура, царь Шумера и Аккадa, правил приблизительно в 2094 — 2046 годах до н. э. Представитель III династии Ура. Ранее его имя читалось как Дунги, но теперь эта транскрипция не используется. Сын Ур-Намму.
Неуклонно и последовательно Шульги упрочивал и расширял полученное в наследство государство, довёл до конца строительство начатых при его отце зданий и сооружений. Он завершил строительство зиккурата бога Нанны в Уре. Археологи находят кирпичи с печатью Шульги там же, где и с печатью Ур-Намму. Подобно отцу, Шульги воздвигает храмы не только в Уре, но и в других городах Шумера. Реорганизованное войско Шульги одержало победы в горных районах Элама. На севере был подчинён Ашшур и другие города. Во второй половине своего царствования Шульги принял титул «царя четырёх сторон света». Подобно своему более раннему предшественнику, царю Аккадской империи Нарам-Суэну он добивался своего полного обожествления. Враждебные политические силы были подавлены царской властью. Наследственные энси были заменены чиновниками, носившими лишь титул энси. От каждой из областей своей державы царь получал определённую подать. Однако Шульги нелегко было удержать власть над обширным государством. Для покорения некоторых восточных областей потребовались многократные походы. Большие опасности грозили государству Шульги и с запада. В степях на западе появились многочисленные, аморейские племена, говорившие на одном из семитических языков. Аморейские племена осели в ряде районов Сирии, захватив, в конце концов, власть над ними. Вторжение грозило теперь государству Шумера и Аккада. Он также основал школы писцов в Уре и Ниппуре[1].
Правление
Если верить гораздо более поздней копии Хроники царей Ура, переписанной учеником во времена селевкидского царя Антиоха II, к тому же очень плохо сохранившейся, Шульги был сыном дочери царя Утухенгаля[2].
Реорганизация армии
Шульги доводит до конца начатую Ур-Намму реорганизацию армии, создав, как и в своё время Саргон Древний, вместо тяжеловооружённой пехоты отряды легковооружённых лучников. 19-й год правления Шульги (около 2076/2075 года до н. э.) отмечен в датировочной формуле как «год когда граждане Ура были обязаны службой лучников», видимо, до этого они были освобождены от военной службы.
Есть основания предполагать, что Шульги раздавал земли своим воинам или небольшим подразделениям и благодаря этому преданные царю гарнизоны, имевшие свои собственные источники доходов, верно защищали интересы государства. При Шульги в Шумере, по-видимому, уже имелось и наёмное войско. Хотя документы, свидетельствующие о появлении наёмников, относятся ко времени правления преемников Шульги, начало этому скорее всего положил именно он[3].
Завоевательные походы
Унаследованное царём Шульги государство было невелико, оно занимало южную и центральную часть долины Двуречья, но Шульги во главе своего реорганизованного войска приступил к завоеваниям и добился ряда значительных успехов. На востоке он после ряда походов завоевал к 28-м году своего правления (около 2067/2066 года до н. э.) почти весь Элам и вёл после этого храмостроительство в Сузах от собственного имени. Округами Элама правили шумерские чиновники, а за правителей труднодоступных эламских областей он выдал своих дочерей. Так в 2076 году до н. э. он выдал одну дочь за царя Варахсе (или Мархаши); впоследствии, как сообщает одна надпись, видно, после смерти мужа она стала самостоятельной правительницей этой области. Другая дочь в 31-м году году правления (около 2064/2063 году до н. э.) была отдана в жёны правителю Аншана (или Анчана), что однако не помешало Шульги впоследствии на 34-м году (около 2061/2060 году до н. э.) предпринять поход против Аншана и опустошить его. Но со временем выяснилось, что поддерживать силами только собственных войск и чиновничества власть Ура над Эламом — страной отделенной от Шумера горами и болотами затруднительно и Шульги перешёл к другой системе. Он предоставил местным энси самим управлять своими номами (кроме Суз), но шумерских воинов держал в Эламе, а эламских в некоторых шумерских гарнизонах[4].
