Щ-139

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Щ-139
Щ-315, Щ-423
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Полярный, бухта Владимир
Спуск на воду 27 апреля 1935
Выведен из состава флота 29 марта 1957
Современный статус списана
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДПЛ
Обозначение проекта «Щука», серия X
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 8 узлов
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 37 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 592 т
Водоизмещение подводное 715 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
58,5 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,9 м
Вооружение
Артиллерия 2 45-мм орудия 21-К, 1000 выстрелов
Минно-торпедное
вооружение
Носовые ТА: 4x533 мм,
кормовые ТА: 2x533 мм
Боекомплект (торпед): 10
ПВО 2 пулемёта

«Щ-139» (Щ-315, Щ-423) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии X проекта Щ — «Щука».

История корабля

Лодка была заложена 17 декабря 1934 года на заводе № 112 «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде под заводским номером 85, строилась из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе. Спущена на воду 27 апреля 1935 года.

Служба

5 декабря 1937 года вошла в состав Балтийского флота под обозначением Щ-315. В мае-июне 1939 года перешла на Северный флот, переименована в Щ-423.

С 5 августа по 17 октября 1940 года первой из подводных лодок СССР осуществила межтеатровый переход по Севморпути, с Северного флота на Тихоокеанский флот, в ходе экспедиции особого назначения ЭОН-10. Командовал кораблём в походе капитан 3-го ранга И. М. Зайдулин[1]. Лодка прошла 7227 миль, из них 682 мили во льдах.[2][3]

На ТОФ базировалась на бухту Золотой Рог.

В 1942 году переименована в Щ-139.

25 апреля 1945 года на стоящей у пирса № 2 в бухте Северная Щ-139 прогремел взрыв. Четыре человека погибли, лодка получила две пробоины прочного корпуса в 7-м отсеке и села на грунт. Причиной взрыва была диверсия, которую устроил командир минно-торпедной боевой части лейтенант Ефимов. 7 мая Щ-139 была поднята и отправлена в ремонт. Могилы погибших подводников находятся в селе Весёлый Яр.

Начало боевых действий против Японии (с 9 августа 1945) Щ-139 встретила в составе 2-го отдельного дивизиона подводных лодок с базированием на бухту Владимир. В боевых действиях не участвовала.

  • 10 июня 1949 года переименована в С-139.
  • 9 ноября 1956 года выведена из боевого состава флота, поставлена на консервацию.
  • 29 марта 1957 года отправлена на разоружение, демонтаж и разделку на металл; 1 октября 1957 расформирована. Корпус не был разобран по крайней мере до начала 1990-х.

Примечания

  1. Чефонов И. Сквозь туманы, льды и штормы (К 70-летию первого в истории перехода подводной лодки Северным морским путём). // Морской сборник. — 1990. — № 10. — С.71—74.
  2. Бочарова А. Л. Август в военной истории. // Военно-исторический журнал. — 2010. — № 8.
  3. Ковалёв С. Переходы советских лодок по Севморпути. // Морской сборник. — 2008. — № 1. — С. 78—84.

Литература

  • Платонов А. В. Энциклопедия советских подводных лодок 1941—1945. — М.: АСТ, 2004. — С. 183-184. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-024904-7.
  • Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 163. — 176 с. — (Арсенал коллекция). — ISBN 978-5-699-25285-5.

Ссылки