Подводные лодки типа «Малютка»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ДПЛ типа М — «Малютка»
Основные характеристики
Тип корабля малая подводная лодка
Обозначение проекта серии VI, VI-бис, XII, XV
Разработчик проекта ОКТБ-2
Главный конструктор
Скорость (надводная) 13 узлов / 14 узлов [1]
Скорость (подводная) 7 узлов / 7,8 узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 60 м
Автономность плавания 7 суток / 10 суток
Экипаж 36 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 157 т / 208 т
Водоизмещение подводное 197 т / 258 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
36,9 м / 45 м
Ширина корпуса наиб. 3,13 м / 3,50 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,58 м / 2,85 м
Силовая установка
Дизель-электрическая, одновальная. Дизель 685 л. с. / 800 л. с., электродвигатель 235 л. с. / 400 л. с.
Вооружение
Артиллерия 45-мм /46 полуавтоматическое орудие21-К, 195 снарядов
Минно-торпедное
вооружение
2 носовых торпедных аппарата без запасных торпед

Подводные лодки типа М — «Малютка» — тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны, самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе в этот период. Подлодки типа «М» активно участвовали в Великой Отечественной войне. Предназначенные для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника и во вражеских гаванях. Всего было построено 153 подводные лодок типа М, из них 78 до войны, 22 во время войны и 53 XV серии после войны.

История создания

В начале 1930-х годов советским правительством было принято решение о создании и усилении Тихоокеанского флота. В связи с трудностями, возникающими при транспортировке кораблей (лодок типов «Щука» и «Ленинец») по железной дороге в разобранном виде и их последующей сборке, было принято решение о проектировании класса малых подводных лодок, которые бы в собранном виде вписывались в железнодорожный габарит, что позволяло бы свободно перевозить их по железной дороге.

Разработкой проекта занимался А. Н. Асафов, инженер Техбюро № 4, разрабатывавший ранее подводные лодки типа «Правда». За основу при проектировании была взята подводная лодка «Минога», имевшая водоизмещение около 120 тонн.

20 марта 1932 года Реввоенсовет СССР утвердил проект малой подводной лодки серии VI, названной «Малютка».

Серия VI

VI серия
М-1 серии VI в Амурском заливе, 1934 год

Головная лодка проекта была заложена 29 августа 1932 года. Корпуса лодок делались клёпаными, несмотря на предложение А. Н. Асафова использовать электросварку. Лодки показали скорость ниже проектной (около 5 узлов), время погружения около 80 секунд, что было больше чем у лодок других классов, недостаточную мореходность. Для улучшения характеристик лодки была создана специальная комиссия, обследовавшая головную лодку проекта и предложившая ряд конструктивных изменений, в частности было принято изначальное предложение проектировщика делать корпус сварным, таким образом, «Малютки» стали первыми в мире цельносварными подводными лодками. Также, были внесены изменения в систему наполнения и опустошения балластных цистерн. Последние лодки серии строились с учётом предложений комиссии, которые позволили увеличить скорость лодки до проектных значений и улучшить время погружения в полтора раза.

Всего было построено 30 лодок, 28 из которых (М-1.. М-28) вошли в состав ТОФ и были отправлены на Дальний Восток в период с 1 декабря 1933 года по 30 ноября 1934 года. Две последние лодки серии остались на Черноморском флоте для подготовки подводников. Все лодки строились в Николаеве, на заводах № 198 (бывший «Наваль») и № 200 (бывший «Руссуд»), тихоокеанские достраивались и вводились в строй во Владивостоке, на заводе № 202.