На севере Шульги подчинил город Ашшур (Ша-Ашшур, Шашрум) на 43-м году правления (около 2052/2051 года до н. э.), город Урбиллум (Арбелы) на 46-м году правления (около 2049/2048 года до н. э.), племя лулубеев и город Симуррум на 26-м году правления (около 2069/2068 года до н. э.), а также ряд хурритских городов предгорий Загроса (Ганхар (или Карахар), Харши, Кимаш и Хумурти).
Ещё дальше продвинулся Шульги на западе и северо-западе, он полностью подчинил себе, по мнению одних учёных, или приобрёл влияние, по мнению других, в Канеше, в Каппадокии и Алалахе. Дошли тексты о выдаче довольствия гонцам, прибывшим в район Ниппура из Уршу и Эблы, а также об уплате правителями этих городов дани в виде обязательных поставок скота на жертвоприношения в храме Энлиля, а в одном случае о дани древесиной. Таким образом, войска Шульги продвинулись от Нижнего моря до Верхнего, так же как армии Саргона и Нарам-Суэна. Не удивительно, что Шульги взял себе титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада, царь четырёх сторон света»[5].
Подавление мятежей
Повсюду в завоеванных странах Шульги поставил своих наместников, разместил воинские гарнизоны. Вся страна была разделена на округа, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами; во главе их стояли энси, но теперь это были или сыновья Шульги или просто чиновники, которых по произволу царской администрации перебрасывали с места на место. Но всё равно, то в одном, то в другом месте его обширного государства вспыхивали восстания и Шульги приходилось до самой смерти предпринимать военные походы или посылать карательные экспедиции в восставшие города: так город Симуррум во время правления Шульги подвергался разгрому 5 раз (на 26, 27, 33, 45 и 46-м годах правления), по три раза были разгромлены город Ганхар (на 25, 32 и 46-м годах) и племя лулубеев (на 26, 33 и 46-м годах). Два раза разрушались города Харши (на 28 и 49-м годах), Кимаш (на 47 и 49-м годах) и Хумурти (на 47 и 49-м годах).
То, что Шульги испытывал серьёзные трудности, пытаясь усмирить и подчинить субарейцев, видно из письма, которое один из его чиновников по имени Арадху переслал ему откуда-то из Субира. Арадху были даны указания Шульги «держать в хорошем состоянии дороги в страну Субир», укрепить границы страны, «разузнать пути в стране» и «советоваться с собранием мудрых против гнилого(?) семени(?)» — последний термин был, очевидно, условным эпитетом какого-то не названного по имени субарейского вождя, отказывающегося признавать авторитет Шульги. Но Арадху считал ситуацию безнадёжной; «гнилое семя», было богато и влиятельно, он окружил себя приближёнными у каждого из которых было в подчинении по 5000 человек. Это так напугало и деморализовало Арадху, что тот мог только взывать о помощи к Шульги[6]. Сохранился ответ Шульги на это письмо, в котором Шульги подозревает Арадху в измене и прибегает и к угрозам, и к лести, пытаясь удержать Арадму от присоединения к субарейским повстанцам[7].
К тому же в годы царствования Шульги на западных границах Шумера всё чаще стали появляться вооружённые отряды государства Мари. Очевидно, это были амореи, захватившие этот город и основавшие там своё государство. О столкновениях с амореями упоминают и более ранние источники, например надписи аккадского царя Шаркалишарри[8].
Реорганизация жизни внутри страны
При Шульги все храмовые и правительские хозяйства в пределах «царства Шумера и Аккада» были слиты в одно унифицированное государственное хозяйство. Основной персонал этого хозяйства составляли рабыни (нгеме) и так называемые «молодцы» (гуруши); хотя последние и не назывались рабами, но фактически ничем от них не отличались. Шульги соорудил в Уре огромный дворец Эхурсаг, в котором разместил весь чиновничий аппарат государства. Шульги, по-видимому, попытался вообще ликвидировать следы общинного самоуправления. При нём сколько-нибудь существенные судебные дела решал единоличный царский чиновник — энси.
