Московский метрополитен/Эскалаторы

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
 Скоростной транспорт Москвы 




На данной странице представлен список эскалаторов и траволаторов Московского метрополитена и Московского монорельса. Всего по состоянию на март 2023 года в Московском метрополитене 1098 эскалаторов и 2 траволатора (выходы со станции метро «Технопарк» к ТЦ «Остров мечты»), в том числе 18 на станциях монорельса, из них 11 законсервированы (см. список ниже). В данном списке не приведены списки эскалаторов МЦК, за исключением наклонных ходов, ведущих из метро в совмещённые с МЦК вестибюли.

Эскалаторы-рекордсмены

  • Самые длинные эскалаторы в Москве расположены в вестибюле станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии (высота подъёма — 64,5 м), а два самых коротких — в южном вестибюле станции «Саларьево» (высота подъёма — 3,1 м)[1].
  • Абсолютный рекорд продолжительности эксплуатации эскалаторов без их замены (на конец февраля 2023 года) принадлежит станциям метро «Белорусская» Кольцевой линии (западный вестибюль) и «Комсомольская» (обоим залам) — предыдущий рекорд в 71 год и 3 недели, установленный станцией метро «Бауманская», был побит 21 февраля 2023 года.

Основные поколения эскалаторов

I. 1935—1949 — эскалаторы серии Н, выпускавшиеся в 1935—1950 годах московским заводом «Подъёмник», ленинградским заводом «Красный Металлист» и Перовским машиностроительным заводом. Серия Н делилась по моделям на Н-10, Н-20, Н-30 и Н-40. Высота подъёма в зависимости от модели от 9,2 м до 40 м. Эскалаторы этого типа устанавливались на станциях 1-й, 2-й, 3-й и 4-й очередей (монтаж завершён до конца 1949 года), в основном в трёхленточных наклонах (кроме них, две пары по две ленты были установлены в переходе станции «Охотный Ряд» и одна пара в переходе станции «Парк Культуры»). Всего в Москве было 90 эскалаторов данного типа, последние 3 эскалатора на станции «Бауманская» прекратили работу в 1:30 мск 8 февраля 2015 года в связи с их заменой. В этих эскалаторах использовалась отделка из натурального дубового массива, в частности, из дерева были выполнены перила и ступени.

II. 1952—1959 — эскалаторы серии ЭМ, выпускавшиеся в 1951—1960 годах Перовским машиностроительным заводом. Главный конструктор — Г. М. Бовин. Данная серия представлена моделями ЭМ-1, ЭМ-1М, ЭМ-4 и ЭМ-5. Высота подъёма у машин ЭМ-1 и ЭМ-1М не превышает 14 м, у машин ЭМ-4 не превышает 43 м, а у машин ЭМ-5 — 53,5 м. Машины серии ЭМ устанавливались в Московском метрополитене в 1950-е годы на станциях северо-западной дуги Кольцевой линии, на станциях «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская» Арбатско-Покровской линии, первом участке будущей Калужско-Рижской линии, участке Фрунзенская — Университет Сокольнической линии, а также в восточном вестибюле станции «Красные Ворота» и в эскалаторной галерее на Ленинских Горах. Всего в Москве было 27 эскалаторов типов ЭМ-1 и ЭМ-1М (в работе осталось 15), 50 эскалаторов типа ЭМ-4 (в работе осталось 29) и 15 эскалаторов типа ЭМ-5 (в работе осталось 6). Помимо Московского метрополитена, эскалаторы данной серии поставлялись для оснащения первого участка Киевского и единичных станций первого участка Тбилисского метрополитенов (в Тбилиси 3 эскалатора типа ЭМ-5 действует на станции «Марджанишвили», для которой машинокомлпекты были изготовлены ещё в 1958 году).

III. 1962—1979 — эскалаторы серии ЛТ, выпускавшиеся в 1955—1976[2] годах Ленинградским машиностроительным заводом им. Котлякова. Эта серия представлена в Москве моделями ЛТ-3, ЛТ-4, ЛТ-5 и отдельной серией поэтажных эскалаторов ЛП-6/6А/6И. Высота подъёма у машин ЛТ-3 не превышает 50 м, у машин ЛТ-4 — 25 м, а у машин ЛТ-5 — 15 м. Эти эскалаторы получили распространение на станциях Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий, запущенных в период между 1961 и 1979 годами, а также они были установлены в новых выходах станций «Лубянка» и «Киевская», на переходах станций «Чистые Пруды» и «Площадь Революции» и в выходе новой станции «Тверская». В Москве в настоящее время эксплуатируются 40 эскалаторов типа ЛТ-3, 21 эскалатор типа ЛТ-4 и 50 эскалаторов типа ЛТ-5. Первой демонтированной машиной данного типа стал трёхленточный эскалатор ЛТ-4 в северном вестибюле станции «Ленинский проспект», который прекратил работу 29 октября 2016 года. Помимо метрополитена, в Москве эскалаторы данной серии использовались в 1957-2008 годах в здании ЦДМ на Лубянке (только на подъём, ликвидированы с началом реконструкции здания) и в здании Государственного Кремлёвского дворца (1961-2002) для спуска от главного входа в гардероб на цокольном этаже или подъём из него.

Эскалаторы серии ЛП-6 устанавливались в Московском метрополитене в тот же период, что и ЛТ — с 1962 по 1975 годы на новых станциях мелкого заложения и в переходах. Эскалаторы этой серии оказались ненадёжными и с 1986 года началась их массовая замена на более совершенные эскалаторы ЭТ-5М, завершившаяся в 1997 году. Всего в Москве было 42 эскалатора серии ЛП-6, в том числе 2 ЛП-6 (1962, «Академическая», проработали дольше всех и заменены в 1997 году), 17 ЛП-6А (1964—1966) и 23 ЛП-6И (1968—1975, 2 эскалатора на станции «Александровский сад» были демонтированы и заменены лестницей).

IV. 1978—2004 — эскалаторы серии ЭТ, выпускавшиеся в 1978—2004 годах Ленинградским машиностроительным заводом им. Котлякова / ОАО «ЭЛЭС». Серия представляла собой глубокую модернизацию серии ЛТ с использованием новых технологий в эскалаторостроении. Модели: ЭТ-2 и ЭТ-2М (высота подъёма от 45 до 65 м), ЭТ-3 и ЭТ-3М (высота подъёма от 15/25 до 45 м), ЭТ-4 (высота подъёма от 15 до 25 м, развития не получила) и ЭТ-5 и ЭТ-5М (высота подъёма до 15 м). Эскалаторами серии ЭТ укомплектовывались все новые станции, выходы и переходы с 1978 года, а также ими заменялись более старые эскалаторы серий Н и ЛП-6. Всего в Москве 313 эскалаторов этой серии: 13 машин ЭТ-2 (1979—1980), 16 машин ЭТ-3 (1979—1986), 4 машины ЭТ-4 (1979), 4 машины ЭТ-4Б (1986), 27 (было 36) машин ЭТ-5 (1978—1983), 31 машина ЭТ-2М (1988—1999), 65 машин ЭТ-3М (1987—2004), 4 машины ЭТ-30 (1996), 143 машины ЭТ-5М (1984—1999, 2 машины демонтированы на станции «Чкаловская»).

V. 2000—2012 — эскалаторы серии Е, выпускавшиеся в 2000—2012 годах ЗАО «ЭЛЭС». Устанавливались на новых станциях, выходах и переходах, а также ими заменялись выводимые из эксплуатации эскалаторы серий Н, ЭМ и ЭТ. На сентябрь 2015 года в Москве работали в сумме 180 эскалаторов этой серии, в том числе: 83 эскалаторов типа Е-25Т (высота подъёма до 25 м), 56 эскалаторов типа Е-55Т (высота подъёма от 25 до 55 м), 4 эскалатора типа Е-75Т (высота подъёма до 75 м, установлены на станции «Парк Победы» с высотой подъёма 63,4 м) и 37 поэтажных эскалаторов типа Е-900Т (высота подъёма до 12 м, 15 машин работают на станциях Бутовской линии, 4 машины работают на станции «Выставочная», 18 машин работают на ММТС).

