Формула-1 в сезоне 1983
34-й чемпионат мира Формулы-1 | |
---|---|
◄ 1982 Сезон 1983 1984 ► | |
|
|
Чемпион мира | |
|
|
Кубок конструкторов | |
|
Сезон Формулы-1 1983 года — в рамках которого прошёл 34-й чемпионат мира по автогонкам в классе Формула-1, проводившийся ФИА. Непосредственно 15 этапов чемпионата мира (вместо изначально запланированных 17-ти
) проводились на 4 континентах (Южная и Северная Америка, Европа и Африка) с 21 января по 7 октября.Стал первым в истории Формулы-1 чемпионатом мира, выигранным на автомобиле с двигателем BMW, и с турбонаддувом в частности. И последним сезоном, включавшим не входившую в зачёт финальную Гонку чемпионов[англ.], которую выиграл[англ.] действующий чемпион Кеке Росберг[1] . С технической точки зрения сезон ознаменовался окончательным запретом граунд-эффекта и переходом многих команд на турбомоторы. С финансовой точки зрения эти нововведения означали для команд значительный рост затрат.
Общие сведения о регламенте чемпионата
Личный зачёт
Очки зарабатывали первые шесть лучших участников гонки, которые получали 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков соответственно. В личном зачёте гонщиков учитываются результаты 11 лучших гонок.
Кубок конструкторов
Конструкторы получали по 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков в зависимости от результатов гонки. При подсчёте очков учитывались результаты всех гонок.
События чемпионата
Чемпионат прошёл в борьбе обладавших современными турбомоторами Renault, Brabham-BMW и Ferrari. Каждая из этих команд выиграла по 4 Гран-при. Борьба за титул развернулась между Аленом Простом, Нельсоном Пике, Патриком Тамбе и Рене Арну. Первую гонку сезона в Бразилии выиграл Нельсон Пике за рулём Brabham-BMW, однако, начиная уже со следующей гонки, Ален Прост стал финишировать выше бразильца и, догнав и обогнав к середине сезона гонщика Brabham, сохранял лидерство в чемпионате вплоть до последней гонки сезона в Южной Африке, по итогам которой впервые с первой гонки в лидеры снова вышел и стал двукратным чемпионом мира заметно прибавивший в концовке сезона и выигравший подряд две предшествующие заключительному этапу гонки Нельсон Пике.
Лишь в Монако, где требованию к двигателю не настолько серьёзны, смог выиграть действующий чемпион 1982 года Кеке Росберг из Williams-Ford с атмосферным двигателем производства Cosworth.
Кубок конструкторов достался Ferrari — её гонщики оказались близки по результатам, в то время как вторые номера Renault и Brabham безнадёжно отстали от лидеров своих команд, и, соответственно, не дали возможности своим командам возможности побороться за Командный трофей.
Изменения в календаре по ходу сезона
В качестве девятого этапа должно было состояться Гран-при Швейцарии, на трассе в Дижоне (Франция). Но французское телевидение отказалось проводить прямой репортаж с гонки, в связи с тем, что спонсоры этапа не смогли найти деньги на оплату трансляции, и запланированное соревнование отменили[2]. Позже из календаря были исключены два запланированных этапа на американских трассах в Нью-Йорке[3] и Лас-Вегасе, которые должны были стать 14-м и 15-м раундами турнира. На замену им провели Гран-при Европы, на британском треке Брэндс-Хэтч[4][5].
