Ахав

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ахав
др.-евр.אחאב‎‏‎ — ’aḥ’āḇ — «брат отца / кровный родственник»;
др.-греч. Ἀχαάβ — (в Септуагинте);
аккад. 𒀀𒄩𒀊𒁍 Aḫâbbu [a-ḫa-ab-bu]
Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553)
Царь Израиля
  • 874—853 года до Р. Х.[1][2]
  • 873—852 годы до Р. Х.[3]
Предшественник Амврий
Преемник Охозия

Отец Амврий
Супруга Иезавель
Дети 1. Охозия
2. Иорам
3. Гофолия

Ахав (Ах’ав) — царь Израиля, правивший приблизительно в 873852 годы до Р. Х. Сын и наследник Амврия. История его правления и противостояния с пророком Илиёй подробно изложена в Третьей книге Царств.

Правление

Насаждение культа Баала

Эпоха его правления знаменует поворотный пункт в истории Северного Израильского царства. Женившись на Иезавели, дочери тирского царя Итобаала, Ахав страстно предался служению финикийскому Баалу (Ваалу) и превзошёл в этом отношении всех израильских и иудейских царей, бывших до и после него[4][5][6]. Следуя примеру царя, на сторону нового культа склонился и народ, исповедуя одновременно и религию Яхве[7]. Хотя Яхве и оставался главным Богом Израиля, непосредственным покровителем царя и его дома стал Баал. Из любви к Иезавели и ненависти к представителям старой религии Ахав разрешил жене уничтожить пророков Яхве, которые после отпадения северных израильтян от иерусалимского Храма одни оставались блюстителями культа Яхве на северных территориях[8]. Сам Ахав воздвиг в новой столице царства, Самарии, основанной его отцом, храм и алтарь в честь Баала и приставил к нему 450 жрецов; жена же его, Иезавель, имела свой храм, посвященный Ашере, в котором служили 400 жрецов[9][10][11][12]. По инициативе Иезавели жрецы и пророки Баала получили государственную поддержку, а пророки и почитатели Яхве подвергались смертельной опасности. Это были чуть ли не первые известные нам в истории гонения по религиозному признаку на государственном уровне. О широком распространении в израильском обществе культа Баала говорит, как полагают многие исследователи, и ряд теофорных имен, засвидетельствованных на остраконах из Самарии и включающих компонент «Баал». Отметим, с другой стороны, что имена детей Ахава (казалось бы, ревностного сторонника Баала) содержат сокращенные формы написания имени Яхве: Ахазйоху, Яехорам и Аталма[13].

Народу, преданному своей национальной религии, суждено было при Ахаве пережить большой и тяжелый кризис, из которого он, однако, вышел победителем. Выступление пророка Илии знаменовало подъём народных сил, восставших против растлевающего влияния чувственных культов Баала и Астарты. Правда, согласно хронисту, во всём народе осталось только 7000 человек, которые отказались поклоняться богам, но они, по-видимому, сыграли роль того здорового ядра, вокруг которого сконцентрировались преданные культу Яхве[14]. На смену пророкам, убитым жестокой Иезавелью, появились новые; старые пророки, укрытые богобоязненным начальником дворца Ахаба, Авдией, в пещере, по миновании жестокостей Иезавели получили возможность снова распространять в народе учение Яхве. Но борьба между царской властью и пророческим элементом осложнилась тем более, что народная масса, за небольшими исключениями, склонна была скорее следовать за религиозной политикой царей, чем за проповедью пророков. Конфликт достиг своего апогея в период страшной засухи, предсказанной пророком Илией и известной по финикийским летописям. Жрецы Баала, неспособные вызвать дождь, по наущению Илии, были перебиты народом. Сам Илия, опасаясь преследований со стороны Иезавели был вынужден бежать и укрываться в пустыне, хотя впоследствии и вернулся[15][16].

