Линия МЦД-5

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
     Ярославско-Павелецкий диаметр
Общая информация
Страна Россия
Расположение Москва, Московская область
Тип пригородный поезд
Состояние проектируется
Конечные станции ПушкиноДомодедово
Сайт mcd.mosmetro.ru/mcd-5
Обслуживание
Дата открытия 2027-2028 год
Подчинение АО «ЦППК»
Город управления Москва
Технические данные
Протяжённость 80 км
Ширина колеи 1520 мм
Тип электрификации 3000 В (контактная сеть)

Шаблон:Пушкино — Домодедово

Линия МЦД-5 (также — Яросла́вско-Павеле́цкий диаметр или Пятый диаметр[1]) — пятая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2027-2028 годах. Маршрут, пролегая через территорию Москвы, соединит Ярославское и Павелецкое направления Московской железной дороги и свяжет подмосковные города Мытищи, Пушкино, Королёв (Болшево), Фрязино, Щелково на севере и Видное и Домодедово на юге[2]. На схемах и указателях будет обозначаться кодом МЦД-5 и цветом «зелёный луг» (цвет травы и листьев)[3]. На сегодняшний день прохождение центральной части маршрута неизвестно, проектные работы продолжаются[4].

Ярославское направление (Москва—Пушкино)

13 января 2020 года было открыто движение по пятому главному пути на участке Москва — Мытищи протяженностью 18 км, 7 сентября 2020 года — по 4 главному пути на отрезке МытищиПушкино протяжённостью 8,5 км[5]. Программа дальнейшей модернизации Ярославского направления МЖД также предусматривает и строительство третьего пути на участке Мытищи — Подлипки-Дачные. Всего в ходе модернизации уже было построено 46 км новых путей, произведена реконструкция 16 км существующих путей, были реконструированы 4 станции и 11 остановочных пунктов. Были построены 6 новых пассажирских платформ, на остановочных пунктах Маленковская, Тарасовская, Клязьма и Мамонтовская были реконструированы 4 уже существующих платформы[6].

Павелецкое направление (Москва—Домодедово)

Никаких масштабных строительных работ на участке Москва — Домодедово Павелецкого направления по состоянию на 1 октября 2020 года не ведётся, кроме строительства дороги от 3-го Дорожного проезда до улицы Бехтерева (вблизи пересечения с Курским направлением, где расположится будущий совмещенный остановочный пункт Котляково МЦД-5 и МЦД-2)[7]. Кроме того, был переименован ряд остановочных пунктов: 1 апреля 2019 года остановочный пункт ЗИЛ был переименован в Тульскую; остановочный пункт Москва-Товарная после реконструкции на станции, проводившейся с 5 сентября 2017 года по 2 декабря 2019 года, был открыт как Дербеневская; 20 февраля 2020 года остановочный пункт Нижние Котлы был переименован в Нагатинскую, так как он имеет пересадку на станцию метро «Нагатинская»[8]; 24 марта 2021 года станция Коломенское переименована в Варшавскую[9].

Центральная часть

Ожидается, что проектная документация пятого диаметра с уточнённым прохождением центральной части маршрута будет готова после 2024 года[10].

Наземные варианты маршрута

Первоначально основным рассматриваемым наземным вариантом центральной части маршрута являлся вариант, согласно которому после платформы Бирюлёво-Товарная Павелецкого направления маршрут должен был перейти на пути Курского направления и от платформы Царицыно до платформы Новохохловская пройти параллельно маршруту МЦД-2[11]. После Новохохловской предполагалось прохождение маршрута по существующим путям железнодорожной ветки, проходящей через грузовую станцию Новопролетарская (Грайвороново), далее вблизи выхода станции метро Стахановская, через железнодорожную платформу Горьковского направления МЖД Чухлинка и станцию МЦК Андроновка, с выходом на Электрозаводскую. После Электрозаводской по Митьковской соединительной ветке центральная часть маршрута должна была выйти на станцию Москва-III Ярославского направления. Очевидным недостатком данного варианта являлось то, что огромный участок Павелецкого направления от Бирюлево до Павелецкого вокзала не вошел бы в МЦД-5.

Альтернативным вариантом маршрута являлся вариант, при котором МЦД-5 проходил бы почти до Павелецкого вокзала и после станции Москва-Товарная-Павелецкая через тоннель либо мост через Москву-реку выходил бы на заброшенную Симоновскую ветку[12]. В этом случае прохождение маршрута осуществлялось бы в виде соединения через станции: Москва-Товарная-Павелецкая — законсервированный парк Симоново — бывшая станция Бойня с использованием путевого развития станций Новопролетарская и Старопролетарская (в некоторых источниках фигурирует как «станция Грайвороново (платформа МЦД-5)») — Ветвей № 15 и 16 Люблино — Андроновка и Люблино — Угрешская, а также безымянной ветви Люблино — Южный порт — Угрешская, находящиеся по состоянию на октябрь 2020 в состоянии электрификации, но не для проекта МЦД-5, а для обеспечения транзитного движения Юг — Черкизово[13]. Прохождение маршрута предполагалось вблизи выхода станции метро Стахановская, через железнодорожную платформу Горьковского направления МЖД Чухлинка и станцию МЦК Андроновка, с выходом на Электрозаводскую. Несмотря на активное обсуждение, официальная трассировка данного варианта маршрута никогда не была опубликована.[неавторитетный источник?]

