Перейти к содержанию

Асархаддон

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Асархаддон
аккад. 𒀭𒊹𒉽𒀸 или 𒀭𒊹𒉽𒋧𒈾 —
Aššur-aha-iddina
«Ашшур даровал брата»
;
др.-евр.אֵסַר־חַדֹּן‎‏‎ — ʾĒsar-Ḥaddōn;
в русской библейской традиции Асардан
Деталь стелы Асархаддона[англ.] в честь победы над Египтом (671 до н. э.). Пергамский музей, Берлин.Деталь стелы Асархаддона[англ.] в честь победы над Египтом (671 до н. э.). Пергамский музей, Берлин.
680 — 669 до н. э.
Предшественник Синаххериб
Преемник Ашшурбанапал
680 — 672 до н. э.
Предшественник Мушезиб-Мардук; должность восстановлена
Преемник Шамаш-шум-укин

Род «Новоассирийская» династия[англ.]
Отец Синаххериб
Мать Накия
Дети сыновья:
Син-надин-апал,
Ашшурбанапал,
Шамаш-шум-укин,
(спорн.) Ашшур-убаллит II
дочь: Шеруа-этерит[англ.]

Асархаддо́н (Ашшур-аха-иддин) — царь Ассирии, правил приблизительно в 680 — 669 годах до н. э. Сын Синаххериба и энергичной и властной Накии (по-арамейски «Чистая», в аккадском переводе — Закуту).

Вступил на престол в результате гражданской войны. Опирался на торгово-жреческую партию. Восстановил разрушенный его отцом Синаххерибом город Вавилон, вернул ряду городов привилегии, ввёл налоги в пользу храмов. В 679 году до н. э. войска Асархаддона столкнулись с отрядами киммерийцев. Асархаддон вёл войны в Аравии (676 год до н. э.), в Финикии и Египте (675—671 года до н. э.). Завоевав город Мемфис, принял египетские царские титулы. В 673—672 годы до н. э. совершил поход в Шубрию (на границе с Урарту), где укрывались беглые рабы и свободные. В те же годы в результате восстания мидянина Каштарити, поддержанного скифами, от Ассирии отложилась Мидия. Асархаддон завещал ассирийское царство своему сыну Ашшурбанипалу, а Вавилонию — другому сыну — Шамаш-шум-укину.

Сохранились клинописные таблички с записями о правлении Асархаддона — «Анналы». Они хранятся в Британском музее.

Правление

Утверждение на престоле

При Синаххерибе Асархаддон одно время был наместником Вавилона. Ещё при жизни Синаххериб назначил своим преемником младшего сына — Асархаддона, что естественно вызвало недовольство старших сыновей. Асархаддон описал реакцию своих братьев на его назначение наследником в более поздней надписи:

«Из моих старших братьев младшим был я. Но по велению [богов] Ашшура и Шамаш, Бэла и Набу, мой отец возвысил меня, среди собрания моих братьев он спросил Шамаша: „Это мой наследник?“ и боги ответили: „Он — твоё второе я“. И тогда мои братья сошли с ума. Они безбожно обнажили свои мечи посреди Ниневии. Но Ашшур, Шамаш, Бэл, Набу, Иштар, все боги с гневом взирали на деяния этих негодяев, довели их силу до слабости и унизили их передо мной».

Далее Асархаддон рассказывает, как братья пытались оклеветать его и очернить в глазах отца и настолько в этом преуспели, что наследник престола был вынужден покинуть собственную страну и скрываться (возможно в Киликии или Табале):

«Злобные сплетни, клевету и ложь они (то есть братья Асархаддона) плели вокруг меня безбожие, ложь и неискренность. Они замышляли зло за моей спиной. Против воли богов они отдалили от меня благожелательное сердце моего отца, хотя втайне его сердце было затронуто состраданием, и он всё ещё намеревался, чтобы я осуществлял царскую власть».

Анналы Асархаддона ничего не говорят об отцеубийстве, но Библия сообщает, что сыновья царя Адрамелех и Шарецер убили Синаххериба «в доме Нисроха, бога своего» (видимо, храме бога Нинурты)[1][2]. По данным клинописи и Беросу, убийца — сын, по-видимому, старший Арад-бел-ит, а Шарецер, видимо, вельможа Набу-шар-уцур («Набу, храни царя») — сообщник преступления. Как бы там ни было, Синаххериб был убит 20 дня месяца тебет (10 января 680 года до н. э.), после чего его сыновья «били друг друга, подобно детям, чтобы обрести царскую власть», из-за чего сами ассирийцы перестали их поддерживать.

