Тимирязевская (станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Тимирязевская»
Серпуховско-Тимирязевская линия
Серпуховско-Тимирязевская линия
Московский метрополитен
Район Тимирязевский,
Бутырский
Округ Северный, Северо-Восточный
Дата открытия 1 марта или 7 марта[1] 1991 года
Тип односводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 63,5
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы В. А. Черёмин, А. Л. Вигдоров, Л. Л. Борзенков
Архитекторы вестибюлей В. А. Черёмин, А. Л. Вигдоров, Л. Л. Борзенков
Скульпторы М. А. Шорчев и Л. К. Шорчева
Инженеры‑конструкторы Э. Чернякова, М. Белова
Переходы на станции  Тимирязевская
Переход на станцию «Тимирязевская» МЦД-1 Тимирязевская
(наземные пересадки)
Выход к улицам Дмитровское шоссе, Яблочкова
Наземный транспорт А: м40, 23, 87, 126, 126к, 319, 447, 519, с532, 539, с585, т56, т78
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 134, Тз[источник не указан 1938 дней]
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Московского метрополитена» Интерактивная схемаi

свернуть схему
Сокольническая линияЗамоскворецкая линияАрбатско-Покровская линияКольцевая линияКалужско-Рижская линияКалужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линияКалининская линияСолнцевская линияКалининско-Солнцевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияЛюблинско-Дмитровская линияЛюблинско-Дмитровская линияБутовская линияМосковский монорельсМосковский монорельсМосковское центральное кольцоТроицкая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияНекрасовская линияБольшая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Некрасовская линияФилёвская линияФилёвская линияФилёвская линияТимирязевская (9)
Перейти к шаблону «Серпуховско-Тимирязевская линия» 
Алтуфьево
Бибирево
Отрадное
Владыкино
Петровско-Разумовская Переход на станцию «Петровско-Разумовская» МЦД-3
Тимирязевская Переход на станцию «Тимирязевская» МЦД-1
Дмитровская Переход на станцию «Дмитровская» МЦД-2
Савёловская Переход на станцию «Савёловский вокзал» МЦД-1 Переход на станцию «Савёловская» МЦД-4
Менделеевская
Цветной бульвар
Чеховская
Боровицкая
Полянка
Серпуховская
Тульская
Нагатинская
Нагорная
Нахимовский проспект
Севастопольская
Чертановская
Южная
Пражская
Улица Академика Янгеля
Аннино
Бульвар Дмитрия Донского

«Тимиря́зевская» — станция Московского метрополитена, расположенная на Серпуховско-Тимирязевской линии между станциями «Дмитровская» и «Петровско-Разумовская». Открыта в составе участка «Савёловская» — «Отрадное» в марте 1991 года. Глубина заложения — 63,5 метра (пятое место по Москве после станций Парк Победы, Фонвизинская, Окружная и Верхние Лихоборы, а с 1991 по 2003 год — до открытия станции «Парк Победы» была самой глубокой станцией в городе).

Это единственная в Москве односводчатая станция глубокого заложения и вторая по счёту односводчатая станция московского метро, построенная закрытым способом (первой была «Библиотека имени Ленина»).

Конструкция станции выполнена из железобетонной обделки, обжатой в грунт. Общая длина станционного комплекса — 282 метра. Блок технологических помещений и совмещённая тягово-понизительная подстанция располагаются под единым сводом со станцией.

История и происхождение названия

Станция открыта 7 марта 1991 года[2][3][1] в составе участка «Савёловская» — «Отрадное», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 148 станций. Названа именем русского естествоиспытателя и физиолога Климента Аркадьевича Тимирязева[5] (название дано по расположенной поблизости станции Тимирязевская Савёловского направления МЖД[6]).