VI. С 2013 — эскалаторы серий ТК-65, ЭС производства ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис»[3], FT-935 Victoria и FT-955 Victoria Tube производства ThyssenKrupp (с 2021 года — TKE), Schindler и ETK производства Крюковского вагоностроительного завода. Устанавливаются на новых станциях, а также ими были заменены последние эскалаторы серии Н и заменяются эскалаторы серии ЭМ, ЛТ и ЭТ. Отличаются светодиодной подсветкой внизу балюстрады, а также технологической возможностью сужения балюстрад, что позволило с 2015 года проводить реконструкцию наклонных ходов с увеличением числа эскалаторов. Также эскалаторы FT-935 отличаются энергосберегающими технологиями, а ЕТК отличаются наличием светодиодных столбиков направления движения, аналогичных устанавливаемым в Киевском метрополитене с 2000 года. Накопительные площадки в торцах эскалаторов данных типов оснащены рельефными металлическими табличками с логотипом компании-производителя эскалатора.

Список эскалаторов

  • Основой для составления данного списка стал список эскалаторов, размещавшийся на официальном сайте Московского метрополитена до его первого редизайна в начале 2012 года. Последнее обновление исходного списка датируется июнем 2011 года (присутствуют данные по замене эскалаторов на «Медведково», «Бабушкинской» и «Парке культуры», но ещë нет данных по эскалаторам на «Борисово», «Шипиловской» и «Зябликово»). Дальнейшее наполнение списка ведётся исходя из данных по характеристикам, заложенных поставщиком по каждому новому наклонному ходу. Также для выявления неучтённых локаций эскалаторов в наклонных ходах, запущенных после удаления первоначального списка с официального сайта метрополитена, используется картографическая подложка мобильного приложения «Метро», разработанного веб-студией Involta. По всем случаям замены эскалаторов серий Н, ЭМ, ЛП-6, а также во всех наклонных ходах, где работы начались после 29 мая 2010 года, также даны модели изначальных эскалаторов, установленных при открытии наклонного хода.