Воодушевлённый богами изгнанник двинулся в сторону Ниневии, намереваясь предъявить свои права на престол. Узурпаторы развернули войска в степи, что к западу от Тигра, перекрыв таким образом путь к столице. Но как только Асархаддон пошёл в атаку, их солдаты переметнулись на его сторону, а жители Ассирии вышли ему навстречу и стали целовать ему ноги. Затем его войско «перепрыгнуло через Тигр, будто это узкая канава» и Асархаддон в конце февраля (2 аддару) 680 года до н. э. вступил в Ниневию, а 8 аддару (начало марта) занял царский трон. Убийцы бежали, по свидетельству Библии, «в землю Араратскую»(видимо в Урарту, хотя вероятнее всего в Шуприю). Помогавшие им военачальники были преданы смерти вместе со всеми их потомками[3][4].

Признание Асархаддона царём в Ниневии. Иллюстрация А. К. Уэзерстоуна к «Истории народов» Хатчинсона (1915 год)

«Я радостно вошёл в Ниневию, мой царственный город, и в безопасности занял своё место на троне моего отца. Подул южный ветер, дыхание Эа, ветер, дующий благоприятно для осуществления царской власти. Меня ждали благоприятные знамения на небесах и на земле, послание прорицателей, вести от богов и богинь. Постоянно [недостающая часть] и придавал моему сердцу смелости. Солдаты, мятежники, которые подстрекали к заговору с целью захвата власти Ассирии в пользу моих братьев, я проверил их ряды до последнего человека и наложил на них суровое наказание, я уничтожил их потомство».

Вопросы к оракулу, с которыми Асархаддон обращался по различным поводам, представляют разительный контраст с величавой уверенностью тона его официальных надписей. Вопросы эти показывают, что Асархаддон был человек крайне суеверный, неуравновешенный и даже трусоватый. Такое впечатление подтверждается и его официальной перепиской, в которой чуть ли не основное место занимает обсуждение различных предзнаменований, болезней, оракулов и различного рода магические действия для предотвращения возможного зла. С этой же целью он возродил древний обычай назначать в случае дурных предзнаменований «подменного царя», — бедняка, раба, помешанного — на которого и должно было пасть ожидаемое несчастье[5].

Восстановление Вавилона

Четырёхугольная призма из чёрного базальта рассказывающая о восстановлении Вавилона Асархаддоном. Около 670 года до н. э. Британский музей, BM 91027

После вступления на престол Асархаддон немедленно принял меры к восстановлению Вавилона, разрушенного его отцом Синаххерибом. Разъярённые боги провозгласили, что город будет лежать в руинах на протяжении 70 лет, но жрецы придумали, как решить эту проблему: «Милосердный Мардук перевернул Книгу судеб вверх ногами и повелел, чтобы город был восстановлен в 11-м году». Дело в том что в клинописи перевёрнутое число 70 читается как 11. Все жители Кардуниаша могли быть призваны, «чтобы нести (строительную) корзину», и со временем Вавилон был не только восстановлен, но и «расширен, поднят на высоту и сделан прекрасным». Строительство Вавилона продолжалось на протяжении всего царствования Асархаддона. При восстановлении Эсагилы — главного храма Вавилона ассирийским зодчим Арад-аххер-шу был построен знаменитый Зиккурат Этеменанки (90 м высоты), вошедший в позднейшие легенды под именем «Вавилонской башни». Однако ни Мардук, ни другие боги Аккада, вернее их истуканы, не были возращены в свои города, а продолжали находится в Ассирии, где их держали в качестве заложников. Так как царскую власть в Вавилоне можно было получить только из рук Мардука, это сводило на нет сепаратистские настроения граждан этого города[6].

Одновременно со строительством Вавилона начались работы по обновлению одного из главных храмов города Ашшура — Эшарра. Привилегии Ашшура были расширены. Его жители были освобождены от всех налогов и пошлин. Также были вновь подтверждены и расширены привилегии и других ассирийских и вавилонских городов (Харрана, Сиппара, Ниппура, Барсиппы, Дера и других). Асархаддон ввёл по всей державе особые налоги в пользу храмов. Ранее такие налоги взимались, по-видимому, лишь с некоторых специально выделенных для этого районов[7].