Представители серии VI

Название Место постройки Заводской № Дата закладки Дата спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
М-1 завод № 198,
завод № 202
237 3 октября 1932 9 апреля 1933 26 апреля 1934 28 ноября 1950
М-2 завод № 200,
завод № 202
243 29 августа 1932 8 апреля 1933 28 апреля 1934 28 ноября 1951 Головная лодка серии, ПЗС-14
М-3 завод № 198,
завод № 202
236 2 ноября 1932 8 июня 1933 22 мая 1934 28 ноября 1951 ПЗС-15
М-4 завод № 200,
завод № 202
241 1 апреля 1933 16 июня 1933 2 июня 1934 18 января 1951
М-5 завод № 200,
завод № 202
245 1933 29 октября 1933 6 июня 1934 28 ноября 1950
М-6 завод № 200,
завод № 202
244 1933 29 октября 1933 6 июня 1934 28 ноября 1950 После списания — кабинет боевой подготовки
М-7 завод № 200,
завод № 202
242 19 апреля 1933 5 августа 1933 6 июня 1934 18 января 1951
М-8 завод № 198,
завод № 202
238 31 октября 1932 11 августа 1933 5 июля 1934 28 ноября 1950 В 1934 году затонула, поднята.
М-9 завод № 198,
завод № 202
240 10 января 1933 27 сентября 1933 5 июля 1934 28 ноября 1950
М-10 завод № 200,
завод № 202
246 1933 24 августа 1933 5 июля 1934 28 ноября 1950 После списания служила для тренировок водолазов
М-11 завод № 198,
завод № 202
252 16 мая 1933 29 ноября 1933 5 июля 1934 28 ноября 1950
М-12 завод № 198,
завод № 202
253 26 мая 1933 2 декабря 1933 5 июля 1934 8 сентября 1951
М-13 завод № 198,
завод № 202
254 7 июня 1933 21 декабря 1933 14 июля 1934 28 ноября 1950
М-14 завод № 200,
завод № 202
248 1933 26 декабря 1933 10 июля 1934 28 ноября 1950 После списания служила для тренировок водолазов
М-15 завод № 200,
завод № 202
247 1933 26 декабря 1933 14 июля 1934 28 ноября 1950 После списания служила для гидроакустических тренировок
М-16 завод № 198,
завод № 202
260 5 августа 1933 28 декабря 1933 22 июля 1934 28 ноября 1950
М-17 завод № 198,
завод № 202
257 16 июля 1933 27 декабря 1933 21 июля 1934 28 ноября 1950
М-18 завод № 198,
завод № 202
259 18 июля 1933 24 декабря 1933 22 июля 1934 28 ноября 1950
М-19 завод № 198,
завод № 202
258 20 июля 1933 14 мая 1934 29 августа 1934 28 ноября 1950 В 1948 году затонула после столкновения с М-12, погибло 3 человека.
М-20 завод № 198,
завод № 202
262 25 августа 1933 17 марта 1934 23 сентября 1934 28 ноября 1950
М-21 завод № 198,
завод № 202
263/566 17 сентября 1933 20 марта 1934 23 сентября 1934 28 ноября 1950
М-22 завод № 198,
завод № 202
264/567 6 октября 1933 15 мая 1934 10 октября 1934 28 ноября 1950 После списания использовалась для подготовки аварийно-спасательной службы
М-23 завод № 200,
завод № 202
250 1933 16 мая 1934 10 октября 1934 31 мая 1946 В октябре 1944 года отправлена на Чёрное море
М-24 завод № 198,
завод № 202
265 21 октября 1933 1 июня 1934 10 октября 1934 31 мая 1946 В октябре 1944 года отправлена на Чёрное море
М-25 завод № 198,
завод № 202
251 1933 16 июня 1934 18 ноября 1934 31 мая 1946 В октябре 1944 года отправлена на Чёрное море
М-26 завод № 200,
завод № 202
249 1933 14 апреля 1934 10 октября 1934 28 ноября 1950 В октябре 1944 года отправлена на Чёрное море.
М-27 завод № 198,
завод № 202
255 14 июня 1933 23 июля 1934 31 декабря 1934 31 мая 1946 В октябре 1944 года отправлена на Чёрное море.
М-28 завод № 198,
завод № 202
256 12 июля 1933 21 июня 1934 16 июля 1935 28 ноября 1950 В октябре 1944 года отправлена на Чёрное море.
М-51 завод № 198 239 17 ноября 1932 22 мая 1933 9 сентября 1934 28 ноября 1950 До 1934 года — М-7, в 1934 году — М-61
М-52 завод № 198 261 15 августа 1933 13 декабря 1933 9 сентября 1934 28 июля 1945 в 1934 году — М-62

Серия VI-бис

VI-бис серия
Подводная лодка серии VI-бис на марке Почты России, 2005

13 августа 1933 года было принято решение о постройке 20 «Малюток» по усовершенствованному проекту. Лодки получили дополнительную цистерну быстрого погружения, электрическое управление носовыми горизонтальными рулями, улучшенный гребной винт, были улучшены обводы боевой рубки и кормовой части. Скорость лодок возросла до 13,2/7,16 узлов, автономность составила 10 суток. Строительство серии осуществлялось в Ленинграде на заводе «Судомех», 5 лодок, в Николаеве на заводах № 198 (бывший «Руссуд»), 12 лодок, и № 200 им. 61 коммунара (бывший «Наваль»), 3 лодки. Переправленные из Николаева в Ленинград подводные лодки достраивались на заводе № 190.

Все подводные лодки серии VI-бис вошли в строй к концу 1936 года. 12 лодок вошли в состав Балтийского флота, 6 — в составе Тихоокеанского флота, таким образом, количество бригад подводных лодок в ТОФ увеличилось до четырёх, 2 — в составе Черноморского флота.

