Нижегородский трамвай
Нижегородский трамвай | |||
---|---|---|---|
Описание | |||
Страна | Россия | ||
Расположение | Нижний Новгород | ||
Дата открытия | 8 (20) мая 1896 год | ||
Эксплуатант | ГУП НО «Нижегородэлектротранс» | ||
Сайт | ttu-nn.ru | ||
Маршрутная сеть | |||
Число маршрутов | 14 | ||
Длина сети | 186,19 км[1] | ||
Подвижной состав | |||
Число вагонов | 338[2]. | ||
Основные типы ПС |
Tatra T3 |
||
Число депо | 3 | ||
Технические данные | |||
Ширина колеи | 1524 мм | ||
Стоимость проезда |
35 ₽ наличными 30 ₽ транспортной картой |
||
Электрификация | 600 В | ||
|
Нижегоро́дский трамва́й — система трамвая в Нижнем Новгороде, работающая с 1896 года, возглавляет тройку старейших электрических трамвайных систем в России (наряду с трамваями Курска и Орла).
Нижний Новгород — один из первых городов в Российской империи, где появился электрический трамвай. Трамвайное движение было открыто 8 (20) мая 1896 года. Первый трамвай в Российской империи запустили в Киеве в 1892 году. В мае 2016 года Нижегородский трамвай отметил своё 120-летие.
На нижегородском трамвае применяется стандартная в России колея 1524 мм (5 футов). Протяжённость линий (по оси улиц) на сентябрь 2016 года составляет 76,5 км, что выводит его на 4-е место в России по данному параметру. Среднесуточный объём перевозок — около 200 тыс. пассажиров (оценочно, исходя из числа проданных билетов). Линии обслуживаются тремя депо, выпускающими в общей сложности примерно 190 14-метровых четырёхосных вагонов. Оператором нижегородского трамвая выступает МП «Нижегородэлектротранс».
В настоящее время сеть трамвая едина, хотя некоторые участки по районам города не используются в маршрутном движении. Так, сормовские маршруты (№ 6 и 7) нигде не соприкасаются с остальными. От их конечной остановки на Московском вокзале до остановок других трамваев необходимо пройти не менее 400 метров.
Трамвайная система имеет достопримечательные крутые съезды к Оке и Волге. Достаточно большое количество разных раритетных трамваев имеется в музее электротранспорта при МУП «Нижегородэлектротранс»[3].
За 2013—2014 годы было закуплено 30 полу-низкопольных трамваев. В марте 2014 года поступил на испытания 100 % низкопольный трамвай модели 71-409.
История
Три трамвайные компании
Начало трамвайного движения в Нижнем Новгороде было приурочено к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года и необычно тем, что в первом году было открыто четыре разных трамвайных системы трёх разных владельцев, причём на линиях разных владельцев применялась разная ширина колеи.
8 (20) мая было открыто движение по однопутной Кунавинской линии длиной 4,3 км колеи 1524 мм немецкой компании «Сименс и Гальске». Линия шла от главного входа Выставки по территории Кунавина мимо железнодорожного вокзала, через Ярмарку до плашкоутного моста.
9 (21) июня открылась линия колеи 750 мм, проходившая односторонним кольцом протяжённости 3,7 км по территории самой Выставки (сейчас это территория сада им. 1 Мая), принадлежащая «Товариществу для эксплуатации электричества М. М. Подобедова и Кº», уже имевшему опыт эксплуатации ледового трамвая в Санкт-Петербурге. Линия имела нижний токосъём, а в вагонном парке имелся специальный салон-вагон для августейшей фамилии.
В тот же день открылись две линии фирмы «Р. К. фон Гартман и Кº», которые имели колею 1000 мм и располагались в самом городе. Обе линии были однопутными, с разъездами. Верхняя линия протяжённостью 3,7 км шла из Кремля по Большой и Малой Покровским улицам, по Похвалинской улице к Смирновскому саду (сейчас на его месте гостиница «Azimut»). Нижняя линия протяжённостью 1,4 км шла от Скобы по Рождественской улице до площади у плашкоутного моста. Концы двух линий несколькими днями позже соединились элеваторами (Кремль со Скобой — Кремлёвским, площадь у моста со Смирновским садом — Похвалинским), в результате чего гартмановская система приобретала вид замкнутого кольца.
