Щ-309
Щ-309 «Дельфин» | |
---|---|
История корабля | |
Государство флага | СССР |
Порт приписки | Ленинград |
Спуск на воду | 10 апреля 1935 |
Выведен из состава флота | 3 марта 1949 |
Современный статус | разделана на металл |
Награды и почести | |
Основные характеристики | |
Тип корабля | Средняя ДПЛ |
Обозначение проекта | «Щука», серия V-бис-2 |
Скорость (надводная) | 13,5 узлов |
Скорость (подводная) | 8,5 узлов |
Рабочая глубина погружения | 75 м |
Предельная глубина погружения | 90 м |
Автономность плавания | 20 суток |
Экипаж | 37 человек |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 593 т |
Водоизмещение подводное | 705,7 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
58,8 м |
Ширина корпуса наиб. | 6,2 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
3,9 м |
Вооружение | |
Артиллерия | 2 45-мм орудия 21-К, 1000 выстрелов |
Минно-торпедное вооружение |
Носовые ТА: 4x533 мм, кормовые ТА: 2x533 мм Боекомплект (торпед): 10 |
ПВО | 2 пулемёта |
«Щ-309» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис-2 проекта Щ — «Щука». При постройке лодка получила имя «Дельфин».
Служба
Советско-Финляндская война
В ночь на 29 ноября 1939 года лодка покинула Кронштадт и направилась на боевое дежурство на позицию № 17 возле острова Форэ к северо-востоку от Готланда для ведения наблюдения за шведскими судами и осуществления дальней блокады Финляндии. В течение первых нескольких дней патрулирования в пределах видимости «Щ-309» проходили только немецкие пароходы, которые пропускались без досмотра. 2 декабря через позицию лодки проследовал шведский военный корабль, переоборудованный из рыболовного судна. 5 декабря на лодку поступил приказ о следовании на базу в Таллин. 6 декабря «Дельфин» прибыл в Таллин, а 12 декабря, не успев пройти послепоходовый ремонт, был перебазирован в Либаву.
14 декабря «Щ-309» была направлена для ведения блокады морских коммуникаций на позицию № 8 к юго-востоку от Аландских островов. В результате плохих погодных условий (температура до −30 °C и штормовая погода) к моменту прибытия на позицию лодка очень сильно обледенела. Под весом намёрзшего льда антенны оборвались, антенные стойки сломались. Волнами дважды смывало с лодки матросов, обкалывающих лёд. С большим трудом они были подняты на борт. 17 января командование дало разрешение на возвращение в Таллин в связи с невозможностью продолжать патрулирование из-за погоды. После окончания этого крайне тяжёлого похода у командира «Дельфина» С. С. Веселова развилось острое желудочное заболевание, ранее не обострявшееся. Вскоре по состоянию здоровья Веселов был списан из подводного флота и был назначен капитаном плавбазы подводных лодок «Смольный». Должность командира «Щ-309» занял И. С. Кабо, командовавший до этого подлодкой «М-81».
Великая Отечественная война
Совершила 8 боевых походов. 14 торпедных атак с выпуском 31 торпеды. Потоплено 4 судна:
- Боден (595 брт., 12.09.1942),
- Карл Кордс (903 брт., 10.11.1944),
- Норденхам (4592 брт., 07.12.1944),
- Гёттинген (6267 брт., 23.02.1945)[1].
1 марта 1943 года удостоена звания гвардейского корабля.
Командиры
- капитан 3 ранга Зброжек Сергей Петрович (апрель 1934 года — декабрь 1937)
- С. С. Веселов (1937 — февраль 1940)
- капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Кабо Исаак Соломонович (28 февраля 1940 года — 25 февраля 1943)
- капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Филов Николай Александрович (c 26 марта 1943 года по 27 октября 1944 года)
- капитан 3 ранга Ветчинкин Павел Петрович (с 24 ноября 1944 по 9 марта 1946 года)
Примечания
- ↑ Евгений Чирва Подводная война на Балтике. 1939—1945 .-М.: Яуза, Эксмо, 2009.
Ссылки
- Исаак Кабо. На войну со скрипкой
- deepstorm.ru// Щ-309 Архивная копия от 30 апреля 2013 на Wayback Machine
- Великая Отечественная под водой// Щ-309 Архивная копия от 9 апреля 2017 на Wayback Machine
- В торпедном отсеке подводной лодки Щ-309 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
Литература
- Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 176 с. — (Арсенал коллекция). — ISBN 978-5-699-25285-5.