Представители серии VI

Название Место постройки Заводской № Дата закладки Дата спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
М-43 «Судомех» 58 2 февраля 1934 10 июня 1935 6 ноября 1934 1953 Предыдущие названия: М-61, М-71, М-82. В 1954 году передана в Китай, переименована в 205.
М-44 «Судомех» 60 10 марта 1934 15 июля 1935 27 ноября 1935 1953 Предыдущие названия: М-63, М-73, М-84. В 1954 году передана в Китай, переименована в 200.
М-45 завод № 198 294 29 мая 1934 29 апреля 1935 4 ноября 1935 1953 Предыдущие названия: М-82, М-77, М-85. В 1954 году передана в Китай, переименована в 201.
М-46 завод № 198 301 29 августа 1934 25 мая 1935 4 ноября 1935 1953 Предыдущие названия: М-83, М-78, М-86. В 1954 году передана в Китай, переименована в 202.
М-47 завод № 198 287 10 февраля 1934 23 декабря 1934 10 июня 1935 1953 Предыдущее название: М-53. В 1954 году передана в Китай, переименована в 203.
М-48 завод № 200 1047 25 марта 1935 20 ноября 1935 19 октября 1936 1953 Предыдущее название: М-56. В 1954 году передана в Китай, переименована в 204.
М-54 завод № 200 1045 20 декабря 1934 15 сентября 1935 14 октября 1936 1944 Предыдущее название: М-53. Осталась на Чёрном море.
М-55 завод № 200 1046 25 марта 1935 20 ноября 1935 17 октября 1936 1944 Предыдущее название: М-54. Осталась на Чёрном море.
М-71 завод № 198,
завод № 190
289 10 марта 1934 31 декабря 1934 24 августа 1935 1941 Предыдущее название: М-77. Взорвана в Либаве.
М-72 завод № 198,
завод № 190
288 10 марта 1934 23 декабря 1934 24 августа 1935 1944 Предыдущее название: М-76.
М-73 завод № 198,
завод № 190
291 10 марта 1934 5 января 1935 24 августа 1935 1944 Предыдущее название: М-79.
М-74 завод № 198,
завод № 190
290 10 марта 1934 31 декабря 1934 24 августа 1935 1944 Предыдущее название: М-78.
М-75 завод № 198,
завод № 190
292 10 марта 1934 5 февраля 1935 24 августа 1935 1944 Предыдущее название: М-80.
М-76 завод № 198,
завод № 190
293 10 марта 1934 8 февраля 1935 24 августа 1935 1944 Предыдущее название: М-81.
М-77 «Судомех» 61 10 марта 1934 21 марта 1936 19 июня 1936 1949 Предыдущие названия: М-64, М-74, М-85. В 1943 году несла службу на Ладоге.
М-78 «Судомех» 62 20 марта 1934 21 марта 1936 19 июня 1936 1941 Предыдущие названия: М-65, М-75, М-86. Торпедирована немецкой U-144.
М-79 завод № 198,
завод № 190
302 25 августа 1934 15 сентября 1935 15 июля 1936 1949 Предыдущее название: М-84. В 1943 году несла службу на Ладоге.
М-80 завод № 198,
завод № 190
303 25 августа 1934 15 сентября 1935 15 июля 1936 1941 Предыдущее название: М-85. Взорвана в Либаве.
М-81 завод № 198,
завод № 190
304 25 августа 1934 15 сентября 1935 15 июля 1936 1941 Предыдущее название: М-85. Погибла на мине.
М-83 «Судомех» 59 10 февраля 1934 1 июня 1935 8 ноября 1935 1941 Предыдущие названия: М-62, М-72. Обороняла Либаву, после исчерпания боезапаса затоплена экипажем.

Серия XII (проект 40)

XII серия

Возможности по улучшению характеристик подводных лодок первых двух серий были жёстко ограничены их габаритами и, как следствие, лимитом водоизмещения. После того, как расчётами была доказана возможность безопасной перевозки лодок по железной дороге при увеличении длины на 20 % и ширины на 10 %, что в сумме давало возможность увеличения водоизмещения на 40 %, была начата разработка нового проекта, получившего № 40 и принятого на вооружение как «серия XII». Конструктором этого нового проекта, первоначально названного М-III, стал П. И. Сердюк. Рост водоизмещения до 206/256 тонн позволил улучшить многие характеристики кораблей, поэтому несмотря на сохранение состава вооружения и одновальной установки подводные лодки серии XII оказались гораздо более боеспособными кораблями. На этих лодках начали устанавливать модернизированные дизельные двигатели 38К8, мощность которых выросла с 650 до 800 л. с. при 600 оборотах в минуту.

Серия состояла из 46 лодок. 28 из них вошли в строй до войны. Балтийский флот получил 9 подводных лодок, Черноморский — 10, Северный — 6, Тихоокеанский — 3. Ещё 18 подводных лодок были переданы флоту уже в годы войны. Строительство серии велось на заводе № 112 в Горьком (32 лодки). и на заводе «Судомех» в Ленинграде (14 лодок). Некоторые лодки достраивались в Николаеве на заводе № 198, в Молотовске на заводе № 402, в Баку и Астрахани на заводе № 638, или в Мурманске на судоремонтном заводе Севморпути в посёлке Роста.