Все те функции, которые прежде выполняла храмовая администрация, теперь перешли к царским чиновникам. Дворец контролировал все стороны хозяйственной жизни Шумера, вёл учёт налоговых поступлений, доходов от царских поместий и мастерских, податей и дани. Продолжая начатую отцом унификацию, Шульги ввёл обязательную для всего государства единую систему мер и весов, определил точный размер пошлин и т. д.[9]
Хотя военные походы отнимали у царя немало времени, он, как мы видим, управлялся и с другими делами. У него даже было хобби. Обнаруженные в Пузриш-Дагане, недалеко от Ниппура, таблички привлекли к этой местности внимание учёных. Первоначально считалось, что Шульги имел здесь свою личную резиденцию, построенную на 39-м году царствования. Однако исследования последующих лет показали, что в этом месте находилась не резиденция, а ферма царя. В документах хозяйственной отчётности перечислены животные, которые здесь содержались. Сохранились таблички, удостоверяющие поступление на ферму в Пузриш-Дагане крупного рогатого скота, овец, коз, ягнят и других животных (в качестве налогов, даров и жертвоприношений от подданных царя). Есть таблички расхода, из которых явствует, что ферма поставляла на царскую кухню всевозможные мясные продукты. В Пузриш-Дагане держали не только домашних животных: коров, баранов, коз, свиней, ослов, но и диких: зубров, туров, ланей, оленей и других. Молоко косули считалось любимым напитком богов и приносилось им в дар. Страстно увлекающийся охотой царь собирал на своей ферме различные виды диких горных козлов, муфлонов, антилоп, газелей, а также кабанов и медведей. Последних, по-видимому, было много, так как мясо молодых медведей поставлялось на дворцовую кухню, а старые «несли охрану» городских ворот, что вызывало у приезжих страх и восхищение перед царём, которому служат даже грозные дикие звери[10].
Обожествление
Шульги был самым могущественным царём III династии Ура. Он подчинил своей власти жречество. Могущество Шульги было столь огромно, что он решил взять себе титул бога: в надписях перед его именем, как и перед именами древних шумерских богов стоит детерминатив бога. К его имени прибавилось имя бога Сина, и он стал называться Шульги-Син.
В честь Шульги-Сина были воздвигнуты храмы, в которых стояли его статуи и совершались жертвоприношения. Седьмой месяц в шумерском календаре стал носить имя царя — «Божественный Шульги». Имя царя, подобно тем, которые носили космические божества, стало частью личных теофорных имён (например, «Шульги — жизнь страны Шумер»)[11][12][13].
Законодательная деятельность
Шульги известен в истории не только как грозный завоеватель, но и как законодатель. Он написал законы для своего царства, из которых до наших дней сохранились лишь фрагменты. Однако этого вполне достаточно, чтобы иметь представление о правовой базе Аккадо-Шумерского царства. Так, в сохранившихся параграфах кодекса Шульги говорится о наказаниях за прелюбодеяние, ложный донос и лжесвидетельство, о правилах развода, о телесных повреждениях, о возвращении беглых рабов. Основным видом наказания в законах Шульги была денежная компенсация, которую виновный выплачивал потерпевшему; о смертной казни не упоминается.
Женой Шульги была энергичная, деятельная семитка по имени Абисимти; она пережила Шульги и оставалась вдовствующей царицей при трёх приеемниках Шульги, двое из которых, по крайней мере, — Шу-Суэн и Ибби-Суэн — носили семитские имена. Но хотя Шульги представляется ориентированным на семитов, он был большим почитателем шумерской литературы и культуры и главным патроном шумерской школы, эдуббы. В своих гимнах он похваляется своей образованностью и эрудицией, приобретённой в эдуббе в дни молодости, и заявляет, что прошёл весь курс и стал умелым писарем. Шульги, по его собственным словам, знал шумерский, эламский, аморейский, субарейский языки, и ещё мог поддержать беседу с неким «человеком черных гор».
Правил Шульги 48 лет, хотя некоторые списки дают 46 или даже 58 лет[14].
