Чистые пруды (станция метро)
«Чистые пруды» | |
---|---|
Сокольническая линия | |
Московский метрополитен | |
![]() | |
Район | Красносельский |
Округ | Центральный |
Дата открытия | 15 мая 1935 года |
Проектное название |
«Мясницкая» «Мясницкие ворота» |
Прежние названия | «Кировская» (до 5 ноября 1990 года) |
Тип | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м | 35 |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Форма платформы | прямая |
Архитекторы |
Н. Д. Колли, С. Г. Андриевский[1] Л. П. Шухарева; реконструкция: Л. Н. Попов, А. Ф. Фокина |
Инженеры‑конструкторы | А. Ф. Денищенко |
Станцию возвело | Шахта № 18-19 (СМУ-7, руководители И. Пугач, А. Танкилевич) и Шахта № 29-30 (СМУ-8, руководитель Ф. Кузьмин) Мосметростроя; реконструкция 1971 года — СМУ-5 Мосметростроя (руководитель Н. Фёдоров) |
Переходы на станции |
|
Выход к улицам | Чистопрудный бульвар, площадь Мясницкие Ворота, Мясницкая улица |
Наземный транспорт | А: 913, н15, с633; Тм: 39, 3, А |
Режим работы | 5:30—1:00 |
Код станции | 008 |
|
|
«Чи́стые пруды́» — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена на границе Басманного района и Красносельского (ЦАО) под Мясницкой улицей у её пересечения с Чистопрудным бульваром, по которому и получила своё название. Открыта 15 мая 1935 года в составе участка «Сокольники» — «Парк культуры», была капитально реконструирована в 1971 году. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Является объектом культурного наследия народов России регионального значения.
Название
Проектное название — «Мясницкие ворота» — происходило от названия площади, у которой находится станция. С момента открытия и до 5 ноября 1990 года станция называлась «Кировская» в память о Сергее Мироновиче Кирове (1886—1934) — государственном и партийном деятеле СССР[1].
5 ноября 1990 года станция вследствие декоммунизации получила название «Чистые пруды» по Чистопрудному бульвару, к которому ведут её выходы.
История
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Chistiye_Prudy_Botov.jpg&width=240)
Оформление путевых стен (мрамор, плиточный фриз), отделка пола (асфальт) и станционное освещение (трубчатые светильники) сильно отличаются от сегодняшнего
Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена, состоящей из 13 станций: «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». Первоначально станция была двухсводчатой, у выходов располагались лишь два коротких аванзала для перехода между боковыми платформами. В 1971 году была произведена реконструкция в связи с сооружением пересадки на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии, открывшейся 5 января 1972 года, в ходе которой был раскрыт центральный зал, и станция стала трёхсводчатой.
Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и ПВО страны. В 1947 на станции впервые в Московском метрополитене были установлены люминесцентные лампы.
13 января 2008 года станция соединена переходом со станцией «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии.
Архитектура и оформление
Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованных светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом (до 1972 года покрытие было асфальтовым). До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С. М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор — М. Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская». Путевые стены облицованы светло-серым мрамором (до 1997 года — белой керамической плиткой), снизу — чёрным гранитом.
Вестибюли и пересадки
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Moscow_Chistye_Prudy_vestibule_04-2016.jpg&width=240)
У станции есть наземный вестибюль кубической формы, расположенный в начале Чистопрудного бульвара. На данный момент это единственный вестибюль подобной конструкции в московском метрополитене. Также «Чистые пруды» — одна из немногих станций, на наземном вестибюле которых сохранилась историческая вывеска «МЕТРО».
Через вестибюль можно выйти, помимо бульвара, на площадь Мясницкие Ворота и Мясницкую улицу[2].
Из центрального зала можно попасть в переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. 13 января 2008 года открылся переход на станцию «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии. Первоначально предлагалось открыть этот переход одновременно со «Сретенским бульваром», однако, в связи с небольшой задержкой поставки эскалаторов Санкт-Петербургского завода, станция открылась только с одной пересадкой, а пуск перехода был отложен на 2 недели.
Техническая характеристика
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Глубина заложения — 35 метров, на момент сооружения станция была самой глубокой в метрополитене. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 году[3].
Наземный общественный транспорт
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[4]:
Станция в цифрах
- Код станции — 008.
- В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 29,2 тыс. человек, по выходу — 31,2 тыс. человек[5].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 27 минут, время закрытия станции — 1 час ночи[6].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[7]:
По чётным числам | Будние дни |
Выходные дни |
---|---|---|
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Красные Ворота» |
06:02:00 | 06:02:00 |
06:02:00 | 06:02:00 | |
В сторону станции «Лубянка» |
05:36:00 | 05:36:00 |
05:36:00 | 05:36:00 |
Галерея
-
Посадочная платформа. 11 марта 2000 года.
-
Проход из центрального зала на посадочную платформу. 11 марта 2000 года.
-
Переход на станцию «Сретенский бульвар» на месте бюста С. М. Кирова. 12 июля 2008 года.
-
Название на путевой стене
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 233. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
- ↑ Карта метро Москвы (недоступная ссылка)
- ↑ Станция на официальном сайте Московского метрополитена (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2014. Архивировано 13 сентября 2015 года.
- ↑ Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве . Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 20 мая 2007. Архивировано 19 декабря 2005 года.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей (недоступная ссылка). Московский метрополитен. Дата обращения: 14 августа 2014. Архивировано 17 ноября 2011 года.
- ↑ Расписание поездов . mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
Ссылки
- Сайт «Московское метро» . Дата обращения: 1 января 2014.
- Сайт «METRO.Фотоальбом» . Дата обращения: 1 января 2014.
- Сайт «Энциклопедия нашего транспорта» . Дата обращения: 1 января 2014.