Подводный минный заградитель
Подводный минный заградитель — подводная лодка, основным предназначением которой является установка морских мин.
Предпосылки к созданию
В силу особенностей использования морских якорных мин важнейшим фактором успеха минной постановки является сокрытие местоположения минного поля: если оно становится известным противнику, то он предпринимает ответные меры, такие как траление или изменение судоходных фарватеров. Надводные минные заградители, с успехом применяемые для выставления минных полей большой площади, где основное значение имеет количество мин и скорость их постановки, не подходили для минной войны на коммуникациях противника, тогда как подводные лодки, способные выставлять мины, могли бы скрытно минировать рейды противника, оживлённые протраленные охраняемые фарватеры, одним словом — кардинально расширяли тактику применения мин как средства борьбы с кораблями противника.
История
В начале XX века в связи с широким внедрением в подводном кораблестроении классической системы движения — двигатель внутреннего сгорания для надводного хода и электромотор для движения под водой, подводные лодки стали обладать достаточной дальностью для действия в районах, удалённых от мест базирования, и достаточным временем нахождения в подводном положении для осуществления скрытной минной постановки.
Первым воплотил идею подводной лодки с якорными минами российский инженер-железнодорожник Михаил Петрович Налётов. В 1904 году, участвуя в обороне осаждённого Порт-Артура он на свои средства построил подводную лодку водоизмещением в 25 тонн и несущую четыре мины. Подлодка прошла испытания с погружением на глубину 9 метров, но в боевых действиях участия не приняла и перед сдачей Порт-Артура была уничтожена. Однако, уже в 1906—1907 годах М. П. Налётов разрабатывает проект подводного минзага водоизмещением сперва 450, а затем — около 500 тонн. В 1909—1912 году в Николаеве была построена подводная лодка, получившая имя «Краб» и вошедшая в состав Черноморского флота. Во время Первой мировой войны «Краб» совершил несколько боевых походов с минными постановками, в том числе дойдя до Босфора.
В ходе Первой мировой войны в Германии строились несколько серий подводных минных заградителей, от малых типа UC, до океанских типа U-117. В межвоенный период трофейные германские минзаги входили в состав ВМС нескольких стран. В годы Второй мировой войны активное использование подводных минзагов вели СССР, Германия, Великобритания, Франция и Италия. Уже в ходе войны начали появляться первые проекты мин для подводных лодок с постановкой через торпедные аппараты. После некоторого совершенствования конструкции каждая торпедная подводная лодка получила возможность осуществлять минные постановки, в связи с чем подводные минные заградители исчезли как класс. После Второй мировой войны их строительство прекратилось.
Представители
Россия
- Подводная лодка «Краб» — первый в мире подводный минный заградитель
- Подводные лодки типа «Ленинец» — советская серия
- Подводные лодки типа «Калев» — британской постройки
Германия
- Подводные лодки типа UC — малые, многочисленные
- Подводные лодки типа U-117 — крупные, океанские
- Подводные лодки типа U-121
- Подводные лодки типа X
Великобритания
Этот раздел не завершён. |
- Подводные лодки типа X (Великобритания) — мини-субмарины
- Подводные лодки типа «Грампус»
Франция
Италия
- Подводный минный заградитель «Пьетро Микка»
- Подводные минные заградители типа «Фока»
- Подводные лодки типа «Брагадин»
Эстония
- Подводные лодки типа «Калев» — единственный подводный флот на 100 % из минзагов.
Япония
- Подводные лодки типа I-121 — фактически копия немецкой U-125 типа UE с измененными вооружением и конструкцией для установки охладителя.
См. также
Ссылки
Литература
- Н. А. Залесский. «Краб» — первый в мире подводный минный заградитель