Поход против киммерийцев

Ассирийская держава

В числе событий 2-го года правления Асархаддона (679 года до н. э.) ассирийские летописи отмечают побоище в стране Будауа (не локализуется) и киммерийцев. Видимо, киммерийцы вторглись в Ассирию, но Асархаддон перешёл через Тавр и, согласно вавилонским данным, в сражении у Хубушны (видимо, Хубишна в Каппадокии) разгромил киммерийцев. Вождь киммерийцев Теушпа погиб (в своих надписях Асархаддон утверждает, что лично убил его), а часть его конницы перешла на службу к ассирийскому царю[8].

Тем же временем или несколько позже следует датировать и ассирийский поход против различных малоазийских правителей, упоминаемый надписями после похода на Теушпу. Поход проходил по бывшей ассирийской территории, где теперь вновь создался ряд мелких государств, но не привёл к восстановлению здесь власти ассирийского царя. Вторым годом правления Асархаддона датируется и поход ассирийского войска против города Арзани у ручья Египетского (соврем. Вади-ал-’Ариш, «Сухое русло») на границе Египта и Палестины. Ассирийцы взяли город и увели в плен в качестве заложников царя Асухили и его сына[9].

Восстание халдеев в Вавилонии

Восстановив Вавилон, Асархаддон вернул вавилонянам земли, конфискованные у них Синаххерибом в 689 года до н. э. и переданные халдеям княжества Бит-Даккури. В ответ на это халдеи Бит-Даккури, поддержанные царём Приморья Набу-зер-кити-лиширом, сыном Мардук-апла-иддина II, в 678 года до н. э. подняли восстание. Они собрали войско и двинулись против Нин-Гала, наместника Ура, сохранившего верность ассирийскому царю. Нин-Гал потерпел поражение и был убит. Однако, выступление халдеев было беспощадно подавлено. Князь Бит-Даккури Шамаш-ибни, взятый в плен, был сожжён. Набу-зер-кити-лишир был разбит и бежал в Элам, где впоследствии он был убит. Его брата Наид-Мардука Асархаддон привлёк на свою сторону и сделал наместником Приморья[10][11].

Военные действия в Финикии и Сирии

Памятные стелы у Нахр-эль-Кальб Справа работы Асархаддона и слева египетского фараона Рамсеса II у устья реки Нахр эль-Кальб, Ливан

Ещё в 680 году до н. э, когда Асархаддон воевал со своим братом, царь Сидона Абдимилькутти восстал и прекратил платить дань. Абдимилькутти находился в союзе с царём Хилакку (Киликии) Сандуарри, страной Ду’уа и другими малоазийскими и сирийскими княжествами. В 677 году до н. э. Асархаддон захватил и полностью разрушил Сидон. Абдимилькутти попытался бежать морем, но был пойман ассирийцами. На месте Сидона была построена крепость Кар-Ашшур-ах-иддин («Град Асархаддона»), которая была заселена пленными халдеями. После этого ассирийцы вторглись в Хилакку и разрушили и сожгли там 21 укреплённый город вместе с малыми поселениями в их окрестностях. Царь Сандуарри бежал в горы, но был пойман. Оба царя были отправлены в Ниневию и обезглавлены. Также восстал против ассирийской власти и Мугаллу мелидийский, находившийся в союзе с царем Табала Ишкаллу. Ассирийцы осадили Мелид, но Муггалу бежал оттуда.

Судя по запросам Асархаддона к оракулу бога Шамаша, союзники создали реальную угрозу разгрома ассирийского полководца Ша-Набу-шу, а также не исключалась возможность нападения куззуракийцев, Табала или Хиллаку на ассирийскую провинцию Куэ. Этот мятеж, насколько можно судить по многочисленным обращениям ассирийского царя к оракулу, внушал царю большую тревогу. Но всё же восстание было подавлено и Муггалу, видимо, был казнён. Царь Тира Баал I, царь Иудеи Манасия, цари кипрских городов: Акестор (Идалия), Пилагор (Хитра), Дамис (Китий), Етеандр (Пафа), Адмит (Тамис) и далее — всего 22 царя Сирии и Кипра выразили покорность Асархаддону и поспешили принести дань. Асархаддон заключил затем договор с царём Тира Баалом. Согласно этому договору Баал не должен был принимать серьёзных решений без ассирийского надзирателя-регента и без совета старейшин, бывшего, очевидно, органом власти, настроенным в пользу Ассирии. По этому договору в случае захвата тирянами корабля, люди на корабле поступали в распоряжение Тира и продавались в рабство, а имущество — в пользу Ассирии. За это Асархаддон передал Тиру ряд бывших владений города Сидона и, в частности, город Сарепту[12][13].

