Метро-2
Эта статья должна быть полностью переписана. |
Метро-2 — неофициальное название бывших засекреченных московских подземных транспортных сооружений мобилизационного предназначения[1], находившихся в ведении Службы специальных объектов Главного управления специальных программ президента РФ (ГУСП, бывш. 15 Главное управление КГБ СССР)[2] и Министерства обороны (9 Центральное управление).
Происхождение термина
Летом 1992 года литературно-публицистический журнал «Юность» опубликовал роман писателя и сценариста Владимира Гоника «Преисподняя», действие которого разворачивается в подземных бункерах Москвы. Ранее, весной того же года, отрывки из романа опубликовал еженедельник «Совершенно секретно». В интервью корреспонденту газеты «Коммерсантъ» в 1993 году на презентации своей книги писатель заявил, что термин «Метро-2» был введён именно им, а роман был написан на основе собранных лично им за двадцать лет сведений о бункерах и линиях секретного метро, связывающих их[3]. Гоник признался, что писал роман с 1973 по 1986 год[4], а также что некоторые сведения о трассировках прохождения спецтоннелей и расположении спецобъектов в тексте романа умышленно искажал.
Позднее писатель Владимир Гоник утверждал, что бункеры так называемого «Метро-2» служили для размещения в них руководства Политбюро и ЦК КПСС, а также членов их семей на случай войны. С его слов, Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев якобы лично посетил в начале 1970-х годов главный бункер, после чего в 1974 году наградил председателя КГБ СССР Юрия Андропова медалью Героя Социалистического труда. В бункере каждому члену ЦК КПСС полагались апартаменты площадью до 180 м² с кабинетом, комнатой отдыха, пищеблоком и санузлом. Свои сведения Гоник собирал, как он утверждает, от своих пациентов, работая врачом в поликлинике Министерства обороны[5].
Описание
Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение. |
Общие параметры вероятных данных о Метро-2[6][неавторитетный источник?]:
- Проложено на очень большой глубине: глубина заложения варьируется от 50 до 250 метров;
- Нет контактного рельса;
- Тоннели однопутные, с разъездами на некоторых станциях;
- В качестве подвижного состава используются контактно-аккумуляторные электровозы типа Л[7] совместно с вагонами Еж6[8] по схеме Еж6-Л-Еж6 или Еж6-Л-Л-Еж6, четырёхвагонный дизель-поезд ДПС-01[9] и автомотрисы АС1А. В последнее время (по слухам, в марте 2009 года) также поступило 2 двухвагонных дизель-поезда РА1 постройки завода Метровагонмаш[10][неавторитетный источник?];
- Для перевозки хозяйственных грузов используются прицепные платформы УП-2 и мотовозы МК 2/15;
- По некоторым данным, имеет 4 основных линии, самая большая из которых — Чеховская, протяжённостью свыше 60 км;
- Станции Метро-2 необлицованы и представляют собой узкие платформы, аналогично техническим платформам обычного метро (за исключением крупных бункеров);
- Рельсы утоплены в бетон для обеспечения возможности проезда автомобилей;
- Под Раменками находится депо и станция ТО, крупный бункер для местных жителей (нахождение бункера связано с особым месторасположением этого района)[11]. Бывший мэр Москвы Г. Х. Попов в интервью радио «Эхо Москвы» сообщил, что, по его сведениям, секретная линия метро вела к зданию ЦК КПСС и имела выход к правительственному аэропорту Внуково-2. Эта секретная линия была, по его мнению, использована при эвакуации сотрудников ЦК после поражения ГКЧП[12].
Подтверждённая информация
Отчёт министерства обороны США
В 1991 году минобороны США опубликовало отчёт под названием Military forces in transition («Военные силы в переходный период»), несколько страниц которого посвящено секретному правительственному метро в Москве. Данные были собраны по материалам публикаций в советской и российской прессе того времени. Также была приложена схема системы, наложенная на карту города[13].
Советское правительство построило командные посты глубоко под землёй как в Москве, так и за её пределами. Эти объекты связаны сетью специальных глубоких линий метро, которые предоставляют быстрый и безопасный способ эвакуации для лидеров страны. ... Существуют глубокие командные посты на территории Москвы. Один из них находится под Кремлём. Советская пресса заметила существование огромного подземного правительственного бункера рядом с Московским Государственным Университетом. Эти объекты предназначены для национального командования во время войны. Они находятся на глубине предположительно 200-300 метров и рассчитаны, по оценкам, на 10000 человек. Специальная линия метро проходит между некоторыми точками Москвы и, возможно, VIP-терминалом во Внуковском аэропорту.Military forces in transition, стр. 40
Данные от официальных лиц
В 2004 году руководитель протокола президента СССР Михаила Горбачёва и первого президента России Бориса Ельцина Владимир Шевченко первым из бывших высших государственных чиновников фактически подтвердил наличие в Москве секретного метро[14]:
Сведения о числе подземных коммуникаций сильно преувеличены. При Сталине, который очень боялся покушений на свою жизнь, в самом деле работала одноколейная ветка подземного метро от Кремля до так называемой ближней дачи в Волынском. Сегодня ни дачей, ни веткой метро не пользуются.
