Плавучая база

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Американская плавбаза подводных лодок USS Emory S. Land — обслуживает эсминец

Плавучая база (сокр. плавбаза, также в некоторых государствах Корабль-депо) — в Военно-Морском Флоте судно обеспечения, предназначенное для снабжения отдалённых формирований кораблей и гидроавиации, в основном, в пунктах базирования, реже в море. В послевоенные годы плавбазы стали применяться в рыболовстве, - в частности, в СССР для экспедиционного океанского лова, как крупные суда, предназначенные для приема улова в море от добывающих судов и обеспечения этих судов промснаряжением и продовольствием.

Военно-морские плавбазы

Поддерживают и обеспечивают, в первую очередь, виды военно-морских сил, не способные к длительным автономным плаваниям. Например, катера и подводные лодки, несущие сравнительно небольшой запас топлива и не оборудованные возможностями для полноценного отдыха экипажей. Помимо этого на плавбазах могут находиться ремонтные мастерские для кораблей небольшого тоннажа — эсминцев, сторожевиков катеров и тому подобное.

Старый шведский броненосец «Svea», переоборудованный в плавбазу подводных лодок

На плавучих базах, кроме кают, имеются помещения штаба, плавучий госпиталь и посты санитарной обработки, душевые, помещения культурно-бытового назначения, склады оружия, боеприпасов, провианта, запчастей, и различного имущества, а также запасы топлива, смазочных масел, пресной воды и так далее, мастерские по ремонту вооружения и техники, погрузочные средства.

В зависимости от класса обеспечиваемых кораблей плавучие базы подразделяются на плавучие базы подводных лодок (ПЛ), плавучие базы ракетных или торпедных катеров (РКА, ТКА) и так далее. Плавучая база подводных лодок имеет запасы для снабжения подводных лодок боеприпасами, топливом, горюче-смазочными материалами, необходимое ремонтное и станочное оборудование, средства для зарядки аккумуляторных батарей подводных лодок, а также каюты культурно-бытовые и хозяйственные помещения служащие для размещения и отдыха экипажей подводных лодок. Первые плавучие базы появились в ходе Первой мировой войны.

Американские и британские плавбазы

Во Второй мировой войне в составе ВМС США участвовали 11 плавбаз для подводных лодок, а в составе Королевского флота Великобритании (Royal Navy) — 3 плавбазы для подводных лодок и 2 плавбазы эсминцев. В частности, реквизированные торговые суда «Эбердониэн» (Aberdonian), «Вена» (Vienna) и «Бельфор» (Belfort[1]) использовались Береговыми силами Британского Королевского Флота[2] в качестве плавучих баз[3]. «Вена» оперировала в Средиземном море, «Эбердониэн» — вдоль берегов Британии.

ВМС США вплоть до 1975 года имели плавучие базы эсминцев, патрульных (сторожевых) катеров, а до 1955 года — гидросамолетов.

Плавучая база «ПБ-101»

До 3 февраля 1947 года представляла собой германский «Граф Цеппелин»(«Graf Zeppelin»). Авианосец был заложен 28 декабря 1936 года на верфи «Deutsche Werke» в Киле (Голштиния, Германия). Спущен на воду 8 декабря 1938 года[4]. Недостроенным 6 июля 1940 года переведен в Готенхафен, 21 июня 1941 года переведен в Штеттин и 5 декабря вновь прибыл в Киль на достройку. Однако, уже 30 января 1943 года достройка была прекращена. 21 апреля 1943 года авианосец перевели в Штеттин, где 24 апреля 1945 он был подорван и притоплен немцами.

По соглашению о разделе немецкого ВМФ, корабль вошел в советскую долю, относясь к группе «C»[5]. 3 февраля 1947 года авианосец переклассифицирован в плавбазу и передан в распоряжение ЦНИИВК. К 14 августа 1947 корабль был поднят и отбуксирован в Свинемюнде. В ночь на 16 августа авианосец отбуксирован на морской полигон для испытаний. После подрыва закрепленных на палубе бомб и бомбардировок 17 августа корабль затоплен торпедами «ТК-503» и эсминца «Славный».

Рыболовецкие плавбазы

Плавбаза «Всеволод Сибирцев» во Владивостоке

В 1958—1971 годах в ПНР (преимущественно в Гданьске), по заказу СССР, было построено свыше 20 транспортно-рыбоперерабатывающих плавбаз трёх основных типов:

  • Тип «Северодвинск», назван по имени первой рыболовецкой плавбазы. Плавучая база «Северодвинск» была оснащена новейшей по тем временам техникой и сочетала в себе конструктивные элементы рефрижераторного, танкерного и грузового судов. Вступила в строй в 1958 году, в 1965-м вошла в состав Севрыбхолодфлота (СРХФ)[6]. Первый капитан-директор «Северодвинска» С. И. Кавалеров был консультантом при проектировании плавбазы и наблюдал за её постройкой на Гданьской верфи. В дальнейшем в Польше были построены и другие плавбазы данного типа — «Рига», «Иван Фёдоров», «Иоханнес Варес».
  • Тип «Пионерск» («Пионерск», «Даурия», «Рыбный Мурман», «Маточкин Шар», «Виктор Кингисепп» и др.).
  • Тип «Профессор Баранов» («Профессор Баранов», «Арктика»).

Нетто-тоннаж всех вышеперечисленных плавбаз — до 4 тыс. т (каждая). Автономность плавания — 75 суток. Располагали рыбофабриками и складами готовой продукции, а также мощными рефрижераторными установками. Выпускали готовую продукцию — консервы, пресервы, морозили рыбу. Экипажи — по 150—200 человек (более половины — рыбообработчики).

В 1989 году экипаж плавбазы «Алексей Хлобыстов» принял участие в спасении команды АПЛ «Комсомолец».

В дальнейшем, в ходе акционирования рыболовного флота (начало 1990-х гг.), ряд плавбаз был списан на металл («Рига», «Рыбный Мурман»[7]), другие были перепрофилированы.

См. также

Примечания

  1. Французское судно.
  2. Coastal Forces of the Royal Navy.
  3. По-английски: «Depot ships», буквально — «корабли-депо».
  4. Длина — 262,5 м, ширина — 27 м, осадка — 7,6 м. Вооружение: 8×2 — 150 мм, 6×2 — 105 мм, 11×2 — 37 мм, 28 — 20 мм.
  5. Группа «C» — затопленные, поврежденные или недостроенные корабли, на приведение которых в готовность средствами германских верфей требовался ремонт сроком свыше полугода.
  6. Севрыбхолодфлот — рыбохозяйственная организация. Создана 1 января 1965 г. в Мурманске. Располагала транспортными рефрижераторными судами, плавбазами и танкерами (в 1990 г. — более 80 плавсредств). Главные задачи: доставка промысловым судам топлива, воды, тары, прием уловов в море, переработка их и доставка в порт. СРХФ в разное время руководили Г. М. Бородулин, В. П. Журавлев, В. Ф. Корельский, А. Ф. Леванов. С 1992 г. — акционерное общество. К апрелю 2002-го располагала 41 единицей флота, в том числе 28 транспортами, 3 танкерами, 10 промысловыми судами и лишь одной плавбазой — это построенная на Гданьской верфи «Даурия».
  7. По непроверенным сведениям — также «Даурия».

Литература

  • Плавучая база: Чернавин В. Н. Военно-морской словарь. — М.: Воениздат, 1989.. — С. 315. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.
  • Морские рыбопромышленные суда Зайчик К. С., Терентьев Г. В. Л., 1965.
  • Флот рыбной промышленности. Справочник типовых судов. Л., 1972.