Внешняя политика

Победы над Арамом

Ахав поражает сто тысяч сириян. Гравюра Гюстава Доре. 1866 год.
«И стояли станом одни против других семь дней. В седьмой день началась битва, и сыны Израилевы поразили сто тысяч пеших Сириян в один день»[17]

Политическая и государственная деятельность Ахава может быть названа блестящей. Ему удалось уничтожить те трения, которые существовали между Израильским и Иудейским царствами ещё со времен их разделения, и между ними установились мирные отношения. В период правления Ахава в Самарии и Иосафата в Иерусалиме оба государства вышли за пределы своих этнических границ, пытаясь создать (или воссоздать) мини-империи. Но на этом пути столкнулись с ожесточенным сопротивлением Арамейского Дамаска (Арама). В борьбе с этим царством Израиль и Иудея выступали союзниками. Однако в их союзе, несмотря на все достижения иудейского царя, первенство принадлежало Израилю, и инициатива войны с Арамом тоже исходила от израильского царя[18][19]. Израильскому царю Ахаву пришлось столкнуться с Арамом ещё до совместного выступления Израиля и Иудеи. Войска царя Арама Бар-Хадада вторглись в Израиль и двинулись к Самарии. Авторитет Арама был в то время столь велик, что Ахав предпочёл повести с Бар-Хададом переговоры, будучи готов даже к капитуляции и признанию верховной власти дамасского царя. Однако последний выставил такие жесткие условия, что израильский царь, опираясь на мнение старейшин, отказался их принять. Войска Бар-Хадада осадили Самарию. Но армия Ахава устроила вылазку и наголову разбила арамеев. Сам Бар-Хадад с трудом сумел спастись бегством[20]. Произошло это за четыре года до гибели Ахава, то есть в 856 году до н. э.[21]

На следующий год уже с новым войском Бар-Хадад возобновил войну с Израилем, но в битве при Афеке потерпел новое поражение[22]. Библейский рассказ об этом поражении, естественно, чрезмерно приукрашен, а потери дамаскского царя преувеличены. Но это не отменяет самого факта — поражения Арама. Сам Бар-Хадад бежал в город Афек и затем сдался израильскому царю. Ахав поступил с побежденным весьма милосердно. Дамаскский царь пообещал Ахаву возвратить города, отнятые его отцом у Амврия (Омри), и предоставить израильтянам «площади», то есть торговую факторию, в Дамаске. По-видимому, на этих условиях и был заключен мир[23]. Такой договор вполне соответствует дипломатической практике древнего Ближнего Востока. Неизвестно, воспользовались ли израильтяне факторией в Дамаске, ибо она больше нигде не упоминается. Но сам факт её предоставления был важной уступкой Арама. И это свидетельствует о росте влияния Израиля в регионе[24].

Отражение ассирийской угрозы

Библия объясняет сравнительную мягкость договора между Израилем и Арамом всем якобы известным милосердием израильских царей, хотя это противоречит самим же библейским рассказам. Разумеется, дело было не в особом их гуманизме, а в трезвом политическом расчёте. Причина такой мягкости — становившаяся всё более отчетливой ассирийская угроза. Основные военные действия против Ассирии разворачивались на территории Сирии, и Ахав и Бар-Хадад на время забыли старинную вражду, и Израиль вступил в антиассирийскую коалицию, куда входили двенадцать царей, возглавляемых Арамом. В сохранившейся ассирийской исторической надписи на скале (так называемая Монолитическая надпись) в Курхе, в верхнем течении Тигра, перечисляются военные силы, которыми располагала «коалиция двенадцати» в битве с армией Салманасара III. В объединенное войско Ахав выставил 2 тысячи колесниц и 10 тысяч воинов. По количеству колесниц Израиль превзошёл всех своих союзников, вместе взятых (всего в битве участвовало со стороны союзников 3940 колесниц); это служит показателем не только военной, но и экономической мощи Израиля, занявшего в этот период одно из доминирующих мест во всём Восточном Средиземноморье. В 853 году до н. э. в битве при Каркаре на реке Оронт (Северная Сирия) коалиция сразилась с армией ассирийского царя Салманасара III. Салманасар в своих летописях сообщал, что он разрушил Каркар и наголову разбил союзников и что те понесли потери в 14 000 воинов. Однако, очевидно, на самом деле победа, которую приписывает себе Салманасар, была весьма сомнительной. О своих потерях ассирийский царь благоразумно промолчал, но они, по-видимому, были весьма велики. Ассирийские войска не только не двинулись далее, на Дамаск, но даже вынуждены были вернуться обратно в Ассирию; более того после этого Салманасар вообще в течении трёх лет не осмеливался переходить Евфрат. Весьма вероятно, что битва окончилась поражением Ассирии или, по крайней мере, не дала перевеса ни одному из противников. Это сражение было первым столкновением Израиля с Ассирией. В то время на израильском троне сидел Ахав, сын Амврия (Омри), и ассирийцы назвали это государство «домом Омри». Это название закрепилось за Израилем в ассирийских анналах[25].

