Перейти к содержанию

Чижов, Фёдор Васильевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фёдор Васильевич Чижов
Фото начала 1870-х годовФото начала 1870-х годов
Дата рождения 27 февраля (11 марта) 1811(1811-03-11)
Место рождения Кострома
Дата смерти 14 (26) ноября 1877(1877-11-26) (66 лет)
Место смерти Москва
Компания Московско-Троицкая железная дорога
Должность председатель правления
Компания Московский купеческий банк
Должность председатель правления
Компания Московское купеческое общество взаимного кредита
Должность председатель правления

Фёдор Васи́льевич Чижо́в (18111877) — русский промышленник, общественный деятель, учёный. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, благотворитель.

Биография

Детство и юность

Фёдор Чижов родился в Костроме в семье выходца из духовного сословия В. В. Чижова (получил право на потомственное дворянство в 1822 году) и У. Д. Чижовой, дочери обедневшего дворянина. Его крёстным был Фёдор Толстой — «Американец». До трёх лет жил в деревне у бабушки близ Галича, затем переселился в Кострому, позднее — в Санкт-Петербург. Учился в 3-й гимназии (выпуск 1829 года), затем поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1829 года участвовал в «святой пятнице» — кружке студентов и выпускников, собиравшихся у Александра Никитенко. В кружке критиковали негативные общественные явления в России с прозападнических позиций.

В 1832 году Чижов окончил университет со степенью кандидата, получив направление на заграничную стажировку с целью приготовления к профессуре. Но ввиду состоявшегося в 1831 году императорского повеления о приостановке командировок русских молодых учёных за границу он принуждён был остаться в Петербурге.

Преподавание в университете

В 1832 году Чижов начал преподавать в качестве адъюнкт-профессора Петербургского университета алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию теней и перспективы и готовить магистерскую диссертацию под руководством академика Михаила Остроградского. Будучи стеснённым в средствах, Чижов занимался репетиторством. В 1836 году Чижов защитил диссертацию «Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры Земли» и получил звание магистра математических наук.

В конце 1830-х годов Чижов напечатал множество статей, рецензий, переводов в области математики, механики, литературы, эстетики и морали. К 1840 году интересы Чижова обращаются к области гуманитарных знаний, в нём пробуждается стремление к общественной значимости, и под предлогом ухудшения здоровья он оставил университет.

Чижов за границей

Благодаря своему знакомству со знатной малороссийской семьёй Галаганов, одного из которых Чижов готовил к поступлению в Петербургский университет, он в 1840 году уехал в их имение Сокиренцы в Малороссии. Изучал социологию и историю искусств, а летом 1841 года уехал в Западную Европу и надолго обосновался в Италии. Там Чижов работал над историей Венецианской республики, которая привлекала его республиканской формой правления.

В 1842 году Чижов жил в центре Рима в одном доме с Николаем Гоголем и Николаем Языковым, сблизился с Александром Ивановым. От Языкова Чижов узнал о славянофильстве как о новом направлении общественной мысли в России.

В 1843 году Чижов совершил пешеходное путешествие из Венеции в её бывшие владения: Истрию, Далмацию и Черногорию. «В продолжение всего этого путешествия я видел пламенное сочувствие ко мне как к русскому… Народ любит русских за веру и за то, что у нас есть много общего в простоте нравов. Черногорье было последним местом, которое совершенно привязало меня к славянам и заставило невольно всем моим понятиям сосредоточиться на этом вопросе, о котором мне до этого не приходило в голову…», — вспоминал Чижов[1].

В 1844 году Чижов выехал в Париж, где познакомился, в частности, с Адамом Мицкевичем, Михаилом Бакуниным. В Париже укрепилось его убеждение в том, что «только простой, ещё не испорченной природе» славян суждено вернуть западноевропейскую цивилизацию к гармонии[2].

Зиму 1844/45 года Чижов провёл в Италии в среде русских художников, где стал неформальным лидером их еженедельных собраний. Он был убеждён, что труд художника — род общественного служения, что необходимо развивать народные начала в творчестве. Чижов считал, что иконопись, выражая чувства религиозной общины, лишена индивидуального своеобразия, личностного переживания и потому наиболее полно и совершенно воплощает присущие русскому народу чувства глубокой религиозности и общинности[3].

Чижов и славянофилы

В 1846 году Чижов возвратился из-за границы. Заехав в Петербург, он отметил, что в городе, «кроме Царя, его семьи и народа, все какого-то космополитического направления»[4], и направился в Москву, где познакомился с кружком славянофилов. Он находил, что русское общество резко разделилось здесь на обожателей своего отечества и западопоклонников. Чижов критиковал московских славянофилов за инертность и за вражду к европейскому. По его мнению, Россия не должна подражать Западу, но применять его достижения творчески, с учётом своеобразия своего исторического развития.