Действующие наклонные ходы

Станция[4] Линии[5] Расположение наклона и назначение эскалаторов Годы эксплуатации (год ввода) и модель предыдущих эскалаторов Год пуска текущих эскалаторов Модель текущих эскалаторов Количество эскалаторов в наклоне Высота подъёма, м[6]
Авиамоторная (Калининская линия) Калининская линия выход в город с возможностью наземной пересадки на Большую кольцевую линию 1979 ЭТ-2 4 48,8
Авиамоторная (Большая кольцевая линия) Большая кольцевая линия южный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на Калининскую линию 2020 FT 935 VICTORIA 4 13,31
Автозаводская Замоскворецкая линия северный вестибюль; выход в город 1968 (ЛП-6И) 1994 ЭТ-5М 3 6,4
южный вестибюль; выход в город 1943—1997 (Н-20-III) 1998 ЭТ-5М 3 11,0
Академическая Калужско-Рижская линия южный вестибюль; выход в город 1962—1997 (ЛП-6) 1997 ЭТ-5М 1 (до замены — 2) 4,2
Алексеевская Калужско-Рижская линия выход в город 1958—2026 (ЭМ-5) 2027 (планируется) ТК-65 3 (после замены — 4) 51,2
Алма-Атинская Замоскворецкая линия северный вестибюль; выход в город 2012 Е-25Т 3 10,0
Аминьевская Большая кольцевая линия северный вестибюль; выход в город 2021 ЭС-03М 3 8,8
южный вестибюль; выход в город 2021 ЭС-03М 3 8,8
Аннино Серпуховско-Тимирязевская линия северный вестибюль; выход в город 2001 Е-25Т 3 6,6
Арбатская
(Арбатско-Покровская линия)
Арбатско-Покровская линия восточный торец станции; переход на станции Библиотека имени Ленина и Александровский сад и выход в город через совмещённый вестибюль (большой наклон) 1953; планируется замена ЭМ-4 3 27,6
западный вестибюль; выход в город 1953—2006 (ЭМ-4) 2007 Е-55Т 3 40,8
Аэропорт Замоскворецкая линия западный аванзал станции; выход в город 1979 ЭТ-5 2 3,2
Аэропорт Внуково Солнцевская линия выход в город 2023 ЭС-03К 3 7,3
Бабушкинская Калужско-Рижская линия южный вестибюль; выход в город 1978—2011 (ЭТ-5) 2012 Е-25Т 3 5,6
Баррикадная Таганско-Краснопресненская линия восточный торец станции; выход в город 1972 ЛТ-3 3 29,8
Таганско-Краснопресненская линия Кольцевая линия западный торец станции; переход на станцию «Краснопресненская» 1972 ЛТ-5 4 6,6
Бауманская Арбатско-Покровская линия выход в город 1944—2015 (Н-40-III) 2015 ЭС-02 4 (до замены — 3) 32,5
Беговая Таганско-Краснопресненская линия восточный вестибюль; выход в город 1972 ЛТ-5 2 4,6
западный вестибюль; выход в город 1972 ЛТ-5 2 6,6
Беломорская Замоскворецкая линия выход в город 2018 Schindler 9700AE 2 12,6
Замоскворецкая линия вход в метро 2018 Schindler 9700AE 2 12,6
Белорусская
(Кольцевая линия)
Кольцевая линия восточный вестибюль; выход в город 1997 ЭТ-3М 4 36,6
западный вестибюль; выход в город 1952 ЭМ-4 3 42,5
Кольцевая линия Замоскворецкая линия центр зала; переход на станцию «Белорусская» Замоскворецкой линии 1952—2010 (ЭМ-1) 2010 Е-25Т 3 10,2
Белорусская
(Замоскворецкая линия)
Замоскворецкая линия северный торец станции; выход в город 1938 (Н-40-II) 1998 ЭТ-3М 3 30,6
Беляево Калужско-Рижская линия северный вестибюль; выход в город 1974 ЛТ-5 3 7,8
Бибирево Серпуховско-Тимирязевская линия восточный вестибюль; выход в город 1992 ЭТ-5М 2 5,6
Борисово Люблинско-Дмитровская линия северный вестибюль; выход в город 2011 Е-25Т 3 12,2
южный вестибюль; выход в город 2011 Е-25Т 3 11,4
Боровицкая Серпуховско-Тимирязевская линия южная часть станции; переход на станцию «Библиотека имени Ленина» и выход в город через совмещённый вестибюль 1986 ЭТ-3 4 37,2
Серпуховско-Тимирязевская линия Сокольническая линия общий со станцией «Библиотека имени Ленина» аванзал; выход в город через совмещённый вестибюль 1986 ЭТ-5М 2 5,6
Серпуховско-Тимирязевская линия Арбатско-Покровская линия северный торец станции; переход на станцию «Арбатская» 1986 ЭТ-4Б 4 17,0
Боровское шоссе Солнцевская линия юго-западный вестибюль; выход в город 2018 ЭС-03 4 13,0
Ботанический сад Калужско-Рижская линия южный вестибюль; выход в город 1978—2015 (ЭТ-5) 2015 ЭС-03 3 7,2
Бульвар Адмирала Ушакова Бутовская линия западный вестибюль; выход в город 2003 Е-900Т 3 9,6
Бульвар Рокоссовского Сокольническая линия южный вестибюль; выход в город 1990 ЭТ-5М 2 4,0
Бунинская аллея Бутовская линия западный вестибюль; выход в город 2003 Е-900Т 3 9,6
Бутырская Люблинско-Дмитровская линия северный вестибюль; выход в город 2016 ЭС-02 4 45,0[7]
Бутырская Люблинско-Дмитровская линия южный вестибюль; выход в город 2016 ЭС-02 3 44,2[8]
Варшавская Большая кольцевая линия западный вестибюль; выход в город 1969—1989 (ЛП-6И) 1989 ЭТ-5М 2 5,2
Варшавская Большая кольцевая линия восточный вестибюль; выход в город 1969—1986 (ЛП-6И) 1986 ЭТ-5М 2 6,6
ВДНХ Калужско-Рижская линия северный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на станцию монорельса «Выставочный центр» 1958—2013 (ЭМ-5) 2014 ТК-65 3 53,5
южный вестибюль; выход в город 1997 ЭТ-3М 3 41,6
Верхние Лихоборы Люблинско-Дмитровская линия южный вестибюль; выход в город 2018 ЭС-02 3 42,0
северный вестибюль; выход в город 2018 ТК-65 4 51,6
Владыкино Серпуховско-Тимирязевская линия Московское центральное кольцо северный вестибюль; выход в город и переход на МЦК 1991 ЭТ-5М 3 10,4
Серпуховско-Тимирязевская линия южный вестибюль; выход в город 1991 ЭТ-5М 3 13,4
Водный стадион Замоскворецкая линия северный вестибюль; выход в город 1964 (ЛП-6А) 1996 ЭТ-5М 1 6,0
южный вестибюль; выход в город 1964 (ЛП-6А) 1997 ЭТ-5М 1 6,0
Волоколамская Арбатско-Покровская линия северо-западный вестибюль; выход в город 2009 Е-25Т 3 15,8
юго-восточный вестибюль; выход в город 2009 Е-25Т 3 11,0
Воробьёвы горы Сокольническая линия северо-восточный вестибюль; выход в город 1959—1983 (ЭМ-1М) 2002 Е-25Т 4 8,6
юго-западный вестибюль; выход в город и к эскалаторной галерее 1959—1983 (ЭМ-1М) 2002 Е-25Т 2 7,0
эскалаторная галерея на Воробьёвых горах 1959—1983 (ЭМ4) 2022 ЭС-02 3 34,0
Воронцовская Большая кольцевая линия западный вестибюль; выход в город 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 3 19,2
восточный вестибюль; выход в город и переход на станцию «Калужская» через совмещённый вестибюль 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 4 16,7
Генерала Тюленева Троицкая линия выход в город 2024 ЭС-03М 4 10,7
Давыдково Большая кольцевая линия выход в город 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 3 15,7
Деловой центр Филёвская линия Солнцевская линия Большая кольцевая линия выход из кассового зала совмещённого вестибюля на 1 (полуподземный) этаж ТРЦ «Афимолл-сити» 2005 Е-25Т 3 15,4
Филёвская линия западный торец станции; подъём с платформы в кассовый зал совмещённого со станцией «Деловой центр» вестибюля 2005 Е-900Т 2 4,0
восточный торец станции; подъём с платформы в турникетный зал южного вестибюля (выход # 5) 2005 Е-900Т 2 4,0
Деловой центр Солнцевская линия западный вестибюль; выход на 2 (в уровне земли) этаж ТРЦ «Афимолл-сити» (выход № 1) 2014 ЭС-03 3 20,0
восточный торец станции; подъём с платформы в совмещённый со станцией Филёвской линии вестибюль 2014 FT 935 VICTORIA 3 4,0
центр зала; подъём с платформы на балкон 2014 FT 935 VICTORIA 3+3[9] 4,0
западный торец станции; подъём с платформы в вестибюль 2014 FT 935 VICTORIA 3 4,0
западный вестибюль; выход на 2 (в уровне земли) этаж ТРЦ «Афимолл-сити» (выход № 2) 2018 ЭС-03 3 20,0
западный вестибюль; выход на 1 (подземный) этаж ТРЦ «Афимолл-сити» (выход № 3) 2018 FT 935 VICTORIA 3 15,4