В 2008 году Шевченко вновь коснулся темы «Метро-2»[15]:
В настоящее время кремлёвское метро никак нельзя назвать транспортной артерией, и, насколько мне известно, для её дальнейшей эксплуатации требуется капитальный ремонт: ведь помимо прочего там проходит множество подземных коммуникаций, которые со временем ветшают.
Как рассказывает Михаил Полторанин, вице-премьер и министр в правительстве Бориса Ельцина в начале 1990-х годов[15]:
…это и разветвлённая сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек — это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в «Метро-2» есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара.
Экс-начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев в 2007 году на вопрос «Существует ли метро-2» ответил[16]:
Я бы удивился, если бы его не существовало.
В том же году в интервью газете «Известия» он заметил[5]:
Ходит много разговоров о существовании секретных транспортных тоннелей. Отрицать ничего не буду. Я бы удивился, если бы их не было. Вы спрашиваете: можно ли их использовать для перевозки пассажиров? Решать это не мне, а тем организациям, на чьём балансе находятся эти объекты. Я такой возможности не исключаю.
В 2008 году в интервью газете «Аргументы и факты» руководитель независимого профсоюза московского метрополитена Светлана Разина призналась[17]:
Несколько лет назад среди машинистов депо «Измайлово» проводили набор для службы на секретных линиях. И хотя желающих было много, отобрали только одного. Попасть на территорию этих тоннелей могут только люди со специальным допуском. Чаще всего на этих ветках используются очень короткие составы, состоящие из электровоза на аккумуляторах и одного пассажирского вагона.
Как сообщил в своём материале корреспондент государственного информационного агентства «ИТАР-ТАСС» в 2007 году[18]:
Линии «Метро-2» долгое время находились в ведомстве КГБ, а впоследствии перешли под крыло ФСБ.
Ещё в 1992 году в интервью корреспонденту американского журнала Time заместитель директора Гостелерадио Игорь Малашенко рассказал о существовании в Софрине в 30 км к северо-востоку от Москвы телевизионного ретрансляционного центра, построенного во времена Хрущёва на большой глубине под землёй на случай ядерной войны. По словам Малашенко, в то время оборудование центра оказалось непригодным для использования, поскольку устарело. Малашенко говорит, что такая же судьба постигла и многие подземные бомбоубежища, в частности, систему подземных бункеров под зданием МГУ, которые, по его словам, были затоплены и пришли в негодность[19].
Данные от перебежчиков
- Олег Гордиевский, бывший полковник КГБ СССР, 11 лет работавший на британскую разведку и сбежавший в 1985 году в Великобританию, в 2001 году в интервью газете «Аргументы и факты» назвал «Метро-2» «главным секретом КГБ, который не раскрыт до сих пор»[20]:
Вы до сих пор главного секрета КГБ ещё не знаете: огромные города под землёй, целые коммуникации, сеть подобных сооружений. Но вам их не покажут никогда, конечно.
Рассекреченные объекты
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. |
В 2006 году в центре Москвы был открыт для доступа граждан Музей холодной войны (Экспозиционный центр «ЗКП „Таганский“»), находящийся на глубине более 60 метров. Ранее в нём располагался секретный бункер ПВО. Однако же глубина заложения бункера меньше, чем глубина линий Метро-2, и бункер соединялся лишь с тоннелем Кольцевой линии обычного метрополитена, поэтому относить его к системе Метро-2 некорректно.
В 1996 году был открыт филиал Музея вооружённых сил на базе бывшего Запасного командного пункта Верховного Главнокомандующего ВС СССР И. В. Сталина в московском районе Измайлово. По данным официального сайта музея, объект соединён 17-километровой подземной дорогой с Кремлём, предназначенной для поездки на автомобиле. Его строительство велось в 1930-е годы и являлось частью государственной программы обеспечения обороноспособности страны[21].
