Перейти к содержанию

Комсомольская (станция метро, Сокольническая линия)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Комсомольская»
Сокольническая линия
Сокольническая линия
Московский метрополитен
Зал станции, 1 января 2012 года  Выявленный объект культурного наследия № 2951276№ 2951276Зал станции, 1 января 2012 года
Герб Москвы Выявленный объект культурного наследия № 2951276№ 2951276
Район Красносельский
Округ ЦАО
Дата открытия 15 мая 1935 года
Проектное название «Каланчёвская площадь»[1]
Проекты переименования «Каланчёвская» (1991)
«Три вокзала» (1992)
Тип Колонная трёхпролетная мелкого заложения
Глубина заложения, м 8
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Д. Н. Чечулин, А. Ф. Тархов
Архитекторы вестибюлей А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский (в здании Казанского вокзала)
Художники Е. Е. Лансере
Инженеры‑конструкторы Н. А. Кабанов
Станцию возвело Дистанция № 1 Мосметростроя (руководитель А. Коробко)
Переходы на станции  Комсомольская
Переход на станцию «Площадь трёх вокзалов» МЦД-2 Площадь трёх вокзалов
вокзалы: Ленинградский, Ярославский, Казанский
Выход к улицам Комсомольская площадь и Краснопрудная улица, вокзалы: Ленинградский, Ярославский, Казанский
Наземный транспорт А: м60, н15, 40, 604, с633; Тб: Т; Тм: 13, 50, 7, 37
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 006, Км
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Московского метрополитена» Интерактивная схемаi

свернуть схему
Сокольническая линияЗамоскворецкая линияАрбатско-Покровская линияКольцевая линияКалужско-Рижская линияКалужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линияКалининская линияСолнцевская линияКалининско-Солнцевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияЛюблинско-Дмитровская линияЛюблинско-Дмитровская линияБутовская линияМосковский монорельсМосковский монорельсМосковское центральное кольцоТроицкая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияНекрасовская линияБольшая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Некрасовская линияФилёвская линияФилёвская линияФилёвская линияКомсомольская (1)
Перейти к шаблону «Сокольническая линия» 
оборотные тупики
Холмогорская
Доступ для людей с ограниченными возможностями
МГСУ
Техническая эвакуационная платформа
оборотные тупики
Бульвар Рокоссовского
Черкизовская
Преображенская площадь
Сокольники
Красносельская
Комсомольская Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-2 Переход на станцию «Ленинградский вокзал» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Пассажирская-Казанская» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-4
Красные Ворота
Чистые пруды
Лубянка
Охотный Ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк культуры
Фрунзенская
Спортивная
Воробьёвы горы
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Тропарёво
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Румянцево
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Саларьево
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Филатов Луг
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Прокшино
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ольховая
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Новомосковская

«Комсомо́льская» — станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Красносельская» и «Красные Ворота». Находится на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы.

История и происхождение названия

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». С 30 января 1952 года соединена пересадкой с одноимённой станцией Кольцевой линии. Получила название по Комсомольской площади, на которую выходит.

Зал станции с оригинальными люстрами (1930-е)

Площадь получила название в 1933 году в связи с 15-летием создания ВЛКСМ. Ранее площадь называлась Каланчёвской — по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу с высокой башней — каланчой. При возвращении исторических названий в начале 1990-х годов планировалось вернуть площади историческое название Каланчёвская и так же переименовать станцию метро, но от этого отказались. После переименования платформы МЦД "Площадь Трёх вокзалов" в 2021 году в блогосфере периодически поднимается вопрос о соответствующем переименовании и площади, и станций метро.

15 марта 1941 года станция отмечена Сталинской премией 1-й степени[1].

Вестибюли и пересадки

Имеется два наземных вестибюля. Один из них расположен в здании Казанского вокзала. Другой же (открытый в 1952 году), совмещённый с вестибюлем станции «Комсомольская» Кольцевой линии, выходит на Комсомольскую площадь, и размещён между зданиями Ярославского и Ленинградского вокзалов.

В данный момент из-за крайне высокого пассажиропотока вестибюль работает только для выхода пассажиров. Для входа переоборудован подземный переход, так как вестибюль станции не справлялся с огромным пассажиропотоком. До 1952 года на его месте существовал северный вестибюль (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, художники В. А. Фаворский и А. Т. Иванов), открытый при пуске первой линии Московского метро. Этот вестибюль оригинальной архитектуры до наших дней не сохранился.

18 апреля 2022 года был открыт закрытый в середине 1990-х годов переход от Ленинградского вокзала к обеим станциям метро «Комсомольская» (Кольцевой и Сокольнической линий)[2].

Вестибюль в здании Казанского вокзала связан с торцом станции лестничными маршами, вестибюль между Ярославским и Ленинградским вокзалами имеет эскалаторы.

Техническая характеристика

Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 8 метров). На станции 23 пары колонн. Шаг колонн — 7 метров. Станция имеет необычную конструкцию: так как на станции изначально предполагался большой пассажиропоток, вдоль всего зала над путями сооружены пешеходные галереи для равномерного распределения пассажиров.

На каждом из двух балконов расположено по ряду из 45 колонн. Со стороны станции «Красносельская» находятся шестистрелочные тупики, один из которых (3 ст. п.) переходит в соединительную ветвь в электродепо «Северное»; именно из него 1 октября 1934 года на станцию «Комсомольская» вышел первый пробный состав Московского метрополитена, состоявший из двух вагонов.

Оформление

Путевые стены облицованы светло-жёлтой керамической плиткой. Пол выложен серым и красным гранитом, а пол пешеходных галерей-балконов над путями — керамической плиткой (изначально покрытие было асфальтовым). Квадратные в сечении колонны облицованы золотисто-жёлтым мрамором «чоргунь». Капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ), подчёркивающей вклад комсомольцев 1930-х годов в строительство метрополитена.

Стены балконных галерей покрыты мрамором «газган», колонны на балконах — прохоро-баландинским мрамором. Для оформления станции впервые в метрополитене были применены панно из майоликовой плитки, отражающие героику труда комсомольцев-метростроевцев («Метростроевцы», художник Е. Е. Лансере)[1].

Станция в цифрах

  • Код станции — 006.
  • В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 41,2 тыс. человек, по выходу — 44,7 тыс. человек в сутки[3].
  • Время открытия южного вестибюля для входа пассажиров — 5 часов 20 минут, северного — 5 часов 30 минут; время закрытия станции — 1 час ночи[4].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[5]:
По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Красносельская»
06:00:00 06:06:00
06:00:00 06:06:00
В сторону станции
«Красные Ворота»
05:33:00 05:33:00
05:33:00 05:33:00

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[6]:

В кинематографе

Зал станции присутствовал в фильмах «Летят журавли» (именно на этой станции пряталась Вероника, когда разбомбили её дом) и «У твоего порога».

Галерея

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Станция на официальном сайте Московского метрополитена (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2014. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. В Москве после ремонта открыли переход от Ленинградского вокзала к станции «Комсомольская» : Как отметил мэр столицы Сергей Собянин, это часть большой работы по обновлению ТПУ «Площадь трёх вокзалов» // ТАСС. — 2022. — 18 апреля. — Дата обращения: 18.04.2022.
  3. Исследование пассажиропотоков, проведенное в марте 2002 года.. Московское метро — проект Артемия Лебедева. Дата обращения: 24 марта 2017. Архивировано 18 января 2012 года.
  4. Режим работы станций и вестибюлей (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2014. Архивировано 17 ноября 2011 года.
  5. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  6. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.

Ссылки