Щ-215

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Щ-215»
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Севастополь
Спуск на воду 11 января 1937
Выведен из состава флота 29 декабря 1955
Современный статус разделана на металл
Награды и почести Советская гвардия
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДПЛ
Обозначение проекта «Щука», серия X
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 8 узлов
Рабочая глубина погружения 95 м
Предельная глубина погружения 105 м
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 37 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 592 т
Водоизмещение подводное 715 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
58,5 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,9 м
Вооружение
Артиллерия 2 45-мм орудия 21-К, 1000 выстрелов
Минно-торпедное
вооружение
Носовые ТА: 4x533 мм,
кормовые ТА: 2x533 мм
Боекомплект (торпед): 10
ПВО 2 пулемёта

«Щ-215» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии X проекта Щ — «Щука». Лодка стала самой результативной черноморской «Щукой», уцелевшей в годы войны, и была удостоена гвардейского звания.

История корабля

Лодка была заложена 27 марта 1935 года на заводе № 200 «Имени 61 коммунара» в Николаеве, заводской номер 1039, спущена на воду 11 января 1937 года, 30 августа 1938 года вступила в строй, 21 апреля 1939 года вошла в состав Черноморского флота.

Служба

На 22 июня 1941 года «Щ-215» входила в 4-й дивизион 1-я бригады подводных лодок Черноморского флота, базировавшийся в Севастополе.

В годы войны «Щ-215» совершила 14 боевых и один транспортный поход, произвела 8 торпедных атак с выпуском 24 торпед, потопила пять судов.

  • 18 ноября 1941 года торпедной атакой потоплен турецкий транспорт «Енидже» (428 брт).
  • с 28 июня по 3 июля 1942 года совершала транспортный рейс в осаждённый Севастополь, но из-за обстрела и интенсивной бомбёжки груз доставить не смогла.
  • 30 августа 1943 года у Босфора торпедной атакой потоплен турецкий транспорт «Тисбе» (1 782 брт) с контрабандным грузом хромовой руды для Германии.
  • 15 ноября 1943 года торпедной атакой потоплена БДБ F-592.
  • 27 марта 1944 года безрезультатная атака 4 торпедами по транспорту «Тотила» и сопровождающему его охотнику UJ-117.
  • 22 июля 1944 года удостоена гвардейского звания.
  • 5 августа 1944 года артиллерийским огнём уничтожена турецкая шхуна «Мефкуре» (53 брт), на которой, по словам командира, находилось до 200 вооружённых людей. В некоторых иностранных источниках указано, что на шхуне было 306 евреев-переселенцев, бежавших в Палестину из Европы. Пять человек продержались на воде до утра, когда их подобрало проходящее мимо судно.
  • 24 августа 1944 года торпедной атакой уничтожена болгарская шхуна «Вита» (240 брт), ставшая последней победой черноморских подводников в ВОВ.

29 декабря 1955 года разоружена и исключена из состава флота в связи с отправкой на утилизацию. 18 января 1956 года расформирована и впоследствии разделана на металл на базе «Главвторчермета» в Инкермане.

Командиры лодки

Литература

Ссылки