Загадкой остается тот факт, что в надписи на основании трона Салманасара, где в связи с битвой при Каркаре упоминаются сирийский царь Бар-Хадад, царь Хамата Ирхулина и двенадцать царей морского побережья, отсутствует упоминание Ахава[26].

Укрепление царства

Помимо этого, Ахав содействовал особому процветанию Северного царства. Благодаря ему была основана целая сеть новых городов, между прочим, вторая столица — Изреель, и воздвигнут дворец из слоновой кости[27][28][29]. При раскопках царского дворца в Самарии были обнаружены многочисленные искусно сделанные резные плакетки из слоновой кости (в частности, с изображением крылатого сфинкса), что, по всей видимости, свидетельствует о том, что интерьер и мебель дворца были украшены такого рода художественными изделиями.

При Ахаве был вновь отстроен древний город Иерихон, и Библия отмечает, что строившему его Ахиилу, чтобы избегнуть проклятия наложенного на этот город Иисусом Навином[30], пришлось принести в жертву своего первенца при закладке стен города и своего младшего сына при возведении ворот этого города[31].

Археологические раскопки обнаружили построенные при Ахаве укрепления в Иерихоне, Хацоре, Шхеме, Мегиддо и Самарии. К этому же периоду относятся находки самарийской керамики, отличающейся высоким художественным уровнем изготовления, и большое число импортных предметов роскоши. Наличие у Ахава колесниц и раскопки конюшен в Мегиддо показывают, что Израиль принимал также участие в торговле между Египтом и Малой Азией. Экономический расцвет обогатил знать и крупных купцов, однако война и засуха причинили много страданий мелким крестьянам.