В 2018 году был рассекречен и стал доступен для легального посещения Бункер-703 (Объект ЧЗ-703). В своё время он выполнял функции специального архивного хранилища для документов особой государственной важности, в т.ч. с грифами "секретно" и "совершенно секретно".[22]
Основные линии Метро-2
Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение. |
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Система Д-6
Некоторые данные об устройстве линии Д-6[23][неавторитетный источник?][нет в источнике]
- Проложена на очень большой глубине, глубина залегания варьирует от 50 (в центре) до 210 метров (станция «Университет-2» в районе НИБО «НАУКА»);
- В тоннелях нет контактного рельса;
- Тоннели чаще всего освещены (лампы дневного света и аварийное освещение), но есть и абсолютно тёмные участки;
- Движение однопутное;
- В качестве подвижного состава использовались контактно-аккумуляторные электровозы типа Л[7] совместно с вагонами Еж6[8] по схеме Еж6-Л-Еж6 или Еж6-Л-Л-Еж6, четырёхвагонный дизель-поезд ДПС-01[9] и автомотрисы АС1А. В последнее время (по слухам, в марте 2009 года) также поступило 2 двухвагонных дизель-поезда РА1 постройки Мытищинского завода МетроВагонМаш;
- Для перевозки хозяйственных грузов используются прицепные платформы УП-2 и мотовозы МК 2/15;
- Станции официально названий не имеют и больше напоминают технические платформы метро. Они располагаются в тоннеле обычного сечения, имеют одну платформу, выложенную кафелем или железными плитами. Стены станции могут быть из ничем не прикрытых тоннельных тюбингов, а могут быть и закрыты щитом из алюминиевого профиля или гипсокартона;
- Станции и некоторые места в тоннелях снабжены камерами наблюдения образца 80-х годов;
- Рельсовый путь утоплен в железобетонные плиты для обеспечения возможности проезда автомобилей (используются микроавтобусы «Toyota Hiace», ранее микроавтобусы РАФ);
- Боковые сбойки ведут в специальные объекты и редкие вентиляционные шахты. Последние в некоторых случаях используют общую с метро инфраструктуру на поверхности — вентиляционные киоски и прочее;
- Удалённые участки вентилируются с помощью скважин;
- Под Раменками находится депо и станция ТО. Бывший мэр Москвы Г. Х. Попов в интервью радио «Эхо Москвы» сообщил, что, по его сведениям, секретная линия метро вела к зданию ЦК КПСС и имела выход к правительственному аэропорту Внуково-2. Эта секретная линия была, по его мнению, использована при эвакуации сотрудников ЦК после поражения ГКЧП.
- Если ехать от станции «Спортивная» до станции «Воробьёвы горы», можно увидеть стрелку в тоннель, соединяющий два тоннеля обычного метро. От него отходит ещё один путь. Он ведёт к железным воротам. Примерно за 20 метров до ворот обрывается контактный рельс. По некоторым данным, за воротами начинается путь Метро-2.
Объекты и станции системы [источник не указан 1830 дней]
Система Д6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Основное предназначение системы — транспортная связь объектов Минобороны в центре города с «подземным городом» в Раменках.
Строительство отдельной подземной транспортной системы потребовалось в первую очередь по той причине, что участки мелкого заложения Сокольнической линии, как и метромост, в случае ядерной войны были бы разрушены, делая невозможным сообщение между центральными объектами и раменским комплексом с помощью обычного метро.
Основная часть системы построена в 1950—1960-х годах, полностью строительство было завершено в 1980-х. Протяжённость линии вместе со всеми ответвлениями составляет чуть менее 25 км. Глубина заложения — от 50 метров в центре до 210 метров в районе НИБО «Наука»[источник не указан 1806 дней]
Главный ход идёт от Генерального штаба Министерства Обороны РФ до НИБО «НАУКА». Помимо этого, линия имеет два ответвления, которые отходят незадолго до станции Университет-2 (НИБО «НАУКА»). Одно ответвление заканчивается станцией и двумя тупиками под Лабораторией измерений и испытаний Московского метрополитена в Тропарёвском лесопарке. Другое ответвление заканчивается в районе СМУ-155 ОАО «Трансинжстрой» и Материально-технической базы в/ч 95006 недалеко от платформы Матвеевское.[источник не указан 1806 дней]
Александр Добровольский, «Московский комсомолец», 25 сентября 1999 г.:
Прокладку тоннелей мы вели ниже уровня «гражданского» метро. Все наши объекты для пущей конспирации были обозначены номерами. Например, в районе Никольской улицы располагалась шахта, именовавшаяся «Сотым строительством»
«Метростроевец» №12, 2006[24]:
Строительством № 100, куда нас направили, командовал Василий Дементьевич Полежаев.
«Метростроевец» №19, 2006[25]:
Коллектив Тоннельного отряда № 6 провожал Виктора Фроловича на заслуженный отдых. Уходил последний из поколения пятидесятников, а их тогда на строительство № 100 только из Таманской дивизии пришло более трёхсот человек. Бравые гвардейцы-таманцы появились в Москве, у ветхого домика за номером десять на улице Разина вскоре после ноябрьского (1951 года) парада на Красной площади, где большинство из них в седьмой раз за время службы прошагали стройными рядами мимо Мавзолея В. И. Ленина. Адрес конторы они узнали от представителя Метростроя, который приезжал в часть незадолго до демобилизации.
