Вильнёв, Жак

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жак Вильнёв 
Гражданство  Канада
Дата рождения 9 апреля 1971(1971-04-09) (53 года)
Выступления в чемпионате мира Формулы-1
Сезоны 10 (1996-2006)
Автомобили Williams (1996—98), BAR (1999—2003), Renault (2004), Sauber (2005), BMW Sauber (2006)
Гран-при 165
Чемпион мира 1 (1997)
Дебют Австралия 1996
Последний Гран-при Германия 2006
Победы Поулы
11 (Европа 1996) 13
Подиумы Очки БК
23 235 9

Жак Жозе́ф Шарль Вильнёв (фр. Jacques Joseph Charles Villeneuve; 9 апреля 1971, Сен-Жан-сюр-Ришелье, Квебек) — канадский автогонщик. Чемпион серии Индикар 1995 года и чемпион мира в классе Формула-1 1997 года. Единственный в истории канадец, выигравший чемпионат мира в классе Формулы-1. Сын гонщика Жиля Вильнёва, погибшего в 1982 году.

Жак был назван в честь дяди, менее известного гонщика Жака Вильнёва (старшего). Учился в частной школе Beau Soleil в Швейцарии.

В июле 2009 развелся с женой Жоанной (Мартинес), у них двое сыновей — Жюль (родился в 2006) и Джонас (2007).

Был удостоен чести нести олимпийский флаг на открытии Игр 2010 года в Ванкувере.

Гоночная карьера

Сезон Чемпионат/гонка Команда # Гонки Поулы Победы Очки Место
1989 Итальянская Формула-3 Prema Racing 6 0 0 0 -
1990 Итальянская Формула-3 Prema Racing 12 0 0 10 13
1991 Итальянская Формула-3 Prema Racing 11 3 0 20 6
1992 Японская Формула-3 TOM’S 8 11 2 3 45 2
All Japan Sports Prototype Championship Toyota Team TOM’S 7 1 0 0 0 -
Toyota Atlantic Comprep/Player's 1 0 0 14 28
1993 Toyota Atlantic Forsythe-Green Racing 15 7 5 185 3
1994 C.A.R.T. Forsythe-Green Racing 12 15 0 1 94 6
1995 C.A.R.T. Team Green 27 17 6 4 172 1
1995 IRL/IndyCar (Indianapolis 500) Team Green 27 1 1 1
1996 Формула-1 Williams-Renault 6 16 3 4 78 2
1997 Формула-1 Williams-Renault 3 17 10 7 81 1
1998 Формула-1 Williams-Mecachrome 1 16 0 0 21 5
1999 Формула-1 BAR-Supertec 22 16 0 0 0 21
2000 Формула-1 BAR-Honda 22 17 0 0 17 7
2001 Формула-1 BAR-Honda 10 17 0 0 12 7
2002 Формула-1 BAR-Honda 11 17 0 0 4 12
2003 Формула-1 BAR-Honda 16 14 0 0 6 16
2004 Формула-1 Renault 7 3 0 0 0 21
2005 Формула-1 Sauber-Petronas 11 18 0 0 9 14
2006 Формула-1 BMW Sauber 17 12 0 0 7 15
2007 NASCAR Nextel Cup Bill Davis Racing Toyota 27 2 0 0 140 42
2007 NASCAR Craftsman Truck Series Bill Davis Racing Toyota 27 7 0 0 615 59
2008 NASCAR Sprint Cup TBA -- 0 0 0 0 --
2008 NASCAR Nationwide Series Braun Racing Toyota 32 1 0 0 0 --
2008 SpeedCar Series Speedcar Team 96 4 0 0 3 13
2008 Le Mans Series Team Peugeot Total 1 0 1 10 9
2008 24 Heures du Mans Team Peugeot Total 1 0 0 2
2008 Top Race V6 Oro Racing 1 0 0 0 НК
2022 NASCAR Cup Series[1] Team Hezeberg Powered by Reaume Brothers 27

Примечание: # — номер автомобиля.

Начало карьеры

Родился в Квебеке, в семье, тесно связанной с автоспортом, и последовал по стопам отца и дяди. В отличие от большинства гонщиков, он никогда не выступал в картинге. Вильнёв окончил автогоночную школу Джима Рассела в Мон-Трамблане, и в 1986 году дебютировал в чемпионате Формулы-Форд. Несколько лет выступал в чемпионате Формулы-3 в Италии и Японии, и в «Атлантической серии Тойота», где одержал ряд побед.

Индикар

В 1994 году дебютировал в чемпионате «Индикар» и сразу завоевал звание «Новичок года», одержав несколько побед.

