Ярославское направление Московской железной дороги
Ярославское направление | |
---|---|
Общая информация | |
Конечные станции |
Москва-Пассажирская-Ярославская
Александров I |
Обслуживание | |
Дата открытия | 1862 |
Технические данные | |
Ярославское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия от Ярославского вокзала Москвы до станции Александров, длина — 111,4 км. Проходит по территории Москвы, Московской и Владимирской областей. Одно из одиннадцати радиальных направлений от Москвы (одно из десяти направлений МЖД). Является начальным участком основного хода Транссибирской магистрали.
История
Инициатором строительства железнодорожной магистрали от Москвы до Сергиева Посада, а затем до Ярославля был Фёдор Чижов. В 1859 году основано «Общество Московско-Троицкой железной дороги».
18 августа 1862 года было открыто пассажирское, а 3 октября 1862 года — грузовое движение на участке Москва — Сергиев Посад.
В 1869 году было закончено строительство участка Сергиев Посад — Ярославль.
В 1895 году было открыто постоянное движение по линии Мытищи — Щёлково. В 1929 году линию продлили до станции Монино, а в 1970—1972 годах — до станции Фрязево, линия стала хордовой между радиальными направлениями.
В 1920-х годах построена ветвь Болшево — Ивантеевка, а в 1935 году ветвь продлена до станции Фрязино.
В 1929 году был электрифицирован на постоянном токе напряжением 1,5 кВ участок Москва — Мытищи. В 1930 году электрификация продлена до платформы Правда по основной линии и до Щёлкова по Монинской ветке. В 1931 году электрички пошли до станции Софрино, в 1933 году — до Загорска. По Монинской линии электрификация продлена в 1934 году до Чкаловской и в 1936 году — до станции Монино. В 1937 году электрифицирован участок Загорск — Александров, но на другое напряжение (3 кВ вместо 1,5)[1], поэтому электрички до появления в 1947 году двухсистемных моделей Ср и См по этому участку не ходили. Линия Болшево — Фрязино электрифицирована в 1948 году на 1,5 кВ[1]. В 1956 году все линии, электрифицированные напряжением в 1,5 кВ, переведены на 3 кВ[1].
В 1956—1958 годах построена линия Софрино — Красноармейск.
В 1987—1992 годах была окончательно разобрана Бескудниковская ветка, соединявшая станцию Лосиноостровская со станцией Бескудниково Савёловского направления МЖД.
22 ноября 1994 года[2] была завершена электрификация линии Софрино — Красноармейск.
С 1997 года не функционирует и к 2001 году окончательно разобрана железнодорожная ветка Мытищи — Пирогово.
В 2000-х годах были полностью реконструированы с установкой турникетов остановочные пункты на линии Москва — Мытищи. В 2008 году установлены турникеты с полной реконструкцией на станциях Болшево, Пушкино, Воронок и Северянин[3]. В 2016 году были установлены турникеты на станциях Александров-I, Фрязино-Пассажирская, Ивантеевка, Маленковская[4].
C 2008 года подвижной состав заменялся на электропоезда серии ЭД4М.
В 2013 году, в связи с ребрендингом РЖД, цветами направления стали светло-серый, серый, красный. Осуществлено соответствующее цветовое оформление подвижного состава и остановочных пунктов. Наряду с новыми цветами сохраняются действовавшие до 2013 года цветовые схемы направления — синий, серый и белый (электропоезда, железнодорожные здания и сооружения имеют сине-серую окраску. Таблички на остановочных пунктах синие с белыми (серыми) буквами).
Современное состояние
Участок главного хода от Москвы-Пасс.-Ярославской до станции Александров (Александров-1) длиной 111,4 километров относится к Московско-Курскому региону Московской железной дороги, все раздельные пункты входят в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. Линия от Александрова до Ярославля — Северной железной дороги. Участок Пост 81 км — Александров совмещён с Большим кольцом МЖД.
Участок Москва-Ярославская — Мытищи пятипутный (движение по пятому пути открыто 13 января 2020 года[5]), Мытищи — Пушкино четырёхпутный (движение по четвёртому пути открыто 8 сентября 2020 года), далее двухпутный.
