Павелецкая (станция метро, Кольцевая линия)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Павелецкая»
Кольцевая линия (Москва)
Кольцевая линия
Московский метрополитен
 Выявленный объект культурного наследия № 37329342№ 37329342
Герб Москвы Выявленный объект культурного наследия № 37329342№ 37329342
Район Замоскворечье
Округ Центральный
Дата открытия 1 января 1950 года
Проектное название «Павелецкий вокзал»
Тип пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 40
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Н. Я. Колли
И. Н. Кастель
Архитекторы вестибюлей Н. Я. Колли, И. Н. Кастель
Инженеры‑конструкторы А. Н. Пирожкова
Станцию возвело Строительство № 11 (СМУ-7) Мосметростроя (рук. Н. Данелия, В. Полежаев)
Переходы на станции  Павелецкая
Выход к улицам Новокузнецкая улица, Зацепский Вал
Наземный транспорт А: 913, с920, с932, Б, н8; Тм: А, 3, 38, 39
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 073
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Московского метрополитена» Интерактивная схемаi

свернуть схему
Сокольническая линияЗамоскворецкая линияАрбатско-Покровская линияКольцевая линияКалужско-Рижская линияКалужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линияКалининская линияСолнцевская линияКалининско-Солнцевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияЛюблинско-Дмитровская линияЛюблинско-Дмитровская линияБутовская линияМосковский монорельсМосковский монорельсМосковское центральное кольцоТроицкая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияНекрасовская линияБольшая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Некрасовская линияФилёвская линияФилёвская линияФилёвская линияПавелецкая (5)
Перейти к шаблону «Кольцевая линия (Москва)» 
Курская Переход на станцию «Курский вокзал» МЦД-2 Переход на станцию «Курский вокзал» МЦД-4
Таганская
Павелецкая
Добрынинская
Октябрьская
Парк культуры
Киевская Переход на станцию «Киевский вокзал» МЦД-4
Краснопресненская
Белорусская Переход на станцию «Белорусский вокзал» МЦД-1 Переход на станцию «Белорусский вокзал» МЦД-4
Новослободская
Суворовская
Проспект Мира
Комсомольская Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-2 Переход на станцию «Ленинградский вокзал» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Пассажирская-Казанская» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-4

«Павеле́цкая» — станция Московского метрополитена на Кольцевой линии. Связана пересадкой с одноимённой станцией на Замоскворецкой линии. Расположена в районе Замоскворечье (ЦАО) под домами севернее Павелецкой площади, по которой и получила своё название. Открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.

История

Кольцевая линия не входила в первоначальные планы Московского метрополитена. Вместо неё должны были быть построены «диаметральные» линии с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии был разработан в 1934 году, в нём планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. В проекте 1938 года линию планировалось построить значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савёловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменился. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки Центрального пересадочного узла («Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»)[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось открыть линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1].

Станция открыта в 1950 году в составе участка «Парк культуры» — «Курская», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 35 станций. Станция более трёх лет — с 1 января 1950 года по 21 февраля 1953 года (когда в вестибюль был выведен северный эскалаторный наклон радиальной станции) — не имела пересадки на станцию Горьковско-Замоскворецкой линии. 30 июля 1955 года был открыт переход на радиальную станцию в центре зала.

Архитектура и оформление

Вестибюль

Вестибюль станции
Интерьер вестибюля

Единственный вестибюль станции — общий с одноимённой станцией Замоскворецкой линии. Вестибюль расположен в цоколе и на первых двух этажах дома № 43/16 по Новокузнецкой улице, который позднее занял Метрогипротранс. Он представляет собой ансамбль из двух помещений.

Круглый эскалаторный зал перекрыт куполом. В него открываются верхние арки эскалаторных тоннелей обеих станций, а также арочные проёмы, обозначающие входы и выходы[2]. Оставшиеся простенки заняты большими сводчатыми окнами. Поверхность купола украшена лепными розетками, к вершине уменьшающимися в размере, в центре — углубление синего цвета, создающее ощущение неба. Фриз под куполом украшен смальтовым панно (художник — И. А. Рабинович). Тема мозаики — «Сталинский план преобразования природы», на ней изображены гирлянды в виде хлебов, плодов, цветов, овощей. На карнизе над фризом ранее осуществлялась подсветка мозаики[3].

Кассовый зал охватывает эскалаторный в виде широкой дуги и соединяется с ним арочными проёмами. Он украшен стройными гранёными колоннами, облицованными светлым мрамором[4].

Снаружи часть дома, занятая вестибюлем, оформлена глубоким портиком на широких и тонких пилонах-простенках и со сводчатыми проходами[5].

Станционные залы

«Павелецкая» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — Н. Я. Колли, И. Н. Кастель. Диаметр центрального зала — 9,5 метров[6].

Массивные кубические пилоны облицованы светлым мрамором «коелга» и коричневым мрамором; по углам они украшены декоративными трёхчетвертными колоннами светлого мрамора с коринфскими капителями[7]. Светлые пилоны дополнительно декорированы геометрическим орнаментом красного с белыми включениями мрамора месторождения Салиэти[2], который скрывает вентиляционные решётки. Они несут общее перекрытие, на которые опираются относительно пологие разновысотные своды центрального и боковых залов. Межпилонные проходы простых прямоугольных форм перекрыты куполами и первоначально подсвечивались[6]. Путевые стены наполовину облицованы коелгинским мрамором[2]. Залы освещаются десятирожковыми люстрами, подвешенными по оси сводов[2].

