Тверская (станция метро)
«Тверская» | |
---|---|
Замоскворецкая линия | |
Московский метрополитен | |
Район | Тверской |
Округ | Центральный |
Дата открытия | 20 июля 1979 года |
Проектное название | «Пушкинская площадь» (1934 год) |
Прежние названия | «Горьковская» (до 1990[1] года) |
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м | 42 |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Форма платформы | прямая |
Архитекторы |
Р. И. Семерджиев, Б. И. Тхор, Н. Е. Шретер, В. А. Черёмин, соавтор П. Кирюшин[2] |
Инженеры‑конструкторы | Е. С. Барский, Е. Кобзева |
Станцию возвело | СМУ-7 (руководитель Ю. Павлов), СМУ-4, УСР Мосметростроя |
Переходы на станции |
Пушкинская Чеховская |
Выход к улицам | Тверская улица, Пушкинская площадь, Страстной бульвар, Тверской бульвар |
Наземный транспорт | А: с344, м1, м5, м40, е30, с511, н12, н1, н10 |
Режим работы | 5:30—1:00 |
Код станции | 033, Тв[3] |
«Тверска́я» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Маяковская» и «Театральная». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Открыта 20 июля 1979 года на действующем перегоне «Маяковская» — «Театральная». Своё нынешнее название получила по Тверской улице (первоначальное название — «Горьковская»). Станция имеет пересадки на станции «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии и «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской линии.
История
По планам 1932 года на участке «Охотный Ряд» (сооружена как «Площадь Свердлова») — «Садово-Триумфальная площадь» (сооружена как «Маяковская») Тверского радиуса планировалось построить две станции — «Моссовет» и «Страстная площадь» (по прежнему названию Пушкинской площади). В 1934 году станция «Моссовет» была исключена, а вторая осталась под названием «Пушкинская площадь». В 1935 году отказались и от «Пушкинской площади», но оставили под неё задел[4].
Станция предусматривалась к строительству по планам 1957 года, однако работы начались только в 1970-х годах. Планом развития Московского метрополитена предусматривалось продление Ждановско-Краснопресненской линии к Пушкинской площади. С целью обеспечить пересадку с неё на Горьковско-Замоскворецкую линию требовалось встроить станцию на действующем перегоне «Маяковская» — «Площадь Свердлова». Перспективная Тимирязевская линия тоже должна была иметь станцию с пересадкой на «Горьковскую» и «Пушкинскую». Трассы трёх линий проходят на разной глубине: ближе к поверхности — Горьковско-Замоскворецкая линия, ниже — Ждановско-Краснопресненская линия, ещё ниже — Тимирязевская. Станции расположены треугольником[5].
В 1975 году была открыта станция «Пушкинская», а также в ходе строительства этой станции были построены эскалаторный наклон «Горьковской» и переход между этими станциями. Изначально планировалось вести строительство через новый шахтный ствол и перевести движение поездов на временные обходные тоннели[5]. Однако созданию нового шахтного ствола мешала плотная застройка, а строительство обходных тоннелей оказалось сложным в неблагоприятных геологических условиях. В итоге было решено строить станцию без обходных тоннелей с шахтного ствола «Пушкинской»[6].
Строительство станции «Горьковская» включало в себя следующие этапы[7]:
- Сооружение среднего станционного тоннеля, который позже станет центральным залом станции.
- Проходка штолен под опоры сводов боковых станционных тоннелей.
- Бетонирование опор сводов боковых тоннелей.
- Проходка боковых тоннелей до уровня пят сводов.
- Работы в боковых станционных тоннелях.
- Раскрытие станционных проёмов, гидроизоляция обделок, монтаж платформ, навеска зонтов.
- Демонтаж действующих тоннелей, завершение монтажа платформ, замыкание зонтов.
- Архитектурно-отделочные работы.
Станция была открыта 20 июля 1979 года вместе с переходом на «Пушкинскую» и выходом в северном торце. «Горьковская» стала 108-й станцией Московского метрополитена.
Южный торец временно был глухим. В 1981 году было начато строительства перехода на «Чеховскую» в южном торце. За торцевой стеной шло продление среднего зала, затем начался монтаж эскалаторов[8]. Также в отдалённой перспективе предполагалось строительство совмещённого вестибюля «Горьковской» и «Чеховской» во дворе гостиницы «Центральная», неподалёку от Тверской площади[9], выход в который должен был осуществляться из ныне существующей переходной камеры между этими станциями. При этом должен был быть построен переходный коридор из центрального зала «Чеховской» в боковые залы «Горьковской»[10]. В 1987 году был открыт переход на «Чеховскую»[2].
