Остановочная платформа
Пассажирская платформа | |
---|---|
Платформа станции Тодаймаэ с уложенным тактильным покрытием и установленными платформенными раздвижными дверьми. | |
Другие названия | Железнодорожная платформа; Пассажирская платформа; Остановочная платформа; Перрон |
Статус | Объект обустройства железнодорожных линий |
Под юрисдикцией | Госжелдорнадзор при Ространснадзор |
Эта статья должна быть полностью переписана. |
Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. |
Железнодорожная платформа или перрон (юридически — пассажирская платформа) — объект обустройства железнодорожных линий на железнодорожных станциях и станциях метрополитена для посадки и высадки пассажиров.
Требования и безопасность
По требованию статьи 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устава железнодорожного транспорта в Российской Федерации» — на железнодорожных станциях сооружаются «Пассажирские платформы», оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты[1].
По требованию главы 7 Отраслевых норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования (ОНТП) от 1998-07-01 — Пассажирские платформы вокзалов предназначены для кратковременного ожидания поездов, посадки и высадки пассажиров, а также (в необходимых случаях по местным условиям для производства почтово-багажных операций[2].
7.8. Пассажирские платформы должны быть, как правило, оборудованы навесами, которые предназначены для укрытия пассажиров от снега и дождя, а также излишней солнечной радиации. Рекомендуется устройство легких, в т.ч. прерывистых и светопрозрачных, навесов с внутренним организованным водостоком, с размещением в подвесных коробках под потолком навеса светильников, звуковых динамиков, пиктограмм[2].
ГОСТ Р 58172-2018
По требованию национального стандарта ГОСТ Р 58172-2018 — на пассажирской платформе должен быть обеспечен безопасный и удобный проход пассажиров от границы полосы отвода железной дороги к посадочным платформам, пешеходным переходам, пешеходным мостам или тоннелям; безопасная и удобная посадка и/или высадка пассажиров в железнодорожный пассажирский подвижной состав; обеспечены условия для возможности безопасного и комфортного ожидания поезда[3].
Минимальный набор услуг, доступных для пассажиров и посетителей должен включать в себя: справочно-информационные услуги; билетно-кассовые услуги; зал ожидания; туалет. Условия для обслуживания маломобильных пассажиров и посетителей. На платформах должно быть размещено расписание движения пассажирских поездов обслуживаемого направления (четного и/или нечетного) и схема пригородного направления. Пассажиры и посетители платформ категорий A и B должны иметь возможность оформления проездных документов как за наличный, так и безналичный расчет. Платформы должны быть оборудованы навесами[3].
ГОСТ Р 52875-2018
Данный ГОСТ регламентирует создание доступной среды для инвалидов по зрению посредством наземных тактильных указателей, обозначающих безопасный путь следования. На железнодорожных и платформах в метро используется указатель в виде шуцлинии — прямоугольной тактильной полосы шириной от 90 до 100 мм, укладываемой параллельно краю платформы на расстоянии 750 мм на перронах и 1,2 м на станциях метро.
4.2.8 Протяженный предупреждающий указатель вдоль края платформы (шуцлиния) можно обустраивать или путем укладки в составе поверхности полосы из камня с шероховатой поверхностью, или путем нанесения непосредственно на поверхность тактильной полосы двухслойного полимерного покрытия, или путем закрепления на поверхности тактильной полосы из композитных материалов. [1] Архивная копия от 22 апреля 2021 на Wayback Machine
РЖД
Распоряжением РЖД от 24 декабря 2010 года № 2705р «О вводе в действие «Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан», утверждены следующие требования[4]:
Платформы подразделяются на высокие и низкие. Ширина пассажирских платформ устанавливается в зависимости от интенсивности и характера потоков пассажиров, скоростей движения поездов[4].
6.1. Поверхности платформ и сходов должны быть ровной, без выбоин, не допускать скопления воды, обладать противоскользящими свойствами[4].
7.1 Граница опасной зоны у края платформы (зона, в которой пассажирам нельзя находиться при движении поезда) со стороны путей должна иметь визуальное и тактильное обозначение, располагающееся на расстоянии 750 мм от края платформы[4].
7.5. На пассажирских платформах станций и остановочных пунктов, у лестничных сходов, у билетных касс должны быть вывешены плакаты, указатели, предупреждающие пассажиров об особой осторожности при проходе поезда[4].