Чижов настойчиво пропагандировал прогрессивный опыт Запада в деле просвещения и распространения научно-технического образования. Он предлагал расширять сеть реальных училищ в стране, открывать доступ к высшему инженерному образованию выходцам из разных сословий, вводить в университетах преподавание технических дисциплин.

Чижов был убеждённым противником монархического образа правления, идеалом политического устройства славян для него была федеративная республика. Он считал необходимым устранение сословных барьеров, сближение с народом. В частности, он выступал за воспитание русских русскими, иначе «многого будут стоить усилия, чтоб <они> в каждом из народа <смогли увидеть> своего собрата, а не животное, не имеющее с ними ничего общего, кроме человеческого образа»[5].

Чижов согласился редактировать журнал «православного, русского направления», позволяющий представить русскую народность «не на словах, а в сущности». В качестве редактора он отправился в южнославянские земли в поисках корреспондентов для журнала, однако по дороге оттуда его задержали жандармы. За тесную связь с московскими и малороссийскими славянофилами Чижову было запрещено проживать в обеих столицах. Издание журнала так и не состоялось.

Ссылка

Оказавшись в ссылке в Малороссии, Чижов решил заняться шелководством. В 1850 году он взял в аренду 60 десятин шелковичных плантаций в Триполье и посвятил себя шелководческой деятельности. В шелководстве он видел «источник вещественного благосостояния всей средне-южной России» и вместе с тем отрасль, «прямо развивающую личность человека»[6]. Соседи-помещики стали заводить у себя в имениях шелководческие хозяйства, опираясь на опыт и помощь Чижова.

Тем не менее шелководство не полностью захватило Чижова, и он стал искать литературных занятий.

Редакторская деятельность

В 1857 году Чижов переехал в Москву и начал редактировать специализированный журнал для предпринимателей «Вестник промышленности». К работе над журналом он привлёк Иван Бабста, несмотря на расхождения во взглядах. По задумке Чижова, авторы «Вестника промышленности» должны стремиться содействовать экономическому росту и процветанию России независимо от своей идейной платформы.

Каждый выпуск журнала включал обозрение промышленности и торговли в России, корреспонденции о положении промышленности и торговли за рубежом (для усвоения опыта), сведения о состоянии и перспективах различных отраслей отечественного предпринимательства, раздел о зарубежных технических открытиях и усовершенствованиях, жизнеописания лиц, ставших известными на поприще промышленности и торговли. С 1860 года выходило еженедельное приложение к «Вестнику промышленности» — газета «Акционер» с материалами более конкретного, частного характера.

В целом издания Чижова защищали интересы русских торгово-промышленных кругов. Они включали статьи, призывавшие инициативнее и шире разрабатывать богатства страны. Читателями были не только купцы и помещики-предприниматели, но и мещане, разночинцы, приказчики, крестьяне. По мнению Ивана Аксакова, купцы любили, уважали, но и боялись Чижова.

В 1861 году Чижов, уязвлённый несвоевременной оплатой подписки на журнал, прекратил его издание. В 1864 году он редактировал экономический отдел газеты «День». Выходили, в частности, статьи, касавшиеся ликвидации бездорожья, исправности и удобства путей сообщения.

В 1866 году группа крупных московских предпринимателей — Тимофей Морозов, Иван Лямин, Козьма Солдатенков — обратилась к Чижову с просьбой начать издание новой политико-экономической еженедельной газеты. В 1867—1868 годах при участии Чижова, руководившего совместно с Бабстом экономическим отделом, выходила газета «Москва» (издатель-редактор газеты — Иван Аксаков).

Железнодорожное строительство

В 1858 году Чижов познакомился с Андреем Дельвигом. Совместно с ним и братьями Шиповыми (костромскими дворянами) он учредил Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое были привлечены откупщики Николай Рюмин и Иван Мамонтов. Предполагалось построить первую частную железную дорогу силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

Первоначально решено было построить дорогу до Сергиева Посада длиной 66 вёрст. Для обоснования выгодности сооружения дороги Чижов организовал группы студентов Московского технического училища для круглосуточного подсчёта всех прохожих и проезжающих по Троицкой дороге в Троице-Сергиеву лавру и обратно. По итогам подсчётов была опубликована статья в «Вестнике промышленности» и направлена записка в Санкт-Петербург. В июле 1858 года получено Высочайшее соизволение на производство изыскательских работ. По инициативе Чижова принята за правило регулярная публикация отчётов правления Общества в газете «Акционер».

Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

В 1870 году была открыта дорога от Сергиева Посада до Ярославля, а в 1872 году — узкоколейная дорога до Вологды.

