Иеровоам II

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иеровоам II
др.-евр.ירבעם‏‎ — Yārŏḇə‘ām
«Да умножится народ» / «Пусть возвеличится народ»;
др.-греч. ῾Ιεροβοάμ — Hieroboam (в Септуагинте);
Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)
  • 793—753 года до н. э.[1][2]
  • 788—747 года до н. э.[3]
Предшественник Иоас, отец
Преемник Захария, сын
Место смерти Самария
Отец Иоас
Дети Захария

Иеровоам II (Йаров’ам II) — царь Израиля, правивший приблизительно в 788 — 747 годы до н. э.

Сын и преемник Иоаса, правнук Ииуя.

Этимология имени

Личное имя на иврите יָרָבְעָם jāråv‘ām «Иеровоам» — это глагольное предложное имя, состоящее из подлежащего и сказуемого. Субъект — это теофорный элемент עָם ‘ām, русское 'Vaterbruder', для сказуемого подходят два разных производных, а именно либо от корня глагола רבב rbb, от немецкого 'быть великим' или от корня глагола רוב rûb, по-русски «вершить правосудие» (дополнительный корень к ריב rîb с идентичным значением). В каждом случае это форма 3-го лица единственного числа мужского рода в несовершенном. Соответственно, в переводе это имя означает либо «брат отца великий», либо «брат отца был прав». Септуагинта переводит это имя как Ιεροβοαμ Иеровоам, Вульгата — как Иеровоам.

Правление

При сыне Иоаса, Иеровоаме II, Израиль снова становится одним из сильнейших государств Сиро-Палестинского региона. Энергичный и умелый правитель, Иеровоам сумел полностью воспользоваться сложившейся политической ситуацией. Он далеко не был верным последователем иудейского монотеизма, и подобно всем царям израильским продолжал религиозную политику Иеровоама I. Библия не любит его. Поэтому и рассказ о его внешнеполитической и военной деятельности весьма краток и не детализирован. Однако и из сохранившихся скудных данных, а главным образом из пророчеств Амоса, можно вывести заключение, что Иеровоам II был весьма искусный воин, проведший многие годы своего царствования в войнах с соседними народами. В этих войнах ему, по-видимому, счастье никогда не изменяло, и он одержал немало побед. Он успешно воевал с Арамейским Дамаском (Арамом) и, по-видимому, Хаматом. Арам потерял часть своей территории, и оба арамейских государства, вероятно, на какое-то время признали верховную власть израильского царя[4]. Скорее всего, именно в это время Амос, живший в первой половине и середине VIII века до н. э., яростно предрекал полное уничтожение Дамаска[5][6].

До уничтожения Дамаска дело не дошло, но Иеровоам отнял у Арама значительные районы Заиорданья, которые ранее были житницей Израиля и через которые проходили важные торговые пути, что привело к экономическому подъему государства. Свидетельством тому является масштабное строительство, развернутое Иеровоамом. В частности, он энергично перестраивал Самарию, возведя в ней ещё более роскошный дворец. Полагают, что изделия из слоновой кости, найденные в Самарии, относятся ко времени Иеровоама II, а не Ахава. Если это так, то они являются также свидетельством нового обращения израильского царя к финикийцам, ибо эти изделия изготовлены либо самими финикийскими мастерами, либо под их сильным влиянием. В период правления Иеровоама II укрепляются связи между Израилем и Тиром, что подтверждается появлением среди собственных имён израильтян довольно значительного количества таких, в которых упоминается Баал. О высоком благосостоянии израильской аристократии свидетельствуют яростные обличения Амоса, уроженца Иудеи, значительную часть своей деятельности проведшего в Израиле. Этим изнеженным вельможам, которые спят на ложах из слоновой кости, едят лучших овнов и тельцов, пьют вина из дорогих чаш, мажут себя лучшими благовониями, но не соболезнуют бедствиям народа, предрекает пророк грядущее уничтожение или пленение[7]. Он резко выступает против «сидящих на горе Самарийской», то есть придворной знати и правительственного аппарата, которые притесняют бедняков и угнетают нищих[8]. Выступал Амос и против самого Иеровоама[9], что ясно свидетельствуют об обострении социальных и религиозных противоречий в Израиле. Широкие массы никак не выиграли oт достижений Иеровоама. Характерно, что царь ничего не смог сделать с яростным пророком и только попытался убедить его снова уйти в Иудею[10]. Это говорит о том, что Амос пользовался поддержкой широких слоёв народа, против которого царь не решился выступить[11][12].

Границы Израильского царства в конце правления Иеровоама II простирались от дороги, «ведущей в Емаф (Хамат), до моря пустыни (Мертвого моря[13]. По-видимому, Иеровоам также завоевал и вновь присоединил к своему царству и Моав. Он упоминается в Первой книге Паралипоменон, в связи с расположением заиорданских израильских колен по генеалогиям[14].

Согласно Библии Иеровоам II правил 41 год[15].

Археологические свидетельства

В 1910 году Г. А. Рейснер при раскопках царского дворца в Самарии обнаружил переписку на глиняных черепках времён Иеровоама II. Они содержат датировку с 9-го по 17 год царствования Иеровоама. Ко времени Иеровоама II относят найденную в начале XIX века в Мегиддо немецким археологом Г. Шумахером печать из яшмы с изображением льва и надписью: «Шемы, раба Иеровоама», принадлежавшую царскому чиновнику.


Династия Ииуя
Menora.svg
Предшественник:
Иоас
царь Израиля
ок. 788 — 747 до н. э.
(правил 41 год)
Menora.svg
Преемник:
Захария

Примечания

Ссылки

Литература