Московский метрополитен/Эскалаторы
На данной странице представлен список эскалаторов и траволаторов Московского метрополитена и Московского монорельса. Всего по состоянию на март 2023 года в Московском метрополитене 1098 эскалаторов и 2 траволатора (выходы со станции метро «Технопарк» к ТЦ «Остров мечты»), в том числе 18 на станциях монорельса, из них 11 законсервированы (см. список ниже). В данном списке не приведены списки эскалаторов МЦК, за исключением наклонных ходов, ведущих из метро в совмещённые с МЦК вестибюли.
Эскалаторы-рекордсмены
- Самые длинные эскалаторы в Москве расположены в вестибюле станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии (высота подъёма — 64,5 м), а два самых коротких — в южном вестибюле станции «Саларьево» (высота подъёма — 3,1 м)[1].
- Абсолютный рекорд продолжительности эксплуатации эскалаторов без их замены (на конец февраля 2023 года) принадлежит станциям метро «Белорусская» Кольцевой линии (западный вестибюль) и «Комсомольская» (обоим залам) — предыдущий рекорд в 71 год и 3 недели, установленный станцией метро «Бауманская», был побит 21 февраля 2023 года.
Основные поколения эскалаторов
I. 1935—1949 — эскалаторы серии Н, выпускавшиеся в 1935—1950 годах московским заводом «Подъёмник», ленинградским заводом «Красный Металлист» и Перовским машиностроительным заводом. Серия Н делилась по моделям на Н-10, Н-20, Н-30 и Н-40. Высота подъёма в зависимости от модели от 9,2 м до 40 м. Эскалаторы этого типа устанавливались на станциях 1-й, 2-й, 3-й и 4-й очередей (монтаж завершён до конца 1949 года), в основном в трёхленточных наклонах (кроме них, две пары по две ленты были установлены в переходе станции «Охотный Ряд» и одна пара в переходе станции «Парк Культуры»). Всего в Москве было 90 эскалаторов данного типа, последние 3 эскалатора на станции «Бауманская» прекратили работу в 1:30 мск 8 февраля 2015 года в связи с их заменой. В этих эскалаторах использовалась отделка из натурального дубового массива, в частности, из дерева были выполнены перила и ступени.
II. 1952—1959 — эскалаторы серии ЭМ, выпускавшиеся в 1951—1960 годах Перовским машиностроительным заводом. Главный конструктор — Г. М. Бовин. Данная серия представлена моделями ЭМ-1, ЭМ-1М, ЭМ-4 и ЭМ-5. Высота подъёма у машин ЭМ-1 и ЭМ-1М не превышает 14 м, у машин ЭМ-4 не превышает 43 м, а у машин ЭМ-5 — 53,5 м. Машины серии ЭМ устанавливались в Московском метрополитене в 1950-е годы на станциях северо-западной дуги Кольцевой линии, на станциях «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская» Арбатско-Покровской линии, первом участке будущей Калужско-Рижской линии, участке Фрунзенская — Университет Сокольнической линии, а также в восточном вестибюле станции «Красные Ворота» и в эскалаторной галерее на Ленинских Горах. Всего в Москве было 27 эскалаторов типов ЭМ-1 и ЭМ-1М (в работе осталось 15), 50 эскалаторов типа ЭМ-4 (в работе осталось 29) и 15 эскалаторов типа ЭМ-5 (в работе осталось 6). Помимо Московского метрополитена, эскалаторы данной серии поставлялись для оснащения первого участка Киевского и единичных станций первого участка Тбилисского метрополитенов (в Тбилиси 3 эскалатора типа ЭМ-5 действует на станции «Марджанишвили», для которой машинокомлпекты были изготовлены ещё в 1958 году).
III. 1962—1979 — эскалаторы серии ЛТ, выпускавшиеся в 1955—1976[2] годах Ленинградским машиностроительным заводом им. Котлякова. Эта серия представлена в Москве моделями ЛТ-3, ЛТ-4, ЛТ-5 и отдельной серией поэтажных эскалаторов ЛП-6/6А/6И. Высота подъёма у машин ЛТ-3 не превышает 50 м, у машин ЛТ-4 — 25 м, а у машин ЛТ-5 — 15 м. Эти эскалаторы получили распространение на станциях Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий, запущенных в период между 1961 и 1979 годами, а также они были установлены в новых выходах станций «Лубянка» и «Киевская», на переходах станций «Чистые Пруды» и «Площадь Революции» и в выходе новой станции «Тверская». В Москве в настоящее время эксплуатируются 40 эскалаторов типа ЛТ-3, 21 эскалатор типа ЛТ-4 и 50 эскалаторов типа ЛТ-5. Первой демонтированной машиной данного типа стал трёхленточный эскалатор ЛТ-4 в северном вестибюле станции «Ленинский проспект», который прекратил работу 29 октября 2016 года. Помимо метрополитена, в Москве эскалаторы данной серии использовались в 1957-2008 годах в здании ЦДМ на Лубянке (только на подъём, ликвидированы с началом реконструкции здания) и в здании Государственного Кремлёвского дворца (1961-2002) для спуска от главного входа в гардероб на цокольном этаже или подъём из него.
Эскалаторы серии ЛП-6 устанавливались в Московском метрополитене в тот же период, что и ЛТ — с 1962 по 1975 годы на новых станциях мелкого заложения и в переходах. Эскалаторы этой серии оказались ненадёжными и с 1986 года началась их массовая замена на более совершенные эскалаторы ЭТ-5М, завершившаяся в 1997 году. Всего в Москве было 42 эскалатора серии ЛП-6, в том числе 2 ЛП-6 (1962, «Академическая», проработали дольше всех и заменены в 1997 году), 17 ЛП-6А (1964—1966) и 23 ЛП-6И (1968—1975, 2 эскалатора на станции «Александровский сад» были демонтированы и заменены лестницей).
IV. 1978—2004 — эскалаторы серии ЭТ, выпускавшиеся в 1978—2004 годах Ленинградским машиностроительным заводом им. Котлякова / ОАО «ЭЛЭС». Серия представляла собой глубокую модернизацию серии ЛТ с использованием новых технологий в эскалаторостроении. Модели: ЭТ-2 и ЭТ-2М (высота подъёма от 45 до 65 м), ЭТ-3 и ЭТ-3М (высота подъёма от 15/25 до 45 м), ЭТ-4 (высота подъёма от 15 до 25 м, развития не получила) и ЭТ-5 и ЭТ-5М (высота подъёма до 15 м). Эскалаторами серии ЭТ укомплектовывались все новые станции, выходы и переходы с 1978 года, а также ими заменялись более старые эскалаторы серий Н и ЛП-6. Всего в Москве 313 эскалаторов этой серии: 13 машин ЭТ-2 (1979—1980), 16 машин ЭТ-3 (1979—1986), 4 машины ЭТ-4 (1979), 4 машины ЭТ-4Б (1986), 27 (было 36) машин ЭТ-5 (1978—1983), 31 машина ЭТ-2М (1988—1999), 65 машин ЭТ-3М (1987—2004), 4 машины ЭТ-30 (1996), 143 машины ЭТ-5М (1984—1999, 2 машины демонтированы на станции «Чкаловская»).
V. 2000—2012 — эскалаторы серии Е, выпускавшиеся в 2000—2012 годах ЗАО «ЭЛЭС». Устанавливались на новых станциях, выходах и переходах, а также ими заменялись выводимые из эксплуатации эскалаторы серий Н, ЭМ и ЭТ. На сентябрь 2015 года в Москве работали в сумме 180 эскалаторов этой серии, в том числе: 83 эскалаторов типа Е-25Т (высота подъёма до 25 м), 56 эскалаторов типа Е-55Т (высота подъёма от 25 до 55 м), 4 эскалатора типа Е-75Т (высота подъёма до 75 м, установлены на станции «Парк Победы» с высотой подъёма 63,4 м) и 37 поэтажных эскалаторов типа Е-900Т (высота подъёма до 12 м, 15 машин работают на станциях Бутовской линии, 4 машины работают на станции «Выставочная», 18 машин работают на ММТС).