На следующий год в составе Green Racing стал чемпионом серии, одержав серию убедительных побед, в том числе на знаменитой Инди-500. Победа в Индианаполисе была одержана несмотря на штраф в два круга: канадец сумел отыграть даже такое отставание.

Вильнёв стал последним чемпионом объединённого «Индикара» перед его расколом на Champ Car и Indy Racing League.

«Формула-1»

Williams

Вильнев покинул покорённый чемпионат после приглашения от Фрэнка Уильямса. Он дебютировал за команду «Уильямс» на Гран-при Австралии 1996 года, где сразу завоевал поул и едва не одержал победу, но из-за механической поломки коробки передач смог финишировать лишь вторым. Свой дебютный чемпионат закончил вице-чемпионом, одержав четыре победы и уступив только своему партнёру Деймону Хиллу. Это лучший дебют в истории Ф-1, который не удавалось превзойти никому, и лишь через одиннадцать лет это достижение повторил Льюис Хэмилтон. Также канадец показал отличную стабильность для дебютанта, по итогам сезона он стал лучшим по количеству пройденных кругов (937) и километров дистанции (4493,56)[2].

На следующий год Хилл был уволен из Williams и заменен на Хайнца-Харальда Френтцена, а Вильнев стал первым пилотом команды. Сезон 1997 года прошёл в плотной борьбе с Михаэлем Шумахером и Ferrari, закончившейся скандальным Гран-при Европы 1997 года, где Шумахер протаранил Вильнёва. Манёвр вышел неудачным: Шумахер вылетел и застрял в гравийной ловушке, а Вильнёв все же сумел добраться до финиша третьим, уступив только пилотам «Макларенам» Дэвиду Култхарду и Мике Хаккинену и тем самым обеспечив себе чемпионство. Шумахер был сурово наказан лишением всех очков за 1997 год, титула вице-чемпиона мира, и исключением из итогового протокола.

В дальнейшем «Уильямс» не смог продлить сотрудничество с Renault и был вынужден пользоваться устаревшей моделью их двигателя, выпускаемой компанией Supertec Флавио Бриаторе. Команда откатилась на третье место, которое далось ей в трудной борьбе с Jordan и Benetton, Вильнев лишь дважды финишировал на подиуме. Разочарованные этими результатами, Вильнёв и Френтцен покинули команду по окончании сезона 1998.

BAR

Вместе со своим менеджером Крэйгом Поллоком, конструктором Эдрианом Рейнардом и Риком Горном Вильнев стал сооснователем команды British-American Racing (BAR). Команда была создана на базе команды «Тиррелл» на деньги табачного концерна British American Tobacco, и Вильнёв купил пакет её акций. Первый сезон новой команды был провальным: команда не набрала ни одного очка, а Вильнев доехал до финиша всего в четырёх гонках из шестнадцати.

В последующие сезоны БАР сменил производителя двигателей с Supertec на Honda, и это позволило значительно улучшить результаты: Вильневу дважды удалось подняться на подиум в 2001 году. Однако по мере роста запрета на табачную рекламу доля BAT и влияние Крэйга Поллока в команде сокращались, а влияние «Хонды» — росло. В результате смены руководства в команде Вильнев потерял позицию «первого пилота», которую занял молодой англичанин Дженсон Баттон. Новый начальник БАР, Дэвид Ричардс, был недоволен результатами экс-чемпиона, получавшего зарплату в 19 млн долларов. БАР отказался продлевать контракт с Вильнёвом, и тот покинул команду в 2003 году, ещё до истечения прежнего контракта.

Последние годы

В 2004 году Вильнёв провёл всего три гонки за команду Рено, заменяя Ярно Трулли. На следующий год присоединился к команде «Заубер», вскоре превратившейся в официальную гоночную команду BMW. Однако в их составе не одержал побед, и часто уступал своему партнёру Нику Хайдфельду. После аварии на Гран-при Германии, где Вильнев получил небольшую травму, руководство BMW заменило его на поляка Роберта Кубицу.

С 2007 года Вильнёв не был заявлен ни за одну из команд, хотя и не объявлял публично о прекращении своей формульной карьеры. Вел переговоры о возможности выступления за команду US F1, хотя официально это никто не подтверждал, но команда на старт сезона не вышла.

Таким образом, после своего чемпионского сезона Вильнёв провел достаточно долгую карьеру в Ф-1, но ни разу больше не поднимался выше третьего места в гонках.

