ВДНХ (станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«ВДНХ»
Калужско-Рижская линия
Калужско-Рижская линия
Московский метрополитен
Центральный зал станции  Выявленный объект культурного наследия № 638877990№ 638877990Центральный зал станции
Герб Москвы Выявленный объект культурного наследия № 638877990№ 638877990
Район Останкинский, Алексеевский
Округ СВАО
Дата открытия 1 мая 1958 года
Прежние названия ВСХВ (до 1959 года)
Проекты переименования Выставочная (1991)
Ростокино (1992)
Космическая (2008)
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 53,5
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 162
Ширина платформы, м 10
Архитекторы И. Г. Таранов, Н. А. Быкова, И. Г. Гохарь‑Хармандарян, Ю. А. Черепанов
Инженеры‑конструкторы М. В. Головинова, Л. B. Сачкова
Станцию возвело СМУ-7 (рук. Г. Либерзон, А. Щербина, В. Ерофеев), СМУ-6 (рук. В. Ломоносов), СМУ-8 (рук. Н. Сорокин) Мосметростроя
Переходы на станции  Выставочный центр
Выход к улицам Космонавтов, проспекту Мира, Останкинскому проезду
Наземный транспорт А: м2, м53, 33, 56, 76, 93, 136, 154, 195, 244, 286, 311, 375, 378, 428, 496, 533, 536, 544, с585, 599, 803, 834, 903, т14, т36, т73, т76, н6, н9
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 090, ВС
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Московского метрополитена» Интерактивная схемаi

свернуть схему
Сокольническая линияЗамоскворецкая линияАрбатско-Покровская линияКольцевая линияКалужско-Рижская линияКалужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линияКалининская линияСолнцевская линияКалининско-Солнцевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияЛюблинско-Дмитровская линияЛюблинско-Дмитровская линияБутовская линияМосковский монорельсМосковский монорельсМосковское центральное кольцоТроицкая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияНекрасовская линияБольшая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Некрасовская линияФилёвская линияФилёвская линияФилёвская линияВДНХ
Перейти к шаблону «Калужско-Рижская линия» 
Медведково
Бабушкинская
Свиблово
Ботанический сад
ВДНХ
Алексеевская
Рижская Переход на станцию «Рижская» МЦД-2
Проспект Мира
Сухаревская
Тургеневская
Китай-город
Третьяковская
Октябрьская
Шаболовская
Ленинский проспект
Академическая
Профсоюзная
Новые Черёмушки
Калужская
Беляево
Коньково
Тёплый Стан
Ясенево
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Новоясеневская

«ВДНХ» — станция Московского метрополитена на Калужско-Рижской линии. Связана наземной пересадкой со станцией «Выставочный центр» Московского монорельса. Расположена на границе Останкинского и Алексеевского районов (СВАО). Открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Проспект Мира» — «ВСХВ» (ныне ВДНХ). Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой, на момент постройки — самая глубокая станция метрополитена в Москве[1].

История и происхождение названия

Станция была открыта 1 мая 1958 года в составе Рижского радиуса, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 47 станций. Получила своё название по находящейся рядом Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке (ВСХВ). Однако в том же месяце 28 мая 1958 года Совет Министров СССР принял Постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок в выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). В результате 16 июня 1959 года ВДНХ СССР была открыта для посетителей и расположилась на месте бывшей ВСХВ. После смены названия выставки пришлось переименовать и станцию, что и было сделано 12 декабря 1959 года.

Несмотря на то, что с 1992 по 2014 год ВДНХ называлась «Всероссийский выставочный центр» (ВВЦ), станция сохраняла своё название.

Существовали проекты переименования станции в «Выставочную» (1991 год) или в «Ростокино» (1992 год), однако они так и остались проектами. В 2008 году ряд интернет-источников распространил информацию о возможном переименовании станции в «Космическую» — по расположенным рядом топографическим объектам космической тематики[2]. Однако эти сведения подтверждения не получили.

Вестибюли

Имеется два вестибюля (наземный (старый) и подземный). Выход из северного наземного вестибюля выполнен в форме ротонды и был открыт в 1958 году. Неподалёку от него расположена станция «Выставочный центр» Московского монорельса. С 29 июня 2013 года по 1 июня 2014 года северный выход был закрыт на реконструкцию и замену эскалаторов[3].