VI. С 2013 — эскалаторы серий ТК-65, ЭС производства ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис»[3], FT-935 Victoria и FT-955 Victoria Tube производства ThyssenKrupp (с 2021 года — TKE), Schindler и ETK производства Крюковского вагоностроительного завода. Устанавливаются на новых станциях, а также ими были заменены последние эскалаторы серии Н и заменяются эскалаторы серии ЭМ, ЛТ и ЭТ. Отличаются светодиодной подсветкой внизу балюстрады, а также технологической возможностью сужения балюстрад, что позволило с 2015 года проводить реконструкцию наклонных ходов с увеличением числа эскалаторов. Также эскалаторы FT-935 отличаются энергосберегающими технологиями, а ЕТК отличаются наличием светодиодных столбиков направления движения, аналогичных устанавливаемым в Киевском метрополитене с 2000 года. Накопительные площадки в торцах эскалаторов данных типов оснащены рельефными металлическими табличками с логотипом компании-производителя эскалатора.
Список эскалаторов
- Основой для составления данного списка стал список эскалаторов, размещавшийся на официальном сайте Московского метрополитена до его первого редизайна в начале 2012 года. Последнее обновление исходного списка датируется июнем 2011 года (присутствуют данные по замене эскалаторов на «Медведково», «Бабушкинской» и «Парке культуры», но ещë нет данных по эскалаторам на «Борисово», «Шипиловской» и «Зябликово»). Дальнейшее наполнение списка ведётся исходя из данных по характеристикам, заложенных поставщиком по каждому новому наклонному ходу. Также для выявления неучтённых локаций эскалаторов в наклонных ходах, запущенных после удаления первоначального списка с официального сайта метрополитена, используется картографическая подложка мобильного приложения «Метро», разработанного веб-студией Involta. По всем случаям замены эскалаторов серий Н, ЭМ, ЛП-6, а также во всех наклонных ходах, где работы начались после 29 мая 2010 года, также даны модели изначальных эскалаторов, установленных при открытии наклонного хода.
Действующие наклонные ходы
Станция[4] | Линии[5] | Расположение наклона и назначение эскалаторов | Годы эксплуатации (год ввода) и модель предыдущих эскалаторов | Год пуска текущих эскалаторов | Модель текущих эскалаторов | Количество эскалаторов в наклоне | Высота подъёма, м[6] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Авиамоторная (Калининская линия) | выход в город с возможностью наземной пересадки на Большую кольцевую линию | 1979 | ЭТ-2 | 4 | 48,8 | ||
Авиамоторная (Большая кольцевая линия) | южный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на Калининскую линию | 2020 | FT 935 VICTORIA | 4 | 13,31 | ||
Автозаводская | северный вестибюль; выход в город | 1968 (ЛП-6И) | 1994 | ЭТ-5М | 3 | 6,4 | |
южный вестибюль; выход в город | 1943—1997 (Н-20-III) | 1998 | ЭТ-5М | 3 | 11,0 | ||
Академическая | южный вестибюль; выход в город | 1962—1997 (ЛП-6) | 1997 | ЭТ-5М | 1 (до замены — 2) | 4,2 | |
Алексеевская | выход в город | 1958—2026 (ЭМ-5) | 2027 (планируется) | ТК-65 | 3 (после замены — 4) | 51,2 | |
Алма-Атинская | северный вестибюль; выход в город | 2012 | Е-25Т | 3 | 10,0 | ||
Аминьевская | северный вестибюль; выход в город | 2021 | ЭС-03М | 3 | 8,8 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2021 | ЭС-03М | 3 | 8,8 | |||
Аннино | северный вестибюль; выход в город | 2001 | Е-25Т | 3 | 6,6 | ||
Арбатская (Арбатско-Покровская линия) |
восточный торец станции; переход на станции Библиотека имени Ленина и Александровский сад и выход в город через совмещённый вестибюль (большой наклон) | 1953; планируется замена | ЭМ-4 | 3 | 27,6 | ||
западный вестибюль; выход в город | 1953—2006 (ЭМ-4) | 2007 | Е-55Т | 3 | 40,8 | ||
Аэропорт | западный аванзал станции; выход в город | 1979 | ЭТ-5 | 2 | 3,2 | ||
Аэропорт Внуково | выход в город | 2023 | ЭС-03К | 3 | 7,3 | ||
Бабушкинская | южный вестибюль; выход в город | 1978—2011 (ЭТ-5) | 2012 | Е-25Т | 3 | 5,6 | |
Баррикадная | восточный торец станции; выход в город | 1972 | ЛТ-3 | 3 | 29,8 | ||
западный торец станции; переход на станцию «Краснопресненская» | 1972 | ЛТ-5 | 4 | 6,6 | |||
Бауманская | выход в город | 1944—2015 (Н-40-III) | 2015 | ЭС-02 | 4 (до замены — 3) | 32,5 | |
Беговая | восточный вестибюль; выход в город | 1972 | ЛТ-5 | 2 | 4,6 | ||
западный вестибюль; выход в город | 1972 | ЛТ-5 | 2 | 6,6 | |||
Беломорская | выход в город | 2018 | Schindler 9700AE | 2 | 12,6 | ||
вход в метро | 2018 | Schindler 9700AE | 2 | 12,6 | |||
Белорусская (Кольцевая линия) |
восточный вестибюль; выход в город | 1997 | ЭТ-3М | 4 | 36,6 | ||
западный вестибюль; выход в город | 1952 | ЭМ-4 | 3 | 42,5 | |||
центр зала; переход на станцию «Белорусская» Замоскворецкой линии | 1952—2010 (ЭМ-1) | 2010 | Е-25Т | 3 | 10,2 | ||
Белорусская (Замоскворецкая линия) |
северный торец станции; выход в город | 1938 (Н-40-II) | 1998 | ЭТ-3М | 3 | 30,6 | |
Беляево | северный вестибюль; выход в город | 1974 | ЛТ-5 | 3 | 7,8 | ||
Бибирево | восточный вестибюль; выход в город | 1992 | ЭТ-5М | 2 | 5,6 | ||
Борисово | северный вестибюль; выход в город | 2011 | Е-25Т | 3 | 12,2 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2011 | Е-25Т | 3 | 11,4 | |||
Боровицкая | южная часть станции; переход на станцию «Библиотека имени Ленина» и выход в город через совмещённый вестибюль | 1986 | ЭТ-3 | 4 | 37,2 | ||
общий со станцией «Библиотека имени Ленина» аванзал; выход в город через совмещённый вестибюль | 1986 | ЭТ-5М | 2 | 5,6 | |||
северный торец станции; переход на станцию «Арбатская» | 1986 | ЭТ-4Б | 4 | 17,0 | |||
Боровское шоссе | юго-западный вестибюль; выход в город | 2018 | ЭС-03 | 4 | 13,0 | ||
Ботанический сад | южный вестибюль; выход в город | 1978—2015 (ЭТ-5) | 2015 | ЭС-03 | 3 | 7,2 | |
Бульвар Адмирала Ушакова | западный вестибюль; выход в город | 2003 | Е-900Т | 3 | 9,6 | ||
Бульвар Рокоссовского | южный вестибюль; выход в город | 1990 | ЭТ-5М | 2 | 4,0 | ||
Бунинская аллея | западный вестибюль; выход в город | 2003 | Е-900Т | 3 | 9,6 | ||
Бутырская | северный вестибюль; выход в город | 2016 | ЭС-02 | 4 | 45,0[7] | ||
Бутырская | южный вестибюль; выход в город | 2016 | ЭС-02 | 3 | 44,2[8] | ||
Варшавская | западный вестибюль; выход в город | 1969—1989 (ЛП-6И) | 1989 | ЭТ-5М | 2 | 5,2 | |
Варшавская | восточный вестибюль; выход в город | 1969—1986 (ЛП-6И) | 1986 | ЭТ-5М | 2 | 6,6 | |