Соединение Д-6 с обычным метро
Существует соединение между гражданским метро и системой Д-6, начинающееся как ответвление от южного направления Сокольнической линии после станции «Спортивная». Официально это оборотный тупик. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается за 20 метров до решётчатых ворот, прикрытых стеклотканью. Затем идёт короткий участок тоннеля, где пространство между рельсами занимает арматурная сетка с двумя люками.[источник не указан 1830 дней]
По свидетельству диггеров[26][неавторитетный источник?]:
…Итак, Вы подлезли под решётчатые ворота, и попали во владения Метро-2 (типа). Контактный рельс здесь действительно обрывается, но отрезок до вторых ворот настолько короткий (12—15 метров), что, возможно КР тут просто не требуется (как на стрелке). Продолжения КР за вторыми воротами, по-моему, более чем вероятно, судя по множеству проходящих сквозь бетонную переборку силовых кабелей…
…До часу ночи здесь (между воротами) темно, хотя у самых вторых ворот установлено два сильно запылённых прожектора, да и лампы идут по потолку. К сети рабочего освещения подключён один прожектор. Всё здесь в большом запустении. Пространство между рельсами занимает арматурная сетка с двумя люками (на замках). Перед самыми вторыми воротами есть дренажная решётка (без мазы)…
…Вторые ворота — это не гермозатвор. По крайней мере, под ними виден свет с той стороны плюс мощный фиксатор, упирающийся в рельс. Больше ничего не разглядеть, щель узкая. Сами ворота выполнены из литого бетона в метр толщиной, слева есть камера, куда отъезжает плита. По её торцу идут скобы, по ним можно залезть. В пол вделаны специальные ролики. Справа на стене — пульт управления затвором. Похоже, что не живой. Датчики (1989 год) открывания частично зафиксированы проволокой, частично легко демонтируются. Очень похоже, что они ничегошеньки не делают. Есть ручка ручного привода, но он, похоже, сломан. Крути, не крути — ворота не сдвигаются ни на миллиметр! Думаю, диггер-кулибины могли бы разобраться, как «оживить» агрегат, хотя остаётся блокировка за рельс. Может, конечно, как водится, побеспокоить её ломом, который стоит тут же…
…Ещё интереснее оказалось на полпути между воротами. Ближний к 1-м воротам люк между рельс, хоть и заперт на новенький замок, не имеет петель и при желании легко открывается. Вниз уходит 50-ступенчатая лесенка (15 метров), заканчивающаяся аналогичной камерой, запертой по ходу уже настоящими стальными гермоворотами. Сзади на стене такой же неработающий пульт привода и телефон со знаком качества (без гудка). Рельсов на полу нет. Самое забавное, что ворота разгерметизированы! Все четыре (с каждой стороны!) засова не закрыты. Мотор привода герметизации имеет четырёхгранный штырь для ручного поворота (но этого, как я уже сказал, и не требуется). Рядом такой же штырь на открытие (!) — только покрути. Ручка, как водится, лежит тут же, ржавая. Ворота на неё отзываются — то есть механизм ручного открытия работает! Это очень перспективное место. Хотя, конечно, должны быть и ещё одни парные гермоворота. Тюбинги стен помечены 1956 годом (у стрелки — 1952-м)…
Далее — бетонный блок Д28. Тоннель продолжается дальше, подныривает под тоннель Сокольнической линии в сторону Воробьёвых гор и сразу после пары гермодверей Д29 и Д29А находится стрелка гейта с линией Д6.[источник не указан 1830 дней]
Портал «Популярная механика»[27]:
Говорят, что переходы к секретным линиям существуют едва ли не на всех центральных станциях обычного метро, но это явно не так. Действительно, большинство из этих станций строились и с учётом того, чтобы служить бомбоубежищами — на многих из них можно увидеть большие стальные, всегда раскрытые створы, которые установлены как раз на тот случай. Однако многочисленные двери и переходы, ведущие к секретным линиям, нивелировали бы саму идею секретности. Судя по всему, «точек соприкосновения» «Метро-2» и обычного метро не слишком много.
Прочие линии
Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение. |
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Система до бывшей Ближней дачи Сталина
Связывает Кремль (уровень−59, зона ВРК-2), некоторые объекты на Арбате, в районе Смоленской (здание МИД), Киевской, в сторону Парка Победы, бывшей Ближней дачи Сталина и бывшей Волынской больницы. Тоннель от Кремля до МИД и объектов вокруг Киевского вокзала строили параллельно с глубоким Арбатским радиусом. Участок до Ближней дачи и больницы закончили к 1956 году. Ныне система частично находится в ведении МЧС.[источник не указан 1830 дней]
Венткиоск 370 (бывшая шахта 459 Трансинжстроя), ствол в ангаре на территории Резервной базы МЧС у Сортировочной и объект «Загородный» Гохрана также имеют отношение к системе.[источник не указан 1830 дней]
Тоннель к стадиону Измайлово
Бывшее ответвление от перегона Семёновская — Партизанская к стадиону Измайлово. Съезд с перегона забутовали в конце 70-х, когда строили гостиничный комплекс «Измайлово». Тогда же уничтожили часть тоннеля. Оставшаяся часть до стадиона была использована как кабельный коллектор от гостиничного комплекса до ТЭЦ-23. Участок до стадиона строился открытым способом, глубина залегания — 5 метров[28]. Строительство завершено в 1942 году. К началу войны рельсы в тоннеле Покровского радиуса уже были уложены до Партизанской.