Результаты выступлений в Формуле 1

Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример Описание
1 Победитель
2 Второе место
3 Третье место
5 Финишировал, заработав очки
Сход Не финишировал, но при этом заработал очки
12 Финишировал, не получив очков
НКЛ Финишировал, но не попал в финальную классификацию
15 Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации
18 Не финишировал, но попал в финальную классификацию
Сход Не финишировал
НКВ Не прошёл квалификацию
НПКВ Не прошёл предквалификацию
ДСК Дисквалифицирован
ИСК Исключён из протокола соревнований
ТТ Участвовал только в тренировках
НС Участвовал в квалификации, но не стартовал в гонке
Т Травмирован или болен
ОТК Отказ от участия
НТР Прибыл на соревнования, но на трассу не выезжал
НПР Был заявлен в числе участников, но не прибыл к началу соревнований
О Соревнования отменены
Не участвовал
Поул-позиция
Быстрый круг
Сезон Команда Шасси Двигатель Ш 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Место Очки[П 1]
1996 Rothmans Williams Renault Williams FW18 Renault RS8 3,0 V10 G АВС
2
БРА
Сход
АРГ
2
ЕВР
1
САН
11
МОН
Сход
ИСП
3
КАН
2
ФРА
2
ВЕЛ
1
ГЕР
3
ВЕН
1
БЕЛ
2
ИТА
7
ПОР
1
ЯПО
Сход
2 78
1997 Rothmans Williams Renault Williams FW19 Renault RS9 3,0 V10 G АВС
Сход
БРА
1
[П 2]
АРГ
1
САН
Сход
МОН
Сход
ИСП
1
КАН
Сход
ФРА
4
ВЕЛ
1
ГЕР
Сход
ВЕН
1
БЕЛ
5
ИТА
5
АВТ
1
[П 2]
ЛЮК
1
ЯПО
ДСК
ЕВР
3
1 81
1998 Winfield WilliamsF1 Williams FW20 Mecachrome GC37-01 3,0 V10 G АВС
5
БРА
7
АРГ
Сход
САН
4
ИСП
6
МОН
5
КАН
10
ФРА
4
ВЕЛ
7
АВТ
6
ГЕР
3
ВЕН
3
БЕЛ
Сход
ИТА
Сход
ЛЮК
8
ЯПО
6
5 21
1999 British American Racing BAR 01 Supertec FB01 3,0 V10 B АВС
Сход
БРА
Сход
САН
Сход
МОН
Сход
ИСП
Сход
КАН
Сход
ФРА
Сход
ВЕЛ
Сход
АВТ
Сход
ГЕР
Сход
ВЕН
Сход
БЕЛ
15
ИТА
8
ЕВР
10
МАЗ
Сход
ЯПО
9
0
2000 Lucky Strike Reynard BAR Honda BAR 002 Honda RA000E V10 B АВС
4
БРА
Сход
САН
5
ВЕЛ
16
ИСП
Сход
ЕВР
Сход
МОН
7
КАН
15
ФРА
4
АВТ
4
ГЕР
8
ВЕН
12
БЕЛ
7
ИТА
Сход
СОЕ
4
ЯПО
6
МАЗ
5
7 17
2001 Lucky Strike Reynard BAR Honda BAR 003 Honda RA001E V10 B АВС
Сход
МАЗ
Сход
БРА
7
САН
Сход
ИСП
3
АВТ
8
МОН
4
КАН
Сход
ЕВР
9
ФРА
Сход
ВЕЛ
8
ГЕР
3
ВЕН
9
БЕЛ
8
ИТА
6
СОЕ
Сход
ЯПО
10
7 12
2002 Lucky Strike BAR Honda BAR 004 Honda RA002E V10 B АВС
Сход
МАЗ
8
БРА
10
САН
7
ИСП
7
АВТ
10
МОН
Сход
КАН
Сход
ЕВР
12
ВЕЛ
4
ФРА
Сход
ГЕР
Сход
ВЕН
Сход
БЕЛ
ИТА
9
СОЕ
6
ЯПО
Сход
12 4
2003 Lucky Strike BAR Honda BAR 005 Honda RA003E V10 B АВС
9
МАЗ
НС
БРА
6
САН
Сход
ИСП
Сход
АВТ
12
МОН
Сход
КАН
Сход
ЕВР
Сход
ФРА
9
ВЕЛ
10
ГЕР
9
ВЕН
Сход
ИТА
6
СОЕ
Сход
ЯПО
16 6
2004 Mild Seven Renault F1 Team Renault R24 Renault RS24 3,0 V10 M АВС
МАЗ
БАХ
САН
ИСП
МОН
ЕВР
КАН
СОЕ
ФРА
ВЕЛ
ГЕР
ВЕН
БЕЛ
ИТА
КИТ
11
ЯПО
10
БРА
10
21 0
2005 Sauber Petronas Sauber C24 Petronas 05A[П 3] 3,0 V10 M АВС
13
МАЗ
Сход
БАХ
11
САН
4
ИСП
Сход
МОН
11
ЕВР
13
КАН
9
СОЕ
НС[П 4]
ФРА
8
ВЕЛ
14
ГЕР
15
ВЕН
Сход
ТУЦ
11
ИТА
11
БЕЛ
6
БРА
12
ЯПО
12
КИТ
10
14 9
2006 BMW Sauber F1 Team BMW Sauber F1.06 BMW P86 2,4 V8 M БАХ
Сход
МАЗ
7
АВС
6
САН
12
ЕВР
8
ИСП
12
МОН
14
ВЕЛ
8
КАН
Сход
СОЕ
Сход
ФРА
11
ГЕР
Сход
ВЕН
ТУЦ
ИТА
КИТ
ЯПО
БРА
15 7