Поход против арабов

В 676 году до н. э. Асархаддон предпринял поход в Аравийскую пустыню. Дорога проходила по раскалённым безводным пескам, а затем через горы. В ходе этого похода было убито 8 аравийских правителей, двое из которых были царицами. Их сокровища и изображения богов ассирийцы увезли с собой. Один из оставшихся в живых шейхов — Лаилиэ, сперва бежал от ассирийцев, а потом шёл следом за Асархаддоном до самой Ниневии, чтобы просить царя вернуть увезенные статуи богов. Асархаддон принял его, вернул увезенных богов, а также завоеванные земли, сделав Лаилиэ своим ставленником[14].

Взаимоотношения с Эламом

Неожиданные, хотя и не слишком серьёзные вылазки предпринимал Элам. Так, в 675 году до н. э. эламское войско, возглавленное самим царём Хумбан-Халташем II, вторглось в Северную Вавилонию и обрушилось на Сиппар. Город не успел подготовиться к защите, и эламитам удалось ворваться в него и разграбить некоторые храмы. Но жители Сиппара в отчаянном уличном бою сумели отстоять свою главную святыню Эбаббар, храм Шамаша. Эламское войско вынуждено было отойти, но унесло с собой статуи богов и сокровища из разграбленных храмов. Вскоре после возвращения из этого похода уже в сентябре того же 675 года до н. э. эламский царь неожиданно «умер, не обнаружив признаков болезни». Как видно в Ассирии существовала специальная, секретная служба, в сфере деятельности которой находились организация государственных переворотов, а также и просто физическое устранение неугодных для ассирийского царя правителей. Новый царь Уртаки почёл за благо пока что поддерживать с Ассирией хорошие отношения. Он даже вернул в Вавилон статуи аккадских богов, которые «в течение долгого времени находились пленными в Эламе» (674 год до н. э.)[15].

Поход против мидян

Вопросы к оракулу и письма показывают, что Ассирия в этот период испытывала затруднения также и на востоке. Сюда прорвались скифы, а жители этих мест, мидяне, начинали постепенно сплачиваться и оказывать Ассирии всё возрастающее сопротивление. Хотя формально на территории Мидии существовало около десятка ассирийских провинций, но лишь в трех из них — Замуа, Парсуа и Аррапхе — власть Ассирии была прочной. В остальных же ассирийцы практически были заперты в своих крепостях, из которых они и предпринимали походы для сбора дани с помощью приходящих из Ассирии подкреплений. Фактическая же власть принадлежала мидийским племенным вождям или «князьям». Правда, единства пока ещё не было. Манна в это же время разорвала союз с Ассирией и отказалась платить ей дань.

Царь Асирийский Асархаддон (справа) и его мать Накиа-Закуту (слева) в храме Мардука. Рельеф, увековечивающий восстановление Вавилона Асархаддоном. Бронза (первоначально позолоченная). Лувр, Париж

В 674 году до н. э. ассирийские войска совершили поход на «Страну далеких мидян», расположенную на краю Соляной пустыни (Деште-Кевир), у горы Бикни (Демавенд), в область Патуш’арра (более поздняя Хоарена). При этом были захвачены два «владыки поселения» Шитирпарна и Эпарду, вместе с их людьми и скотом. Также, вероятно, ассирийскому нападению подвергалась и крепость Андарпатиану, расположенная где-то восточнее Сапарды, недалеко от района современного Казвина.

Во время этого успешного для ассирийцев набега на восточную Мидию, к ассирийскому полководцу обратились за помощью 3 вождя («владыки поселений») «далеких мидян»: Уппи, правитель Партакки (это вероятно Партакану — текстов Саргона, то есть Паретакена, район современного Исфахана), Занасана, правитель Партукки (видно Партуа, то есть Парфия, имеется в виду, конечно, не вся Парфия) и Раматея, правитель Ураказабарны (эта область не поддается локализации). Правители этих трёх областей обратились, как сказано, к ассирийцам за помощью против «начальников поселений», которые пытались изгнать их из их областей. В качестве подарков они послали ассирийскому царю жеребцов и лазурит. На помощь им были посланы окраинные ассирийские областеначальники, которые привели, по данным надписей Асархаддона, к покорности восставшие поселения и обложили трех правителей ежегодной данью. Дань эта имела для ассирийцев большое значение. Она собиралась лошадьми и должна была служить для пополнения конского поголовья в ассирийской армии, в связи с прекращением поступлений коней из Манна, откуда ассирийцы их обычно получали.