От бункера в сторону Кремля идёт 15-километровый тоннель, по которому может проехать бронетехника. Военные, которые владеют этим бункером, отрыли в сторону центра метров сто. Бункер есть, он с хорошей архитектурой. Находится он не под территорией рынка, а под стадионом.
Система Совмина
Об этой линии существует лишь отрывочная и неподтверждённая информация. Предполагается, что линия была построена в середине 70-х годов. Начинается под Домом правительства РФ (зданием Совмина РСФСР). По другим[каким?] данным, линия представляет собой ответвление от системы до бывшей Ближней дачи Сталина и не ведёт к Белому дому. Дальше частично идёт под Кутузовским проспектом, пересекая Киевский вокзал, где находится один из бункеров связи.[источник не указан 1830 дней] Существует распространённое мнение о существовании станции под гостиницей «Украина».[источник не указан 1830 дней] Линия продолжает идти вдоль Бережковской набережной через гостевые дома ФСО и Мосфильмовскую улицу до блоков «подземного города», расположенных под спецавтобазой ФСО и в/ч 95006 ГУСП.[источник не указан 1830 дней]
По утверждениям различных источников[29] во время событий 1993 года большинство укрывавшихся в «Белом доме» покинуло его через подземные коммуникации. Однако в воспоминаниях участников нет упоминаний каких-либо специальных транспортных систем под «Белым домом»:
Под нашумевшими подземными ходами «Белого дома» подразумеваются два подземных «сухих» коллектора с трубами горячего водоснабжения, идущих от «Белого дома» вдоль набережной соответственно влево (в сторону Плющихи и далее до Новодевичьего монастыря) и вправо (в сторону Хаммеровского центра).
Затем проверил все выходы — они, к сожалению, оказались не самыми удачными. Один выводил к Шмидтовскому парку, на открытую местность, рядом с Белым домом. По другой дороге можно было попасть к парадному подъезду нашего же здания. Третий путь оказался просто тупиковым — он выводил внутрь Белого дома. Логика строителей подвалов уникальна: главное — побыстрее заполнить людьми бомбоубежище, а уж выбираться из него совсем необязательно. Четвёртый выход оказался таким же бесперспективным, как и предыдущие три. Он начинался из второго отсека. Приоткрыв металлическую решётку, можно было увидеть бесконечную, уходящую круто вниз винтовую лестницу. Я не поленился и спустился по ней.
Ступеньки не считал, но лестница показалось длинной, будто я шел с пятнадцатого этажа. Наконец уперся в «потайную» дверь, почти как в сказке про Буратино, только вот ключик был у меня отнюдь не золотой. Дверь открылась, и я попал в туннель между станциями метро «Краснопресненская» и «Киевская».
— А .В. Коржаков. Борис Ельцин: от рассвета до заката
Системы в сторону Зари
В 1970-х планировалась система, соединяющая спецобъекты Минобороны в Балашихинском районе (дислокацию спецподразделений), в частности ЦКП ПВО в пос. Заря, со зданием КГБ (ныне ФСБ) на Лубянской площади в Москве. Предположительно система имеет индекс Л-35.[источник не указан 1830 дней]
Известно также о системе, проходящей через Войсковые части ВВС в Балашихе (Вентшахта на территории одной из в/ч, В/ч № 33749. На территории последней ранее был гейт с железнодорожной веткой). Скорее всего, линия идёт дальше в сторону Щёлково.[источник не указан 1830 дней]
Тоннели в сторону Москвы, возможно, проходят через объект В/ч № 3747 внутренних войск МВД РФ, В/ч 11135, 18 ЦНИИ ГШ) и заканчиваются у объекта под ФГУП «403 Военный завод» Министерства обороны РФ. Систему обслуживает Московский военизированный горноспасательный отряд (МВГСО) ФГУ «УВГСЧ в строительстве», находящийся по адресу ш. Энтузиастов, д. 17а[30]. Строительством этих спецтоннелей занималось СМУ-13 Метростроя. Предположительно, имеется сбойка с ВШ 732 Калининской линии у «Авиамоторной».[источник не указан 1830 дней]
Некоторые стройплощадки, имеющие отношение к системам: Производственная база ОАО «Трансинжстрой» в Кучинском лесопарке, база ФГУП «Спецстрой» в Реутове, СМУ-13 Метростроя у станции метро Шоссе Энтузиастов[источник не указан 1830 дней]
По состоянию на 2007 год строительный ствол Р-1 объекта главного командования ВВС УК-90Б в Заре был затоплен водой[31][нет в источнике].