Хордовая линия Мытищи — Фрязево, примыкающая к Горьковскому направлению, — двухпутная, кроме трёхпутного участка Подлипки-Дачные — Болшево (введён 3-й путь на участке Мытищи — Подлипки-Дачные). Помимо пригородного движения, линия используется для передачи поездов дальнего следования с Ярославского вокзала на Горьковское направление. Имеет два тупиковых однопутных ответвления: Болшево — Фрязино и Софрино — Красноармейск.
Главные пути полностью электрифицированы постоянным током. Все остановочные пункты оборудованы высокими платформами.
Движение поездов
По линии следуют частые пригородные поезда, а также поезда дальнего следования, которые ходят в такие города, как Ярославль, Котлас, Кинешма, Лабытнанги, Архангельск, Иваново, Кострома, Шарья, Новый Уренгой, Череповец, Северодвинск, Усинск, Воркута, Вологда и др. Начальный участок Москва-Ярославская — Мытищи отличается самым интенсивным движением поездов не только в России, но и в Европе (более 550 составов в сутки)[6].
Подвижной состав для пригородного пассажирского сообщения предоставлен электропоездами моторвагонных депо ТЧ-10 Москва-2, ТЧ-12 Александров. ТЧ-9 Пушкино осуществляет оборот составов, работающих в ТЧ-10 и ТЧ-12. Часть пригородных поездов Московской железной дороги работают и на участке от Александрова до Балакирево Северной железной дороги.
Действуют маршруты:
- Москва-Яр. — Александров I — 24 и 4 экспресса
- Москва-Яр. — Балакирево — 2
- Москва-Яр. — Болшево — 11 и 18 экспрессов
- Москва-Яр. — Зелёный Бор — 1 по будням
- Москва-Яр. — Красноармейск — 8
- Москва-Яр. — Монино — 39 и 13 экспрессов
- Москва-Яр. — Мытищи — 5 и 3 экспресса по будням
- Москва-Яр. — Пушкино — 39 и 24 экспрессов
- Москва-Яр. — Сергиев Посад — 30 и 1 экспресс по будням
- Москва-Яр. — Софрино — 7
- Москва-Яр. — Фрязево — 15
- Москва-Яр. — Фрязино-Пасс. — 33 и 1 экспресс по будням
- Москва-Яр. — Щёлково — 13
- Москва-Яр. — Лосинностровская — 1 по будням
Перспективы
После 2024 года планируется открытие пятого Московского центрального диаметра МЦД-5 «Пушкино — Домодедово», связывающего Ярославское направление с Павелецким и работающего в режиме «наземного метро». Протяжённость маршрута 72 км с 34 остановочными пунктами и временем в пути 1 час 50 минут. Не исключено и транзитное движение «дальних» пригородных электропоездов на участке Александров — Сергиев Посад — Ожерелье — Узуново и прилегающим к направлениям ответвлениям (на станции Красноармейск, Фрязево, Фрязино, аэропорт Домодедово)[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 История электрификации железных дорог СССР . Архивировано 10 сентября 2012 года.
- ↑ Запуск электропоезда Москва — Красноармейск в 1994 году. Архивировано 26 сентября 2013 года.
- ↑ МЖД продолжает ставить турникеты . Одинцово-ИНФО (20081219T091515+00). Дата обращения: 17 марта 2020.
- ↑ Агентство новостей «Москва». ЦППК установит турникеты на пятой пассажирской платформе Курского вокзала и 16 остановках МЖД в 2015 г. .
- ↑ Информационная служба портала Стройкомплекса. На трех направлениях Московской железной дороги проложат 100 км «бархатного» пути . stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (5 апреля 2017). Дата обращения: 5 апреля 2017.
- ↑ Электрички на Ярославском направлении осенью будут ходить каждые 4 минуты. РИАМО в Королёве
- ↑ Портал Правительства Москвы, 2019
Ссылки
- Схема пригородного железнодорожного сообщения по Ярославскому направлению . Архивировано 8 января 2013 года. на сайте Паровоз ИС
- История Северной железной дороги