Южный подземный вестибюль был открыт 25 августа 1997 года, из него можно попасть в подземный переход под проспектом Мира.

Оба вестибюля соединены со станцией эскалаторами.

Архитектура и оформление

«ВДНХ» — пилонная трёхсводчатая станция (всего 18 пилонов); диаметр центрального зала — 9,5 метров; является одной из самых глубоких станций московского метро (глубина — 53,5 метров). Сооружена по проекту архитекторов И. Г. Таранова, Н. А. Быковой, Ю. А. Черепанова, И. Г. Гохарая-Хармандаряна.

Из декора на станции — только круглые литые решётки на вентиляционных отверстиях и затейливые подвесные шестирожковые люстры с хрустальными светильниками.

Пилоны станции снизу отделаны белым с серыми прожилками мрамором, а их скошенные грани покрашены зелёной краской. На каждом пилоне круглая декоративная металлическая вставка. Вдоль пилонов расположены мраморные скамейки.

Первоначально предполагалось, что пилоны будут обрамлять арки с орнаментом зелёной с золотом флорентийской мозаики. Эту работу поручили художнику В. А. Фаворскому, который создал орнаменты на тему переплетённых дубовых листьев и лент. Однако, когда часть одного пилона уже была выполнена в натуре, художественное оформление (из экономии средств) запретили. В результате мозаика на этом пилоне была заштукатурена и закрашена масляной зелёной краской. Также зелёной краской были раскрашены распалубки и на остальных пилонах.

Стены станционного зала облицованы белым мрамором. Стены подъездных путей сверху отделаны яично-жёлтым кафелем, а снизу — чёрным кафелем. Пол выложен красным и серым гранитом.

Арка северного выхода (первый вагон из центра) украшена лепным орнаментом из дубовых листьев. Украшением южного вестибюля является гжельское панно «Ярмарка в Замоскворечье» (художники М. В. Подгорная, А. В. Царегородцев, 1997 год) и массивные квадратные колонны, которые отделаны гжельской майоликой.

Пассажиропотоки

Согласно последним исследованиям пассажиропотоков, проводившимся в 2002 году, станция является одной из наиболее загруженных в московском метро (число пассажиров по входу за сутки — 136 900 человек). С тех пор он, вероятно, только увеличивался.[источник не указан 2479 дней] Такая большая загрузка станции связана с расположенными около станции автовокзалом пригородных и городских автобусов и выставочным центром.

Путевое развитие

За станцией расположены оборотные тупики, используемые для зонного оборота поездов преимущественно в вечернее время, а также рано утром по выходным дням, а также для ночного отстоя составов.

Наземный общественный транспорт

Городской

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[4]:

  • Автобусы: м2, м53, 33, 56, 76, 93, 136, 154, 195, 244, 286, 311, 375, 378, 428, 496, 533, 536, 544, с585, 599, 803, 834, 903, т14, т36, т73, т76, н6, н9

Областной

На этой же станции можно пересесть на областные автобусные маршруты:
316, 317, 333, 388, 392, 451, 499, 551к, 565, 578, 576к

Станция в цифрах

  • Время работы станции: с 5:25 до 1:00.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[5]:
По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Алексеевская»
05:36:00 05:38:00
05:36:00 05:38:00
В сторону станции
«Ботанический сад»
05:57:00 05:57:00
05:57:00 05:56:00

Станция в массовой культуре

Станция была родным местом Артёма, главного героя романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и созданной игры FPS Survival в постапокалиптическом времени Метро 2033[6].

…жители ВДНХ с гордостью считали свою станцию одним из последних оплотов культуры, северным форпостом цивилизации на Калужско-Рижской линии. Читали книги и Артём, и Женька.

Фотогалерея

Примечания

  1. Алексей Гончаров. Схема глубин заложения и конструкций станций московского метрополитена (май 2014). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 1 февраля 2015 года.
  2. Станция «ВДНХ» станет «Космической»?
  3. // Северный вестибюль станции метро "ВДНХ" откроется 1 июня. Дата обращения: 10 марта 2022. Архивировано 10 марта 2022 года.
  4. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  5. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  6. Дмитрий Глуховский — «Метро». &#1 …. Дата обращения: 14 ноября 2012. Архивировано 3 ноября 2012 года.
  7. В 2013 году на указателе выхода через северный вестибюль появилась вставка «к музейно-выставочному центру „Рабочий и колхозница“».

Ссылки