Однако собрать дань со всей обширной и фактически совершенно не покорённой Мидийской территории оказалось невозможным. Судя по запросу к оракулу, во время похода на Патуш’арру ассирийцы опасались нападения с тыла, со стороны Сапарды и других «покорённых» мидийских областей. С большой опасностью для ассирийцев был сопряжен сбор дани областеначальниками и в других мидийских областях (в Бит-Кари, в Мадай и т. д.). Положение осложнилось ещё более к концу года, когда к сопротивлению местного населения сбору дани, прибавились нападения скифов на ассирийские отряды.

О походе на Манну надписи Асархаддона говорят чрезвычайно бегло, скороговоркой, верный признак отсутствия настоящего успеха: «Я рассеял людей страны Маннеев, неусмиренных кутуиев, пробил оружием войска Ишпакая, скифа, союзника не спасшего их». Запросы к оракулу бога Шамаша показывают, что инициатива в этой войне принадлежала маннеям. Ассирийский царь запрашивает бога, удастся ли маннеям захватить в свои руки ассирийские крепости Шарруикби, Дур-Эллиль и другие, названия которых в надписи не сохранились. Некоторые крепости и в том числе Шарруикби маннеям в действительности удалось захватить и ассирийцы смогли их вернуть себе лишь через много лет. Из запросов к оракулу видно, что к лету 674 года до н. э. Манна непосредственно граничила с Хубушкией, что предполагает занятие маннеями западного побережья Урмии и даже верховьев Большого Заба. А скифы, союзники маннеев, вторгались через перевалы Хубушкии на собственно ассирийскую территорию и создали угрозу захвата городов Харраниа (возможно то же, что и Харруна или Харрана в западной части Внутренней Замуа) и Анису (поселение в области Хабху)[16][17].

Поход в Египет

В 674 году до н. э. Асархаддон предпринял поход на Египет и подступил к пограничным крепостям Восточной Дельты. Египетско-кушитское войско фараона Тахарка (ассир. Тарка) двинулось к нему навстречу. Исход происшедшего сражения был неблагоприятным для ассирийского царя или даже как на это намекают документы, последний потерпел настоящее поражение. Благодаря этой победе Тахарке удалось привлечь на свою сторону царя Тира Баала, который также был готов выступить против Ассирии.

Потеря Мидии

Штурм ассирийцами крепости. Ассирийские войска атакуют осажденный город, используя таран на осадной насыпи. Вражеские лучники отстреливаются. Обезглавленные трупы лежат у подножия городских стен. Из Центрального дворца в Нимруде, сейчас в Британском музее в Лондоне

В начале весны 673 года до н. э. «владыка поселения» Кар-Кашши («Колония касситов») Каштарити привлёк на свою сторону правителя Мадай Мамитиаршу и правителя Сапарды Дусанни и поднял восстание против Ассирии. Как видно восстание возглавили три равноправных вождя, но фактически, судя по тону запросов ассирийского царя к оракулу, бесспорным было главенство Каштарити. Весьма вероятно, что он формально был избран военным вождем мидийского племенного союза.

В надписях Асархаддона война с Каштарити, по всей вероятности отражена в виде следующей весьма неопределённой декларации: «Я растоптал страну Барнаку, коварного врага, обитателей страны Тилашурри, имя которых зовется в устах людей Мехрану „город Питану“». Известно, что Тилашурри находилась рядом с «Крепостью вавилонян» (Сильхази). Так как в I тысячелетии нередко смешивали понятия «касситов» и «вавилонян», то вполне вероятно, что «Крепость вавилонян» — это то же самое, что «Колония касситов» (Кар-кашши), а Кар-кашши была вероятно центром провинции Бит-Кари, то есть район нынешнего Хамадана. Неопределённо-хвастливый тон сообщения не дает основания видеть здесь действительно ассирийскую победу. Как обстояло дело в действительности, показывают запросы к оракулу.