Обзор чемпионата
Кубок конструкторов
Место | Команда | Шасси | Двигатель | Шины | Очки | Побед | Подиумы | Поулы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ferrari | 126C2B 126C3 |
Ferrari 021 | 89 | 4 | 12 | 8 | |
2 | Renault | RE30C RE40 |
Renault-Gordini EF1 | 79 | 4 | 11 | 3 | |
3 | Brabham-BMW | BT52 BT52B |
BMW M12/13 | 72 | 4 | 10 | 2 | |
4 | Williams-Ford | FW08C | Ford Cosworth DFV | 36 | 1 | 2 | 1 | |
5 | McLaren-Ford | MP4/1C | Ford Cosworth DFV | 34 | 1 | 5 | ||
6 | Alfa Romeo | 183T | Alfa Romeo 890T | 18 | 2 | |||
7 | Tyrrell-Ford | 011 012 |
Ford Cosworth DFY | 12 | 1 | 1 | ||
8 | Lotus-Renault | 93T 94T |
Renault-Gordini EF1 | 11 | 1 | 1 | ||
9 | Toleman-Hart | TG183B | Hart 415T | 10 | ||||
10 | Arrows-Ford | A6 | Ford Cosworth DFV | 4 | ||||
11 | Williams-Honda | FW09 | Honda RA163E | 2 | ||||
12 | Lotus-Ford | 92 | Ford Cosworth DFV | 1 | ||||
13 | Theodore-Ford | N183 | Ford Cosworth DFV | 1 | ||||
14 | Osella-Ford | FA1D | Ford Cosworth DFV | |||||
15 | McLaren-TAG | MP4/1E | TAG Porsche P01 | |||||
16 | Spirit-Honda | 201C | Honda RA163E | |||||
17 | Osella-Alfa Romeo | FA1E | Alfa Romeo 1260 | |||||
18 | RAM-March-Ford | 01 | Ford Cosworth DFV | |||||
19 | Ligier-Ford | JS21 | Ford Cosworth DFV | |||||
20 | ATS-BMW | D6 | BMW M12/13 |
Личный зачёт
Легенда к таблице |
---|
№ | Гонщик | БРА |
СШЗ |
ФРА |
САН |
МОН |
БЕЛ |
ДЕТ |
КАН |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
ЕВР |
ЮАР |
Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Сход | 2 | Сход | 2 | 4 | 4 | Сход | 2 | 13 | 3 | Сход | 1 | 1 | 3 | 59 | |
2 | 7 | 11 | 1 | 2 | 3 | 1 | 8 | 5 | 1 | 4 | 1 | Сход | Сход | 2 | Сход | 57 | |
3 | 11 | 3 | 7 | 3 | Сход | Сход | Сход | 1 | 5 | 1 | 2 | 1 | 2 | 9 | Сход | 49 | |
4 | 5 | Сход | 4 | 1 | 4 | 2 | Сход | 3 | 3 | Сход | Сход | 2 | 4 | Сход | Сход | 40 | |
5 | Сход | Сход | 5 | 4 | 1 | 5 | 2 | 4 | 11 | 11 | 8 | Сход | 11 | Сход | 5 | 27 | |
6 | Сход | 1 | Сход | 5 | НКВ | Сход | 3 | 6 | 9 | 5 | 9 | 3 | Сход | Сход | ДСК | 22 | |
7 | Сход | 13 | 3 | Сход | Сход | 3 | Сход | 2 | Сход | Сход | 4 | Сход | 3 | 11 | 6 | 22 | |
8 | НКВ | Сход | 12 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 8 | 2 | Сход | Сход | Сход | 4 | 2 | 15 | |
9 | Сход | 11 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 3 | Сход | 9 | Сход | 7 | 1 | 13 | |
10 | 3 | 2 | Сход | Сход | НКВ | Сход | 13 | Сход | 6 | ДСК | 6 | Сход | Сход | Сход | 11 | 12 | |
11 | 4 | 4 | 6 | 7 | Сход | 6 | 5 | Сход | 12 | 6 | Сход | Сход | НКВ | НКВ | Сход | 11 | |
12 | Сход | 9 | 8 | Сход | Сход | 14 | 1 | 8 | 13 | Сход | Сход | 6 | Сход | Сход | Сход | 10 | |
13 | 12 | 12 | Сход | 12 | Сход | Сход | 6 | Сход | 4 | Сход | 5 | Сход | 8 | 3 | НКЛ | 10 | |
14 | 8 | Сход | Сход | Сход | Сход | 7 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 4 | 6 | 5 | 4 | 9 | |