ВДНХ | северный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на станцию монорельса «Выставочный центр» | 1958—2013 (ЭМ-5) | 2014 | ТК-65 | 3 | 53,5 | |
южный вестибюль; выход в город | 1997 | ЭТ-3М | 3 | 41,6 | |||
Верхние Лихоборы | южный вестибюль; выход в город | 2018 | ЭС-02 | 3 | 42,0 | ||
северный вестибюль; выход в город | 2018 | ТК-65 | 4 | 51,6 | |||
Владыкино | северный вестибюль; выход в город и переход на МЦК | 1991 | ЭТ-5М | 3 | 10,4 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1991 | ЭТ-5М | 3 | 13,4 | |||
Водный стадион | северный вестибюль; выход в город | 1964 (ЛП-6А) | 1996 | ЭТ-5М | 1 | 6,0 | |
южный вестибюль; выход в город | 1964 (ЛП-6А) | 1997 | ЭТ-5М | 1 | 6,0 | ||
Волоколамская | северо-западный вестибюль; выход в город | 2009 | Е-25Т | 3 | 15,8 | ||
юго-восточный вестибюль; выход в город | 2009 | Е-25Т | 3 | 11,0 | |||
Воробьёвы горы | северо-восточный вестибюль; выход в город | 1959—1983 (ЭМ-1М) | 2002 | Е-25Т | 4 | 8,6 | |
юго-западный вестибюль; выход в город и к эскалаторной галерее | 1959—1983 (ЭМ-1М) | 2002 | Е-25Т | 2 | 7,0 | ||
эскалаторная галерея на Воробьёвых горах | 1959—1983 (ЭМ4) | 2022 | ЭС-02 | 3 | 34,0 | ||
Воронцовская | западный вестибюль; выход в город | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 19,2 | ||
восточный вестибюль; выход в город и переход на станцию «Калужская» через совмещённый вестибюль | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 4 | 16,7 | |||
Генерала Тюленева | выход в город | 2024 | ЭС-03М | 4 | 10,7 | ||
Давыдково | выход в город | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 15,7 | ||
Деловой центр | выход из кассового зала совмещённого вестибюля на 1 (полуподземный) этаж ТРЦ «Афимолл-сити» | 2005 | Е-25Т | 3 | 15,4 | ||
западный торец станции; подъём с платформы в кассовый зал совмещённого со станцией «Деловой центр» вестибюля | 2005 | Е-900Т | 2 | 4,0 | |||
восточный торец станции; подъём с платформы в турникетный зал южного вестибюля (выход # 5) | 2005 | Е-900Т | 2 | 4,0 | |||
Деловой центр | западный вестибюль; выход на 2 (в уровне земли) этаж ТРЦ «Афимолл-сити» (выход № 1) | 2014 | ЭС-03 | 3 | 20,0 | ||
восточный торец станции; подъём с платформы в совмещённый со станцией Филёвской линии вестибюль | 2014 | FT 935 VICTORIA | 3 | 4,0 | |||
центр зала; подъём с платформы на балкон | 2014 | FT 935 VICTORIA | 3+3[9] | 4,0 | |||
западный торец станции; подъём с платформы в вестибюль | 2014 | FT 935 VICTORIA | 3 | 4,0 | |||
западный вестибюль; выход на 2 (в уровне земли) этаж ТРЦ «Афимолл-сити» (выход № 2) | 2018 | ЭС-03 | 3 | 20,0 | |||
западный вестибюль; выход на 1 (подземный) этаж ТРЦ «Афимолл-сити» (выход № 3) | 2018 | FT 935 VICTORIA | 3 | 15,4 | |||
Динамо | северный вестибюль; выход в город | 1938—1997 (Н-40-II) | 1998 | ЭТ-3М | 3 | 39,3 | |
южный вестибюль; выход в город | 1938—2000 (Н-40-II) | 2001 | ЭТ-3М | 3 | 39,2 | ||
Дмитровская | выход в город | 1991 | ЭТ-2М | 4 | 54,8 | ||
Добрынинская | западный торец станции; выход в город | 1950—2006 (Н-40-IV) | 2008 | Е-55Т | 3 | 35,4 | |
Домодедовская | западный вестибюль; выход в город | 1985 | ЭТ-5М | 2 | 5,4 | ||
Достоевская | выход в город | 2010 | Е-55Т | 4 | 43,2 | ||
Дубровка | выход в город | 1999 | ЭТ-2М | 4 | 56,6 | ||
Жулебино | северный вестибюль; выход в город | 2013 | ЭС-03 | 3 | 5,0 | ||
Зюзино | западный вестибюль; выход в город | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 7,1 | ||
восточный вестибюль; выход в город | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 9,6 | |||
Зябликово | северный вестибюль; выход в город | 2011 | Е-25Т | 3 | 10,8 | ||
центр зала; переход на станцию «Красногвардейская» | 2011 | Е-25Т | 2+2[10] | 7,8 | |||
Калужская | северный вестибюль; выход в город и переход на станцию «Воронцовская» | 1974 | ЛТ-5 | 2 | 6,6 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1974 | ЛТ-5 | 2 | 5,4 | |||
Каширская | юго-западный вестибюль; выход в город | 1969—1994 (ЛП-6И) | 1995 | ЭТ-5М | 1+1[11] | 7,0 | |
Киевская (Арбатско-Покровская линия), Киевская (Кольцевая линия) |
выход из общего для залов Кольцевой и Арбатско-Покровской линий аванзала в совмещённый для всех трёх залов вестибюль в пригородном зале Киевского вокзала | 1953 | ЭМ-4 | 4 | 34,0 | ||
Киевская (Кольцевая линия) | центр зала; переход на Филёвскую линию и выход на площадь Европы через общий вестибюль | 1972 | ЛТ-3 | 3 | 40,2 | ||
южный торец станции; подъём в промежуточный зал (малый наклон) | 1954 | ЭМ-1 | 3 | 13,77 | |||
центр зала; переход на Арбатско-Покровскую линию | 1972 (ЛП-6И) | 1996 | ЭТ-5М | 3 | 6,6 | ||
Китай-город | северный вестибюль; выход в город | 1971 | ЛТ-3 | 4 | 39,0 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1971 | ЛТ-3 | 3+3[11] | 25,0 | |||
Кленовый бульвар | выход в город | 2023 | FT 955 VICTORIA TUBE | 4 | ? | ||
Кожуховская | выход в город | 1995 | ЭТ-5М | 3 | 8,8 | ||
Комсомольская (Кольцевая линия) | промежуточный зал; переход на Сокольническую линию и выход в город к Казанскому вокзалу через южный совмещённый вестибюль (большой наклон) | 1952; планируется замена | ЭМ-4 | 4 | 37,9 | ||
центр зала; переход на Сокольническую линию и выход в город к Казанскому вокзалу через южный совмещённый вестибюль (малый наклон) | 1952 | ЭМ-1М | 2 | 6,3 | |||
центр зала; переход с Сокольнической линии и вход с Казанского вокзала через южный совмещённый вестибюль (малый наклон) | 1952 | ЭМ-1М | 2 | 6,5 | |||
северо-западный торец станции; выход в город к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам через северный совмещённый вестибюль | 1952 | ЭМ-4 | 3 | 37,0 | |||
Комсомольская (Сокольническая линия) | восточный торец станции; выход в город к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам через северный совмещённый вестибюль | 1952 | ЭМ-1М | 4 | 8,8 | ||
Косино | восточный торец станции; выход в город | 2019 | ЭС-03М | 4 | 8,8 | ||
переход на станцию «Лермонтовский проспект» и выход на Лермонтовский проспект (№ 5-6) через совмещённый вестибюль | 2019 | ЭС-03М | 4 | 9,0 | |||
Котельники | южный вестибюль; выход в город | 2015 | FT 935 VICTORIA[12] | 4 | 5,9[7] | ||
северный вестибюль; выход в город | 2015 | FT 935 VICTORIA | 3 | 5,9[7] | |||
Красногвардейская | восточный вестибюль; выход в город | 1985 | ЭТ-5М | 2 | 4,6 | ||