7.6. На высоких платформах со стороны поля и торцов должно быть установлено защитное ограждение. Также должно быть установлено ограждение с перилами на лестничных сходах с платформ и входах на пешеходные мосты. Высота ограждения должна приниматься от 1000 до 1200 мм[4].
7.9. Ограждения должны окрашиваться красками стойкими к механическим, абразивным и атмосферным воздействиям[4].
8.3. Платформы на линиях I, II и III классов, должны быть оборудованы устройствами автоматического оповещения о приближении подвижного состава[4].
8.5. На пассажирских платформах станций и остановочных пунктов, у билетных касс, переходах через пути должны быть вывешены специальные информационные щиты о времени проследования скоростных поездов и предупреждения людей об особой осторожности при их проходе[4].
8.6. Для формирования звуковых сигналов оповещения пассажиров должны применяться речевые информаторы или мультитональные сигнализаторы[4].
9.3. Средняя горизонтальная освещенность в пределах всей площади поверхности платформы должна быть в среднем 3 лк[4].
Дополнительно, Распоряжением ОАО РЖД от 4 июня 2013 г. № 1252р утверждены типовые требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях[5].
Государственный надзор
По требованию статьи 20.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[6] и статьи 7 Положения об Управлении Госжелдорнадзор утверждённого Приказом Ространснадзор от 30.12.2019 года N ВБ-1265фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» — государственный надзор на железнодорожном транспорте возложен на Управление «Госжелдорнадзор» при Ространснадзор[7].
По требованию пункта 5 статьи 20.1 Закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте — внеплановая проверка проводится по обращениям граждан и организаций, по признакам нарушения правил эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, правил перевозки грузов, пассажиров и багажа[6].
Также государственный надзор возложен на органы транспортной прокуратуры, которая имеется в каждом Федеральном округе[8].
Безопасность
Железнодорожные платформы оборудуются лифтами для маломобильных пассажиров. Для безопасности и помощи ориентации в пространстве пассажирам с нарушением зрения на железнодорожных платформах укладывают тактильное покрытие и устанавливают систему горизонтального лифта.
-
Платформа станции Комагомэ с уложенным тактильным покрытием и установленными автоматическими платформенными воротами.
-
Платформа станции Тикатэцу-Наримасу с уложенным тактильным покрытием и установленными автоматическими платформенными воротами.
-
Платформа станция Красное село с уложенным тактильным покрытием и установленными автоматическими платформенными воротами.
-
Платформа станции Хигасияма[англ.] с уложенным тактильным покрытием и установленными платформенными раздвижными дверьми.
-
Платформа станции Gammel Strand[англ.] с уложенным тактильным покрытием и установленными платформенными раздвижными дверьми.
-
Платформа станции Тобон с уложенным тактильным покрытием и установленными платформенными раздвижными дверьми.
-
Платформа станции Тэпан с уложенным тактильным покрытием и установленными платформенными раздвижными дверьми.
-
Платформа станции Танъгмун с уложенным тактильным покрытием и установленными платформенными раздвижными дверьми.
Примечания
- ↑ Статья 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устава железнодорожного транспорта в Российской Федерации» . Дата обращения: 9 августа 2020. Архивировано 17 сентября 2018 года.
- ↑ 2,0 2,1 (ОНТП) от 1998-07-01 Отраслевые нормы технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования . Дата обращения: 9 августа 2020. Архивировано 3 июля 2020 года.
- ↑ 3,0 3,1 ГОСТ Р 58172-2018 Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров . Дата обращения: 9 августа 2020. Архивировано 25 февраля 2020 года.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Распоряжение АО РЖД 24 декабря 2010 года № 2705р «О вводе в действие «Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» . Дата обращения: 9 августа 2020. Архивировано 11 февраля 2020 года.
- ↑ Распоряжение ОАО РЖД от 4 июня 2013 г. № 1252р «Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях
- ↑ 6,0 6,1 Статья 20.1. Государственный надзор в области железнодорожного транспорта Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ . Дата обращения: 9 августа 2020. Архивировано 27 августа 2020 года.
- ↑ Приказ Ространснадзор от 30.12.2019 года N ВБ-1265фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» . Дата обращения: 9 августа 2020. Архивировано 13 августа 2020 года.
- ↑ Приказ Генерального прокурора Российской Федерации "Об образовании Дальневосточной транспортной прокуратуры" . Дата обращения: 9 августа 2020. Архивировано 10 августа 2020 года.