Представители серии XII

Название Место постройки Заводской № Дата закладки Дата спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
М-30 завод № 112 255 20 января 1938 5 октября 1939 31 июля 1940 1952 Предыдущие названия: М-61, М-58. После списания использовалась как учебная лаборатория.
М-31 завод № 112 258 31 августа 1938 25 февраля 1940 31 октября 1940 1942 Предыдущие названия: М-64, М-61. Погибла в районе острова Фидониси. На 2022 год не найдена.
М-32 завод № 112 259 31 августа 1938 26 февраля 1940 31 октября 1940 1953 Предыдущие названия: М-65, М-62. Макет М-32 экспонируется в Верхней Пышме.
М-33 завод № 112 260 31 августа 1938 23 июня 1940 18 декабря 1940 1942 Предыдущие названия: М-66, М-63. Погибла на минах. Обнаружена при подготовке подъёма М-60 и поднята вместе с ней в 1951 году.
М-34 завод № 112 268 22 февраля 1939 23 июня 1940 31 декабря 1940 1941 Предыдущие названия: М-67, М-64. Погибла в районе Констанцы. На 2022 год не обнаружена.
М-35 завод № 112 269 22 февраля 1939 20 августа 1940 31 января 1941 1956 Предыдущие названия: М-68, М-65. Гвардейская. После списания — ПЗС-16.
М-36 завод № 112 270 22 февраля 1939 20 августа 1940 23 февраля 1941 1944 Предыдущие названия: М-69, М-66. Погибла в районе Кобулети. На 2022 год не обнаружена.
М-49 завод № 112 9686, 248 26 июня 1937 25 января 1939 27 июля 1939 1941 Предыдущие названия: М-57. Головная лодка серии. Погибла под Владивостоком. На 2022 год не обнаружена.
М-58 завод № 112 9695/2, 251 25 октября 1937 28 апреля 1939 27 сентября 1939 1941 Предыдущие названия: М-55. Погибла в районе Констанцы. Предположительно обнаружена в 2015 году, на 2022 год окончательное опознание не произведено.
М-59 завод № 112 9695/1, 250 25 октября 1937 13 июня 1939 3 июня 1940 1941 Предыдущие названия: М-56. Погибла в районе Сулины. На 2022 год не обнаружена.
М-60 завод № 112 9695/3, 252 25 октября 1937 28 августа 1939 31 мая 1940 1941 Предыдущие названия: М-57. Погибла в районе Тендеровской косы. В 1948 году обнаружена, в 1951 году поднята.
М-62 завод № 112 253 20 января 1938 5 октября 1939 31 июля 1940 1953 Предыдущие названия: М-59.
М-63 завод № 112 254 20 января 1938 5 октября 1939 31 июля 1940 1941 Предыдущие названия: М-60. Погибла под Владивостоком. На 2022 год не обнаружена.
М-90 завод № 196 91 27 июня 1936 28 ноября 1937 21 июня 1938 1954 В 1938 году затонула в результате тарана, четыре подводника погибли. Поднята и повторно введена в строй.
М-92 завод № 196 92 5 сентября 1936 4 августа 1938 в строй не вводилась 1951 Предыдущие названия: С.92, Р-1. Опытовая лодка по проектам РЕДО, ЕД-ВВД.
М-94 завод № 196 118 25 декабря 1938 11 сентября 1939 20 ноября 1939 1941 Торпедирована немецкой U-140, 8 человек погибли. Обнаружена в 2019 году в районе острова Хийумаа.
М-95 завод № 196 119 25 декабря 1938 11 сентября 1939 20 ноября 1939 1942 Пропала без вести в районе Гогланда. Обнаружена в 1989 году, опознана в 2004 году, обстоятельства гибели выяснены после погружений в 2015 году.
М-96 завод № 112 9685, 247 26 июля 1937 20 июля 1938 16 октября 1939 1944 Предыдущие названия: М-98. Пропала без вести в районе Лавенсаари. Обнаружена в 2020 году в Нарвском заливе.
М-97 завод № 112 9699, 249 26 июля 1937 20 июля 1938 10 октября 1939 1942 Предыдущие названия: М-99. Пропала без вести в районе Гогланда. Обнаружена в 1990 году к югу от Хельсинки.
М-98 завод № 196 120 22 июня 1939 15 апреля 1940 10 июля 1940 1941 Предыдущие названия: М-96. Пропала без вести в районе Гогланда. На 2022 год не обнаружена.
М-99 завод № 196 121 26 июня 1939 15 апреля 1940 3 июля 1940 1941 Предыдущие названия: М-97. Потоплена немецкой подводной лодкой U-149. На 2022 год не обнаружена.
М-102 завод № 196 136 15 мая 1940 12 октября 1940 5 декабря 1940 1953 После списания переименована в КБП-30, использовалась для тренировки водолазов.
М-103 завод № 196 137 31 мая 1940 12 октября 1940 5 декабря 1940 1941 Погибла в районе острова Осмуссаар. Обнаружена в 1999 году.
М-104 «Ярославский комсомолец» завод № 112
завод № 402
301 30 сентября 1940 24 сентября 1942 10 февраля 1943 1960 После 1953: КБП-27, УТС-32. Затонула в 1958 году в Баку, поднята, утилизирована. С 2014 года копия рубки экспонируется в Ярославле.
М-105 «Челябинский комсомолец» завод № 112
завод № 402
302 30 октября 1940 30 октября 1942 20 февраля 1943 1955 В 1944 году перевезена с СФ на ЧФ. В 1950 году получила противогидролокационное покрытие.
М-106 «Ленинский комсомол» завод № 112
завод № 402
303 30 октября 1940 9 октября 1942 15 марта 1943 1943 Погибла в районе Конгс-фьорда. На 2022 год не обнаружена.
М-107 «Новосибирский комсомолец» завод № 112
СРЗ ГУ Севморпути
304 30 октября 1940 16 декабря 1942 24 июня 1943 1956 После 1953: ПЗС-17. С 1956 года служила для тренировок водолазов. Корпус остаётся на дне Балаклавской бухты.
М-108 завод № 112
СРЗ ГУ Севморпути
305 30 октября 1940 9 января 1943 20 июля 1943 1944 Погибла в районе Конгс-фьорда. На 2022 год не обнаружена.
М-111 завод № 112 275 25 октября 1939 31 декабря 1940 3 июля 1941 1954 После 1953: ПЗС-18.
М-112 завод № 112 276 25 октября 1939 31 декабря 1940 30 июня 1941 1953 После списания обеспечивала подготовку 6 МРП ЧФ.
М-113 завод № 112 277 25 октября 1939 31 декабря 1940 2 июля 1941 1957 После 1953: КБП-28, УТС-35, использовалась в учебных целях
М-114 завод № 112
завод № 202
280 27 ноября 1939 7 мая 1941 25 октября 1941 1953 В 1944 году перевезена с ТОФ на ЧФ.
М-115 завод № 112
завод № 202
281 27 ноября 1939 7 мая 1941 20 сентября 1941 1954 В 1944 году перевезена с ТОФ на ЧФ. После 1953: КБП-29
М-116 завод № 112
завод № 202
282 27 ноября 1939 31 декабря 1940
31 декабря 1940
15 октября 1941 1956 В 1944 году перевезена с ТОФ на ЧФ. После 1953: ПЗС-19
М-117 завод № 112
завод № 198
287 29 октября 1940 12 февраля 1941
29 июня 1941
28 октября 1941 1956 В 1944 году перевезена с ТОФ на ЧФ. После 1953: ПЗС-19
М-118 завод № 112
завод № 198
288 29 октября 1940 12 февраля 1941
30 июня 1941
28 октября 1941 1942 Погибла в районе мыса Бурнас. На 2022 год не обнаружена.
М-119 завод № 112
завод № 638
завод № 402
292 28 мая 1940 26 июня 1941
26 июля 1942
22 октября 1942 1954 В 1944 году перевезена с СФ на ЧФ. После 1953: ПЗС-20
М-120 завод № 112
завод № 198
289 28 января 1940 29 июня 1941 8 ноября 1942 1953
М-121 завод № 112
завод № 638
290 28 мая 1940 19 августа 1941 31 октября 1942 1942 Погибла в районе Варангер-фьорда. На 2022 год не обнаружена.
М-122 завод № 112
завод № 638
291 28 мая 1940 12 февраля 1941
1 августа 1941
31 октября 1942 1943 Погибла в районе Варангер-фьорда. На 2022 год не обнаружена.
М-171 завод № 196 88 10 сентября 1936 10 июля 1937 11 декабря 1937 1960 Предыдущее название: М-87. В 1943 году перестроена в подводный минный заградитель по проекту 604. Гвардейская. В 1945 году перешла с СФ на БФ. После 1953: СТЖ-16, УТС-65.
М-172 завод № 196 89 17 июня 1936 23 июля 1937 11 декабря 1937 1943 Предыдущее название: М-88. Краснознамённая. Гвардейская. Погибла в районе Варангер-фьорда. На 2022 год не обнаружена.
М-173 завод № 196 90 27 июня 1936 9 октября 1937 22 июня 1938 1942 Предыдущее название: М-89. Погибла в районе Вардё. На 2022 год не обнаружена.
М-174 завод № 196 105 29 мая 1937 12 октября 1937 24 октября 1938 1943 Предыдущее название: М-92. Погибла в районе Варангер-фьорда. На 2022 год не обнаружена.
М-176 завод № 196 107 29 мая 1937 12 октября 1937 11 октября 1938 1942 Предыдущее название: М-93. Погибла в районе Варангер-фьорда. На 2022 год не обнаружена.