Динамо Замоскворецкая линия северный вестибюль; выход в город 1938—1997 (Н-40-II) 1998 ЭТ-3М 3 39,3
южный вестибюль; выход в город 1938—2000 (Н-40-II) 2001 ЭТ-3М 3 39,2
Дмитровская Серпуховско-Тимирязевская линия выход в город 1991 ЭТ-2М 4 54,8
Добрынинская Кольцевая линия западный торец станции; выход в город 1950—2006 (Н-40-IV) 2008 Е-55Т 3 35,4
Домодедовская Замоскворецкая линия западный вестибюль; выход в город 1985 ЭТ-5М 2 5,4
Достоевская Люблинско-Дмитровская линия выход в город 2010 Е-55Т 4 43,2
Дубровка Люблинско-Дмитровская линия выход в город 1999 ЭТ-2М 4 56,6
Жулебино Таганско-Краснопресненская линия северный вестибюль; выход в город 2013 ЭС-03 3 5,0
Зюзино Большая кольцевая линия западный вестибюль; выход в город 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 3 7,1
восточный вестибюль; выход в город 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 3 9,6
Зябликово Люблинско-Дмитровская линия северный вестибюль; выход в город 2011 Е-25Т 3 10,8
Люблинско-Дмитровская линия Замоскворецкая линия центр зала; переход на станцию «Красногвардейская» 2011 Е-25Т 2+2[10] 7,8
Калужская Калужско-Рижская линия северный вестибюль; выход в город и переход на станцию «Воронцовская» 1974 ЛТ-5 2 6,6
южный вестибюль; выход в город 1974 ЛТ-5 2 5,4
Каширская Замоскворецкая линия Большая кольцевая линия юго-западный вестибюль; выход в город 1969—1994 (ЛП-6И) 1995 ЭТ-5М 1+1[11] 7,0
Киевская (Арбатско-Покровская линия),
Киевская (Кольцевая линия)
Кольцевая линия Арбатско-Покровская линия выход из общего для залов Кольцевой и Арбатско-Покровской линий аванзала в совмещённый для всех трёх залов вестибюль в пригородном зале Киевского вокзала 1953 ЭМ-4 4 34,0
Киевская (Кольцевая линия) Кольцевая линия центр зала; переход на Филёвскую линию и выход на площадь Европы через общий вестибюль 1972 ЛТ-3 3 40,2
южный торец станции; подъём в промежуточный зал (малый наклон) 1954 ЭМ-1 3 13,77
Кольцевая линия Арбатско-Покровская линия центр зала; переход на Арбатско-Покровскую линию 1972 (ЛП-6И) 1996 ЭТ-5М 3 6,6
Китай-город Калужско-Рижская линия Таганско-Краснопресненская линия северный вестибюль; выход в город 1971 ЛТ-3 4 39,0
южный вестибюль; выход в город 1971 ЛТ-3 3+3[11] 25,0
Кленовый бульвар Большая кольцевая линия выход в город 2023 FT 955 VICTORIA TUBE 4 ?
Кожуховская Люблинско-Дмитровская линия выход в город 1995 ЭТ-5М 3 8,8
Комсомольская (Кольцевая линия) Кольцевая линия Сокольническая линия промежуточный зал; переход на Сокольническую линию и выход в город к Казанскому вокзалу через южный совмещённый вестибюль (большой наклон) 1952; планируется замена ЭМ-4 4 37,9
центр зала; переход на Сокольническую линию и выход в город к Казанскому вокзалу через южный совмещённый вестибюль (малый наклон) 1952 ЭМ-1М 2 6,3
центр зала; переход с Сокольнической линии и вход с Казанского вокзала через южный совмещённый вестибюль (малый наклон) 1952 ЭМ-1М 2 6,5
Кольцевая линия северо-западный торец станции; выход в город к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам через северный совмещённый вестибюль 1952 ЭМ-4 3 37,0
Комсомольская (Сокольническая линия) Сокольническая линия восточный торец станции; выход в город к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам через северный совмещённый вестибюль 1952 ЭМ-1М 4 8,8
Косино Некрасовская линия восточный торец станции; выход в город 2019 ЭС-03М 4 8,8
переход на станцию «Лермонтовский проспект» и выход на Лермонтовский проспект (№ 5-6) через совмещённый вестибюль 2019 ЭС-03М 4 9,0
Котельники Таганско-Краснопресненская линия южный вестибюль; выход в город 2015 FT 935 VICTORIA[12] 4 5,9[7]
северный вестибюль; выход в город 2015 FT 935 VICTORIA 3 5,9[7]
Красногвардейская Замоскворецкая линия восточный вестибюль; выход в город 1985 ЭТ-5М 2 4,6
Краснопресненская Кольцевая линия южный торец станции; выход в город 1954; планируется замена ЭМ-4 3 35,4
Красные Ворота Сокольническая линия северный вестибюль; выход в город через промежуточный зал (большой наклон) 1954—2016 (ЭМ-4) 2017 ЭС-03 3 18,9
северная часть станции — промежуточный зал; выход в город (малый наклон) 1954—2016 (ЭМ-1М) 2017 ЭС-03 3 11,5
южный вестибюль; выход в город 1935—1993 (Н-30-I) 1994 ЭТ-3М 3 28,4
Крестьянская Застава Люблинско-Дмитровская линия выход в город и переход на станцию «Пролетарская» через совмещённый вестибюль 1995 ЭТ-3М 4 43,2
Крылатское Арбатско-Покровская линия южный вестибюль; выход в город 1989 ЭТ-5М 2 5,0
северный вестибюль; выход в город 1989 ЭТ-5М 2 6,2
Кузнецкий Мост Таганско-Краснопресненская линия северо-западный торец станции; выход в город 1975 ЛТ-3 3 39,4
Таганско-Краснопресненская линия Сокольническая линия юго-восточный торец станции; переход на станцию «Лубянка» через промежуточный зал 1975 ЛТ-5 4 7,0
Кузьминки Таганско-Краснопресненская линия восточный вестибюль; выход в город 1966 (ЛП-6А) 1997 ЭТ-5М 2 3,8
Кунцевская Большая кольцевая линия северный вестибюль; выход в город и переход на наземные платформы Арбатско-Покровской и Филёвской линий 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 4 16,0
южный вестибюль; выход в город 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 4 16,7
Курская (Арбатско-Покровская линия) Арбатско-Покровская линия восточный торец станции; подъём в совмещённый со станцией «Курская» Кольцевой линии вестибюль 1938—1999 (Н-30-II) 2000 ЭТ-3М 3 20,2
Арбатско-Покровская линия Кольцевая линия совмещённый со станцией «Курская» Кольцевой линии вестибюль; выход на улицу Земляной Вал 1938—1996 (Н-10-II) 1997 ЭТ-5М 3 10,0
Курская (Кольцевая линия) Кольцевая линия северный торец станции; подъём в совмещённый со станцией «Курская» Арбатско-Покровской линии вестибюль 1950—2008 (Н-40-IV) 2009 Е-55Т 3 30,2
южный торец станции; выход в город и переход на станцию «Чкаловская» через совмещённый вестибюль 1995 ЭТ-3М 4 35,8
Ленинский проспект Калужско-Рижская линия северный вестибюль; выход в город 1962—2016 (ЛТ-4) 2018 ЭС-03М 3 12,7
южный вестибюль; выход в город 1962 ЛТ-4 3 16,2
Лефортово Большая кольцевая линия выход в город (мостик над путями — подземный вестибюль) 2020 FT 935 VICTORIA 4 6,2
выход в город (подземный вестибюль — наземный павильон) 2020 FT 935 VICTORIA 4 9,2
Лианозово Люблинско-Дмитровская линия северный вестибюль; выход в город 2023 ЭС-03К 3 10,6
южный вестибюль; выход в город 2023 ЭС-03К 3 12,9
Ломоносовский проспект Солнцевская линия восточный вестибюль; выход в город 2017 ЭС-03 3 7,0
Лубянка Сокольническая линия восточная часть станции — промежуточный зал; выход в город (большой наклон) 1968 ЛТ-4 3 21,4
восточный торец станции; выход в город через промежуточный зал (малый наклон) 1968 (ЛП-6И) 1995 ЭТ-5М 3 7,0
Сокольническая линия Таганско-Краснопресненская линия центр зала; переход на станцию «Кузнецкий Мост» через промежуточный зал 1975 (ЛП-6И) 1993 ЭТ-5М 2+2[10] 6,8
Сокольническая линия западный вестибюль; выход в город 1935—1996 (Н-30-I) 1997 ЭТ-3М 3 21,8
Марксистская Калининская линия восточный торец станции; выход в город 1979 ЭТ-2 3 56,8
Калининская линия Таганско-Краснопресненская линия центр зала; переход на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии 1979 ЭТ-4 4 22,0
Калининская линия Кольцевая линия западный торец станции; переход на станцию «Таганская» Кольцевой линии 1979 ЭТ-5 4 13,0
Марьина Роща (Люблинско-Дмитровская линия) Люблинско-Дмитровская линия южный вестибюль; выход в город 2010 Е-55Т 4 47,6