Краснопресненская | южный торец станции; выход в город | 1954; планируется замена | ЭМ-4 | 3 | 35,4 | ||
Красные Ворота | северный вестибюль; выход в город через промежуточный зал (большой наклон) | 1954—2016 (ЭМ-4) | 2017 | ЭС-03 | 3 | 18,9 | |
северная часть станции — промежуточный зал; выход в город (малый наклон) | 1954—2016 (ЭМ-1М) | 2017 | ЭС-03 | 3 | 11,5 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1935—1993 (Н-30-I) | 1994 | ЭТ-3М | 3 | 28,4 | ||
Крестьянская Застава | выход в город и переход на станцию «Пролетарская» через совмещённый вестибюль | 1995 | ЭТ-3М | 4 | 43,2 | ||
Крылатское | южный вестибюль; выход в город | 1989 | ЭТ-5М | 2 | 5,0 | ||
северный вестибюль; выход в город | 1989 | ЭТ-5М | 2 | 6,2 | |||
Кузнецкий Мост | северо-западный торец станции; выход в город | 1975 | ЛТ-3 | 3 | 39,4 | ||
юго-восточный торец станции; переход на станцию «Лубянка» через промежуточный зал | 1975 | ЛТ-5 | 4 | 7,0 | |||
Кузьминки | восточный вестибюль; выход в город | 1966 (ЛП-6А) | 1997 | ЭТ-5М | 2 | 3,8 | |
Кунцевская | северный вестибюль; выход в город и переход на наземные платформы Арбатско-Покровской и Филёвской линий | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 4 | 16,0 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 4 | 16,7 | |||
Курская (Арбатско-Покровская линия) | восточный торец станции; подъём в совмещённый со станцией «Курская» Кольцевой линии вестибюль | 1938—1999 (Н-30-II) | 2000 | ЭТ-3М | 3 | 20,2 | |
совмещённый со станцией «Курская» Кольцевой линии вестибюль; выход на улицу Земляной Вал | 1938—1996 (Н-10-II) | 1997 | ЭТ-5М | 3 | 10,0 | ||
Курская (Кольцевая линия) | северный торец станции; подъём в совмещённый со станцией «Курская» Арбатско-Покровской линии вестибюль | 1950—2008 (Н-40-IV) | 2009 | Е-55Т | 3 | 30,2 | |
южный торец станции; выход в город и переход на станцию «Чкаловская» через совмещённый вестибюль | 1995 | ЭТ-3М | 4 | 35,8 | |||
Ленинский проспект | северный вестибюль; выход в город | 1962—2016 (ЛТ-4) | 2018 | ЭС-03М | 3 | 12,7 | |
южный вестибюль; выход в город | 1962 | ЛТ-4 | 3 | 16,2 | |||
Лефортово | выход в город (мостик над путями — подземный вестибюль) | 2020 | FT 935 VICTORIA | 4 | 6,2 | ||
выход в город (подземный вестибюль — наземный павильон) | 2020 | FT 935 VICTORIA | 4 | 9,2 | |||
Лианозово | северный вестибюль; выход в город | 2023 | ЭС-03К | 3 | 10,6 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2023 | ЭС-03К | 3 | 12,9 | |||
Ломоносовский проспект | восточный вестибюль; выход в город | 2017 | ЭС-03 | 3 | 7,0 | ||
Лубянка | восточная часть станции — промежуточный зал; выход в город (большой наклон) | 1968 | ЛТ-4 | 3 | 21,4 | ||
восточный торец станции; выход в город через промежуточный зал (малый наклон) | 1968 (ЛП-6И) | 1995 | ЭТ-5М | 3 | 7,0 | ||
центр зала; переход на станцию «Кузнецкий Мост» через промежуточный зал | 1975 (ЛП-6И) | 1993 | ЭТ-5М | 2+2[10] | 6,8 | ||
западный вестибюль; выход в город | 1935—1996 (Н-30-I) | 1997 | ЭТ-3М | 3 | 21,8 | ||
Марксистская | восточный торец станции; выход в город | 1979 | ЭТ-2 | 3 | 56,8 | ||
центр зала; переход на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии | 1979 | ЭТ-4 | 4 | 22,0 | |||
западный торец станции; переход на станцию «Таганская» Кольцевой линии | 1979 | ЭТ-5 | 4 | 13,0 | |||
Марьина Роща (Люблинско-Дмитровская линия) | южный вестибюль; выход в город | 2010 | Е-55Т | 4 | 47,6 | ||
северный вестибюль; выход в город | 2012 | Е-55Т | 4 | 48,2 | |||
Марьина Роща (Большая кольцевая линия) | западный торец станции; выход в город | 2023 | ТК-65 | 4 | 64,5 | ||
восточный торец станции; переход на Люблинско-Дмитровскую линию | 2023 | ЭС-03МС | 4 | 14,6 | |||
Маяковская | северная часть станции — промежуточный зал; выход в город | 2005 | Е-55Т | 3 | 37,2 | ||
северный торец станции; выход в город через промежуточный зал | 2005 | Е-25Т | 3 | 8,8 | |||
южный вестибюль; выход в город | 1938—2005 (Н-30-II) | 2007 | Е-55Т | 3 | 28,6 | ||
Медведково | северный вестибюль; выход в город | 1978—2011 (ЭТ-5) | 2012 | Е-25Т | 3 | 10,2 | |
Менделеевская | северный торец станции; выход в город | 1988 | ЭТ-3М | 4 | 44,4 | ||
центр зала; переход на станцию «Новослободская» | 1988 | ЭТ-5М | 4 | 8,2 | |||
Мичуринский проспект (Солнцевская линия) | северо-восточный торец станции; выход в город | 2018 | FT 935 VICTORIA | 3 | 7,36 | ||
центр зала; спуск на платформу | 2018 | FT 935 VICTORIA | 3 | 14,34 | |||
юго-западный торец станции; выход в город и переход на Большую кольцевую линию | 2018 | FT 935 VICTORIA | 3 | 14,04 | |||
Мичуринский проспект (Большая кольцевая линия) | западный вестибюль; выход в город и переход на Солнцевскую линию | 2021 | ЭС-03 | 4 | 23,2 | ||
восточный вестибюль; выход в город | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 20,53 | |||
Мнёвники | северный вестибюль; выход в город | 2021 | ЭС-03 | 3 | 20,0 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2021 | ЭС-03 | 3 | 21,0 | |||
Молодёжная | восточный вестибюль; выход в город | 1965 (ЛП-6А) | 1996 | ЭТ-5М | 2 | 6,0 | |
западный вестибюль; выход в город | 1965 (ЛП-6А) | 1995 | ЭТ-5М | 2 | 6,6 | ||
Москва-Сити | западный вестибюль; выход в город и переход на станцию МЦК «Деловой центр» через совмещённый вестибюль | 2006 | Е-55Т | 3 | 25,0 | ||
западный вестибюль; спуск в подземный переход под Тестовской улицей | 2016 | SJEC FEH-01 | 3 | ? | |||
западный вестибюль; выход № 2 из подземного перехода на Тестовскую улицу (только подъём) | 2016 | SJEC FEH-01 | 2 | ? | |||
западный вестибюль; вход № 3 из подземного перехода с Тестовской улицы (только спуск) | 2016 | SJEC FEH-01 | 2 | ? | |||
Нагатинская | южный вестибюль; выход в город | 1983 | ЭТ-5 | 3 | 9,6 | ||
Нагатинский Затон | выход в город | 2023 | ЭС-03К | 4 | 12,6 | ||
Народное Ополчение | западный вестибюль; выход в город | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 19,2 | ||
восточный вестибюль; выход в город | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 4 | ? | |||
Нахимовский проспект | северный вестибюль; выход в город | 1983 | ЭТ-5М | 2 | 4,6 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1983 | ЭТ-5 | 3 | 6,6 | |||
Некрасовка | северный вестибюль; выход в город | 2019 | ЭС-03М | 3 | 6,65 | ||
Нижегородская | северо-западный наклон восточной платформы; выход в совмещённый вестибюль ТПУ «Рязанская»; переход на МЦК | 2020 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 13,6 | ||