В 1869 году московские капиталисты образовали товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избрали фёдора Чижова. Он же стал председателем правления дороги после её покупки.

Участие в финансовых предприятиях

Фёдор Чижов был пайщиком, председателем правления созданного в 1866 году Московского купеческого банка[7]. Среди пайщиков банка большинство составляли текстильные фабриканты центральных губерний. В 1869 году под руководством Чижова было открыто Московское купеческое общество взаимного кредита.

Оживление Севера

Одним из предприятий, созданных по инициативе и участии Чижова в середине 1870-х годов, стало Архангельско-Мурманское срочное пароходство по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Через развитие флота Чижов собирался начать хозяйственное освоение северных окраин Европейской России, развить рыбные и звериные промыслы среди поморов, наладить добычу гуано, открыть склад предметов, необходимых для промыслов и хозяйства поморов, основать Северный банк в Коле. Однако предприятие наладилось уже после смерти Чижова.

Экономические взгляды

По мнению Чижова, русский народ формировался медленно и самобытно, в отличие от народов Западной Европы. При этом в природе нет скачков, поэтому залог процветания России — постепенное развитие.

Чижов придерживался протекционистских взглядов: «Все, защищая свободу торговли, ссылаются на Англию, но промышленность в Англии расцвела при покровительственной системе»[8]. Вероятно, эти взгляды отчасти были сформированы благодаря участию Чижова в железнодорожном строительстве.

Когда один народ сравнительно с другим беднее капиталами, механическими средствами, хорошими опытными рабочими, окружён множеством неблагоприятных, но устранимых условий, то ему можно легко помочь покровительством народному труду. Так везде делалось, делается везде и теперь, и нигде ещё в Европе этого не отвергают. Единственный вопрос, который может здесь возникнуть, — это вопрос о размерах покровительства[9].

Чижов считал, что зарубежные капиталисты и специалисты наносят вред отечественной промышленности. Так он отзывался об опыте железнодорожного строительства Главным обществом российских железных дорог:

Французы просто грабили Россию, строили скверно вследствие незнания ни климата, ни почвы и того невыносимого презрения, которое они питали к русским инженерам[10].

По мнению Чижова, «хорошие специалисты найдут себе и дома довольно дела»[11]. В одной из передовых статей газеты «Акционер» он прямо говорил:

Мы нуждаемся в действительных капиталах и дельных промышленниках, а не в заезжих проходимцах, действующих с заднего крыльца, добывающих себе, пользуясь случаем и невежеством, монополии, и вместо внесения капиталов поглощающих наши собственные средства[12].

Чижов критиковал чрезмерную централизацию в управлении страной, возлагая большие надежды на развитие земств. В 1856 году он писал:

Нынешняя война указала нам слабые наши стороны, недостатки нашего управления, происходящие большей частью от излишней его централизации, которая обратила администрацию в весьма сложный механизм, вовсе не соответствующий духу народа и его потребностям… судьба торговли и промышленности у нас в руках чиновников, наименее способных понимать их нужды и потребности[13].

Не дело министров и петербургского правительства вообще быть законодателями; инициатива, предложение законов должны идти от страны, от земства… И только быть… согласовываемы с общими государственными законами и утверждаемы правительством. Пока этого не будет, для каждого нового закона страна будет tabula rasa, на которой черти что угодно…[14].

В 1877 году, толкуя слухи о подготовке конституции, Чижов писал: «…сущность конституции будет тоже турецкая: при конституционной форме — полный разгул произвола… <не лучше ли> мало-помалу расширять права земства и его самостоятельность, дать возможность распоряжаться земским хозяйством, приходами и расходами. Это было бы вернее и надёжнее»[15].

Чижов, с одной стороны, выступал за скорейшую отмену крепостного права, с другой стороны, считал необходимым вовлекать предпринимателей в управление страной, убеждал промышленников и купцов, что они образуют собой новую общественную силу и призывал их к общественной активности и сплочённости.

Чижов являлся сторонником равномерного развития регионов Российской империи:

Чем свободнее и шире будет у нашего народонаселения право переходить с одного места на другое, из городов в сёла, из сёл в города, тем ровнее можно распределяться народному труду… Это — главное и могучее условие в развитии и умножении народного богатства[16].

Поясняя учреждение Беломорского и Северо-Двинского акционерного общества, приступившего к разработке богатств Севера, Чижов указывал:

Устройство общества… должно радовать, как доказательство, что деятельность и предприимчивость проявляются не в одних столицах, которые до сих пор почти исключительно работали и за себя, и за провинции. Подобная сосредоточенность, вредная во всех отношениях, в особенности вредна в деле промышленности тем именно, что, стягивая все силы и выгоды к одним центрам, препятствует образованию в провинциях… новых капиталов, останавливает… дальнейшее развитие отдалённых от столиц краёв… Многочисленным областям России… пора… пробудиться и приступить к промышленной деятельности[17].