До 5 ноября 1990 года станция носила название «Горьковская» по бывшему названию Тверской улицы и в честь писателя Максима Горького, памятник которому работы В. М. Клыкова[11] стоит в переходе между этой станцией и станцией «Чеховская».
Архитектура и оформление
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 42 метра). Сооружена по индивидуальному проекту[2]. Авторы — Р. И. Семерджиев, Б. И. Тхор, Н. Е. Шретер, В. А. Черёмин, П. Кирюшин.
Стены отделаны светло-серым мрамором, пол выложен красным гранитом. Оформление станции посвящено произведениям Максима Горького, имя которого первоначально носила станция; автор оформления — В. М. Клыков. Горькому посвящена также скульптурная композиция, располагавшаяся в торце центрального зала. После открытия пересадки на станцию «Чеховская» она была перемещена в зал между эскалаторными наклонами перехода[2].
Совмещённый подземный вестибюль «Тверской» и «Пушкинской» расположен под Пушкинской площадью. Вестибюль представляет собой два обширных прямоугольных зала, связанных между собой широкими короткими проходами. Между проходами находится большой прямоугольный блок, занятый кассами и другими служебными помещениями. В кассовый зал выходит витрина торгового комплекса «Тверской пассаж» и вход-выход к его подземным торговым залам. По шестиметровым межэтажным эскалаторам типа ЛТ-5[12] из этого аванзала можно подняться в цокольное помещение комплекса «Известий». В эскалаторном зале расположены верхние арки эскалаторных тоннелей на обе станции[13]. На «Тверскую» ведут три эскалатора типа ЛТ-3 высотой 36 метров, установленные в 1979 году[12], но заказанные к производству и монтажу ещё до перехода от выпуска серии ЛТ к серии ЭТ при проектировании совмещённого вестибюля в середине 1970-х годов.
У обоих залов вестибюля низкие ребристые потолки с мощными балками перекрытия. По срединной оси залов потолки поддерживаются рядами колонн (прямоугольных в кассовом зале, и круглых в эскалаторном). Между колонн в кассовом зале протягивается линия входных турникетов на обе станции. Оба зала оформлены светлым, облачным и снежным слаборисунчатым мрамором месторождения Коелга, как и сами станции. Выходящая в зал стена «Тверского пассажа» облицована жёлто-оранжевым пятнистым камнем (т. н. мраморной брекчией). Пол выложен серым крупнозернистым камнем с включениями тёмно-серого диабаза и диорита разнообразной причудливой формы (т. н. ксенолитами)[13].
Переход на «Пушкинскую» начинается в центре зала через камеру ниже уровня станции с двухленточными шестиметровыми межэтажными эскалаторами типа ЭТ-5 (установлены в 1979 году)[12] в одну сторону на подъём и в другую на спуск. Из этой камеры к «Пушкинской» ведёт короткий широкий коридор[14]. Он состоит из двух сводчатых проходов, промежуточной камеры и ещё двух сводчатых проходов. Переход заканчивается в западной половине «Пушкинской» лестницей на мостик через платформу и пути на «Котельники». Переход оформлен в стиле «Пушкинской»: беломраморная облицовка стен, на которых находятся бра-канделябры[15].
Переход на «Чеховскую» начинается в южном торце и состоит из двух эскалаторных спусков. В обоих наклонах — четырёхленточные эскалаторы типа ЭТ-5М, высотой 11,8 метров, установленные в 1987 году[12]. В переходной камере ниже уровня станции установлен памятник Максиму Горькому[14].
Станция в цифрах
- Код станции — 033[2].
- Пикет ПК010+30[16].
- По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток составлял 104 890 человек[17]. Согласно статистическому исследованию 2002 года, ежедневный пассажиропоток составлял: по входу — 105 500 человек, по выходу — 103 100 человек[18].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[19]. Во время проведения акции «Бессмертный полк» станция закрыта для остановки поездов.
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[20]:
По чётным числам | Будние дни |
Выходные дни |
---|---|---|
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Маяковская» |
05:51:00 | 05:51:00 |
05:51:00 | 05:51:00 | |
В сторону станции «Театральная» |
05:40:00 | 05:40:00 |
05:40:00 | 05:40:00 |
Расположение
Станция «Тверская» Замоскворецкой линии расположена между станциями «Маяковская» и «Театральная». Выход в город осуществляется через северный вестибюль, встроенный в здание издательства «Известия» и совмещённый с вестибюлем станции «Пушкинская», а также подземным переходом на Тверскую улицу и Пушкинскую площадь.
Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку на станцию «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии. В южном торце зала имеется переход на станцию «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Наземный общественный транспорт
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[21]:
Происшествия
8 августа 2000 года, в 17:55, в подземном переходе под Пушкинской площадью, со стороны выхода к торговому центру «Галерея Актёр», произошёл взрыв[22]. Жертвами взрыва стали 13 человек, из которых 7 погибли на месте, а 6 впоследствии скончались в медицинских учреждениях[23]. 118 человек пострадали. Взрывной волной было разрушено большинство торговых павильонов в переходе, а также повреждены конструкции самого перехода. Преступление не было раскрыто, и в 2006 году уголовное дело было приостановлено в связи с предполагаемой гибелью исполнителей теракта, о чём заявил прокурор Москвы Юрий Сёмин[22].
Галерея
|
См. также
Примечания
- ↑ На мемориальной станционной табличке переименование ошибочно датировано 1991 годом
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Тверская (недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 9 марта 2013. Архивировано 7 февраля 2013 года.
- ↑ Станции / Коды станций . Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано 25 апреля 2021 года.
- ↑ Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства . metro.molot.ru. Дата обращения: 15 ноября 2011. Архивировано 4 сентября 2011 года.
- ↑ 5,0 5,1 Альперович Б., Зайдуллин Н. «Горьковская»: впервые в практике // Метрострой. — 1979. — № 4. — С. 2. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Альперович Б., Зайдуллин Н. «Горьковская»: впервые в практике // Метрострой. — 1979. — № 4. — С. 3. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Альперович Б., Зайдуллин Н. «Горьковская»: впервые в практике // Метрострой. — 1979. — № 4. — С. 5. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Бухарина Б. На объектах будущего Серпуховско-Тимирязевского диаметра в Москве // Метрострой. — 1981. — № 1. — С. 10.
- ↑ Шмерлинг В. Станция «Чеховская» // Метрострой. — 1987. — № 3.
- ↑ Алихашкин В. Передовые рубежи научно-технического прогресса // Метрострой. — 1983. — № 2. — С. 12—13. Архивировано 17 января 2013 года.
- ↑ Биография В. М. Клыкова на сайте «Вестник Замоскворечья». . Дата обращения: 23 апреля 2011. Архивировано 7 ноября 2011 года.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 Основные характеристики эскалаторов . Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 22 августа 2011. (недоступная ссылка)
- ↑ 13,0 13,1 Наумов, 2010, с. 345.
- ↑ 14,0 14,1 Наумов, 2010, с. 238.
- ↑ Наумов, 2010, с. 344.
- ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена . trackmap.ru. Дата обращения: 14 марта 2011. Архивировано 28 августа 2011 года.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года . metro.ru. Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 25 января 2012 года.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года . metro.ru. Дата обращения: 26 апреля 2012. Архивировано 18 января 2012 года.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей (недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 12 октября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
- ↑ Расписание поездов . mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
- ↑ Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве . Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
- ↑ 22,0 22,1 Дмитрий Коробейников. Теракт в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве . РИА Новости (8 августа 2015). Дата обращения: 26 мая 2018. Архивировано 11 апреля 2018 года.
- ↑ От взрыва в Москве пострадало 100 человек . Газета.ру (9 августа 2000). Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано 19 декабря 2017 года.
Литература
- Алихашкин В. Передовые рубежи научно-технического прогресса // Метрострой. — 1983. — № 2. — С. 12—13.
- Альперович Б., Зайдуллин Н. «Горьковская»: впервые в практике // Метрострой. — 1979. — № 4. — С. 2.
- Бухарина Б. На объектах будущего Серпуховско-Тимирязевского диаметра в Москве // Метрострой. — 1981. — № 1. — С. 10.
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
- Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
- Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.
Ссылки
- Официальный сайт (старая версия) . Дата обращения: 4 января 2014.
- Сайт «Московское метро» . Дата обращения: 4 января 2014.
- Сайт «METRO.Фотоальбом» . Дата обращения: 4 января 2014.
- Сайт «Энциклопедия нашего транспорта» . Дата обращения: 4 января 2014.
- Журнал «Метрострой» 1979-04. Статьи о строительстве станции. Формат — DjVu.
- На строительстве станции «Горьковская» на YouTube. Телепрограмма «Время», эфир 22 ноября 1978 года.