северный вестибюль; выход в город 2012 Е-55Т 4 48,2
Марьина Роща (Большая кольцевая линия) Большая кольцевая линия западный торец станции; выход в город 2023 ТК-65 4 64,5
Большая кольцевая линия Люблинско-Дмитровская линия восточный торец станции; переход на Люблинско-Дмитровскую линию 2023 ЭС-03МС 4 14,6
Маяковская Замоскворецкая линия северная часть станции — промежуточный зал; выход в город 2005 Е-55Т 3 37,2
северный торец станции; выход в город через промежуточный зал 2005 Е-25Т 3 8,8
южный вестибюль; выход в город 1938—2005 (Н-30-II) 2007 Е-55Т 3 28,6
Медведково Калужско-Рижская линия северный вестибюль; выход в город 1978—2011 (ЭТ-5) 2012 Е-25Т 3 10,2
Менделеевская Серпуховско-Тимирязевская линия северный торец станции; выход в город 1988 ЭТ-3М 4 44,4
Серпуховско-Тимирязевская линия Кольцевая линия центр зала; переход на станцию «Новослободская» 1988 ЭТ-5М 4 8,2
Мичуринский проспект (Солнцевская линия) Солнцевская линия северо-восточный торец станции; выход в город 2018 FT 935 VICTORIA 3 7,36
центр зала; спуск на платформу 2018 FT 935 VICTORIA 3 14,34
юго-западный торец станции; выход в город и переход на Большую кольцевую линию 2018 FT 935 VICTORIA 3 14,04
Мичуринский проспект (Большая кольцевая линия) Большая кольцевая линия западный вестибюль; выход в город и переход на Солнцевскую линию 2021 ЭС-03 4 23,2
восточный вестибюль; выход в город 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 3 20,53
Мнёвники Большая кольцевая линия северный вестибюль; выход в город 2021 ЭС-03 3 20,0
южный вестибюль; выход в город 2021 ЭС-03 3 21,0
Молодёжная Арбатско-Покровская линия восточный вестибюль; выход в город 1965 (ЛП-6А) 1996 ЭТ-5М 2 6,0
западный вестибюль; выход в город 1965 (ЛП-6А) 1995 ЭТ-5М 2 6,6
Москва-Сити Филёвская линия Московское центральное кольцо западный вестибюль; выход в город и переход на станцию МЦК «Деловой центр» через совмещённый вестибюль 2006 Е-55Т 3 25,0
Филёвская линия западный вестибюль; спуск в подземный переход под Тестовской улицей 2016 SJEC FEH-01 3 ?
западный вестибюль; выход № 2 из подземного перехода на Тестовскую улицу (только подъём) 2016 SJEC FEH-01 2 ?
западный вестибюль; вход № 3 из подземного перехода с Тестовской улицы (только спуск) 2016 SJEC FEH-01 2 ?
Нагатинская Серпуховско-Тимирязевская линия южный вестибюль; выход в город 1983 ЭТ-5 3 9,6
Нагатинский Затон Большая кольцевая линия выход в город 2023 ЭС-03К 4 12,6
Народное Ополчение Большая кольцевая линия западный вестибюль; выход в город 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 3 19,2
восточный вестибюль; выход в город 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 4 ?
Нахимовский проспект Серпуховско-Тимирязевская линия северный вестибюль; выход в город 1983 ЭТ-5М 2 4,6
южный вестибюль; выход в город 1983 ЭТ-5 3 6,6
Некрасовка Некрасовская линия северный вестибюль; выход в город 2019 ЭС-03М 3 6,65
Нижегородская Большая кольцевая линия Некрасовская линия Московское центральное кольцо северо-западный наклон восточной платформы; выход в совмещённый вестибюль ТПУ «Рязанская»; переход на МЦК 2020 FT 955 VICTORIA TUBE 3 13,6
северо-западный наклон западной платформы; выход в совмещённый вестибюль ТПУ «Рязанская»; переход на МЦК 2020 FT 955 VICTORIA TUBE 3 13,6
юго-восточный наклон восточной платформы; подъём в совмещённый вестибюль 2020 FT 955 VICTORIA TUBE 3 13,4
юго-восточный наклон западной платформы; подъём в совмещённый вестибюль 2020 FT 955 VICTORIA TUBE 3 13,4
ТПУ «Рязанская»; спуск из выхода № 4 2020 Schindler 9700 2+2[13] ?
ТПУ «Рязанская»; выход № 5 2023 Schindler 9700 2 7,2
Новаторская (Большая кольцевая линия) Большая кольцевая линия выход в город 2021 FT 955 VICTORIA TUBE 3 9,9
Новаторская (Троицкая линия) Троицкая линия северный вестибюль; выход в город 2024 ЭС-03М 3 9,2
Новаторская (Троицкая линия) Троицкая линия Большая кольцевая линия центр зала; переход на Большую кольцевую линию 2024 ЭС-03М 6 9,2
Новаторская (Троицкая линия) Троицкая линия Большая кольцевая линия южный торец станции; переход на Большую кольцевую линию 2024 ЭС-03М 4 5,5
Новогиреево Калининская линия западный вестибюль; выход в город 1979 ЭТ-5 1 4,0
Новокузнецкая Замоскворецкая линия северный торец станции; выход в город 1943 (Н-40-III) 1999 ЭТ-3М 3 37,4
Новослободская Кольцевая линия западный торец станции; выход в город 1952—2020 (ЭМ-4) 2022 ЭС-02 4 (до замены — 3) 39,7
Озёрная Солнцевская линия юго-западный вестибюль; выход в город 2018 Schindler 9700AE 3 8,6
Окружная Люблинско-Дмитровская линия южный вестибюль; выход в город 2018 ETK-265 4 51,8
Люблинско-Дмитровская линия Московское центральное кольцо северный вестибюль; выход в город и переход на МЦК 2022 FT 955 VICTORIA TUBE 3 53,7
транзитный вестибюль; выход в город и переход на МЦК 2022 Schindler 9700 2+2 8,3+6,3
Окская Некрасовская линия выход в город 2020 ЭС-03М 2+3 6,8
Октябрьская (Кольцевая линия) Кольцевая линия восточный торец станции; выход в город 1950—2010 (Н-40-IV) 2010 Е-55Т 3 39,8
Октябрьская (Калужско-Рижская линия) Калужско-Рижская линия Кольцевая линия южный торец станции; переход на Кольцевую линию 1962 ЛТ-4 4 12,0
Калужско-Рижская линия северный торец станции; выход в город 1962 ЛТ-3 3 50,0
Орехово Замоскворецкая линия южный вестибюль; выход в город 1984 ЭТ-5М 3 9,0
Охотный Ряд Сокольническая линия Замоскворецкая линия центр зала; переход на станцию «Театральная» 1944—2000 (Н-10-III) 2001 ЭТ-5М 2+2[10] 8,3
Сокольническая линия северный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Театральная» вестибюль 1935—1989 (Н-10-I) 1990 ЭТ-5М 3 9,2
южный торец станции; выход в город 1935—1986 (Н-10-I) 1987 ЭТ-5М 3 9,2
Павелецкая (Кольцевая линия) Кольцевая линия западный торец станции; выход в город через совмещённый вестибюль 1950—1997 (Н-40-IV) 1998 ЭТ-3М 3 39,6
Павелецкая (Замоскворецкая линия) Замоскворецкая линия северный торец станции; выход в город через совмещённый вестибюль 1953 (ЭМ-4) 2000 ЭТ-3М 3 32,6
южный вестибюль; выход на Павелецкий вокзал 1943—2001 (Н-40-III) 2002 ЭТ-3М 3 30,4
Парк культуры (Кольцевая линия) Кольцевая линия выход в город и переход на Сокольническую линию через совмещённый вестибюль 1950—2011 (Н-40-IV) 2012 Е-55Т 3 39,8
Парк культуры (Сокольническая линия) Сокольническая линия южный торец станции; выход в город и переход на Кольцевую линию через совмещённый вестибюль 1950—2011 (Н-10-III) 2012 Е-25Т 2 6,2
Парк Победы Арбатско-Покровская линия Солнцевская линия вестибюль южного зала; выход в город 2003 Е-25Т 3 3,6
вестибюль южного зала; выход в город через промежуточный зал 2003 Е-75Т 4 63,4
вестибюль северного зала; выход в город 2017 FT 935 VICTORIA 3 3,6
вестибюль северного зала; выход в город через промежуточный зал 2017 ETK-265 4 63,4
Петровский парк Большая кольцевая линия западный вестибюль; выход в город 2018 FT 935 VICTORIA 4 8,8
восточный вестибюль; выход в город 2018 FT 935 VICTORIA 4 13,2
Большая кольцевая линия Замоскворецкая линия центр зала; переход на станцию «Динамо» 2020 ЭС-03 4 25,0
Петровско-Разумовская Серпуховско-Тимирязевская линия Люблинско-Дмитровская линия северный торец западного зала; выход в город 1991 ЭТ-2М 4 61,2
северный торец восточного зала; выход в город 2016 ETK-265 4 61,2
южный вестибюль; выход в город 2016 ETK-265 4 56,0[7][14]