Еще одним рассматриваемым вариантом маршрута был обход центра Москвы с западной стороны с помощью многоуровневой развязки в районе Москва-Сити, но детали данного варианта также не были официально опубликованы. В конце 2021 года разработка проектов наземного прохождения МЦД-5 была завершена. По итогам рассмотрения проектов ни один из них не был утвержден, и решение о прохождении центральной части маршрута было отложено до 2024 года. 28 декабря 2021 года начальник МЖД Михаил Глазков заявил, что конкретное решение по связи Павелецкого и Ярославского направлений будет принято после 2024 года, а до этого времени будет продолжаться развитие этих радиальных направлений по отдельности[10]. В тот же день мэр Москвы Сергей Собянин подтвердил намерение запустить 5-й диаметр МЦД в 2025—2026 годах[14].

Подземные варианты маршрута

В 2022 году активизировались работы по проектированию варианта подземного прохождения центральной части маршрута МЦД-5. 24 февраля того же года первый заместитель ОАО «РЖД» Олег Тони на встрече с преподавателями и студентами Российского университета транспорта рассказал о глубоком вводе как об одном из вариантов соединения двух направлений[15]. 26 мая года мэр столицы Сергей Собянин заявил, что участок МЦД-5 между Павелецким и Ярославским вокзалами может пройти в подземном тоннеле в центре Москвы[16]. В июле начаты предпроектные работы для определения целесообразности прокладки тоннеля с участием проектных институтов и РЖД[17]. В августе была опубликована неофициальная перспективная карта НИИ «Мостранспроект», согласно которой участок между Павелецким и Ярославским вокзалами предлагается соединить подземным тоннелем с одной промежуточной подземной станцией «Китай-город» с пересадкой на одноимённые станции Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий метрополитена[2]. Кроме того, на той же карте обозначено, что на севере, за Мытищами, пятый диаметр разделится на три линии — до Пушкино, до Фрязино и до Щёлково.

Примечания

  1. МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Новая линия наземного метро.. mcd.mosmetro.ru. Дата обращения: 22 октября 2019. Архивировано 14 октября 2019 года.
  2. 2,0 2,1 Появилась карта развития метро и МЦД до 2030 года. Москвич Mag (11 августа 2022). Дата обращения: 11 августа 2022.
  3. Номера выходов, яркие линии на транспортных схемах и удобные указатели: какой будет навигация на МЦД. Сайт Москвы (25 августа 2019). Дата обращения: 26 августа 2019. Архивировано 26 августа 2019 года.
  4. Тоннель через центр города с четырьмя станциями могут построить для МЦД-5. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (18 ноября 2022). Дата обращения: 18 ноября 2022.
  5. На Ярославском направлении Московской железной дороги открыли дополнительный четвертый путь на участке Мытищи – Пушкино. www.rzd.ru (7 сентября 2020). Дата обращения: 7 сентября 2020. Архивировано 22 июля 2021 года.
  6. Дополнительный пятый путь на участке Москва — Мытищи откроют для движения поездов 13 января. mzd.rzd.ru (12 января 2020). Дата обращения: 12 января 2020.
  7. Новая железнодорожная станция появится на Павелецком направлении МЖД. Кашира.Ру (30 сентября 2020). Дата обращения: 30 сентября 2020.
  8. Переименована платформа Нижние Котлы. uao.mos.ru (21 февраля 2020). Дата обращения: 21 февраля 2020. Архивировано 4 ноября 2020 года.
  9. Три станции МЖД получат новые названия. ЦППК (1 марта 2021). Дата обращения: 1 марта 2021. Архивировано 1 марта 2021 года.
  10. 10,0 10,1 Проект МЦД-5 разработан, но будет окончательно утвержден после 2024 года. ТАСС (28 декабря 2021). Дата обращения: 28 декабря 2021. Архивировано 30 декабря 2021 года.
  11. Схема МЦД-5. Дата обращения: 29 апреля 2022. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  12. МЦД-5 через Симоновскую ветку - реально ли? (4 августа 2020). Дата обращения: 4 августа 2020.
  13. «В контакте». Электронный Журнал "Транспортная Инфраструктура"
  14. МЦД-5 планируется запустить в 2025–2026 годах. Москва24 (28 декабря 2021). Дата обращения: 28 декабря 2021.
  15. Заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Олег Тони прочел лекцию для студентов РУТ (МИИТ) | РУТ (МИИТ). Официальный сайт Российского университета транспорта | РУТ (МИИТ). Дата обращения: 20 января 2023.
  16. МЦД-5 может пройти в подземном тоннеле в центре Москвы. РИА Новости (26 мая 2022). Дата обращения: 26 мая 2022.
  17. Маршрут пока не построен. В компании изучат возможность создания тоннеля под центром Москвы для запуска МЦД-5. Gudok.ru (15 июля 2022). Дата обращения: 15 июля 2022.

Ссылки