Пути через реку и смена собственника в 1897 году
С 16 (28) июня трамваи Кунавинской линии пошли по плашкоутному мосту на правый берег Оки к Похвалинскому элеватору. Первоначально линия продолжалась по набережной до Софроновской площади, дублируя нижнюю линию Гартмана, однако впоследствии власти города предписали «избыточный» участок линии демонтировать.
Оплата проезда в трамвае изначально была разной на разных линиях. Поездка по сименсовской линии обходилась в 10 копеек, на подобедовской — 5 копеек (позже 19 часов — 10 копеек). На гартмановских трамваях и фуникулёрах было установлено разделение на классы (салон вагона делился перегородкой на две части): поездка в первом классе стоила 5 копеек, во втором — 3 копейки; действовали льготы для учащихся, которые платили 3 копейки в первом классе, а во втором могли ехать бесплатно. Кроме того, права бесплатного проезда на определённых условиях получали полицейские и почтовые служащие. Были установлены и запреты на пользование трамваем для некоторых категорий людей.
Подобедовская и сименсовская линии задумывались как временное предприятие, своего рода экспонат Выставки, и были закрыты с её завершением. Однако сименсовская линия была выкуплена фирмой Гартмана и движение на ней было восстановлено до вокзала (с некоторым изменением трассы по Ярмарке). Правда, из-за отсутствия постоянной связи между берегами Оки связь между Кунавиным и Нижним Новгородом прерывалась при каждом ледоходе и ледоставе, порой очень надолго.
Отношения города и фирмы Гартмана регулировались заключённым в мае 1895 года «Основным трамвайным договором», согласно которому город считался формальным собственником всех линий, а фирма Гартмана получала право аренды (концессию) на 35 лет. Однако уже в 1897 году фон Гартман продаёт права концессии «Русскому обществу электрических дорог и электрического освещения», которое становится монополистом в трамвайном деле до 1908 года.
Дальнейшее расширение и единый стандарт колеи
В 1901 году открылась Похвалинско-Острожная линия, а в 1902 году — Кремлёвско-Монастырская. Линия в Нагорной части была увеличена до 11,5 километров.
В 1910 году было принято решение стандартизировать ширину колеи, которая уже стала стандартом для большей части железнодорожной сети России. Работы были завершены в 1923 году, а также были применены к рельсам конки, которая ходила с 1908 по 1918 год.
Войны и Октябрьская революция
8 октября 1914 года муниципалитет приобрел «Русское общество электрических дорог и электрического освещения» за 1,2 миллиона рублей. Сбои после Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны привели к приостановке работы с 1 мая 1919 года. Трамваи снова начали ходить только 3 августа 1923 года.
Единая сеть, несколько новых трамваев и дальнейшее расширение
Четыре года спустя, 10 октября 1927 года, сети Нагорной и Заречной частей города были окончательно соединены. В городе появилась трамвайная сеть протяженностью 21,3 километр. Однако на этом этапе сами трамваи всё ещё были основаны на оригинальных вагонах, приобретенных при установке системы. В 1930 году город приобрел 30 новых трамваев у Мытищинского завода (сейчас Метровагонмаш) на северо-восточной окраине Москвы. Еще 24 трамвая приехали в город в 1932 году.
В 1930 году город, в сотрудничестве с компанией Ford Motor Company из Мичигана, начал работу над созданием гигантского автомобильного завода ГАЗ, известного в то время как Нижегородский автомобильный завод, а позже известного производством автомобилей Волга, огромного количества коммерческой и военной техники. В 1932 году завод выпустил свой первый легковой автомобиль, Ford Model A, а 1 апреля 1933 года завод получил собственное трамвайное сообщение протяженностью 7 км с остальной городской сетью. В результате этого и других проектов к 1935 году трамвайная сеть Горького выросла до 98,5 километров.