Серия XV (проект 96)

XV серия
Пять подводных лодок серии XV в составе ВМС Польской народной республики, 1960-е годы.

Автором проекта был Ф. Ф. Полушкин. По его проекту лодка имела полуторакорпусную конструкцию: в булях, выполненных по аналогии с типом «Щ», разместились вынесенные из корпуса лодки балластные цистерны, освободив дефицитное пространство, улучшив обитаемость и экипаж до 28 человек. Для транспортировки лодки железнодорожным транспортом були снимались. Лодка стала двухвальной, что существенно повысило живучесть. Автономность плавания увеличилась до 15 суток, дальность плавания в надводном положении — 3000 миль, в подводном положении — 85 миль. Увеличение длины до 49,5 метра привело к увеличению надводной скорости до 14-15,5 узла, однако подводная скорость даже снизилась (с 7-8 узлов у серии XII до 7-6 узлов). Вооружение лодок увеличилось вдвое — в носу они несли четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата[2][3].

Головная лодка серии XV была заложена 31 марта 1940 года на заводе № 112, 4 февраля 1941 года спущена на воду. Всего построено 57 лодок, однако за время войны в строй вступили только четыре из них (М-200 — М-203). Ещё одна лодка (М-219) не была достроена, а строительство ещё 21 лодки было отменено до закладки. Серия почти целиком была построена в Ленинграде на заводе № 196. Одиннадцать лодок из построенных были заложены в Горьком на заводе № 112, но все они были переданы либо в Ленинград на завод № 196, либо в Молотовск на завод № 402. Лодки из Молотовска впоследствии также передавались в Ленинград для достройки, и на заводе № 402 в итоге осталось лишь две лодки, из которых была полностью достроена одна. Ряд «Малюток» серии XV в послевоенные годы был передан военно-морским флотам Болгарии, Польши, Египта и Китая.