Другие линии
По различным слухам существует линия, проходящая через Рублёвское шоссе, бункер ГО А-50 рядом с домом Ельцина на Осеннем бульваре и далее в Барвиху и Власиху.[источник не указан 1830 дней] Однако её существование ничем не подтверждено. Данное направление указано в схеме Юрия Зайцева и в схеме, опубликованной в 1997 году в Washington Times[32].
Обновление подвижного состава
Шаблон:В разделе нет вторичных источников В декабре 2007 года по заказу в/ч 95006 (Мосфильмовская ул, 80) Метровагонмаш выполнил ремонт оборудования изделия РА 730.15 на сумму 1 млн. 728 тыс. 900 рублей[33] (недоступная ссылка). В декабре 2008 года выполнен ремонт оборудования изделия 730.15 на сумму 1 млн. 255 тыс. 800 рублей[34]. В ноябре 2009 года выполнен ремонт оборудования изделия 730.15 на сумму 505 тыс. 100 рублей[35]. В ноябре 2010 г. выполнен ремонт оборудования изделия 730.15 и изделия 730.05 на сумму 3 млн. 653 тыс. 220 рублей[36].
В 2007 году электродепо «Планерное» выполнило текущий ремонт вагонов ЕЖ-6М и ЛМ на сумму 186 тыс. 574 рубля[37]. В 2009 году то же депо выполнило текущий ремонт трёх изделий № 117 на сумму 532 тыс. 228 рублей[38].
В 2007 Учебно-производственный центр Московского метрополитена обучил для ГУСП 7 человек по специальности «машинист электропоезда»[39]. В 2008 году по специальности «машинист электропоезда» было обучено ещё 6 человек[40].
В 2008 году поставлен новый подвижной состав от Метровагонмаша[41] — было выпущено 7 штук РА 730.15 (дизельный подвижной состав) и 2 штуки 730.05 (грузопассажирская мотодрезина).
В культуре
В этом разделе не должны перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры. |
В видеоиграх
- В 2005 году вышла компьютерная игра «Метро-2: Смерть вождя», в которой действие происходит в тоннелях системы Д-6.
- В 2010 году вышла видеоигра «Метро 2033» для Xbox 360 и персональных компьютеров, в которой по сюжету необходимо отыскать и воспользоваться секретными ветками метро. Также в игре присутствует многоуровневый подземный бункер с командным центром и атомным реактором, прототипом которого послужил комплекс в Раменках.[источник не указан 1806 дней]
- В 2013 году вышла видеоигра «Метро: Луч Надежды» для ПК и игровых приставок. В начале сюжета главный герой находится в многоуровневом бункере. В конце игры также присутствует бункер где проводится битва между Орденом СПАРТА и Красной линией (Коммунистами).
- В 2019 году вышла видеоигра «Метро Исход» для ПК и игровых приставок. В начале сюжета Полковник Мельник говорит главному герою Артёму, что после битвы за подземный бункер Д-6 людей не хватает.
В художественной литературе
В рассказе «Тёмное прошлое человека будущего» Евгения Чижова, опубликованном в журнале «Октябрь» в 2000 году, действие которого происходит в сентябре 1993 года, повествование идёт от лица человека, случайно попавшего на секретную линию московского метро[42].
В романе Александра Иличевского «Матисс» действие которого происходит в начале 1990-х годов, главный герой исследует «Метро-2»[43]:
Королёв находил интересным исследовать недостроенные или заброшенные по разным причинам станции секретного метро. Они нравились ему своей грандиозной мрачностью, были словно бы несвершившиеся большие сущности, этакие нерождённые мастодонты общественного достояния. Одна из этих станций строилась как узловая. Называлась она «Советская» и находилась в месте пересечения с легальной веткой
Метро-2 или Д6 упоминается в следующих произведениях:
- Ольги Чередниченко «Метро-2010» и «Москва Сталкеров»;
- Владимира Гоника «Преисподняя»;
- «Вселенная Метро 2033» (проект Дмитрия Глуховского);
- Виктора Суворова «Контроль», «Выбор»;
- Данила Корецкого «Рок-н-ролл под Кремлём», «Поймать шпиона», «Спасти шпиона», «Пешка в большой игре»;
- Максима Рублева «Не прислоняться»;
- Матвея Гречко «Засекреченные линии метро Москвы в схемах, в легендах, в фактах».
- В романе Владимира Батшева "Убийство - правило игры" (1995)
В кинематографе
- В телесериале «Александр Македонский. Киллер мафии» (2008) московские криминальные авторитеты заняты поисками Метро-2. Каждый из них намерен использовать этот объект, открыв там подземный город развлечений.