Некоторые гораздо более поздние хроники критикуют Шульги за его нечестие. В Хронике Вайднера (ABC 19), литературном произведении, написанном в I-м тысячелетии до нашей эры, говорится, что «он не выполнял свои обряды в точности, он осквернил свои ритуалы очищения»[15]. Хроника царей Ура (CM 48), написанная в конце I-го тысячелетия до нашей эры, обвиняет его в ненадлежащем вмешательстве в обряды, составлении на них «неправедных стел, дерзких надписей, касающиеся обрядов очищения для богов, и оставил их потомкам»[16]. В Хронике ранних царей (ABC 20), написанной в середине II-го тысячелетия до н. э., его обвиняют в «преступных наклонностях и в том, что собственность Эсагилы и Вавилона он забрал в качестве добычи»[17]. Однако, следует заметить, что данные обвинения не подтверждаются источниками его времени.
Артефакты и надписи
Гиря в форме утки в 2-е мины. Время правления Шульги. Из Ура. Британский музей | Табличка периода Шульги с упоминанием деревни «Мелухха» (Зернохранилище деревни Мелухха) в Шумере. Британский музей, BM 17751 | Вес в ½ мины (фактический вес 248 гр), введённая царём Шульги. Имеет изображение серпа луны; использовалась в храме бога Нанны в Уре. Диорит | Табличка Шульги, прославляющая царя и его победу над племенем луллубеев и упоминает современный город Эрбиль и современный район Сулеймании. Музей Сулеймании |
Закладной колышек в виде медного гвоздя, изображающий человеческую фигурку царя, несущего строительную корзину. Заложена в фундамент в ознаменование восстановления храма Ниминтаба в Уре. Надпись неразборчива. Британский музей | Одна из глиняных табличек с названиями годов правления Шульги, начиная с 6 и до 21а года на этой стороне; названия других лет написаны на обороте. В этой табличке отсутствует фрагменты (вверху), соответствующие первым пяти названиям и последним семи названиям годов Шульги. Данная табличка является древневавилонской копией с аккадского оригинала. Музей Древнего Востока, Стамбул | Сердоликовая бусина с дарственной надписью Шульги, найдена в Сузах. Лувр, Sb 6627 | Закладной гвоздь в память о восстановлении храма Инанны в Ниппуре. Надпись: «Для богини Инанны, любимой Шульги, сильным человеком, царём Ура, царём Шумера и Аккада построил он Э-дуранки». Метрополитен-музей |
Список датировочных формул Шульги
1 год 2094 / 2093 до н. э. |
|
2 год 2093 / 2092 до н. э. |
|
3 год 2092 / 2091 до н. э. |
|
4 год 2091 / 2090 до н. э. |
|
5 год 2090 / 2089 до н. э. |
|
6 год 2089 / 2088 до н. э. |
|
7 год 2088 / 2087 до н. э. |
|
8 год 2087 / 2086 до н. э. |
|
9 год 2086 / 2085 до н. э. |
a
b
|
10 год 2085 / 2084 до н. э. |
|
11 год 2084 / 2083 до н. э. |
|
12 год 2083 / 2082 до н. э. |
|
13 год 2082 / 2081 до н. э. |
|
14 год 2081 / 2080 до н. э. |
|
15 год 2080 / 2079 до н. э. |
|
16 год 2079 / 2078 до н. э. |
|
17 год 2078 / 2077 до н. э. |
a
b
|
18 год 2077 / 2076 до н. э. |
|
19 год 2076 / 2075 до н. э. |
|
20 год 2075 / 2074 до н. э. |
a
b
|
21 год 2074 / 2073 до н. э. |
a
b
c
|
22 год 2073 / 2072 до н. э. |
a
b
|
23 год 2072 / 2071 до н. э. |
a
b
|
24 год 2071 / 2070 до н. э. |
|
25 год 2070 / 2069 до н. э. |
a
b
|
26 год 2069 / 2068 до н. э. |
a
b
|
27 год 2068 / 2067 до н. э. |
a
b
|
28 год 2067 / 2066 до н. э. |
|
29 год 2066 / 2065 до н. э. |
|
30 год 2065 / 2064 до н. э. |
|
31 год 2064 / 2063 до н. э. |
a
b
|
32 год 2063 / 2062 до н. э. |
|
33 год 2062 / 2061 до н. э. |
a
b
|
34 год 2061 / 2060 до н. э. |
a
b
c
|
35 год 2060 / 2059 до н. э. |
|
36 год 2059 / 2058 до н. э. |
a
b
c
d
e
f
g
|
37 год 2058 / 2057 до н. э. |
a
b
c
|