Представители серии XV

Название Место постройки Заводской № Дата закладки Дата спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
М-200 «Месть» завод № 196
завод № 638
122 31 марта 1940 4 февраля 1941 20 марта 1943 1958 В 1945 году переведена с СФ на БФ. В 1956 году затонула в результате тарана, поднята, использовалась как учебная, переименована в УТС-69.
М-201 завод № 196
завод № 638
123 31 марта 1940 4 февраля 1941 16 апреля 1943 1955 В 1945 году переведена с СФ на БФ.
М-202 завод № 196
завод № 638
138 25 мая 1940 15 июля 1941 19 февраля 1944 1954, 1959 Носила название «Рыбник Донбасса». В 1944 году переведена с Каспия на ЧФ. В болгарском флоте называлась 41.
М-203 завод № 196
завод № 638
139 31 октября 1940 7 июля 1941 28 октября 1944 1954, 1959 Носила название «Иркутский рыбак». В 1944 году переведена с Каспия на ЧФ. В болгарском флоте называлась 42.
М-204 завод № 196
завод № 638
140 31 октября 1940 17 июля 1946 25 июня 1947 1954 В 1944 году переведена с Каспия на ЧФ. В болгарском флоте называлась 43.
М-205 завод № 196 141 30 декабря 1940 10 ноября 1946 22 июля 1947 1958
М-206 завод № 196 142 31 декабря 1940 26 апреля 1947 30 сентября 1947 1958 После списания использовалась как зарядная станция.
М-207 завод № 196 147 июль 1941 Заказ аннулирован. Разобраны на стапеле.
М-208 завод № 196 148
М-209 завод № 196 149
М-210 завод № 196 150 Готовились к закладке, отменены.
М-211 завод № 196 151
М-212 завод № 196 152
М-213 завод № 196 153
М-214 завод № 112
завод № 402
113/306 31 мая 1941 24 сентября 1946 14 августа 1948 1959 Единственная лодка, достроенная в Молотовске. В 1948 году перешла с СФ на БФ.
М-215 завод № 112
завод № 402
завод № 196
114/307/289 30 апреля 1941 22 июля 1947 31 октября 1947 1960
М-216 завод № 112
завод № 402
завод № 196
115/308/290 30 апреля 1941 26 июля 1947 5 ноября 1947 1962 После 1960: ПЗС-41. После списания использовалась для тренировки водолазов.
М-217 завод № 112
завод № 402
завод № 196
116/309 30 апреля 1941 26 июля 1947 10 ноября 1947 1960
М-218 завод № 112
завод № 402
завод № 196
117/310 30 апреля 1941 10 сентября 1947 10 ноября 1947 1960
М-219 завод № 112
завод № 402
118/311 30 апреля 1941 Не достраивалась. Использовалась как плавучее нефтехранилище на заводе № 402.
М-220 завод № 196 309 Готовились к закладке, отменены.
М-220 завод № 196 309
М-221 завод № 196 310
М-222 завод № 196 311
М-223 завод № 196 1
М-224 завод № 196 2
М-225 завод № 196 3
М-226 завод № 196 4
М-227 завод № 196 5
М-228 завод № 196 6
М-229 завод № 196 7
М-230 завод № 196 8
М-231 завод № 196 9
М-232 завод № 196 10
М-233 завод № 196 11
М-234 завод № 112
завод № 196
353 20 июня 1941 25 апреля 1948 31 июля 1948 1958
М-235 завод № 112
завод № 196
354 20 июня 1941 25 апреля 1948 25 августа 1948 1960
М-236 завод № 112
завод № 196
355 19 февраля 1947 19 июня 1948 19 октября 1948 1954 В 1954—1965 годах служила в ВМС ПНР как ORP Krakowiak.
М-237 завод № 112
завод № 196
373 15 марта 1947 27 июля 1948 29 ноября 1948 1965 В 1950 году перевезена с БФ на ЧФ. После 1960: ПЗС-10. Предположительно корпус сохранился как ствол водолазной башни в Севастополе.
М-238 завод № 112
завод № 196
374 25 апреля 1947 21 августа 1948 7 декабря 1948 1960
М-239 завод № 196 375 7 июня 1947 2 октября 1948 14 июля 1949 1960 В 1950—1955 годах служила на ЧФ.
М-240 завод № 196 376 27 августа 1948 22 ноября 1948 30 июля 1949 1961 В 1950—1955 годах служила на ЧФ. После списания передана ДОСААФ Москвы как учебная. Списанный корпус сохранялся на берегу Химкинского водохранилища до начала 1980-х.
М-241 завод № 196 377 31 августа 1948 30 декабря 1948 30 июля 1949 1958 В 1950 году перевезена с БФ на ЧФ. После списания использовалась для подготовки спасателей. Корпус лежит на глубине 187 метров в районе мыса Херсонес.
М-242 завод № 196 378 30 сентября 1948 30 марта 1949 30 июля 1949 1960 В 1950—1955 годах служила на ЧФ.
М-243 завод № 196 379 31 октября 1948 30 апреля 1949 31 августа 1949 1960 В 1950 году перевезена с БФ на ЧФ. После списания служила как ПЗС-26. В 1961—1970 годах — учебная при ДОСААФ в Астрахани.
М-244 завод № 196 380 24 ноября 1948 1 июля 1949 1 октября 1949 1960 В 1950 году перевезена с БФ на ЧФ. После списания служила как ПЗС-30. С 1960 года — учебная при ДОСААФ в Киеве. В конце 1960-х корпус затоплен в Каневском водохранилище. На 2022 год не обнаружена.
М-245 завод № 196 381 30 ноября 1948 30 июня 1949 31 октября 1949 1955 В 1955—1966 годах — в составе ВМС ПНР как ORP Kujawiak. Затоплена в 1966 году как мишень для авиации. На 2013 год лежала на глубине 5 метров, рубка торчала из воды.
М-246 завод № 196 382 25 января 1949 24 июля 1949 16 ноября 1949 1955 В 1955—1966 годах — в составе ВМС ПНР как ORP Kurp, затем как ORP Mazowsze.