северо-западный наклон западной платформы; выход в совмещённый вестибюль ТПУ «Рязанская»; переход на МЦК | 2020 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 13,6 | |||
юго-восточный наклон восточной платформы; подъём в совмещённый вестибюль | 2020 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 13,4 | |||
юго-восточный наклон западной платформы; подъём в совмещённый вестибюль | 2020 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 13,4 | |||
ТПУ «Рязанская»; спуск из выхода № 4 | 2020 | Schindler 9700 | 2+2[13] | ? | |||
ТПУ «Рязанская»; выход № 5 | 2023 | Schindler 9700 | 2 | 7,2 | |||
Новаторская (Большая кольцевая линия) | выход в город | 2021 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 9,9 | ||
Новаторская (Троицкая линия) | северный вестибюль; выход в город | 2024 | ЭС-03М | 3 | 9,2 | ||
Новаторская (Троицкая линия) | центр зала; переход на Большую кольцевую линию | 2024 | ЭС-03М | 6 | 9,2 | ||
Новаторская (Троицкая линия) | южный торец станции; переход на Большую кольцевую линию | 2024 | ЭС-03М | 4 | 5,5 | ||
Новогиреево | западный вестибюль; выход в город | 1979 | ЭТ-5 | 1 | 4,0 | ||
Новокузнецкая | северный торец станции; выход в город | 1943 (Н-40-III) | 1999 | ЭТ-3М | 3 | 37,4 | |
Новослободская | западный торец станции; выход в город | 1952—2020 (ЭМ-4) | 2022 | ЭС-02 | 4 (до замены — 3) | 39,7 | |
Озёрная | юго-западный вестибюль; выход в город | 2018 | Schindler 9700AE | 3 | 8,6 | ||
Окружная | южный вестибюль; выход в город | 2018 | ETK-265 | 4 | 51,8 | ||
северный вестибюль; выход в город и переход на МЦК | 2022 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | 53,7 | |||
транзитный вестибюль; выход в город и переход на МЦК | 2022 | Schindler 9700 | 2+2 | 8,3+6,3 | |||
Окская | выход в город | 2020 | ЭС-03М | 2+3 | 6,8 | ||
Октябрьская (Кольцевая линия) | восточный торец станции; выход в город | 1950—2010 (Н-40-IV) | 2010 | Е-55Т | 3 | 39,8 | |
Октябрьская (Калужско-Рижская линия) | южный торец станции; переход на Кольцевую линию | 1962 | ЛТ-4 | 4 | 12,0 | ||
северный торец станции; выход в город | 1962 | ЛТ-3 | 3 | 50,0 | |||
Орехово | южный вестибюль; выход в город | 1984 | ЭТ-5М | 3 | 9,0 | ||
Охотный Ряд | центр зала; переход на станцию «Театральная» | 1944—2000 (Н-10-III) | 2001 | ЭТ-5М | 2+2[10] | 8,3 | |
северный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Театральная» вестибюль | 1935—1989 (Н-10-I) | 1990 | ЭТ-5М | 3 | 9,2 | ||
южный торец станции; выход в город | 1935—1986 (Н-10-I) | 1987 | ЭТ-5М | 3 | 9,2 | ||
Павелецкая (Кольцевая линия) | западный торец станции; выход в город через совмещённый вестибюль | 1950—1997 (Н-40-IV) | 1998 | ЭТ-3М | 3 | 39,6 | |
Павелецкая (Замоскворецкая линия) | северный торец станции; выход в город через совмещённый вестибюль | 1953 (ЭМ-4) | 2000 | ЭТ-3М | 3 | 32,6 | |
южный вестибюль; выход на Павелецкий вокзал | 1943—2001 (Н-40-III) | 2002 | ЭТ-3М | 3 | 30,4 | ||
Парк культуры (Кольцевая линия) | выход в город и переход на Сокольническую линию через совмещённый вестибюль | 1950—2011 (Н-40-IV) | 2012 | Е-55Т | 3 | 39,8 | |
Парк культуры (Сокольническая линия) | южный торец станции; выход в город и переход на Кольцевую линию через совмещённый вестибюль | 1950—2011 (Н-10-III) | 2012 | Е-25Т | 2 | 6,2 | |
Парк Победы | вестибюль южного зала; выход в город | 2003 | Е-25Т | 3 | 3,6 | ||
вестибюль южного зала; выход в город через промежуточный зал | 2003 | Е-75Т | 4 | 63,4 | |||
вестибюль северного зала; выход в город | 2017 | FT 935 VICTORIA | 3 | 3,6 | |||
вестибюль северного зала; выход в город через промежуточный зал | 2017 | ETK-265 | 4 | 63,4 | |||
Петровский парк | западный вестибюль; выход в город | 2018 | FT 935 VICTORIA | 4 | 8,8 | ||
восточный вестибюль; выход в город | 2018 | FT 935 VICTORIA | 4 | 13,2 | |||
центр зала; переход на станцию «Динамо» | 2020 | ЭС-03 | 4 | 25,0 | |||
Петровско-Разумовская | северный торец западного зала; выход в город | 1991 | ЭТ-2М | 4 | 61,2 | ||
северный торец восточного зала; выход в город | 2016 | ETK-265 | 4 | 61,2 | |||
южный вестибюль; выход в город | 2016 | ETK-265 | 4 | 56,0[7][14] | |||
Печатники | северный вестибюль; выход в город | 2023 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3+3 | ? | ||
южный вестибюль; выход в город и переход на Люблинско-Дмитровскую линию | 2023 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3+3 | ? | |||
южный вестибюль; переход на Люблинско-Дмитровскую линию, проход к строящемуся выходу № 2 | 2023 | FT 955 VICTORIA TUBE | 5 | ? | |||
Планерная | северный вестибюль; выход в город | 1975 | ЛТ-5 | 2 | 6,2 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1975 | ЛТ-5 | 2 | 6,2 | |||
Площадь Ильича | западный торец станции; выход в город | 1979 | ЭТ-3 | 3 | 41,8 | ||
Площадь Революции | восточный вестибюль; выход в город | 1947—2008 (Н-40-IV) | 2010 | Е-55Т | 3 | 34,8 | |
западный вестибюль; выход в город через совмещённый со станцией «Театральная» вестибюль | 1938—2002 (Н-30-III) | 2003 | ЭТ-3М | 3 | 27,6 | ||
западная часть станции; переход со станции «Театральная» | 1974 | ЛТ-5 | 3 | 7,4 | |||
Полежаевская | восточный вестибюль; выход в город; переход на станцию Хорошёвская | 1972 | ЛТ-5 | 1+1[15] | 6,7 | ||
Полянка | выход в город | 1986 | ЭТ-3 | 3 | 32,6 | ||
Пражская | северный вестибюль; выход в город | 1985 | ЭТ-5М | 2 | 5,4 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1985 | ЭТ-5М | 2 | 5,4 | |||
Проспект Вернадского | северо-западный вестибюль; выход в город | 2021 | ЭС-03М | 3 | 12,0 | ||
юго-восточный вестибюль; выход в город | 2021 | ЭС-03М | 3 | 12,0 | |||
Проспект Мира (Кольцевая линия) | восточный торец станции; выход в город | 1952—2015 (ЭМ-4) | 2016 | ЭС-02 | 4 (до замены — 3) | 40,0 | |
Проспект Мира (Калужско-Рижская линия) | южный торец станции; переход на Кольцевую линию | 1958 | ЭМ-1М | 4 | 12,0 | ||
северный торец станции; выход в город | 1959 | ЭМ-5 | 3 | 49,6 | |||
Пушкинская | северный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Тверская» вестибюль (большой наклон) | 1975 | ЛТ-3 | 3 | 44,8 | ||
Пушкинская / Тверская | совмещённый вестибюль; выход к издательству «Известия» | 1975 | ЛТ-5 | 4 | 6,0 | ||
Пыхтино | выход в город | 2023 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | ? | ||