Печатники Большая кольцевая линия северный вестибюль; выход в город 2023 FT 955 VICTORIA TUBE 3+3 ?
южный вестибюль; выход в город и переход на Люблинско-Дмитровскую линию 2023 FT 955 VICTORIA TUBE 3+3 ?
южный вестибюль; переход на Люблинско-Дмитровскую линию, проход к строящемуся выходу № 2 2023 FT 955 VICTORIA TUBE 5 ?
Планерная Таганско-Краснопресненская линия северный вестибюль; выход в город 1975 ЛТ-5 2 6,2
южный вестибюль; выход в город 1975 ЛТ-5 2 6,2
Площадь Ильича Калининская линия западный торец станции; выход в город 1979 ЭТ-3 3 41,8
Площадь Революции Арбатско-Покровская линия восточный вестибюль; выход в город 1947—2008 (Н-40-IV) 2010 Е-55Т 3 34,8
западный вестибюль; выход в город через совмещённый со станцией «Театральная» вестибюль 1938—2002 (Н-30-III) 2003 ЭТ-3М 3 27,6
Арбатско-Покровская линия Замоскворецкая линия западная часть станции; переход со станции «Театральная» 1974 ЛТ-5 3 7,4
Полежаевская Таганско-Краснопресненская линия восточный вестибюль; выход в город; переход на станцию Хорошёвская 1972 ЛТ-5 1+1[15] 6,7
Полянка Серпуховско-Тимирязевская линия выход в город 1986 ЭТ-3 3 32,6
Пражская Серпуховско-Тимирязевская линия северный вестибюль; выход в город 1985 ЭТ-5М 2 5,4
южный вестибюль; выход в город 1985 ЭТ-5М 2 5,4
Проспект Вернадского Большая кольцевая линия северо-западный вестибюль; выход в город 2021 ЭС-03М 3 12,0
юго-восточный вестибюль; выход в город 2021 ЭС-03М 3 12,0
Проспект Мира (Кольцевая линия) Кольцевая линия восточный торец станции; выход в город 1952—2015 (ЭМ-4) 2016 ЭС-02 4 (до замены — 3) 40,0
Проспект Мира (Калужско-Рижская линия) Калужско-Рижская линия Кольцевая линия южный торец станции; переход на Кольцевую линию 1958 ЭМ-1М 4 12,0
Калужско-Рижская линия северный торец станции; выход в город 1959 ЭМ-5 3 49,6
Пушкинская Таганско-Краснопресненская линия северный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Тверская» вестибюль (большой наклон) 1975 ЛТ-3 3 44,8
Пушкинская / Тверская Таганско-Краснопресненская линия Замоскворецкая линия совмещённый вестибюль; выход к издательству «Известия» 1975 ЛТ-5 4 6,0
Пыхтино Солнцевская линия выход в город 2023 FT 955 VICTORIA TUBE 3 ?
Пятницкое шоссе Арбатско-Покровская линия северный вестибюль; выход в город 2012 Е-25Т 3 12,0
Раменки Солнцевская линия западный вестибюль; выход в город 2017 ЭС-04 3 5,6
восточный вестибюль; выход в город 2017 ЭС-04 3 5,0
Речной вокзал Замоскворецкая линия северный вестибюль; выход в город 1964 (ЛП-6А) 1991 ЭТ-5М 2 6,0
южный вестибюль; выход в город 1964 (ЛП-6А) 1994 ЭТ-5М 2 6,0
Рижская (Калужско-Рижская линия) Калужско-Рижская линия выход в город 1958—2020 (ЭМ-5) 2022 ЭС-02 4 (до замены — 3) 46,0
Рижская (Большая кольцевая линия) Большая кольцевая линия западный торец станции; выход в город 2023 ТК-65 4 47,7
Большая кольцевая линия Калужско-Рижская линия восточный торец станции; переход на Калужско-Рижскую линию 2023 ЭС-03МС 4 16,8
Римская Люблинско-Дмитровская линия южная часть станции; выход в город 1995 ЭТ-2М 4 46,4
Люблинско-Дмитровская линия Калининская линия северный торец станции; переход на станцию «Площадь Ильича» 1995 ЭТ-5М 4 11,8
Румянцево Сокольническая линия северный вестибюль 2016 Schindler 9700AE 3 6,68
южный вестибюль 2016 Schindler 9700AE 3 6,4
Рязанский проспект Таганско-Краснопресненская линия северный вестибюль; выход в город 1966 (ЛП-6А) 1995 ЭТ-5М 1 5,8
южный вестибюль; выход в город 1966 (ЛП-6А) 1996 ЭТ-5М 1 5,6
Савёловская (Серпуховско-Тимирязевская линия) Серпуховско-Тимирязевская линия выход в город 1988 ЭТ-2М 4 47,6
Савёловская (Большая кольцевая линия) Большая кольцевая линия западный вестибюль; выход в город 2018 ТК-65 4 50,8
Большая кольцевая линия Серпуховско-Тимирязевская линия восточный торец станции; переход на Серпуховско-Тимирязевскую линию 2018 Schindler 9700AE 4 11,2
Большая кольцевая линия центр зала; выход к Савёловскому вокзалу 2019 ТК-65 4 50,8
Саларьево Сокольническая линия северный вестибюль; вход на станцию 2016 ЭС-04 2 3,4
южный вестибюль; выход в город 2016 ЭС-04 2 3,1
Севастопольская Серпуховско-Тимирязевская линия выход в город 1983 ЭТ-5 3 8,0
Селигерская Люблинско-Дмитровская линия южный вестибюль; выход в город 2018 Schindler 9700AE 3 6,68
северный вестибюль; выход в город 2018 Schindler 9700AE 3 9,85
Семёновская Арбатско-Покровская линия выход в город 1944—2005 (Н-40-III) 2006 Е-55Т 3 39,6
Серпуховская Серпуховско-Тимирязевская линия южный торец станции; выход в город 1983 ЭТ-3 3 38,8
Серпуховско-Тимирязевская линия Кольцевая линия северный торец станции; переход на станцию «Добрынинская» 1983 ЭТ-5М 4 11,8
Славянский бульвар Арбатско-Покровская линия западный вестибюль; выход в город 2008 Е-25Т 3 6,6
Смоленская (Арбатско-Покровская линия) Арбатско-Покровская линия выход в город 1953—2020 (ЭМ-5) 2021 ТК-65 3 50,0
Сокольники Большая кольцевая линия северный вестибюль; выход в город 2023 FT 955 VICTORIA TUBE 3+3 ?
центр зала; подъём с балкона в южный вестибюль 2023 FT 955 VICTORIA TUBE 4 ?
подъём в вестибюль из южного торца зала 2023 FT 955 VICTORIA TUBE 3 ?
выход № 4 2023 FT 955 VICTORIA TUBE 3 ?
Солнцево Солнцевская линия северный вестибюль; выход в город 2018 ЭС-03 3 12,2
южный вестибюль; выход в город 2018 ЭС-03 4 14,8
Спартак Таганско-Краснопресненская линия северный вестибюль; выход в город 2014 ЭС-03 3 10,0
Спортивная Сокольническая линия северный вестибюль; выход в город 1957 ЭМ-4 3 42,3
южный вестибюль; выход в город 1957—2017 (ЭМ-4) 2018 ЭС-02 4 (до замены — 3) 37,9
Сретенский бульвар Люблинско-Дмитровская линия Калужско-Рижская линия западный торец станции; подъём в аванзал в северном торце станции «Тургеневская» с пешеходным мостиком через её 1 путь 2007 Е-25Т 4 18,4
Люблинско-Дмитровская линия Сокольническая линия восточная часть станции; переход на станцию «Чистые пруды» 2008 Е-25Т 3 23,8
Сретенский бульвар / Тургеневская Люблинско-Дмитровская линия Калужско-Рижская линия совмещённый вестибюль (северо-западная сторона подземного перехода через Тургеневскую площадь); выход из аванзала в северном торце станции «Тургеневская» с пешеходным мостиком через её 2 путь 2011 Е-55Т 4 39,6[16]
Стахановская Некрасовская линия выход в город 2020 ЭС-03М 4 6,8
Строгино Арбатско-Покровская линия западный вестибюль; выход в город 2008 Е-25Т 3 4,8
Сухаревская Калужско-Рижская линия выход в город 1971 ЛТ-3 3 39,4
Сходненская Таганско-Краснопресненская линия северный вестибюль; выход в город 1975 ЛТ-5 2 4,6
Таганская (Кольцевая линия) Кольцевая линия северный торец станции; выход в город через промежуточный зал (большой наклон) 1950—2005 (Н-40-IV) 2006 Е-55Т 3 39,8
северная часть станции — промежуточный зал; выход в город (малый наклон) 1950—2005 (Н-20-IV) 2006 Е-25Т 3 13,0
Таганская (Таганско-Краснопресненская линия) Таганско-Краснопресненская линия Кольцевая линия северо-западный торец станции; переход на Кольцевую линию 1966 ЛТ-4 4 9,6
Таганско-Краснопресненская линия юго-восточный торец станции; выход в город 1966 ЛТ-3 3 32,0
Тверская Замоскворецкая линия Таганско-Краснопресненская линия центр зала; переход на станцию «Пушкинская» 1979 ЭТ-5 2+2[10] 6,0
Замоскворецкая линия северный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Пушкинская» вестибюль 1979 ЛТ-3 3 36,0
Театральная Замоскворецкая линия северный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Охотный Ряд» вестибюль 1938—1996 (Н-30-II) 1997 ЭТ-3М 3 26,8