Последние годы и гибель Ахава

«Смерть Ахава», гравюра Юлиуса фон Карольсфельда

Тем не менее, внешние успехи и блеск его царствования не могли ни ослабить, ни даже прикрыть внутреннее разложение, которое в его время охватило всё Северное государство. Лишенный энергии, безвольный Ахав легко поддавался минутным впечатлениям и мог переходить от глубокого раскаяния к слепой жестокости. Понимая, что в обличительных речах пророков Илии и Михея, призывавших к чистому культу и требовавших справедливости в отношениях царя к подданным, кроется глубокая правда, он, однако, ничего не сделал для своего исправления, отчасти потому, что не мог освободится от дурного влияния жены, отчасти же и потому, что в нём самом не было достаточно сил для подобного возрождения. Нечестивый царь израильский нисколько не исправился, но всё более и более погрязал в беззакониях. Навуфей, один из его близких соседей, имел виноградник, расположенный почти около самого дворца Ахава, и так как Ахав очень желал приобрести оный в свою собственность, то и просил Навуфея уступить ему означенное место, обещая дать ему или лучший виноградник в другом месте, или заплатить за оный деньгами. Это царское предложение, по-видимому, было очень вежливо и благоприлично, но Навуфей не желал расстаться с виноградником ни под каким условием: это было наследие, полученное им от своих отцов, и поэтому, и по другим причинам, ценя его особенно дорого, не согласился на предложение Ахава. Встревоженный и огорченный отказом Навуфея, «царь в смущенном духе лёг на постель свою, и отворотил лице своё, и не ел хлеба». Иезавель, нечестивая жена его, узнав от него о причине его огорчения, уверила его, что он может быть спокоен и что желание его осуществится. Два наущенные ею лжесвидетеля объявили Навуфея виновным в хуле на Бога и царя, и следствием лжесвидетельства было то, что он был побит камнями за городом, а вслед за тем Ахав вступил во владение виноградником Навуфея[32][33]. Этот рассказ справедливо рассматривается как доказательство наличия в Израиле общинного сектора со своими законами и имуществом, в дела которого царь своевольно вмешиваться не мог, и приобрести какое-либо имущество общинника можно было только после его осуждения за конкретное преступление[34].

Не прибегая лично ни к каким насильственным мерам, чтобы отнять y Навуфея наследственный виноградник, Ахав, однако, впоследствии был весьма доволен, когда Иезавель коварным убийством Навуфея удовлетворила его каприз. Пророк Илия обличил его в совершенном им гнусном преступлении и предсказал ему страшный суд Божий не только над ним самим, но и конечное, несомненное истребление всего его дома. «На том месте, говорил ему Илия от лица Божия, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь»[35]. Не будучи настолько неверующим, чтобы не преисполниться ужаса от предсказания пророка Илии, Ахав, тем не менее, весьма скоро утешился и совсем забыл о грядущем возмездии.

Под конец царствования ему начала изменять и политическая дальновидность. После битвы при Каркаре, когда ассирийская угроза отступила, Израиль вышел из коалиции, и вскоре возобновилась его борьба с Арамом. Несмотря на то, что благомыслящие элементы, например пророк Михей, настоятельно советовали царю не предпринимать войны с сирийцами, он, ослепленный блестящими предсказаниями лжепророков, не только сам предпринял эту войну, но вовлек в неё и иудейского правителя Иосафата. Уже на следующий год после столкновения с ассирийцами Ахав вместе с Иосафатом решили напасть на принадлежавший Араму заиорданский город Рамот-Гилеад. Этот город располагался на важнейшем торговом пути, связывавшем Дамаск с Аравией, и обладание им в большой степени обеспечивало контроль над этим путём. В этой войне союзники потерпели поражение, и сам Ахав был смертельно ранен. Несмотря на то, что Ахав, с целью обезопасить себя от неприятельского нападения, выступил на поле битвы переодетым, случайно пущенная стрела со стороны сирийцев, попала в него, пробив ему легкое, и кровь из ран лилась в колесницу, так что он вечером в тот же день умер[36]. Его тело было привезено для погребения в Самарию, и «обмыли колесницу на пруде Самарийском, — говорит священный историк в заключение, — и псы лизали кровь его, а омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек»[37][38][39].

Согласно Библии Ахав правил 22 года[40]

Наследие

Святой Пророк Илия и Ахав-царь. Новгородская школа, XV век

В святоотеческой традиции Ахав олицетворяет собой нечестивца и идолопоклонника, но также является примером искреннего раскаяния. Афанасий Великий пишет, что даже Ахав, который старался, насколько возможно, «истреблять истину», «по убиении Навуфея сокрушался». Иоанн Златоуст часто обращался к истории Ахав, чтобы показать, что даже грешник и нечестивец способен искренне раскаиваться в содеянном.


Раввинистическая интерпретация

В трактате Санхедрин Ахав упомянут среди трёх царей, которые не имеют доли в грядущем мире (олам ха-ба[en]) из-за своего нечестия[41].