Наследие

Костромское среднее механико-техническое училище имени Чижова. 1910-е. Фото Д. И. Пряничникова

Весь свой основной капитал Чижов завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений. Два ремесленных училища должны были быть построены в Костроме: низшее химико-техническое и среднее механико-техническое. Ещё три низших училища, построенных в Кологриве, Чухломе и в Галиче или Макарьеве, должны были выпускать высококвалифицированных рабочих-ремесленников. Училища были открыты в 1892—1897 годах.

Плата за обучение в низшем училище составляла 3 руб. в год, в среднем училище — 30 руб. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных училищных средств [18]. Чижовские училища имели первоклассное оборудование и превосходный состав педагогов, преподавателей набирали из выпускников столичных высших учебных заведений, а лучших учащихся посылали на стажировку за границу. Выпускников охотно принимали на работу казённые и частные предприятия. Сейчас в здании механико-технического училища находится Костромской энергетический техникум им. Ф. В. Чижова.

Кроме того, Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и при нём учебное родовспомогательное заведение.

Память

  • Имя Ф. В. Чижова носит Костромской энергетический техникум (ранее химико-технологический), расположенный в здании Промышленного училища, выстроенного по его завещанию.
  • Имя Фёдора Чижова носит электропоезд ЭД4М-0387. До 2016 года название принадлежало рейсу фирменного поезда, выполняемого указанным составом, после перекраски электропоезда в совмещëнную ливрею РЖД-РЭКС имя Чижова указывается только на электронных маршрутоуказателях на головных вагонах. В первые месяцы работы маршрута это имя носил состав ЭМ2-030 (аренда), однако после возвращения электропоезда в депо Домодедово он был его лишён.
  • На Севере имя Ф. В. Чижова носило небольшое грузо-пассажирское судно (фото хранится в АОНБ им. Н. А. Добролюбова).
  • В Костромской области действует сеть аптек «Аптека Чижова», несмотря на то, что Чижов никогда не имел отношения к аптечному делу.
  • В 2011 году в Костроме заложен камень в основание памятнику Фёдору Васильевичу Чижову.
  • На Павелецком направлении курсирует ЭМ2-030 "Фёдор Чижов" (на Ярославском заменён на ЭД4М-0387, см. ниже)

Прочие сведения

  • Чижов носил бороду и отмечал по этому поводу: «Борода моя дала мне много способов прямее и лучше смотреть на ход вещей, потому что все были со мной запросто, мужики рассказывали все подробности их быта и их промышленности, что меня очень занимало»[19].
  • По мнению биографа Инны Симоновой, Чижов имел внебрачную дочь от К. В. Маркевич, при родах которой мать умерла. Именно в связи с этим Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и учебное родовспомогательное заведение[20].
  • Чижов был близко знаком с Николаем Гоголем, стал душеприказчиком его наследства и редактором его полного собрания сочинений. Его прах покоится в Москве, на кладбище Данилова монастыря. Ранее рядом находилась могила Гоголя. В 1930 году Данилов монастырь был закрыт, а кладбище ликвидировано. Останки Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище.
  • До последних лет жизни Чижов жил очень скромной жизнью, в частности, друзья замечали ему, что «не мешало бы всероссийскому управляющему разных выгодных предприятий хотя бы обить мебель новой клеёнкой»[21].
  • Чижов выдвигал вариант железной дороги Иваново — Юрьевец вместо Иваново — Кинешма[22].

Примечания

  1. Симонова, с. 50.
  2. Симонова, с. 58.
  3. Симонова, с. 74.
  4. Симонова, с. 86.
  5. Симонова, с. 163.
  6. Симонова, с. 116—117.
  7. Список лиц, изъявивших желание участвовать в Московском купеческом банке… // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — СПб.: Тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1868. — Т. XLI, отделение второе, приложения, 1866, № 43360. — С. 360.
  8. Симонова, с. 137.
  9. Симонова, с. 184.
  10. Симонова, с. 152.
  11. Симонова, с. 164.
  12. Симонова, с. 153.
  13. Симонова, с. 131.
  14. Симонова, с. 193.
  15. Симонова, с. 194.
  16. Симонова, с. 88.
  17. Симонова, с. 161.
  18. Чижовские училища в Костроме.
  19. Симонова, с. 112.
  20. Симонова, с. 290.
  21. Симонова, с. 204.
  22. Железной дорогой до Юрьевца. Сайт города Юрьевец (недоступная ссылка). www.yurevets37.ru. Дата обращения: 21 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.

Литература