Оформление

Путевые стены отделаны жёлто-серым мрамором «газган» и продольной полосой из чёрного камня[7]. Пол выложен тёмным гранитом и мрамором. В торце зала была расположена композиция из стилизованных ваз с цветами (авторы М. А. Шорчев и Л. К. Шорчева), в данный момент отсутствующая. По центру зала установлен ряд колонн, увенчанных раскрытыми коваными цветками. На торцевых стенах центрального зала размещены два панно из флорентийской мозаики, которые раскрывают тему «Природа и человек»[7].

Вестибюли и пересадки

Станция расположена на границе Северного и Северо-Восточного административных округов. Выход в город осуществляется через подземные переходы на Дмитровское шоссе, к железнодорожной платформе Тимирязевская Савёловского направления Московской железной дороги, к одноимённой станции Московского монорельса.

Станция в цифрах

  • Пассажиропоток по станции за сутки (1999 год)
    • 61 530 человек.
  • Пассажиропоток по вестибюлям за сутки (2002 год)
    • Пассажиропоток по входу — 64 300 человек;
    • Пассажиропоток по выходу — 60 000 человек.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[8]:
По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Петровско-Разумовская»
06:04 06:04
06:04 06:04
В сторону станции
«Дмитровская»
05:34 05:38
05:34 05:37

В 2022 году - 34 000 человек

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[9]:

Перспективы

В перспективе предполагается устройство второго (южного) выхода станции метро и его интеграция в дополнительный южный вестибюль станции МЦД-1 «Тимирязевская»[10].

В массовой культуре

  • В одном из эпизодов фильма «Дневной Дозор» персонаж проходит через портал и оказывается на станции метро. Затем он спрашивает у охранника: «Где я?». При этом видно, что станция имеет конструкцию типа «Ленинградский односвод». В московском метрополитене единственная станция этого типа — «Тимирязевская», однако на самом деле съёмки проходили на станции «Политехническая» Петербургского метрополитена.
  • В одной из первых глав книги «Метро 2033» упоминается, что главный герой раньше жил на станции «Тимирязевская», пока она не пала под нашествием крыс. В другой книге «вселенной Метро 2033» — «Тёмные туннели» — эта же станция упоминается как пристанище сатанистов.

Галерея

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 В ряде источников, в частности, в «Хронологии…» и на посвящённой станции странице официального сайта Московского метрополитена[⇨], дата открытия (или ввода в эксплуатацию) указана как 1 марта 1991 года. На памятных табличках, размещённых в вестибюлях станций «Дмитровская» — «Отрадное», дата открытия — 7 марта. В заметке в «Правде» от 9.03.1991[4] упоминалось, что участок линии метро открылся «в среду», то есть 6 марта.
  2. Беликов В.В. Теперь до Отрадного рукой подать // Известия : газета / Прямая связь. — 1991. — 9 марта (№ 59 (23325)). — С. 1. Архивировано 9 мая 2021 года.
  3. 7 марта депо «Владыкино» отметило 30-летие: В этот день в 1991 году открыли Тимирязевский радиус серой линии московского метро и электродепо направило пассажирам первый поезд // Моё метро : газета : Корпоративное издание Московского метрополитена. — 2021. — Март (№ 3 (119)). — С. 5. Архивировано 7 мая 2021 года.
  4. Батыгин А.И. «Осторожно, двери открываются…» // Правда : газета / Повод для размышления. — 1991. — 9 марта (№ 59 (26507)). — С. 3.
  5. ТИМИРЯ́ЗЕВ // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — С. 811. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  6. Вся Москва от А до Я: Энциклопедия / М.И. Вострышев, С.Ю. Шокарев. — М.: Алгоритм, 2011. — 1062 с., [23] л. ISBN 978-5-4320-0001-9. — С. 868.
  7. 7,0 7,1 От «Савёловской» до «Отрадного». // «Метро», № 1, 1991 Архивная копия от 19 ноября 2016 на Wayback Machine. С. 3-9.
  8. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  9. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  10. Началось строительство северного подземного вестибюля остановочного пункта «Тимирязевская» МЦД-1. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (14 августа 2020). Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 21 октября 2020 года.

Ссылки