38 год 2057 / 2056 до н. э. |
|
39 год 2056 / 2055 до н. э. |
a
b
|
40 год 2055 / 2054 до н. э. |
|
41 год 2054 / 2053 до н. э. |
|
42 год 2053 / 2052 до н. э. |
a
b
|
43 год 2052 / 2051 до н. э. |
a
b
|
44 год 2051 / 2050 до н. э. |
a
b
|
45 год 2050 / 2049 до н. э. |
a
b
|
46 год 2049 / 2048 до н. э. |
a
b
|
47 год 2048 / 2047 до н. э. |
a
b
|
48 год 2047 / 2046 до н. э. |
a
b
c
d
|
III династия Ура | ||
Предшественник: Ур-Намму |
царь Ура, царь Шумера и Аккада ок. 2094 — 2046 до н. э. (правил 48 лет) |
Преемник: Амар-Суэн |
Примечания
- ↑ Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 162—163.
- ↑ Хроники царей Ура (CM 48)
- ↑ Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 163.
- ↑ Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 158—159.
- ↑ Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 164.
- ↑ Письмо Шульги от Арадху
- ↑ Письмо Шульги Арадху
- ↑ Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 163—164.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 172—173.
- ↑ Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 169—170.
- ↑ Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 155.
- ↑ Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 165.
- ↑ Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 173.
- ↑ {46} {(mss. Su3+Su4, TL have instead:) 48} {(ms. P5 has instead:) 58} Список царей Ура и Исина 48
- ↑ Хроника Вайднера (ABC 19), 63—64
- ↑ Хроники царей Ура (CM 48)
- ↑ Хроники ранних царей (ABC 20), строки A.28—A.30 . Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 23 января 2021 года.
- ↑ F. Thureau-Dangin, Recueil des tablettes chaldéennes (Paris 1903) / Ф. Туре-Дангин. Серия халдейских табличек. (Париж 1903)
- ↑ Analecta Orientalia (Rome 1931 ff.) / Восточная Аналекта (Рим 1931 и далее)
- ↑ Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archaologie (Berlin 1928 ff.) / Энциклопедия ассириологии и ближневосточной археологии (Берлин 1928 и далее)
- ↑ Museum siglum of the British Museum, London / Музейная сигла в Британском музее, Лондон
- ↑ Tablet siglum, Yale Babylonian Collection (New Haven) / Сигла таблички, вавилонское собрание Йельского университета (Нью-Хейвен)
Литература
- История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 534 с. — 25 050 экз.
- Белицкий Мариан. Забытый мир шумеров / Пер. с польского. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. — 398 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 10 000 экз.
- Бертман Стивен. Месопотамия: Энциклопедический справочник / Пер. с англ. А. А. Помогайбо; коммент. В. И. Гуляев. — М.: Вече, 2007. — 414 с. — (Библиотека мировой истории). — ISBN 5-9533191-6-4.
- Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. История возникновения и развития древнейших государств на земле / Жан Боттеро, Дитц Отто Эдцарт, Адам Фалькенштайн, Жан Веркуттер; пер. с англ. А. Б. Давыдовой, С. В. Иванова. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2016. — 447 с. — ISBN 978-5-9524-5202-2.
- Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. Древняя Месопотамия: царства Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия. 2700–100 гг. до н. э. / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2019. — 448 с. — ISBN 978-5-9524-5391-3.
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
Ссылки
- Шульги / В. В. Емельянов // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6.
- Список датировочных формул Шульги
- Ниппурский царский список
- «Туммальская надпись»
- Законы Шульги
- Емельянов В. В. Культура и культурность в шумерском царском гимне (Shulgi B)