- В кинофильме «Метро» (2012) в Метро-2 попадают главные герои.
- В телесериале «Рок-н-ролл под Кремлём» (2013) Метро-2 исследует один из главных героев, диггер Алексей Синцов («Леший»). Впоследствии, в конце последней серии он возглавляет охрану Метро-2.
- В кинофильме «Диггеры» (2016) упоминается Метро-2, а также показываются различные объекты, имеющие к нему отношение. В частности, сеть радиационных лабораторий.
Аналоги в других странах
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. |
- В Пекинском метрополитене линия 1 продолжается на запад и имеет три станции на территории военных объектов, в том числе у бункера для первых лиц государства. В отличие от Метро-2 в Москве, существование этих станций не засекречено.
- Под Пхеньяном, столицей КНДР, на глубине 300 метров проложена сеть секретных тоннелей, которая соединена с несколькими важными стратегическими объектами в различных регионах КНДР и может использоваться для эвакуации высокопоставленных чиновников в случае чрезвычайной ситуации[44].
- В Вашингтоне существует система правительственного метро из 3-х линий, соединяющая объекты Капитолия. Система не засекречена, и посетителям разрешается ею пользоваться при сопровождении одним из служащих[45].
Документальные фильмы
- В фильме «Секретное метро» (Россия, 2004; режиссёр Александр Громов; телеэфир на канале РЕН ТВ 10 февраля 2004 года) Метро-2 посвящены первые несколько минут.
См. также
Примечания
- ↑ Секретное метро в Москве: легенда и реальность . naked-science.ru. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 1 февраля 2019 года.
- ↑ Главное управление спецпрограмм Президента (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 11 сентября 2011 года.
- ↑ !Вышла книга о московских подземельях . Коммерсантъ № 41 (264) (6 марта 1993). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 17 октября 2012 года.
- ↑ Гоник В. С. Нижний мир. Предисловие автора ко второму изданию романа «Преисподняя» // Преисподняя. — М.: Пилигрим, 1993. — 381 с. — ISBN 5-85541-002-1.
- ↑ 5,0 5,1 Секретное метро Сталина откроют для всех? . Известия. Дата обращения: 23 января 2016. Архивировано 30 января 2016 года.
- ↑ adaily. Метро-2: что мы знаем о секретной ветке московского метрополитена (рус.) ?. Antenna Daily (19 декабря 2022). Дата обращения: 23 декабря 2022.
- ↑ 7,0 7,1 Контактно-аккумуляторные электровозы типа Л . vagon.metro.ru. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 12 января 2021 года.
- ↑ 8,0 8,1 Электровагоны типа Еж6 . vagon.metro.ru. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 26 августа 2016 года.
- ↑ 9,0 9,1 Дизель-поезд ДПС1-04, сконструированный для московского Метро-2 . www.parovoz.com. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 26 октября 2016 года.
- ↑ Метро-2 (рус.) ?. Назад в СССР. Дата обращения: 23 декабря 2022.
- ↑ Метро-2 . www.metro.ru. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 7 августа 2016 года.
- ↑ Попов Гавриил. Интервью / Россия 15 лет назад и сейчас / Гавриил Попов . Эхо Москвы. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 1 февраля 2019 года.
- ↑ Министерство обороны США. Military forces in transition. — 1991. — С. 40—41. — ISBN 0-16-035973-2. Архивировано 27 декабря 2024 года. копия Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine
- ↑ Подземные города . www.aif.ru (26 мая 2004). Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 1 февраля 2019 года.
- ↑ 15,0 15,1 Правительство Москвы может открыть доступ в секретное сталинское метро . NEWSru (23 марта 2007). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 11 февраля 2021 года.
- ↑ Онлайн конференция начальника московского метрополитена Дмитрия Гаева . Журнал «Росбанк» (1 июля 2007). Архивировано 14 августа 2009 года.
- ↑ Георгий Александров. Секретное метро. Спецлинии и сегодня продолжают строить . Аргументы и факты (15 октября 2008). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 19 апреля 2010 года.
- ↑ Власти готовят карты подземной Москвы: узнаем ли мы всю правду о «провалах» и «секретном метро» . «Прайм-ТАСС» (28 марта 2007). Архивировано 19 января 2014 года.
- ↑ Moscow’s Secret Plans . TIME (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Архивировано 4 февраля 2013 года.
- ↑ Интервью в газете «Аргументы и факты» — Олег Гордиевский: «При слове „КГБ“ в мире уже не дрожат» в номере № 30 (1083) от 25 июля 2001 г.
- ↑ Бункер Сталина . www.cmaf.ru. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 17 октября 2018 года.