Восставшие заключили союз со Скифским царством (вероятно с вождем Ишпакаем) и с Манной (вероятно с царём Ахсери), что позволило повстанцам действовать сразу на нескольких фронтах. Восстание быстро распространялось и вскоре вышло за пределы первоначальных трёх провинций. Уже в самом начале месяца айяру (апрель—май) 673 году до н. э. Каштарити вторгся в соседнюю провинцию Кишессу и осадил её главную крепость того же названия, и уже тут в качестве его союзников выступили скифы, мидяне (то есть люди Мамитиаршу) и маннеи. Дусанни сапардский тоже в это время осадил крепость, название которой в надписи не сохранилось, причём он ожидает помощь от Каштарити. В запросе от 4 айяру, ассирийский царь выражает обеспокоенность о судьбе крепости Карибту и ещё одной крепости название которой сохранилось не полностью (может быть это Сибар или Сибур в районе современного Зенджана), осажденных повстанцами Каштарити. Запрос оракулу от 6 айяру говорит, что нападению подверглась и крепость Ушиши.

Поход в Мидию

К 10 айяру (апрель—май) относится запрос ассирийского царя к оракулу относительно предполагаемого ассирийского наступления. Ассирийский царь рассчитывал пройти через перевал Сапарды и занять, вероятно, как плацдарм для дальнейшего наступления крепость Кильман (возможно Кулуман, по-видимому, в южной части провинции Хархар). Однако этот поход на восставшую Мидию с юга не имел успеха. Из запроса оракула в месяце симану (май—июнь) видно, что повстанцы не только не потерпели поражения, но и вновь угрожают какой-то крепости, а запрос от 25 симана касается уже провинции Бит-Хамбан, расположенной далеко к юго-западу от первоначального района восстания. К этому же времени угроза нависла и над «Сиссирту, крепостью хархарцев, что расположена на границе Элама». Таким образом, повстанцы находились уже видимо в долине Диялы. Вся ассирийская Мидия, кроме Замуа и Парсуа, была для Ассирии потеряна и Каштарити угрожал перевалам ведшим в Месопотамскую низменность. В Парсуа тоже было неспокойно, туда стали вторгаться маннейские войска.

Разгром Шуприи

Положение складывалось чрезвычайно неблагоприятно для Ассирии, тем более, что в её тылу, в Финикии, назревали серьёзные события и ещё не была закончена война с Египтом. Помимо того, по-видимому, в связи с мидийскими событиями, участились случаи социального протеста угнетённых масс трудящегося населения в самой Ассирии. Ещё до окончания мидийской войны, на 8-м году правления 673 года до н. э., Асархаддон был вынужден совершить поход в лесную область армянского нагорья Шуприю (в Сасунских горах, в западной части Армянского Тавра) — специально для поимки многочисленных беглых рабов и земледельцев, сбегавших с ассирийской территории. Как повествуют анналы Асархаддона, он три раза слал послания шуприйскому царю с требованием вернуть беглецов, на что тот постоянно отвечал отказом. Тогда Асархаддон перешёл к военным действиям и осадил, а затем 21 кислиму (ноябрь—декабрь) штурмом взял столицу Шуприи крепость Уппуму (совр. Фум около Илидже).

Устрашившись, царь Шуприи Ник-Тешуб послал к ассирийцам своих сыновей Шерпи-Тешуба и Лиги-Тешуба со своей золотой тиарой и статуей, наряженной и закованной в железо, символизирующей его, умоляя Асархаддона даровать ему милость и сохранить жизнь. Асархаддон послал ответ, в котором заявил, что помилования не будет. Вскоре Шуприя была полностью покорена. Ник-Тешуб был убит, Асархаддон вернул беглецов в Ассирию, предварительно лишив их носа, глаза и уха, в назидание тем, кто мог помыслить о бегстве. Население Шуприи было выселено в Ассирию, а воины-шуприйцы были причислены к войску Ассирии. Шуприя прекратила своё существование, на её территории были созданы две провинции — Уппуму и Куллимери. Прежние названия городов Куллимери, Маркуха, Какзу и другие были изменены на новые ассирийские. Захваченных в Шуприи беглецов из Урарту Асархаддон выдал урартскому царю Русе II, что говорит о хороших отношениях, существовавших в то время между Ассирией и Урарту. Урарту, ослабленное тяжелыми поражениями, нанесенными ей Ассирией и киммерийцами, пока ещё не представляло серьезной опасности, хотя постепенно восстанавливало свои силы. Однако вскоре союз, заключённый между Русой и киммерийцами, показался Ассирии опасным, и Асархаддон даже вопрошает оракула бога Шамаша, не грозит ли этот союз новоприобретенным владениям Ассирии в Шуприи, на границе с Урарту[18].