южный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Площадь Революции» вестибюль 1938—2002 (Н-40-II) 2004 ЭТ-3М 3 34,4
Текстильщики (Таганско-Краснопресненская линия) Таганско-Краснопресненская линия восточный вестибюль; выход в город 1966 ЛТ-4 3 9,6
западный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на Большую кольцевую линию 1966 (ЛП-6А) 1992 ЭТ-5М 3 7,4
Текстильщики (Большая кольцевая линия) Большая кольцевая линия северный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на Таганско-Краснопресненскую линию 2023 ЭС-03К 3+3 12,0
южный вестибюль; выход в город 2023 ЭС-03К 3 13,5
Терехово Большая кольцевая линия северный вестибюль; выход в город 2021 ЭС-03 3 12,0
южный вестибюль; выход в город 2021 ЭС-03 3 11,3
Технопарк Замоскворецкая линия северный вестибюль; выход к ТЦ «Остров мечты» (№ 7—8) 2015 ПК-120 (траволаторы) 2 0
Тимирязевская Серпуховско-Тимирязевская линия выход в город с возможностью наземной пересадки на монорельс 1991 ЭТ-2М 3 60,4
Третьяковская Калужско-Рижская линия Калининская линия западный торец южного зала; выход в город через единый вестибюль 1971 ЛТ-3 3 42,0
Калининская линия Калужско-Рижская линия западный торец северного зала; выход в город через единый вестибюль 1986 ЭТ-3 3 42,0
Калужско-Рижская линия Калининская линия Замоскворецкая линия восточный торец южного зала; переход со станции «Новокузнецкая» 1971 ЛТ-4 4 12,0
Калининская линия Калужско-Рижская линия Замоскворецкая линия восточный торец северного зала; переход на станцию «Новокузнецкая» 1986 ЭТ-5М 4 12,0
Калужско-Рижская линия Калининская линия Замоскворецкая линия центр южного зала; переход на станцию «Новокузнецкая» 1995 ЭТ-5М 3 6,8
Трубная Люблинско-Дмитровская линия южный торец станции; выход в город 2007 Е-55Т 4 51,8
Люблинско-Дмитровская линия Серпуховско-Тимирязевская линия северный торец станции; переход на станцию «Цветной бульвар» 2007 Е-25Т 4 12,6
Тульская Серпуховско-Тимирязевская линия северный вестибюль; выход в город 1983 ЭТ-5М 2 5,4
южный вестибюль; выход в город 1983 ЭТ-5 2 5,4
Тургеневская Калужско-Рижская линия южный торец станции; выход в город через совмещённый со станцией «Чистые пруды» вестибюль и опциональный переход между станциями через него 1971 ЛТ-3 3 42,4
Калужско-Рижская линия Сокольническая линия совмещённый со станцией «Чистые пруды» вестибюль; выход на Тургеневскую площадь (юго-восточная сторона подземного перехода под ней) 1971 ЛТ-5 3 3,6
Тушинская Таганско-Краснопресненская линия северный вестибюль; выход в город 1975 ЛТ-5 3 7,4
Тютчевская Троицкая линия выход в город 2024 ЭС-03М 4 8,3
Улица 1905 года Таганско-Краснопресненская линия южный вестибюль; выход в город 1972 ЛТ-5 3 7,2
Улица Академика Янгеля Серпуховско-Тимирязевская линия южный вестибюль; выход в город 2000 Е-25Т 3 7,4
Улица Горчакова Бутовская линия восточный вестибюль; выход в город 2003 Е-900Т 3 9,6
Улица Дмитриевского Некрасовская линия выход в город 2019 ЭС-03М 4 9,8
Улица Скобелевская Бутовская линия восточный вестибюль; выход в город 2003 Е-900Т 3 9,6
западный вестибюль; выход в город 2003 Е-900Т 3 9,6
Университет Сокольническая линия северный вестибюль; выход в город 1959; планируется замена ЭМ-4 3 26,3
центр зала; выход в город 1959 ЭМ-4 3 21,3
Университет дружбы народов Троицкая линия выход в город 2024 FT 955 VICTORIA TUBE 4 ?
Физтех Люблинско-Дмитровская линия южный вестибюль; выход в город 2023 ЭС-03К 2+2 12,2
Фонвизинская Люблинско-Дмитровская линия южный вестибюль; выход в город с возможностью наземной пересадки на станцию монорельса «Улица Милашенкова» 2016 ТК-65 4 51,2[7]
северный вестибюль; выход в город 2016 ТК-65 3 52,4[8]
Фрунзенская Сокольническая линия выход в город 1957—2016 (ЭМ-4) 2016 ЭС-02 4 (до замены — 3) 42,7
Хорошёвская Большая кольцевая линия западный вестибюль; выход в город; переход на станцию «Полежаевская» 2018 Schindler 9700АЕ 4 10,5
восточный вестибюль; выход в город; переход на станцию «Полежаевская» 2018 Schindler 9700АЕ 4 13,8
Хорошёвская / Полежаевская Большая кольцевая линия Таганско-Краснопресненская линия восточный вестибюль; подъём из кассового зала к выходу № 8 2018 Schindler 9700АЕ 4 6,6
Царицыно Замоскворецкая линия северный вестибюль; выход в город 1984 ЭТ-5М 2 4,6
южный вестибюль; выход в город 1984 ЭТ-5М 2 4,0
Цветной бульвар Серпуховско-Тимирязевская линия северная часть станции; выход в город 1988 ЭТ-2М 4 46,2
ЦСКА Большая кольцевая линия западный вестибюль; выход в город 2018 Schindler 9700АЕ 4+4+4 7,7
восточный вестибюль; выход в город 2018 Schindler 9700АЕ 4+4+4 8,4[17]
Черкизовская Сокольническая линия Московское центральное кольцо южный вестибюль; выход в город; переход на станцию МЦК «Локомотив» и Восточный вокзал 1990 ЭТ-5М 3 10,8
Чертановская Серпуховско-Тимирязевская линия северный вестибюль; выход в город 1983 ЭТ-5М 3 6,6
южный вестибюль; выход в город 1983 ЭТ-5М 3 10,2
Чеховская Серпуховско-Тимирязевская линия Таганско-Краснопресненская линия переход между центрами залов станций «Пушкинская» и «Чеховская» 1987 ЭТ-5М 4 8,0
Серпуховско-Тимирязевская линия Замоскворецкая линия переход на станцию «Тверская» 1987 ЭТ-5М 4 12,0
переход на станцию «Тверская» 1987 ЭТ-5М 4 11,8
Серпуховско-Тимирязевская линия Таганско-Краснопресненская линия северный торец станции; выход в город через промежуточный зал и совмещённый со станцией «Пушкинская» вестибюль; переход на станцию «Пушкинская» через промежуточный зал (малый наклон) 1987 ЭТ-5М 4 11,8
Чеховская / Пушкинская Серпуховско-Тимирязевская линия Таганско-Краснопресненская линия промежуточный зал; подъём в совмещённый вестибюль (большой наклон) 1987 ЭТ-3М 4 35,4
совмещённый вестибюль; выход в город 1987 ЭТ-5М 4 3,2
Чистые пруды Сокольническая линия Калужско-Рижская линия центр зала; переход на станцию «Тургеневская» 1971 ЛТ-5 2+2[10] 9,4
Сокольническая линия южный торец станции; выход в город и опциональный переход на станцию «Тургеневская» через совмещённый вестибюль 1935—1994 (Н-30-I) 1995 ЭТ-3М 3 30,0
Чкаловская Люблинско-Дмитровская линия южный торец станции; выход в город и переход на станцию «Курская» Кольцевой линии через совмещённый вестибюль 1995 ЭТ-2М 4 46,8
Люблинско-Дмитровская линия Арбатско-Покровская линия северная часть станции; переход на станцию «Курская» Арбатско-Покровской линии 1996 ЭТ-30 4 18,6
Шаболовская Калужско-Рижская линия выход в город 1980 ЭТ-2 3 46,4
Шипиловская Люблинско-Дмитровская линия южный вестибюль; выход в город 2011 Е-25Т 3 7,4
Шоссе Энтузиастов Калининская линия выход в город 1979; планируется замена ЭТ-2 3 49,0
Щукинская Таганско-Краснопресненская линия юго-восточный вестибюль; выход в город 1975 ЛТ-5 3 9,6
Электрозаводская (Арбатско-Покровская линия) Арбатско-Покровская линия выход в город с возможностью наземной пересадки на Большую кольцевую линию 1944—2007 (Н-40-III) 2008 Е-55Т 3 31,4
Электрозаводская (Большая кольцевая линия) Большая кольцевая линия выход в город с возможностью наземной пересадки на Арбатско-Покровскую линию 2020 ЭС-03МС 4 13,6
Юго-Восточная Некрасовская линия выход в город 2020 ЭС-03М 4 6,8
Южная Серпуховско-Тимирязевская линия северный вестибюль; выход в город 1983 ЭТ-5 3 6,6
южный вестибюль; выход в город 1983 ЭТ-5 2 5,4
Яхромская Люблинско-Дмитровская линия северный вестибюль; выход в город 2023 ЭС-03К 3 11,2
южный вестибюль; выход в город 2023 ЭС-03К 3 8,2