М-247 завод № 196 383 14 февраля 1949 31 августа 1949 22 ноября 1949 1960 В 1950 году перевезена с БФ на ЧФ. После списания — ПЗС-6, использовалась для боевой подготовки. Предположительно корпус сохранился как основание водолазной башни в Севастополе.
М-248 завод № 196 384 24 февраля 1949 26 сентября 1949 23 ноября 1949 1960 В 1950 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-249 завод № 196 385 25 апреля 1949 30 октября 1949 31 декабря 1949 1960 В 1950 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-250 завод № 196 386 28 июня 1949 28 ноября 1949 2 июня 1950 1960 В 1950 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-251 завод № 196 387 23 сентября 1949 22 декабря 1949 25 июня 1950 1960 В 1950 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-252 завод № 196 388 22 октября 1949 26 марта 1950 10 июля 1950 1960 В 1950 году перевезена с БФ на ТОФ. В 1959 году выброшена на скалы штормом, 7 человек погибло.
М-253 завод № 196 389 9 ноября 1949 30 марта 1950 29 июля 1950 1961 В 1950 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-270 завод № 196 500 23 декабря 1949 24 апреля 1950 29 июля 1950 1954 В 1954—1965 годах — в составе ВМС ПНР как ORP Podhalanin, затем как ORP Slazak. Затоплена в Гданьской бухте на глубине 31 метр, на 2017 год — место погружений дайверов.
М-271 завод № 196 501 31 января 1950 30 апреля 1950 28 августа 1950 1957 В 1960-х годах — в составе ВМС Египта. В 1971 году утилизирована.
М-272 завод № 196 502 25 февраля 1950 13 июня 1950 11 сентября 1950 1960 В 1960-х годах: ПЗС-2.
М-273 завод № 196 503 18 марта 1950 20 июля 1950 28 сентября 1950 1963 В 1950 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-274 завод № 196 504 29 апреля 1950 18 сентября 1950 31 октября 1950 1954 В 1954—1965 годах — в составе ВМС ПНР как ORP Mazur.
М-275 завод № 196 505 25 мая 1950 23 сентября 1950 15 ноября 1950 1961 В 1950 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-276 завод № 196 506 28 июня 1950 17 октября 1950 25 декабря 1950 1954 В 1951 году перевезена с БФ на ТОФ, в 1954 году передана ВМС КНР. Служила до 1963 или 1968 года.
М-277 завод № 196 507 31 июля 1950 декабрь 1950 24 мая 1951 1954 В 1951 году перевезена с БФ на ТОФ, в 1954 году передана ВМС КНР. Служила до 1963 или 1968 года.
М-278 завод № 196 508 31 августа 1950 19 января 1951 28 мая 1951 1955 В 1951 году перевезена с БФ на ТОФ, в 1955 году передана ВМС КНР. Служила до 1963 или 1968 года.
М-279 завод № 196 509 12 октября 1950 10 февраля 1951 9 июня 1951 1955 В 1951 году перевезена с БФ на ТОФ, в 1955 году передана ВМС КНР. Служила до 1963 или 1968 года.
М-280 завод № 196 510 20 декабря 1950 14 февраля 1951 21 июля 1951 1961 В 1951 году перевезена с БФ на ТОФ. После списания использовалась для учёбы.
М-281 завод № 196 619 4 февраля 1951 29 апреля 1951 23 августа 1951 1966 В 1951 году перевезена с БФ на ТОФ. В 1958 году при учебной торпедной атаке приняла воду, легла на грунт, успешно всплыла.
М-282 завод № 196 620 11 марта 1951 12 июня 1951 14 сентября 1951 1966 В 1951 году перевезена с БФ на ТОФ. С 1962 года в резерве.
М-283 завод № 196 621 2 апреля 1951 3 июля 1951 30 сентября 1951 1963 В 1951 году перевезена с БФ на ТОФ. В 1953—1956 годах несла экспериментальное резиновое покрытие.
М-284 завод № 196 622 3 мая 1951 11 августа 1951 31 октября 1951 1963 В 1951 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-285 завод № 196 623 31 мая 1951 14 сентября 1951 12 февраля 1952 1961 В 1954 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-286 завод № 196 624 29 июня 1951 15 октября 1951 25 июня 1952 1961 В 1954 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-287 завод № 196 625 25 июня 1951 15 ноября 1951 25 июня 1952 1962 В 1952 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-288 завод № 196 626 24 августа 1951 24 января 1952 24 июля 1952 1963 В 1952 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-289 завод № 196 627 27 сентября 1951 28 апреля 1952 27 августа 1952 1963 В 1952 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-290 (ORP Kaszub) завод № 196 628 10 ноября 1951 27 мая 1952 30 сентября 1952 1954 В 1954—1963 годах — в составе ВМС ПНР как ORP Kaszub. В 1957 годах в шторм выброшена на мель, три человека утонули.
М-291 завод № 196 629 28 декабря 1951 30 сентября 1952 25 ноября 1952 1960 В 1954 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-292 завод № 196 644 15 апреля 1952 30 сентября 1952 12 января 1953 1963 В 1954 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-293 завод № 196 645 10 февраля 1952 2 октября 1952 12 января 1953 1960 В 1954 году перевезена с БФ на ТОФ.
М-294 завод № 196 646 29 мая 1952 22 октября 1952 26 февраля 1953 1960 В 1954 году перевезена с БФ на ТОФ.