Пятницкое шоссе | северный вестибюль; выход в город | 2012 | Е-25Т | 3 | 12,0 | ||
Раменки | западный вестибюль; выход в город | 2017 | ЭС-04 | 3 | 5,6 | ||
восточный вестибюль; выход в город | 2017 | ЭС-04 | 3 | 5,0 | |||
Речной вокзал | северный вестибюль; выход в город | 1964 (ЛП-6А) | 1991 | ЭТ-5М | 2 | 6,0 | |
южный вестибюль; выход в город | 1964 (ЛП-6А) | 1994 | ЭТ-5М | 2 | 6,0 | ||
Рижская (Калужско-Рижская линия) | выход в город | 1958—2020 (ЭМ-5) | 2022 | ЭС-02 | 4 (до замены — 3) | 46,0 | |
Рижская (Большая кольцевая линия) | западный торец станции; выход в город | 2023 | ТК-65 | 4 | 47,7 | ||
восточный торец станции; переход на Калужско-Рижскую линию | 2023 | ЭС-03МС | 4 | 16,8 | |||
Римская | южная часть станции; выход в город | 1995 | ЭТ-2М | 4 | 46,4 | ||
северный торец станции; переход на станцию «Площадь Ильича» | 1995 | ЭТ-5М | 4 | 11,8 | |||
Румянцево | северный вестибюль | 2016 | Schindler 9700AE | 3 | 6,68 | ||
южный вестибюль | 2016 | Schindler 9700AE | 3 | 6,4 | |||
Рязанский проспект | северный вестибюль; выход в город | 1966 (ЛП-6А) | 1995 | ЭТ-5М | 1 | 5,8 | |
южный вестибюль; выход в город | 1966 (ЛП-6А) | 1996 | ЭТ-5М | 1 | 5,6 | ||
Савёловская (Серпуховско-Тимирязевская линия) | выход в город | 1988 | ЭТ-2М | 4 | 47,6 | ||
Савёловская (Большая кольцевая линия) | западный вестибюль; выход в город | 2018 | ТК-65 | 4 | 50,8 | ||
восточный торец станции; переход на Серпуховско-Тимирязевскую линию | 2018 | Schindler 9700AE | 4 | 11,2 | |||
центр зала; выход к Савёловскому вокзалу | 2019 | ТК-65 | 4 | 50,8 | |||
Саларьево | северный вестибюль; вход на станцию | 2016 | ЭС-04 | 2 | 3,4 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2016 | ЭС-04 | 2 | 3,1 | |||
Севастопольская | выход в город | 1983 | ЭТ-5 | 3 | 8,0 | ||
Селигерская | южный вестибюль; выход в город | 2018 | Schindler 9700AE | 3 | 6,68 | ||
северный вестибюль; выход в город | 2018 | Schindler 9700AE | 3 | 9,85 | |||
Семёновская | выход в город | 1944—2005 (Н-40-III) | 2006 | Е-55Т | 3 | 39,6 | |
Серпуховская | южный торец станции; выход в город | 1983 | ЭТ-3 | 3 | 38,8 | ||
северный торец станции; переход на станцию «Добрынинская» | 1983 | ЭТ-5М | 4 | 11,8 | |||
Славянский бульвар | западный вестибюль; выход в город | 2008 | Е-25Т | 3 | 6,6 | ||
Смоленская (Арбатско-Покровская линия) | выход в город | 1953—2020 (ЭМ-5) | 2021 | ТК-65 | 3 | 50,0 | |
Сокольники | северный вестибюль; выход в город | 2023 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3+3 | ? | ||
центр зала; подъём с балкона в южный вестибюль | 2023 | FT 955 VICTORIA TUBE | 4 | ? | |||
подъём в вестибюль из южного торца зала | 2023 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | ? | |||
выход № 4 | 2023 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | ? | |||
Солнцево | северный вестибюль; выход в город | 2018 | ЭС-03 | 3 | 12,2 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2018 | ЭС-03 | 4 | 14,8 | |||
Спартак | северный вестибюль; выход в город | 2014 | ЭС-03 | 3 | 10,0 | ||
Спортивная | северный вестибюль; выход в город | 1957 | ЭМ-4 | 3 | 42,3 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1957—2017 (ЭМ-4) | 2018 | ЭС-02 | 4 (до замены — 3) | 37,9 | ||
Сретенский бульвар | западный торец станции; подъём в аванзал в северном торце станции «Тургеневская» с пешеходным мостиком через её 1 путь | 2007 | Е-25Т | 4 | 18,4 | ||
восточная часть станции; переход на станцию «Чистые пруды» | 2008 | Е-25Т | 3 | 23,8 | |||
Сретенский бульвар / Тургеневская | совмещённый вестибюль (северо-западная сторона подземного перехода через Тургеневскую площадь); выход из аванзала в северном торце станции «Тургеневская» с пешеходным мостиком через её 2 путь | 2011 | Е-55Т | 4 | 39,6[16] | ||
Стахановская | выход в город | 2020 | ЭС-03М | 4 | 6,8 | ||
Строгино | западный вестибюль; выход в город | 2008 | Е-25Т | 3 | 4,8 | ||
Сухаревская | выход в город | 1971 | ЛТ-3 | 3 | 39,4 | ||
Сходненская | северный вестибюль; выход в город | 1975 | ЛТ-5 | 2 | 4,6 | ||
Таганская (Кольцевая линия) | северный торец станции; выход в город через промежуточный зал (большой наклон) | 1950—2005 (Н-40-IV) | 2006 | Е-55Т | 3 | 39,8 | |
северная часть станции — промежуточный зал; выход в город (малый наклон) | 1950—2005 (Н-20-IV) | 2006 | Е-25Т | 3 | 13,0 | ||
Таганская (Таганско-Краснопресненская линия) | северо-западный торец станции; переход на Кольцевую линию | 1966 | ЛТ-4 | 4 | 9,6 | ||
юго-восточный торец станции; выход в город | 1966 | ЛТ-3 | 3 | 32,0 | |||
Тверская | центр зала; переход на станцию «Пушкинская» | 1979 | ЭТ-5 | 2+2[10] | 6,0 | ||
северный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Пушкинская» вестибюль | 1979 | ЛТ-3 | 3 | 36,0 | |||
Театральная | северный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Охотный Ряд» вестибюль | 1938—1996 (Н-30-II) | 1997 | ЭТ-3М | 3 | 26,8 | |
южный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Площадь Революции» вестибюль | 1938—2002 (Н-40-II) | 2004 | ЭТ-3М | 3 | 34,4 | ||
Текстильщики (Таганско-Краснопресненская линия) | восточный вестибюль; выход в город | 1966 | ЛТ-4 | 3 | 9,6 | ||
западный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на Большую кольцевую линию | 1966 (ЛП-6А) | 1992 | ЭТ-5М | 3 | 7,4 | ||
Текстильщики (Большая кольцевая линия) | северный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на Таганско-Краснопресненскую линию | 2023 | ЭС-03К | 3+3 | 12,0 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2023 | ЭС-03К | 3 | 13,5 | |||
Терехово | северный вестибюль; выход в город | 2021 | ЭС-03 | 3 | 12,0 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2021 | ЭС-03 | 3 | 11,3 | |||
Технопарк | северный вестибюль; выход к ТЦ «Остров мечты» (№ 7—8) | 2015 | ПК-120 (траволаторы) | 2 | 0 | ||
Тимирязевская | выход в город с возможностью наземной пересадки на монорельс | 1991 | ЭТ-2М | 3 | 60,4 | ||
Третьяковская | западный торец южного зала; выход в город через единый вестибюль | 1971 | ЛТ-3 | 3 | 42,0 | ||
западный торец северного зала; выход в город через единый вестибюль | 1986 | ЭТ-3 | 3 | 42,0 | |||
восточный торец южного зала; переход со станции «Новокузнецкая» | 1971 | ЛТ-4 | 4 | 12,0 | |||
восточный торец северного зала; переход на станцию «Новокузнецкая» | 1986 | ЭТ-5М | 4 | 12,0 | |||