Наклонные ходы Московского монорельса

Станция Линии Расположение наклона и назначение эскалаторов Год пуска текущих эскалаторов Модель текущих эскалаторов Количество эскалаторов в наклоне Высота подъёма, м[6]
Выставочный центр Московский монорельс выход в город с возможностью наземной пересадки на станцию метро «ВДНХ» 2004 Е-900Т 3 7,5
Телецентр выход в город 2004 Е-900Т 3 9,6
Тимирязевская выход в город с возможностью наземной пересадки на Серпуховско-Тимирязевскую линию метро 2004 Е-900Т 3 7,5
Улица Академика Королёва выход в город из промежуточного аванзала 2004 Е-900Т 2 6,0
Улица Академика Королёва вход на станцию из промежуточного аванзала 2004 Е-900Т 2 6,0
Улица Милашенкова выход в город с возможностью наземной пересадки на станцию метро «Фонвизинская» 2004 Е-900Т 2 7,5
Улица Сергея Эйзенштейна выход в город 2004 Е-900Т 3 7,5

Наклонные ходы, готовящиеся к открытию

Наклонные ходы строящихся станций, либо строящихся выходов или переходов на действующих станциях, на которых уже завершён монтаж эскалаторов.

Станция Линии Расположение наклона и назначение эскалаторов Предполагаемый год пуска Модель эскалаторов Количество эскалаторов в наклоне Высота подъёма, м[6]
Авиамоторная Большая кольцевая линия северо-западный вестибюль; выход в город 2024 Schindler 9700 3 ?
Авиамоторная Большая кольцевая линия Калининская линия переход на Калининскую линию 2025 ЭС-02 4 ?
Корниловская Троицкая линия северный вестибюль; выход в город 2025 FT 955 VICTORIA TUBE 3 ?
южный вестибюль; выход в город 2025 FT 955 VICTORIA TUBE 3 ?
Физтех Люблинско-Дмитровская линия северный вестибюль, выход в город 2024—2025 ЭС-03МС 3 ?
Электрозаводская Большая кольцевая линия Арбатско-Покровская линия переход на Арбатско-Покровскую линию 2024 ЭС-03МС 4 12,3

Законсервированные наклонные ходы

Станция[4] Линии[5] Расположение наклона и назначение эскалаторов Годы эксплуатации Причина консервации наклонного хода Модель эскалаторов Количество эскалаторов в наклоне Высота подъёма, м[6]
Деловой центр Рублёво-Архангельская линия центр зала; подъём с платформы на балкон[9] 2018—2024 Закрытие участка для передачи в состав Рублёво-Архангельской линии FT 935 VICTORIA 3+3 4,0
восточный торец станции; подъём с платформы в совмещённый со станцией Филёвской линии вестибюль 2018—2024 FT 935 VICTORIA 3 4,0
западный торец станции; подъём с платформы в вестибюль 2018—2024 FT 935 VICTORIA 3 4,0
Каширская Замоскворецкая линия Большая кольцевая линия северо-восточный вестибюль; выход в город 1969—1991 (ЛП-6И),
1991—2022
Реконструкция вестибюля, длительный саботаж работ сторонних подрядчиков ЭТ-5М 1+1[11] 6,4
Шелепиха Рублёво-Архангельская линия северный вестибюль; выход в город 2018—2024 Закрытие участка для передачи в состав Рублёво-Архангельской линии Schindler 9700АЕ 4 13,14
Рублёво-Архангельская линия Московское центральное кольцо южный вестибюль; выход в город и переход на МЦК через совмещённый вестибюль 2018—2024 Schindler 9700АЕ 4 7,35

Ликвидированные наклонные ходы

Станция[4] Линии[5] Расположение наклона и назначение эскалаторов Годы эксплуатации Причина ликвидации наклонного хода Модель бывших эскалаторов Количество эскалаторов в наклоне Высота подъёма, м[6]
Арбатская
(Арбатско-Покровская линия)
Арбатско-Покровская линия Сокольническая линия общий со станцией «Александровский сад» аванзал; выход в город через вестибюль, встроенный в здание Российской государственной библиотеки (малый наклон) 1968—1997 Вывод из эксплуатации эскалаторов серии ЛП-6 и её модификаций, низкий пассажиропоток для установки новых эскалаторов (поэтому заменены лестницей) ЛП-6И 2 5,7
Чкаловская / Курская Люблинско-Дмитровская линия Кольцевая линия совмещённый со станцией «Курская» Кольцевой линии вестибюль; выход в город 1995—2021 (не работал) Консервация в связи с «заморозкой» проекта строительства гостиницы. В настоящее время в связи со строительством гостиницы эскалаторы демонтированы ЭТ-5М 2 5,6

Примечания

  1. ЗАО «Эс-сервис». Эскалаторы тяжелого типа для метрополитенов Архивная копия от 15 февраля 2018 на Wayback Machine.
  2. В Москву поставки начались в 1962 году; первые машинокомплекты этой серии поставлялись только на станции первых двух участков Петербургского метрополитена. Станция "Тверская" открылась в 1979 году, уже после начала производства эскалаторов следующего поколения ЭТ, но машинокомплекты для наклонного хода выхода на поверхность этой станции были изготовлены, поставлены и частично смонтированы при строительстве совмещённого со станцией "Пушкинская" вестибюля, чем обусловлена разница поколений эскалаторов в наклоне выхода на поверхность, и в спуске в переходной коридор между обеими станциями, на котором установлены уже ЭТ-5
  3. ТТХ модельного ряда Эскомстроймонтажа с 2013 года. Дата обращения: 23 марта 2018. Архивировано 23 марта 2018 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Название станции, к которой официально относится эскалатор. При этом для эскалаторов на пересадочных узлах принят следующий консенсус:
    • Для эскалаторов в межстанционных переходах обычно указывается более поздняя по дате открытия станция;
    • Для эскалаторов в совмещённых вестибюлях указывается станция, на которую реально ведёт наклонный ход;
    • Для эскалаторов, соединяющих совмещённые вестибюли с выходом на поверхность, консенсус прописывается отдельно.
    • Указание иконок пересадки на МЦК или МЦД в строках наклонных ходов вестибюлей, из которых осуществляется «прямой» переход из метро на МЦК, не указывает на то, что наклонных ход ведёт непосредственно на МЦК или МЦД
  5. 5,0 5,1 5,2 Указаны линии, к которым ведут эскалалаторы. Если эскалатор расположен в переходе между линиями, осуществляемом через совмещённые вестибюли (одновременно выполняются функции и перехода между линиями, и выхода на поверхность), указывается номер только той линии, на которую реально ведёт данный наклонный ход
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Все эскалаторы в Московском метрополитене осуществляют подъём под углом в 30°, поэтому их длина в два раза больше высоты подъёма.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Закупки. Дата обращения: 30 сентября 2016. Архивировано 2 октября 2016 года.
  8. 8,0 8,1 Источник. Дата обращения: 31 декабря 2016. Архивировано 12 августа 2015 года.
  9. 9,0 9,1 По 3 эскалатора на подъём и спуск на среднюю площадку балкона
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 По 2 эскалатора на подъём и спуск в разных наклонах
  11. 11,0 11,1 11,2 в каждом зале
  12. На станции метро «Котельники» установили семь энергосберегающих эскалаторов с режимом замедления.. Дата обращения: 14 октября 2015. Архивировано 16 августа 2015 года.
  13. По 2 эскалатора на спуск и подъём в разных наклонах
  14. Крюковский вагонзавод начнет поставки эскалаторов для Московского метрополитена.. Дата обращения: 21 сентября 2016. Архивировано 3 октября 2016 года.
  15. На каждой из 2 платформ
  16. Сретенский бульвар — выход есть! (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июня 2011. Архивировано 16 июня 2013 года.
  17. Для каждого наклона, всего их между вестибюлем и станцией три

Ссылки