Образование государства Мидия

В начале марта 672 года до н. э. ассирийцы попытались завязать с Каштарити мирные переговоры, но тот, уверенный в своей победе, отказался от них. Одновременно, пытаясь поссорить между собой союзников, ассирийцы ведут переговоры с каждым из них в отдельности. Скифский вождь Ишпакай, видимо, был убит в ходе этой войны примерно в конце 673 года до н. э. Новый царь скифов Партатуа (Претотий) пошёл на переговоры с ассирийцами, женился на дочери Асархаддона и отделился от восставших. В результате измены Партатуа успех восстания не был полным. Ассирийцам удалось удержать в своих руках провинцию Кишессу, Хархар и Бит-Хамбан, но на территории Бит-Кари, Мадай и Сапарда восстание имело полный успех, и здесь образовалось независимое Мидийское царство[19].

Вторжение в Египет

Победная стела Асархаддона (сейчас находится в Пергамском музее) была создана после победы царя в Египте и изображает Асархаддона в величественной позе с боевой булавой в руке и вассальным царем, стоящим перед ним на коленях. Также присутствует сын Тахарки, побежденного фараона, стоящий на коленях и с веревкой на шее.

Между тем Египет всё ещё не отказывался от своих притязаний на Сирию и Палестину и имел здесь немало сторонников. До сих пор ассирийцы сталкивались с египтянами только на этой спорной территории, но для её окончательного закрепления за Ассирией следовало, видимо, разгромить Египет на его собственной земле. На 10-м году своего царствования (671 год до н. э.) Асархаддон повторил попытку завоевать Египет. Он осадил город Тир, союзника египетского фараона Тахарки и двинулся через пустыню к Дельте. Египетско-кушитское войско потерпело ряд поражений и ассирийцы, через 15 дней после вступления в Египет, взяли Мемфис. В плен к ассирийцам попали жена, наложницы, сыновья и дочери Тахарки, и, в том числе, его старший сын и престолонаследник Ушанхура. Сам Тахарка, видимо, бежал на юг Египта. Асахаддон не стал его преследовать, ограничившись, видимо, завоеванием одной лишь Дельты, хотя часть верхнеегипетских князей всё же принесла дань. Двадцать городов Египта (Буто, Саис, Атрибис, Бубастис, Бусирис, Себенит, Фарбаитос, Пер-Сопд, Мендес, Танис, Нато и другие) получили ассирийские наименования и там были поставлены правителями местные царьки из ливийских династий, среди которых следует назвать Нехо, правителя Саиса и Мемфиса. Помимо местных правителей Асархаддон назначил ассирийских наместников, а также определил размеры ежегодной дани — 180 кг золота и 9 т серебра. Из Египта было вывезено в Ниневию 55 царских статуй. Хотя Асархаддон и принял титул «Царь Нижнего и Верхнего Египта и (даже) Куша», однако он не короновался в Египте как фараон[20].

Между тем действия против Тира были малоуспешными. Расположенный на острове, этот город не мог быть осажден традиционными методами, организовать же его морскую блокаду ассирийцы не могли из-за отсутствия у них флота. Однако царь Тира Баал после разгрома его союзника — Египта счёл более разумным покориться Асархаддону и не продолжать сопротивление. Тир был лишён всех своих материковых владений и уплатил огромную дань[21].

Болезнь царя

Ко времени первого неудачного вторжения Асархаддона в Египет в 673 году до н. э. стало очевидно, что здоровье царя ухудшается. Царь постоянно страдал от какой-то болезни и часто проводил дни в своих спальных покоях без еды, питья и контактов с людьми. Смерть Эшарры-хаммат, его любимой жены, в феврале 672 года до н. э. ухудшила его состояние. Сохранившиеся архивные документы в подавляющем большинстве указывают на то, что Асархаддон часто бывал грустным. Смерть его жены и их недавно родившегося младенца повергла Асархаддона в депрессию. Это ясно видно из писем, написанных главным царским экзорцистом Адад-шуму-усуром, человеком, который был главным ответственным за благополучие Асархаддона. В одном из таких писем говорится:

«Что касается того, что царь, мой господин, написал мне: „Мне очень грустно; как мы поступили, что я так расстроился из-за этого моего малыша?“ Если бы это было излечимо, ты бы отдал половину своего царства, чтобы вылечить его! Но что мы можем сделать? О царь, мой господин, это то, что невозможно сделать».

