Подводные лодки типа «Щука»
Подводные лодки типа «Щука» | |
---|---|
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии | |
Основные характеристики | |
Тип корабля | Средняя ДЭПЛ |
Обозначение проекта | Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис |
Разработчик проекта | Техническое бюро №4 |
Главный конструктор | Б. М. Малинин |
Скорость (надводная) | 11,6 - 14 узлов |
Скорость (подводная) | 8,5 узлов |
Предельная глубина погружения | 90 м |
Автономность плавания | 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная |
Экипаж | 41 (37) человек |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 578 т |
Водоизмещение подводное | 704,5-706 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
57 м |
Ширина корпуса наиб. | 6,2 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
3,8-3,9 м |
Силовая установка | |
Двухвинтовая дизель-электрическая:
|
|
Вооружение | |
Артиллерия | 1—2 45-мм пушки 21-К |
Минно-торпедное вооружение |
Носовые ТА: 4x533 мм; кормовые ТА: 2x533 мм. Боекомплект 10 торпед |
ПВО | 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК |
Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. «Щуки» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35 % потопленного и повреждённого тоннажа противника[1].
За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.
Численность серий
Всего было построено 86 лодок всех серий, в том числе:
Проект | Год | Количество |
---|---|---|
Серия III | 1932 | 4 лодки |
Серия V | 1933 | 12 лодок |
Серия V-бис | 1933 | 13 лодок |
Серия V-бис-2 | 1933 | 14 лодок |
Серия X | 1935 | 32 лодки |
Серия X-бис | 1938 | 11 в строю + 2 лодки недостроены и разобраны |
Некоторые «Щуки» были достроены только после войны. Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:
- «Щ-1xx» — Тихоокеанский флот,
- «Щ-2xx» — Черноморский флот,
- «Щ-3xx» — Балтийский флот,
- «Щ-4xx» — Северный флот.
Серия III
Подводные лодки серии III «Щука» — первый тип средних подводных лодок, построенных в СССР. Проектирование четырёх подводных лодок этой серии проводилось параллельно с проектированием подводных лодок проекта I «Декабрист».
«Щука» — средняя полуторакорпусная подлодка, прочный корпус которой был разделён на 6 отсеков. Основные отличительные особенности: повышенная манёвренность, большая живучесть.
Щ-304 — стала первой подводной лодкой, построенной на заводе «Красное Сормово».[2]
Все «Щуки» III-й серии несли службу на Балтийском флоте. Во время Великой Отечественной войны три из четырёх лодок погибли.
Представители
Обозначение | Название | Место постройки | Заводской № | Дата закладки | Дата спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Щ-301 | до 15.09.34 «Щука» | Балтийский завод № 189, Ленинград | 199 | 5 февраля 1930 | 1 декабря 1930 | 11 октября 1933 | 28 августа 1941 | Подорвалась на минах |
Щ-302 | до 15.09.34 «Окунь» | Балтийский завод № 189, Ленинград | 200 | 5 февраля 1930 | 6 ноября 1931 | 11 октября 1933 | 11-14 ноября 1942 | Подорвалась на минах[3] |
Щ-303 | до 15.09.34 «Ёрш» | Балтийский завод № 189, Ленинград | 201 | 5 февраля 1930 | 6 ноября 1931 | 15 ноября 1933 | списана в 1950-х годах | |
Щ-304 | «Язь», «Ударник», до 15.09.34 «Комсомолец» | Красное Сормово № 112, Горький Балтийский завод № 189, Ленинград |
550/1 | 23 февраля 1930 | 2 мая 1931 | 15 августа 1934 | 29 октября 1942 | Подорвалась на минах[4][5] |
Серия V
Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III. Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.
Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.
Представители
Обозначение | Название | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Щ-101 | до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» | 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | 25 декабря 1932, Дальзавод № 202, Владивосток | 22 сентября 1933 | 2 июня 1952 | В 1942 году переоборудована в подводный минный заградитель. |
Щ-102 | до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» | 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград | 19 апреля 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 22 сентября 1933 | 17 августа 1953 | |
Щ-103 | до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» | 20 марта 1932, им. А. Марти № 194, Ленинград | май 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 27 октября 1933 | 15 июня 1939 | В 1935 году штормом выброшена на камни, впоследствии не восстанавливалась. |
Щ-104 | до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» | 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | май 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 5 ноября 1933 | 17 августа 1953 | |
Щ-105 | до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» | 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | август 1933, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 5 ноября 1933 | 17 августа 1953 | |
Щ-106 | до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» | 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград | май 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 26 ноября 1933 | 27 декабря 1956 | Предположительно использовалась как УТС до 1997 года. |
Щ-107 | до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» | 27 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград | май 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 27 ноября 1933 | 26 июня 1954 | |
Щ-108 | до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» | 1 апреля 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | июль 1933, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 21 декабря 1933 | 10 сентября 1952 | |
Щ-109 | до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» | 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград | август 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 апреля 1934 | 17 августа 1953 | |
Щ-110 | до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» | 20 марта 1932, Северная верфь № 190, Ленинград | октябрь 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 мая 1934 | 11 сентября 1954 | |
Щ-111 | до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» | 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | июль 1933, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 11 сентября 1934 | 17 августа 1953 | |
Щ-112 | до 15.09.34 «Пескарь» | 20 марта 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | апрель 1933, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 11 сентября 1934 | 17 августа 1953 |
Серия V-бис
Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.
Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению «Щук» динамо-реактивными орудиями калибра 102 мм на серии III и 152,4 мм на серии V. 20 мая 1934 года зам. начальника РККА И.М.Лудри утвердил тактико-техническое задание на дооборудование «Щук» серии V в транспортные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.
Представители
Обозначение | Название | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Щ-113 | до 15.09.34 «Стерлядь» | 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград | 12 декабря 1933, Дальзавод № 202, Владивосток | 11 сентября 1934 | 11 сентября 1954 | |
Щ-114 | до 15.09.34 «Севрюга» | 10 октября 1932, им.А.Марти № 194, Ленинград | 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 11 сентября 1934 | 12 декабря 1955 | |
Щ-115 | до 15.09.34 «Скат» | 19 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 10 октября 1934 | 11 сентября 1954 | |
Щ-116 | до 15.09.34 «Осётр» | 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград | 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 11 января 1935 | 11 сентября 1954 | |
Щ-117 | до 15.09.34 «Макрель» | 9 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | 15 апреля 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 декабря 1934 | 15 декабря 1952 | |
Щ-118 | до 15.09.34 «Кефаль» | 10 октября 1932, Балтийский завод № 189, Ленинград | 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 декабря 1934 | 17 февраля 1956 | |
Щ-119 | до 15.09.34 «Белуга» | 12 мая 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград | 7 мая 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 2 февраля 1935 | 17 февраля 1956 | |
Щ-120 | до 15.09.34 «Навага» | 2 апреля 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград | июнь 1934-го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск | 30 января 1935 | 17 февраля 1956 | |
Щ-201 | до 15.09.34 «Сазан» | 14 августа 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград | 3 апреля 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 5 августа 1935 | 29 декабря 1955 | |
Щ-202 | до 15.09.34 «Сельдь» | 3 сентября 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград | 25 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 3 сентября 1935 | 17 февраля 1956 | |
Щ-203 | до 15.09.34 «Камбала» | 10 марта 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 мая 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 4 сентября 1935 | 26 августа 1943 | |
Щ-305 | до 15.09.34 «Линь» | ноябрь 1932-го, им.А.Марти № 194, Ленинград | 31 декабря 1933, им.А.Марти № 194, Ленинград | 3 декабря 1934 | 5 ноября 1942 | |
Щ-308 | до 15.09.34 «Сёмга» | 10 ноября 1932, Красное Сормово № 112, Горький | 28 апреля 1933, Красное Сормово № 112, Горький | 14 ноября 1935 | 20 октября 1942 |
Серия V-бис 2
Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).
Представители
Обозначение | Название | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Щ-121 | до 15.09.34 «Зубатка» | 20 декабря 1933, им. А.Марти № 194, Ленинград | 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля 1935 | 26 июня 1954 | |
Щ-122 | до 15.09.34 «Сайда» | 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля 1935 | 26 июня 1954 | |
Щ-123 | до 15.09.34 «Угорь» | 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград | 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 30 апреля 1935 | 26 июня 1954 | |
Щ-124 | до 15.09.34 «Палтус» | 22 декабря 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 29 декабря 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 29 сентября 1935 | 26 июня 1954 | |
Щ-125 | до 15.09.34 «Муксун» | 20 декабря 1933, им. А. Марти № 194, Ленинград | 26 августа 1934, Дальзавод № 202, Владивосток | 15 мая 1936 | 17 августа 1953 | |
Щ-204 | до 15.09.34 «Минога» | 15 июня 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград | 31 декабря 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 30 декабря 1935 | 6 декабря 1941 | |
Щ-205 | до 15.09.34 «Нерпа» | 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 6 ноября 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 ноября 1936 | 11 сентября 1954 | |
Щ-206 | до 15.09.34 «Нельма» | 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 1 февраля 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 14 августа 1936 | 9 июля 1941 | |
Щ-207 | до 15.09.34 «Касатка» | 5 января 1934, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 23 марта 1935, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 ноября 1936 | 11 сентября 1954 | |
Щ-306 | до 15.09.34 «Пикша» | 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 августа 1935 | 13 ноября 1942 | |
Щ-307 | до 15.09.34 «Треска» | 6 ноября 1933, Балтийский завод № 189, Ленинград | 1 августа 1934, Балтийский завод № 189, Ленинград | 4 августа 1935 | 23 апреля 1948 | |
Щ-309 | до 15.09.34 «Дельфин» | 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький | 14 ноября 1935 | 3 марта 1949 | |
Щ-310 | до 15.09.34 «Белуха» | 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький | 20 августа 1936 | 17 августа 1953 | |
Щ-311 | до 15.09.34 «Кумжа» | 6 ноября 1933, Красное Сормово № 112, Горький | 10 апреля 1935, Красное Сормово № 112, Горький | 21 августа 1936 | 12 октября 1942 |
Серия X
Серия включает в себя 32 подводных лодки (9 для Тихоокеанского, по 8 для Северного и Черноморского, 7 для Балтийского флотов).
Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.
Серия X-бис
Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.
Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.
Представители
Обозначение | Дата и место закладки | Дата и место спуска на воду | Вступление в строй | Окончание службы | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
Щ-135 | 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 21 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток | 1 сентября 1941 | 3 апреля 1958 | |
Щ-136 | 26 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 27 апреля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток | 5 сентября 1941 | 3 апреля 1958 | |
Щ-137 | 31 августа 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 1 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток | 18 ноября 1941 | 3 апреля 1958 | |
Щ-138 | 28 октября 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 22 июля 1940, Дальзавод № 202, Владивосток | 30 декабря 1941 | 18 июля 1942 | |
Щ-216 | 23 июля 1939, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 30 мая 1940, им. 61 коммунара № 200, Николаев | 17 августа 1941 | 16 февраля 1944 | |
Щ-405 | 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 16 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград | 7 июня 1941 | 13 июня 1942 | |
Щ-406 | 31 декабря 1938, им. А. Марти № 194, Ленинград | 17 декабря 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград | 7 июня 1941 | 1 июня 1943 | |
Щ-407 | 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград | 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград | 10 сентября 1941 | 17 февраля 1956 | |
Щ-408 | 23 апреля 1939, им. А. Марти № 194, Ленинград | 4 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград | 10 сентября 1941 | 24 мая 1943 | |
Щ-411 | 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград | 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград | 21 июля 1945 | 29 марта 1957 | |
Щ-412 | 29 июня 1940, им. А. Марти № 194, Ленинград | 31 мая 1941, им. А. Марти № 194, Ленинград | 21 июля 1945 | 12 февраля 1960 |
Недостроенные корабли
17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке лодок возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.
Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413 и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.
См. также
Примечания
- ↑ Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 159. — 176 с. — (Арсенал коллекция). — ISBN 978-5-699-25285-5.
- ↑ Первая сормовская «Щука», sormovich.nnov.ru, № 11 Март 2008 . Дата обращения: 23 декабря 2008. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Георгий Тадтаев. В Финском заливе обнаружили погибшую советскую подлодку Щ-302 «Окунь» . РБК (5 мая 2019). Дата обращения: 17 мая 2020. Архивировано 19 апреля 2021 года.
- ↑ Морозов, М. Э. Подвиг подплава Балтийского флота. Боевые действия в Финском заливе. 1943 г.. — М.: Центрполиграф, 2019. — 319 с. — ISBN 978-5-227-08708-9.
- ↑ «Язь», «Ударник», баржа №550, «Комсомолец» (бортовой № 44), Щ-304 Тип «Щ» III серии . deepstorm.ru. Дата обращения: 30 мая 2020. Архивировано 8 ноября 2004 года.
Литература
- Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 176 с. — (Арсенал коллекция). — ISBN 978-5-699-25285-5.
- Смирнов Г. «Щуки» выходят в море // Рассказы об оружии. — М. : Детская литература, 1976. — С. 128-136. — 158 с. : ил. — 75 000 экз. — ББК С 50.
- Тарас А. Е. Вторая мировая война на море. — Мн.: Харвест, 2003. — 640 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 985-13-1707-1.
- Трусов Г. М. Устройство подводных лодок типа «Щ» III, V, V-бис, V-бис-2 и Х серий. — Л., 1945.
Ссылки
- Щуки на Deepstorm.ru:
- Тип Щ серии III на morflot.tsi.ru
- Щука на book.uraic.ru