15 | 6 | 5 | 11 | 6 | Сход | 11 | 11 | Сход | 17 | 7 | Сход | 8 | 11 | Сход | 8 | 4 | |
16 | Сход | Сход | Сход | 11 | 6 | Сход | 12 | 11 | 7 | Сход | Сход | 5 | Сход | Сход | Сход | 3 | |
17 | 11 | 8 | Сход | Сход | 5 | 12 | Сход | ДСК | 14 | 12 | Сход | Сход | Сход | Сход | 7 | 2 | |
18 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 9 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 5 | Сход | Сход | 2 | |
19 | Сход | Сход | 13 | Сход | НКВ | 8 | 9 | Сход | Сход | Сход | Сход | 13 | 7 | 6 | Сход | 1 | |
20 | 13 | 6 | 11 | Сход | НПКВ | 11 | Сход | Сход | НКВ | 11 | НКВ | НКВ | 12 | 1 | |||
21 | Сход | 7 | 7 | 15 | 9 | 13 | 14 | Сход | 11 | 9 | 0 | ||||||
22 | Сход | Сход | 9 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 11 | 8 | 7 | Сход | 9 | Сход | 11 | 0 | |
23 | 9 | Сход | 8 | 7 | 0 | ||||||||||||
24 | Сход | 7 | Сход | 9 | Сход | 13 | 11 | Сход | Сход | Сход | НКВ | 11 | НКВ | 15 | НКЛ | 0 | |
25 | Сход | Сход | 12 | 7 | Сход | 14 | 0 | ||||||||||
26 | 15 | Сход | Сход | 11 | Сход | Сход | Сход | 9 | Сход | НКВ | Сход | Сход | Сход | 8 | Сход | 0 | |
27 | Сход | НКВ | Сход | Сход | НКВ | Сход | Сход | Сход | НКВ | НКВ | 11 | 11 | Сход | НКВ | Сход | 0 | |
28 | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | Сход | НКВ | Сход | Сход | 11 | НКВ | Сход | Сход | Сход | 0 | |
29 | НКЛ | Сход | Сход | Сход | НПКВ | Сход | НКЛ | Сход | 16 | Сход | Сход | 12 | 13 | 12 | 0 | ||
30 | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | 12 | 0 | |||||||||
31 | 13 | 0 | |||||||||||||||
32 | 14 | Сход | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | 0 | ||||||||||
- | Сход | 0 | |||||||||||||||
- | НКВ | 0 | |||||||||||||||
- | НКВ | 0 | |||||||||||||||
№ | Пилот | БРА |
СШЗ |
ФРА |
САН |
МОН |
БЕЛ |
ДЕТ |
КАН |
ВЕЛ |
ГЕР |
АВТ |
НИД |
ИТА |
ЕВР |
ЮАР |
Очки |
Внезачётные гонки сезона
Гран-при | Трасса | Дата | Победитель | Команда | Отчёт |
---|---|---|---|---|---|
Брэндс-Хэтч | 10 апреля | Отчёт[англ.] |
Примечания
- ↑ Diepraam Mattijs, Muelas Felix. The last of the non-championship races (англ.). 8w.forix.com (2000). Дата обращения: 17 мая 2020. Архивировано 28 мая 2012 года.
- ↑ Спортивный глобус. Автогонки . «За рулём», №7, 1983 (июль 1983). Дата обращения: 3 января 2020. Архивировано 3 января 2020 года.
- ↑ Джо Савар о перспективах Гран-при Нью-Йорка . f1news.ru (21 сентября 2009). Дата обращения: 3 января 2020. Архивировано 3 января 2020 года.
- ↑ Спортивный глобус. Автогонки . «За рулём», №12, 1983 (декабрь 1983). Дата обращения: 3 января 2020. Архивировано 3 января 2020 года.
- ↑ Autumn Fayre. The Grand Prix of Europe (англ.) (недоступная ссылка). Motor Sport (журнал)[англ.], №11, 1983 (ноябрь 1983). Дата обращения: 4 января 2020. Архивировано 3 января 2020 года.