Пол выложен чёрным габбро и украшен геометрическим узором брусьев серого гранита[2]. Единственным элементом художественного оформления станции является большое мозаичное панно на тему единства советских рабочих и крестьян (автор — П. Д. Корин). Первоначально на месте панно находился медальон с изображениями Ленина и Сталина (автор — М. Г. Манизер), который подсвечивался двумя бра с обеих сторон. Медальон был перенесён сюда со станции «Площадь Революции», где он висел на восточном торце станции до завершения строительства второго выхода этой станции[8].

Переход

Переход на Замоскворецкую линию, открытый 30 июля 1955 года, является самым длинным в Московском метрополитене[9]. Он начинается в центре зала с лестничной камеры. Разделённые спуск и подъём выводят в переходный коридор[10]. Стены лестничной камеры облицованы красным грузинским мрамором месторождения Салиэти, а окаймляющий стены парапет — белым мрамором. В красном мраморе имеются окаменелости древних обитателей морей: морских лилий, наутилусов, губок и других[11]. Сводчатый коридор освещается светильниками, упрятанными в небольшие имитирующие окна арки, расположенными по всей его длине. Между арками — устройства обеззараживания воздуха ультрафиолетом, представляющие собой небольшие коробочки из нержавеющей стали[12]. Переход заканчивается в центре зала радиальной станции лестницами на спуск и на подъём.

Эксплуатация

Код станции — 073. В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 88,4 тыс. человек[13].

  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[14]:
По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Таганская»
05:45:00 05:47:00
05:46:00 05:47:00
В сторону станции
«Добрынинская»
05:51:00 05:49:00
05:52:00 05:52:00

Путевое развитие

Около станции от путей Кольцевой линии ответвляется соединительная ветвь на станцию «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии, используемая для служебных перевозок[15].

Расположение

Станция «Павелецкая» Кольцевой линии расположена между станциями «Добрынинская» и «Таганская». Выход осуществляется к улицам — Павелецкая площадь, улица Зацепа и Дубининская, Садовое кольцо (Валовая улица и улица Зацепский Вал), Новокузнецкая улица.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[16]:

Железнодорожный транспорт

«Павелецкая» — единственная привокзальная станция на Кольцевой линии, не имеющая прямого выхода к вокзалу. Павелецкий вокзал обслуживает поезда дальнего следования южного направления. От Павелецкого вокзала начинается Павелецкое направление Московской железной дороги, которое связывает Москву с южными регионами России и Средней Азией[17].

Между Павелецким вокзалом и аэропортом Домодедово ходит по расписанию скоростной поезд «Аэроэкспресс», время в пути — 35 минут.

Пригородные поезда от вокзала следуют по Павелецкому направлению.

Достопримечательности

Неподалёку от вестибюля станции находится Театральный музей имени А. А. Бахрушина, располагающийся в бывшем усадебном доме А. А. Бахрушина (арх. К. Гиппиус, 1896)[18].

Станция в культуре

Станция «Павелецкая» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[19].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Дата обращения: 15 ноября 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Наумов, 2010, с. 279.
  3. Зиновьев, 2011, с. 162.
  4. Наумов, 2010, с. 280.
  5. Наумов, 2010, с. 281.
  6. 6,0 6,1 Зиновьев, 2011, с. 161.
  7. Наумов, 2010, с. 278.
  8. Зиновьев, 2011, с. 74.
  9. Зиновьев, 2011, с. 120.
  10. Наумов, 2010, с. 248.
  11. Палеонтология метро: станция метро Павелецкая. Дата обращения: 24 марта 2016. Архивировано 7 мая 2014 года.
  12. Наумов, Кусый, 2005, с. 181.
  13. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Дата обращения: 14 марта 2011. Архивировано 25 января 2012 года.
  14. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
  15. Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Дата обращения: 14 мая 2016. Архивировано 28 августа 2011 года.
  16. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  17. Павелецкий вокзал // Москва: Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 483. — 688 с. — 200 000 экз.
  18. Театральный музей имени А. А. Бахрушина // Москва: Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 596. — 688 с. — 200 000 экз.
  19. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп. тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.

Литература

  • Арсеньев Б. В. «Павелецкая» / Очерки истории Московского метрополитена. Архитектурно-художественный аспект // Московский журнал. — 2021. — № 10 (370). — С. 102—105.
  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Катцен И. Е. Метро Москвы. — М.: Московский рабочий, 1947.
  • Катцен И. Е., Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Академия Архитектуры СССР, 1948.
  • Ларичев Е., Углик А. Московское метро: путеводитель. — М.: Книги WAM, 2007. — 168 с. — ISBN 5-910020-15-3.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2005.
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Московский рабочий, 1954. — 172 с.
  • Царенко А. П., Федоров Е. А. Московский метрополитен им. В. И. Ленина. — М.: Транспорт, 1989.
  • Чередниченко О. Метро-2010. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

Ссылки