Достижения и потери

По советским данным на боевом счету ПЛ типа «Малютка» суммарно числится 61 потопленное судно, 8 повреждённых судов и 10 потопленных боевых кораблей противника.

По послевоенным подтверждённым данным:

За годы войны ни одна «Малютка» серий VI и VI-бис не имела успеха. Из всех лодок лишь черноморской М-55 удалось дважды применить оружие и оба раза безрезультатно. То есть, 50 лодок этих серий не смогли внести никакого вклада в разгром врага.

В отличие от предшественниц подлодки XII серии оказались вполне успешными и конкурентоспособными в сравнении со старшими по классу кораблями. Северные «Малютки» потопили четыре транспорта и три боевых корабля противника, еще один транспорт повредили. Черноморские — семь транспортов потопили, еще три и один боевой корабль повредили. Плюс транспорт, потопленный 45-мм пушкой. На Балтике «Малюткам» не удалось потопить ни одного судна. Итого на счету «Малюток» XII серии пятнадцать потопленных и пять поврежденных транспортов и боевых кораблей, по достоверным данным, подтвержденным обеими сторонами.

Итогом боевой деятельности лодок XV серии было потопление одного боевого корабля.

доктор военных наук Константин Сивков

[4].

При оценке результативности Малюток серий VI и VI-бис следует учитывать тот факт, что бо́льшая часть из них (34 из 49) служили на Тихоокеанском флоте и не принимали участия в Великой Отечественной войне. Только во второй половине 1944 года несколько подводных лодок этих серий были перевезены по железной дороге на Черноморский флот, но приступить к боевым действиям до завершения войны не успели.

По итогам исследования немецких архивов военным историком М. Э. Морозовым были опубликованы следующие данные о результативности подводных лодок типа «Малютка»[5]:

Северный флот
Дата Подводная лодка Результат атаки на судно/корабль противника
22.12.1941 М-174 Потоплен транспорт «Эмсхёрн»
22.04.1942. М-173 Потоплен транспорт «Бланкенезе»
29.04.1942. М-171 Потоплен транспорт «Куритиба»
29.01.1943 М-171 Поврежден транспорт «Илона Симмерс»
01.02.1943. М-172 Потоплен сторожевой корабль V 6115
16.03.1943. М-122 Потоплен транспорт «Иоаханисбергер»
11.09.1943. М-107 Потоплен большой охотник Uj 1217
19.08.1944. М-201 Потоплен сторожевой корабль V 6112
Черноморский флот
26.10.1941. М-35 Поврежден паром SF 35
23.08.1942. М-36 Потоплена шаланда «Ангара»
01.10.1942. М-118 Потоплен транспорт «Зальцбург»
06.10.1942. М-31 Потоплен буксир «Олтул»
21.10.1942. М-35 Потоплен танкер «Ле Прогресс»
28.08.1943. М-111 Поврежден транспорт «Хайнбург»
25.10.1943. М-112 Потоплена баржа «Тина В.»
02.11.1943. М-35 Потоплен лихтер L 1293
12.11.1943. М-111 Потоплен транспорт "Теодорих

На Балтийском флоте подлодки этого типа побед не имели.

Потери подводных лодок типа «М» на всех действующих флотах в годы войны составили 31 единицу (13 на Балтийском флоте[6], 9 на Северном флоте и 9 на Черноморском флоте). На Тихоокеанском флоте в августе 1941 года при аварии погибли ещё две подводные лодки («М-49», «М-63»).[7]

Награды ПЛ типа «М»

См. также

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

Сноски и источники

  1. Через дробь — характеристики «Малютки» серии XII.
  2. Гибель подводной лодки «Месть», 1956. Дата обращения: 30 марта 2018. Архивировано 31 марта 2018 года.
  3. Уроки истории: гибель подводной лодки «Месть». Дата обращения: 30 марта 2018. Архивировано 31 марта 2018 года.
  4. Подлодки на паровозной тяге. Главным достоинством «Малюток» стала возможность перевозки по железной дороге. Военно-промышленный курьер. Дата обращения: 8 апреля 2019. Архивировано 8 апреля 2019 года.
  5. Советские корабельные потери немецкими подводными лодками в 1941—1945? / Цусимские форумы. Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано 2 апреля 2019 года.
  6. Из их числа «М-72» и «М-74» вскоре после гибели были подняты и возвращены в строй.
  7. Кривошеев Г. Ф. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил: Статистическое исследование. — М.: Олма-Пресс, 2001. — С. 489—493. — 320 с. — ISBN 5-17-024092-9.

Ссылки