центр южного зала; переход на станцию «Новокузнецкая» | 1995 | ЭТ-5М | 3 | 6,8 | |||
Трубная | южный торец станции; выход в город | 2007 | Е-55Т | 4 | 51,8 | ||
северный торец станции; переход на станцию «Цветной бульвар» | 2007 | Е-25Т | 4 | 12,6 | |||
Тульская | северный вестибюль; выход в город | 1983 | ЭТ-5М | 2 | 5,4 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1983 | ЭТ-5 | 2 | 5,4 | |||
Тургеневская | южный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Чистые пруды» вестибюль и опциональный переход между станциями через него | 1971 | ЛТ-3 | 3 | 42,4 | ||
совмещённый со станцией «Чистые пруды» вестибюль; выход на Тургеневскую площадь (юго-восточная сторона подземного перехода под ней) | 1971 | ЛТ-5 | 3 | 3,6 | |||
Тушинская | северный вестибюль; выход в город | 1975 | ЛТ-5 | 3 | 7,4 | ||
Тютчевская | выход в город | 2024 | ЭС-03М | 4 | 8,3 | ||
Улица 1905 года | южный вестибюль; выход в город | 1972 | ЛТ-5 | 3 | 7,2 | ||
Улица Академика Янгеля | южный вестибюль; выход в город | 2000 | Е-25Т | 3 | 7,4 | ||
Улица Горчакова | восточный вестибюль; выход в город | 2003 | Е-900Т | 3 | 9,6 | ||
Улица Дмитриевского | выход в город | 2019 | ЭС-03М | 4 | 9,8 | ||
Улица Скобелевская | восточный вестибюль; выход в город | 2003 | Е-900Т | 3 | 9,6 | ||
западный вестибюль; выход в город | 2003 | Е-900Т | 3 | 9,6 | |||
Университет | северный вестибюль; выход в город | 1959; планируется замена | ЭМ-4 | 3 | 26,3 | ||
центр зала; выход в город | 1959 | ЭМ-4 | 3 | 21,3 | |||
Университет дружбы народов | выход в город | 2024 | FT 955 VICTORIA TUBE | 4 | ? | ||
Физтех | южный вестибюль; выход в город | 2023 | ЭС-03К | 2+2 | 12,2 | ||
Фонвизинская | южный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на станцию монорельса «Улица Милашенкова» | 2016 | ТК-65 | 4 | 51,2[7] | ||
северный вестибюль; выход в город | 2016 | ТК-65 | 3 | 52,4[8] | |||
Фрунзенская | выход в город | 1957—2016 (ЭМ-4) | 2016 | ЭС-02 | 4 (до замены — 3) | 42,7 | |
Хорошёвская | западный вестибюль; выход в город; переход на станцию «Полежаевская» | 2018 | Schindler 9700АЕ | 4 | 10,5 | ||
восточный вестибюль; выход в город; переход на станцию «Полежаевская» | 2018 | Schindler 9700АЕ | 4 | 13,8 | |||
Хорошёвская / Полежаевская | восточный вестибюль; подъём из кассового зала к выходу № 8 | 2018 | Schindler 9700АЕ | 4 | 6,6 | ||
Царицыно | северный вестибюль; выход в город | 1984 | ЭТ-5М | 2 | 4,6 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1984 | ЭТ-5М | 2 | 4,0 | |||
Цветной бульвар | северная часть станции; выход в город | 1988 | ЭТ-2М | 4 | 46,2 | ||
ЦСКА | западный вестибюль; выход в город | 2018 | Schindler 9700АЕ | 4+4+4 | 7,7 | ||
восточный вестибюль; выход в город | 2018 | Schindler 9700АЕ | 4+4+4 | 8,4[17] | |||
Черкизовская | южный вестибюль; выход в город; переход на станцию МЦК «Локомотив» и Восточный вокзал | 1990 | ЭТ-5М | 3 | 10,8 | ||
Чертановская | северный вестибюль; выход в город | 1983 | ЭТ-5М | 3 | 6,6 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1983 | ЭТ-5М | 3 | 10,2 | |||
Чеховская | переход между центрами залов станций «Пушкинская» и «Чеховская» | 1987 | ЭТ-5М | 4 | 8,0 | ||
переход на станцию «Тверская» | 1987 | ЭТ-5М | 4 | 12,0 | |||
переход на станцию «Тверская» | 1987 | ЭТ-5М | 4 | 11,8 | |||
северный торец станции; выход в город через промежуточный зал и совмещённый со станцией «Пушкинская» вестибюль; переход на станцию «Пушкинская» через промежуточный зал (малый наклон) | 1987 | ЭТ-5М | 4 | 11,8 | |||
Чеховская / Пушкинская | промежуточный зал; подъём в совмещённый вестибюль (большой наклон) | 1987 | ЭТ-3М | 4 | 35,4 | ||
совмещённый вестибюль; выход в город | 1987 | ЭТ-5М | 4 | 3,2 | |||
Чистые пруды | центр зала; переход на станцию «Тургеневская» | 1971 | ЛТ-5 | 2+2[10] | 9,4 | ||
южный торец станции; выход в город и опциональный переход на станцию «Тургеневская» через совмещённый вестибюль | 1935—1994 (Н-30-I) | 1995 | ЭТ-3М | 3 | 30,0 | ||
Чкаловская | южный торец станции; выход в город и переход на станцию «Курская» Кольцевой линии через совмещённый вестибюль | 1995 | ЭТ-2М | 4 | 46,8 | ||
северная часть станции; переход на станцию «Курская» Арбатско-Покровской линии | 1996 | ЭТ-30 | 4 | 18,6 | |||
Шаболовская | выход в город | 1980 | ЭТ-2 | 3 | 46,4 | ||
Шипиловская | южный вестибюль; выход в город | 2011 | Е-25Т | 3 | 7,4 | ||
Шоссе Энтузиастов | выход в город | 1979; планируется замена | ЭТ-2 | 3 | 49,0 | ||
Щукинская | юго-восточный вестибюль; выход в город | 1975 | ЛТ-5 | 3 | 9,6 | ||
Электрозаводская (Арбатско-Покровская линия) | выход в город с возможностью наземной пересадки на Большую кольцевую линию | 1944—2007 (Н-40-III) | 2008 | Е-55Т | 3 | 31,4 | |
Электрозаводская (Большая кольцевая линия) | выход в город с возможностью наземной пересадки на Арбатско-Покровскую линию | 2020 | ЭС-03МС | 4 | 13,6 | ||
Юго-Восточная | выход в город | 2020 | ЭС-03М | 4 | 6,8 | ||
Южная | северный вестибюль; выход в город | 1983 | ЭТ-5 | 3 | 6,6 | ||
южный вестибюль; выход в город | 1983 | ЭТ-5 | 2 | 5,4 | |||
Яхромская | северный вестибюль; выход в город | 2023 | ЭС-03К | 3 | 11,2 | ||
южный вестибюль; выход в город | 2023 | ЭС-03К | 3 | 8,2 |
Наклонные ходы Московского монорельса
Станция | Линии | Расположение наклона и назначение эскалаторов | Год пуска текущих эскалаторов | Модель текущих эскалаторов | Количество эскалаторов в наклоне | Высота подъёма, м[6] |
---|---|---|---|---|---|---|
Выставочный центр | выход в город с возможностью наземной пересадки на станцию метро «ВДНХ» | 2004 | Е-900Т | 3 | 7,5 | |
Телецентр | выход в город | 2004 | Е-900Т | 3 | 9,6 | |
Тимирязевская | выход в город с возможностью наземной пересадки на Серпуховско-Тимирязевскую линию метро | 2004 | Е-900Т | 3 | 7,5 | |
Улица Академика Королёва | выход в город из промежуточного аванзала | 2004 | Е-900Т | 2 | 6,0 | |
Улица Академика Королёва | вход на станцию из промежуточного аванзала | 2004 | Е-900Т | 2 | 6,0 | |
Улица Милашенкова | выход в город с возможностью наземной пересадки на станцию метро «Фонвизинская» | 2004 | Е-900Т | 2 | 7,5 | |
Улица Сергея Эйзенштейна | выход в город | 2004 | Е-900Т | 3 | 7,5 |
Наклонные ходы, готовящиеся к открытию
Наклонные ходы строящихся станций, либо строящихся выходов или переходов на действующих станциях, на которых уже завершён монтаж эскалаторов.