Заметки и письма, сохранившиеся от лиц при царском дворе, включая врачей Асархаддона, довольно подробно описывают его состояние, — сильную рвоту, постоянную лихорадку, носовые кровотечения, головокружение, болезненные боли в ушах, диарею и депрессию. Король часто боялся, что его смерть близка, и его состояние было бы очевидно любому, кто его видел, поскольку он был поражен постоянной кожной сыпью, покрывавшей большую часть его тела, включая лицо. Врачи были сбиты с толку и в конце концов были вынуждены признать, что они бессильны помочь ему. Это ясно выражено в их письмах, таких как следующее:

«Мой господин, царь, продолжает говорить мне: „Почему ты не определяешь природу моей болезни и не находишь лекарство?“ Как я уже сказал царю лично, его симптомы не поддаются классификации».

Поскольку ассирийцы рассматривали болезнь как божественное наказание, больной царь рассматривался бы как признак того, что боги не поддерживают его. Из-за этого слабое здоровье Асархаддона приходилось скрывать от его подданных любой ценой.

Разногласия в царской семье по поводу престолонаследия и смерть царя

Ещё в мае 672 года до н. э. Асархаддон объявил наследником престола своего сына Ашшурбанапала. Старший сын Асархаддона Син-надин-апал («Син, дающий наследника») умер молодым. Присяга на верность новому царю в Ассирии прошла спокойно, но в Вавилоне встретила сопротивление. В день присяги Ашшурбанапалу группа вавилонских магнатов в Лаббанате — пригороде Вавилона попыталась поднять мятеж и провозгласить царём Бэл-Эрибу («Бэл приумножил»), потомка III касситской династии. Однако эта попытка была быстро ликвидирована и не имела последствий. Назначение наследником Ашшурбанапала вызвало недовольство и в самом дворце ассирийского царя, выразившееся в склоках между Шеруа-этерит, старшей дочерью Асархаддона и Ашшур-шаррат, женой царевича Ашшурбанапала. По размаху дворцовых интриг видно, что за обеими царевнами стояли две враждующие группировки, одна поддерживающая Ашшурбанапала, другая поддерживающая сына Асархаддона от вавилонянки Шамаш-шум-укина. Видимо, под нажимом оппозиции Асархаддон вынужден был в мае 670 года до н. э. назначить Шамаш-шум-укина наследником вавилонского престола, равным по рангу с Ашшурбанапалом.

В 670 году до н. э. в Харране местный градоначальник Саси организовал заговор, ставивший целью низложение Асархаддона и всего его дома. Саси намеревался сам занять престол, но заговор был раскрыт, а мятежные магнаты казнены. Между тем, в только что покоренном Египте начались волнения и ассирийские гарнизоны оказались в осаде. В 669 году до н. э. Асархаддон собрал огромное войско и вновь двинулся в Египет, но по дороге 1 ноября 669 года до н. э. умер[22][23].

Правил Асархаддон 12 лет.


Новоассирийский период

Предшественник:
Синаххериб
царь Ассирии
ок. 680 — 669 до н. э.
(правил 12 лет)

Преемник:
Ашшурбанапал
царь Вавилона
ок. 680 — 669 до н. э.

Преемник:
Шамаш-шум-укин

Образ в искусстве

  • Лев Толстой. Рассказ «Ассирийский царь Асархадон» (1903)
  • Валерий Брюсов. Стихотворение «Ассаргадон (Ассирийская надпись)» (1897)
  • А. Е. Корбут. Роман «Хроники Ассирии. Син-аххе-риб» (2014—2017).

Примечания

  1. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 19, § 37
  2. Ветхий завет. Книга пророка Исаи, глава 37, § 38
  3. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 384.
  4. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 326—327.
  5. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 385.
  6. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 327—328.
  7. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 384.
  8. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 384.
  9. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 328—330.
  10. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 384.
  11. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 327—328.
  12. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 384—386.
  13. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 328.
  14. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 330.
  15. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 385.
  16. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 385.
  17. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 329.
  18. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 386.
  19. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 385.
  20. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 330—331.
  21. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 386.
  22. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 386—387.
  23. Ру Ж. Великие цивилизации Междуречья. — С. 331.

Литература

Ссылки