В агадической литературе — Ахав является одним из тех нечестивых царей израильских, которым предание отказывает в загробном блаженстве (Мишна Санг., X, 2; Тосефта Санг., XII, 11). Один Мидраш помещает Ахава в пятое отделение ада, как покровителя язычества. Но хотя Ахав и был грешником, он, однако, временами проявлял и благородные черты характера (Санг., 102б; Иеруш Санг., X, 29б). Талмудическая литература выставляет Ахава фанатическим идолопоклонником; он не оставил в Палестине ни одного холма, где не были бы воздвигнуты идолы, которым он и его жена приносили обильные и богатые жертвы. Он был так дерзок, что на всех воротах Самарии начертал: «Ахав отрекся от живого Бога Израилева». Тем не менее Ахав питал большое уважение к представителям «учения» — поэтому ему было позволено царствовать 22 года. За то, что он из своей собственной казны оказывал поддержку изучающим «закон», Господь простил ему половину его грехов. Крез своего времени, Ахав, согласно древнему преданию (Мег., 11a), был властителем всего мира. Каждый из семидесяти сыновей Ахава имел собственный дворец, выстроенный из слоновой кости. Так как главной виновницей преступлений Ахава была язычница Изебель, то некоторые талмудисты отводят ему в загробном мире место, как раскаявшемуся грешнику (Баба Меция, 59а; Санг., 104б; Bamidbar rabba, 14). Подобно царю Манассе, Ахав был полон раскаяния (I Цар., 21, 27); он часто добровольно постился. Поэтому в списке нечестивых царей имя Ахава было заменено именем Ахаза (Иеруш. Санг., X, 28б и 29б; Танна дебе-Элиагу рабба, 9; Зутта, 24). [J. E., I, 280].

Историчность

Безымянный сын царя Израиля Омри, отождествляемый с Ахавом, и его взаимоотношения с царством Моав описываются на стеле Меша. Ассирийский монолит из Карха  (англ.) упоминает царя Ахава как участвовавшего в битве при Каркаре и побежденного Салманасаром III.

В 2018 году была найдена предположительно его скульптура[42].


Династия Амврия (Дом Омри)
Menora.svg
Предшественник:
Амврий
царь Израиля
ок. 873 — 852 до н. э.
(правил 22 года)
Menora.svg
Преемник:
Охозия

Примечания

  1. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 452.
  2. Ахав. Православная энциклопедия
  3. Хронология библейская. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 31
  5. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 21, § 20, 25
  6. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 13, § 1
  7. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 18, § 21
  8. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 18, § 4
  9. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 31—33
  10. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 18, § 19
  11. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 3, § 2
  12. Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 18—27
  13. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 457.
  14. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 19, § 18
  15. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 17, глава 18
  16. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 13, § 2—6
  17. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 20, § 29
  18. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 4
  19. Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 18, § 3
  20. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 20, § 1—21
  21. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 190.
  22. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 20, § 26-30
  23. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 20, § 30-34
  24. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 190—191.
  25. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 191.
  26. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй. — С. 460—462.
  27. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 39
  28. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 18, § 45
  29. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 21, § 1
  30. Ветхий завет. Книга Иисуса Навина, глава 6, § 25
  31. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 34
  32. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 21, § 1—16
  33. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 13, § 8
  34. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 194—195.
  35. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 21, § 19
  36. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 1-37
  37. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 22, § 38
  38. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга VIII, глава 15, § 3—6
  39. Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 191—192.
  40. Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 16, § 29
  41. [המתים תחיית — Techiyat HaMaitim. The Resurrection Of The Dead (англ.). Дата обращения: 23 мая 2014. Архивировано 1 мая 2014 года. המתים תחיית — Techiyat HaMaitim. The Resurrection Of The Dead (англ.)]
  42. Is this the face of biblical King Ahab? Astonishing archaeological find in Israel (англ.). Архивировано 23 ноября 2018 года. Дата обращения 23 ноября 2018.

Литература