- ↑ Бункер 703 — БУНКЕР 703 в Москве — Музей современной фортификации — Спецхранилище МИД СССР . Дата обращения: 29 мая 2019. Архивировано 9 ноября 2018 года.
- ↑ Диггерство (Москва) . (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Архивировано 16 августа 2013 года.
- ↑ «Метростроевец» №12, 2006 (недоступная ссылка). «Метростроевец» №12, 2006. Дата обращения: 7 августа 2010. Архивировано 24 октября 2014 года.
- ↑ «Метростроевец» №19, 2006 год (недоступная ссылка). «Метростроевец» №19, 2006 год. Дата обращения: 20 июля 2009. Архивировано 24 октября 2014 года.
- ↑ Гейт рядом со станцией Спортивная (недоступная ссылка). (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Дата обращения: 8 марта 2010. Архивировано 22 апреля 2009 года.
- ↑ Алексей Чикурников. Тайны подземелья: метро-2 (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день)] (9 сентября 2028). Архивировано 10 сентября 2012 года.
- ↑ Военные разрыли тоннель, ведущий к бункеру Сталина . msk.newsru.com. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 1 февраля 2019 года.
- ↑ 29,0 29,1 Анафема: Хроника государственного переворота (записки разведчика) . Дата обращения: 20 июня 2010. Архивировано 18 июня 2009 года.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокuvg
не указан текст - ↑ Текущий ремонт оборудования напорного дренажа объекта УК-90Б (#484448) | Регион проведения тендера: Московская область . tenderer.ru. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 18 февраля 2017 года.
- ↑ Secrets 'Metro'-Style . Архивировано 4 августа 2012 года.
- ↑ Контракт 3982107000021 — Ремонт оборудования изделия 730.15 (недоступная ссылка). РосГосЗатраты (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Дата обращения: 9 июля 2010. Архивировано 7 февраля 2016 года.
- ↑ Контракт 3982108000347 — Ремонт оборудования изделия 730.15 . РосГосЗатраты (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Архивировано 10 сентября 2012 года.
- ↑ Контракт 3982109000340 — Ремонт оборудования изделия 730.15 . РосГосЗатраты (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Архивировано 9 сентября 2012 года.
- ↑ Контракт 3982110000171 — Ремонт оборудования изделия 730.15 и изделия 730.05 . РосГосЗатраты (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Архивировано 12 сентября 2012 года.
- ↑ Контракт 3982107000082 — Текущий ремонт вагонов ЕЖ-6М, ЛМ . РосГосЗатраты (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Архивировано 11 сентября 2012 года.
- ↑ Контракт 3982109000352 — Текущий ремонт второго объёма трёх изделий № 117 . РосГосЗатраты (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Архивировано 9 сентября 2012 года.
- ↑ Контракт 3982107000004 — Обучение 7 специалистов по специальности «машинист электропоезда» . РосГосЗатраты (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Архивировано 10 сентября 2012 года.
- ↑ Контракт 3982108000092 — Обучение 6 специалистов по специальности «машинист электропоезда» . РосГосЗатраты (недоступная ссылка с 23-01-2016 [3261 день]). Архивировано 11 сентября 2012 года.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 февраля 2015. Архивировано 18 октября 2014 года.
- ↑ http://infoart.udm.ru/magazine/october/n7-20/chigo002.htm Архивная копия от 22 марта 2007 на Wayback Machine Журнал «Октябрь», № 7, 2000 год
- ↑ А.Ильчевский, роман «Матисс», журнал «Новый мир», 2007, № 2, 3.
- ↑ Под столицей КНДР построили секретные туннели, Интерфакс (9 декабря 2009). Архивировано 17 марта 2010 года. Дата обращения 9 марта 2010.
- ↑ The United States Capitol Subway System (недоступная ссылка). www.belowthecapital.org. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 4 февраля 2019 года.
Литература
- Матвей Гречко. Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 336 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-075558-5.
- Ольга Чередниченко. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 408 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-45064-0.
Ссылки
Публикации
- Диггерство (Москва) . Сайт диггеров МГУ. Дата обращения: 8 марта 2010. Архивировано 18 мая 2012 года.
- Андрей Солдатов. Маскировка, Версия (27 мая 2002). Архивировано 20 декабря 2010 года. Дата обращения 3 октября 2010.
- Денис Баранец. Метро Специального назначения «Советская Белоруссия» 12.01.96.
- Секретное метро. Спецлинии и сегодня продолжают строить. Аргументы и факты, 15 окт. 2008
- Military forces in transition. Washington, D.C.: Department of Defence. 1991. ISSN: 1062—6557. ISBN 0-16-035973-2 (англ.)
Сайты по теме
- Метро-2 на сайте Артемия Лебедева.
- Секретное метро на сайте metro.molot.ru.
- Официальный сайт Метро-2 (шуточный, открыт к 1 апреля 2008 года)
- Статья о Метро-2 в Одессе.