Станция | Линии | Расположение наклона и назначение эскалаторов | Предполагаемый год пуска | Модель эскалаторов | Количество эскалаторов в наклоне | Высота подъёма, м[6] |
---|---|---|---|---|---|---|
Авиамоторная | северо-западный вестибюль; выход в город | 2024 | Schindler 9700 | 3 | ? | |
Авиамоторная | переход на Калининскую линию | 2025 | ЭС-02 | 4 | ? | |
Корниловская | северный вестибюль; выход в город | 2025 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | ? | |
южный вестибюль; выход в город | 2025 | FT 955 VICTORIA TUBE | 3 | ? | ||
Физтех | северный вестибюль, выход в город | 2024—2025 | ЭС-03МС | 3 | ? | |
Электрозаводская | переход на Арбатско-Покровскую линию | 2024 | ЭС-03МС | 4 | 12,3 |
Законсервированные наклонные ходы
Станция[4] | Линии[5] | Расположение наклона и назначение эскалаторов | Годы эксплуатации | Причина консервации наклонного хода | Модель эскалаторов | Количество эскалаторов в наклоне | Высота подъёма, м[6] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Деловой центр | центр зала; подъём с платформы на балкон[9] | 2018—2024 | Закрытие участка для передачи в состав Рублёво-Архангельской линии | FT 935 VICTORIA | 3+3 | 4,0 | |
восточный торец станции; подъём с платформы в совмещённый со станцией Филёвской линии вестибюль | 2018—2024 | FT 935 VICTORIA | 3 | 4,0 | |||
западный торец станции; подъём с платформы в вестибюль | 2018—2024 | FT 935 VICTORIA | 3 | 4,0 | |||
Каширская | северо-восточный вестибюль; выход в город | 1969—1991 (ЛП-6И), 1991—2022 |
Реконструкция вестибюля, длительный саботаж работ сторонних подрядчиков | ЭТ-5М | 1+1[11] | 6,4 | |
Шелепиха | северный вестибюль; выход в город | 2018—2024 | Закрытие участка для передачи в состав Рублёво-Архангельской линии | Schindler 9700АЕ | 4 | 13,14 | |
южный вестибюль; выход в город и переход на МЦК через совмещённый вестибюль | 2018—2024 | Schindler 9700АЕ | 4 | 7,35 |
Ликвидированные наклонные ходы
Станция[4] | Линии[5] | Расположение наклона и назначение эскалаторов | Годы эксплуатации | Причина ликвидации наклонного хода | Модель бывших эскалаторов | Количество эскалаторов в наклоне | Высота подъёма, м[6] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Арбатская (Арбатско-Покровская линия) |
общий со станцией «Александровский сад» аванзал; выход в город через вестибюль, встроенный в здание Российской государственной библиотеки (малый наклон) | 1968—1997 | Вывод из эксплуатации эскалаторов серии ЛП-6 и её модификаций, низкий пассажиропоток для установки новых эскалаторов (поэтому заменены лестницей) | ЛП-6И | 2 | 5,7 | |
Чкаловская / Курская | совмещённый со станцией «Курская» Кольцевой линии вестибюль; выход в город | 1995—2021 (не работал) | Консервация в связи с «заморозкой» проекта строительства гостиницы. В настоящее время в связи со строительством гостиницы эскалаторы демонтированы | ЭТ-5М | 2 | 5,6 |
Примечания
- ↑ ЗАО «Эс-сервис». Эскалаторы тяжелого типа для метрополитенов Архивная копия от 15 февраля 2018 на Wayback Machine.
- ↑ В Москву поставки начались в 1962 году; первые машинокомплекты этой серии поставлялись только на станции первых двух участков Петербургского метрополитена. Станция "Тверская" открылась в 1979 году, уже после начала производства эскалаторов следующего поколения ЭТ, но машинокомплекты для наклонного хода выхода на поверхность этой станции были изготовлены, поставлены и частично смонтированы при строительстве совмещённого со станцией "Пушкинская" вестибюля, чем обусловлена разница поколений эскалаторов в наклоне выхода на поверхность, и в спуске в переходной коридор между обеими станциями, на котором установлены уже ЭТ-5
- ↑ ТТХ модельного ряда Эскомстроймонтажа с 2013 года . Дата обращения: 23 марта 2018. Архивировано 23 марта 2018 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Название станции, к которой официально относится эскалатор. При этом для эскалаторов на пересадочных узлах принят следующий консенсус:
- Для эскалаторов в межстанционных переходах обычно указывается более поздняя по дате открытия станция;
- Для эскалаторов в совмещённых вестибюлях указывается станция, на которую реально ведёт наклонный ход;
- Для эскалаторов, соединяющих совмещённые вестибюли с выходом на поверхность, консенсус прописывается отдельно.
- Указание иконок пересадки на МЦК или МЦД в строках наклонных ходов вестибюлей, из которых осуществляется «прямой» переход из метро на МЦК, не указывает на то, что наклонных ход ведёт непосредственно на МЦК или МЦД
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Указаны линии, к которым ведут эскалалаторы. Если эскалатор расположен в переходе между линиями, осуществляемом через совмещённые вестибюли (одновременно выполняются функции и перехода между линиями, и выхода на поверхность), указывается номер только той линии, на которую реально ведёт данный наклонный ход
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Все эскалаторы в Московском метрополитене осуществляют подъём под углом в 30°, поэтому их длина в два раза больше высоты подъёма.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Закупки . Дата обращения: 30 сентября 2016. Архивировано 2 октября 2016 года.
- ↑ 8,0 8,1 Источник . Дата обращения: 31 декабря 2016. Архивировано 12 августа 2015 года.
- ↑ 9,0 9,1 По 3 эскалатора на подъём и спуск на среднюю площадку балкона
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 По 2 эскалатора на подъём и спуск в разных наклонах
- ↑ 11,0 11,1 11,2 в каждом зале
- ↑ На станции метро «Котельники» установили семь энергосберегающих эскалаторов с режимом замедления. . Дата обращения: 14 октября 2015. Архивировано 16 августа 2015 года.
- ↑ По 2 эскалатора на спуск и подъём в разных наклонах
- ↑ Крюковский вагонзавод начнет поставки эскалаторов для Московского метрополитена. . Дата обращения: 21 сентября 2016. Архивировано 3 октября 2016 года.
- ↑ На каждой из 2 платформ
- ↑ Сретенский бульвар — выход есть! (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июня 2011. Архивировано 16 июня 2013 года.
- ↑ Для каждого наклона, всего их между вестибюлем и станцией три
Ссылки
- Основные характеристики эскалаторов Московского метрополитена . // Официальный сайт Московского метрополитена. Эскалаторная служба (2012). Дата обращения: 13 июля 2012. Архивировано 13 июля 2012 года.
- Ответ на обращение в Департамент транспорта Москвы, в котором излагалась просьба официально верифицировать данный список и вернуть его на официальный сайт метрополитена.