Кузовные серии

В 2007 Вильнёв принял участие в гонке «24 часа Ле-Мана» за команду «Пежо», чтобы, по выражению его менеджера Крэйга Поллока, «установить мировой рекорд по количеству выигранных гоночных серий». Экипаж Вильнёва шёл на втором месте, когда вынужден был сойти с дистанции из-за технических проблем.

В 2008 году канадец снова принимает участие в «24 часа Ле-Мана», в экипаже с Марком Жене и Николя Минасяном. Экипаж Вильнёва претендовал на победу, но погодные условия вмешались в ход гонки, ночью пошёл дождь. «Пежо» теряли очень много на круге по сравнению с конкурентами, и утром от преимущества над Ауди не осталось и следа. Ближе к финишу все же удалось сократить отрыв от Ауди, но этого оказалось недостаточно. Экипаж Вильнёва занял второе место.

Параллельно Жак сделал несколько стартов в серии Nascar. Большого количества очков Вильнёв не набрал (хотя несколько раз лидировал в гонках) и впоследствии из-за отсутствия спонсоров прекратил выступления в этой серии.

Результаты в серии SpeedCar

Год Команда 1/1 1/2 2/1 2/2 3/1 3/2 4/1 4/2 5/1 5/2 Место Очки
2008 SpeedCar Team Флаг Индонезии
СЕН1
Флаг Индонезии
СЕН2
Флаг Малайзии
СЕП1
Флаг Малайзии
СЕП2
Флаг Бахрейна
САХ1
6
Флаг Бахрейна
САХ2
НФ
Флаг ОАЭ
ДУБ1
9
Флаг ОАЭ
ДУБ2
НФ
14 3
2008/2009 Durango Флаг ОАЭ
ДУБ1
6
Флаг ОАЭ
ДУБ2
Отм
Флаг Бахрейна
САХ1
10
Флаг Бахрейна
САХ2
НФ
Флаг Катара
ЛУС1
5
Флаг Катара
ЛУС2
НФ
Флаг Малайзии
СЕП1
Флаг Малайзии
СЕП2
Флаг Бахрейна
САХ3
Флаг Бахрейна
САХ4
11 7
Жак Вильнёв на Церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере.

Примечания

Комментарии

  1. До 1990 года в зачёт чемпионата мира в гонках Формулы-1 шли не все очки, заработанные пилотом, а лишь несколько лучших результатов (см. Система начисления очков в Формуле-1). Число вне скобок означает очки, зачтённые в чемпионате, число в скобках обозначает общее количество очков, заработанных пилотом в сезоне.
  2. 2,0 2,1 Совершил «хет-трик»: стартовал с поул-позиции, показал быстрый круг в гонке и победил.
  3. Представлял собой двигатель Ferrari 055. Ставился на Ferrari F2005
  4. Из-за проблем с шинами Michelin и нежелания Ferrari пойти на изменение конфигурации трассы, команды, использующие шины Michelin, отказались от участия в гонке.

Источники

  1. Christie, Toby Reaume Brothers Teaming With Hezeberg Systems to Form Part-Time Cup Team For Hezemans and Villeneuve in 2022. TobyChristie.com. Toby Christie (October 9, 2021). Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 7 марта 2022 года.
  2. 1996. 47-й чемпионат мира Ф-1: гонщики. wildsoft.motorsport.com. Дата обращения: 5 апреля 2020. Архивировано 23 апреля 2021 года.

Ссылки