Щ-130

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Щ-130»
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Находка
Спуск на воду 20 апреля 1935
Выведен из состава флота 17 февраля 1956
Современный статус разделана на металл
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДПЛ
Обозначение проекта «Щука», серия X
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 8 узлов
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 37 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 592 т
Водоизмещение подводное 715 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
58,5 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,9 м
Вооружение
Артиллерия 2 45-мм орудия 21-К, 1000 выстрелов
Минно-торпедное
вооружение
Носовые ТА: 4x533 мм,
кормовые ТА: 2x533 мм
Боекомплект (торпед): 10
ПВО 2 пулемёта

«Щ-130» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии X проекта Щ — «Щука».

История корабля

Лодка была заложена 7 августа 1934 года на заводе № 194 «имени А. Марти» в Ленинграде, в 1935 году в виде секций перевезена по железной дороге на завод № 202 «Дальзавод» во Владивостоке, спущена на воду 8 июня 1935 года, 11 декабря 1936 года вошла в состав 34 дивизиона 3 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием в Находке.

Служба

Начало ВОВ встретила в составе 12-го дивизиона подводных лодок 1 отдельной дивизии подводных лодок ТОФ в Находке.

31 августа 1943 года во время ночных торпедных стрельб в заливе Америка из-за нарушения командиром «Щ-128» правил навигации «Щ-128» на полной скорости нанесла таранный удар в борт «Щ-130». Командир «Щ-130» В. Стеценко, видя неизбежность удара, успел задраить люк рубки и отдать команду «Аварийная тревога». В результате столкновения лодка получила пробоину размером 1 метр на 30 сантиметров в прочном корпусе и затонула на глубине 38 метров, зарывшись кормой на 6 метров в ил. В аварийном кормовом отсеке остались старшина группы трюмных Иван Сидорович Орлов и старшина 2-й статьи Василий Носик. Воздушный пузырь, оставшийся в затопленном смесью воды и топлива отсеке некоторое время позволял им дышать и, ныряя, закрыть клапаны осушения трюма. Когда подошло спасательное судно «Находка» и к лодке спустились водолазы стало ясно, что на подъём корабля потребуется не менее пяти часов и надежда на спасение двух запертых моряков пропала. 2 сентября «Щ-130» была поднята. После инцидента экипаж «Щ-130» перевели на черноморский флот, а экипаж «Щ-128» попросил перевести его в полном составе на «Щ-130» для устранения последствий аварии. Через полгода «Щ-130» была отремонтирована и вернулась в строй.

Начало боевых действий против Японии 9 августа 1945 года «Щ-130» встретила в составе 12 дивизиона 4 бригады подводных лодок с базированием в Находке. В боевых действиях не участвовала.

10 июня 1949 года переименована в «С-130».

9 ноября 1956 года выведена из боевого состава флота, поставлена на консервацию.

29 марта 1957 года разоружена и отправлена на перестройку в учебно-тренировочную станцию.

17 апреля 1957 года переименована в «УТС-71».

5 октября 1958 года исключена из списка судов.

31 декабря 1958 года расформирована, отправлена на разоружение, демонтаж и разделку на металл.

Командиры лодки

Ссылки

Литература