Великая Отечественная война
22 июня 1941 года началась война между Советским Союзом и Германией, и большинство трамвайных рабочих были мобилизованы в армию: их места заняли женщины. Ещё одной особенностью того периода была повсеместная нехватка топлива для отопления и энергии, и пришлось отключить отопление в трамваях. Почти после каждого воздушного налета на город приходилось восстанавливать трамвайную сеть и движение трамваев.
Послевоенное расширение сети
1950-е и 1960-е годы были годами расширения трамвайной сети. К 1960 году было построено ещё 98,5 километров линий, и с тех пор сеть была разбита на 18 маршрутов. Общая сеть в 1965 году увеличилась до 160,3 километров. Система была дополнительно усовершенствована в 1968 году с появлением нового трамвайного депо большего размера.
Позже, в 1960-х годах конкуренция со стороны автобусов возросла. Инвестиции в новые трамвайные пути были остановлены, а уже начатый проект строительства нового трамвайного моста через Оку не был завершён. Конкуренция за инвестиции усилилась в 1977 году, когда начались работы по строительству метро, а конкуренция за пассажиров на самых загруженных линиях еще больше усилилась после 1985 года, когда был введен в эксплуатацию первый участок линии метро. С середины 80-х годов прошлого века инвестиции в трамвай вернулись, но после экономических проблем, возникших в результате перестройки, особое внимание стало уделяться эффективности. В 1992 году последовала реконфигурация сети, в результате которой было уменьшено количество необходимых трамвайных вагонов.
Современность
В настоящее время в трамвайной сети Нижнего Новгорода работает около 5000 человек и 387 трамвайных вагонов, протяжённость сети составляет около 198 километров. Чтобы улучшить финансовое положение системы, почти на всех трамваях размещена реклама. С 2018 по 2022 год, город получил 56 б/у трамваев из Москвы. В 2021 году было закуплено 11 новых трамваев в ретро-стиле[4]. В ноябре 2022 года, началась модернизация трамвайной системы, в рамках концессионного соглашения. Работы по модернизации трамвайной системы и обновления подвижного состава, должны быть выполнены до 2026 года.
Практическая информация
Тарифы
Стоимость проезда 35 рублей наличными и 30 рублей по транспортной карте с 1 августа 2022 года. Билет покупается в вагоне у кондуктора или водителя. Есть возможность бесплатной пересадки, с подключённой услугой 60 или 90 минут на транспортной карте. Существуют проездные тарифы на календарный месяц и проездные электронные карты[5] (льготные, студенческие, школьные, общегражданские). Оплата проезда контролируется контролёрами[6].
Подробная сетка тарифов представлена на сайте транспортной карты[7].
Конечные станции
Действующие
- Чёрный пруд — конечная станция в Нижегородском районе, обслуживает маршруты, № 2,N° 11 и № 21.
- Улица Маслякова — конечная станция в Нижегородском районе, обслуживает маршрут № 5.
- Трамвайное депо № 1 — конечная станция в Советском районе, обслуживает маршруты № 19, № 27.
- Мыза — конечная станция в Приокском районе, обслуживает маршруты № 5, № 19.
- парк «Дубки» — конечная станция в Ленинском районе, обслуживает маршруты № 3, № 21.
- Московский вокзал (тоннель) — конечная станция в Канавинском районе, обслуживает маршруты № 6, № 7.
- Московский вокзал — конечная станция в Канавинском районе, обслуживает маршруты № 3, № 27, № 417.
- Станция метро «Автозаводская» — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 22.
- Улица Игарская — конечная станция в Ленинском районе, обслуживает маршрут № 8.
- 52 квартал — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 417.
- Гнилицы — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 8.
- Улица Строкина — конечная станция в Автозаводском районе, обслуживает маршрут № 22.
- Лапшиха — конечная станция в Советском районе, обслуживает маршрут № 18.
- Площадь Лядова — конечная станция в Нижегородском районе, обслуживает маршруты № 2, № 18.
- Улица Ярошенко — конечная станция в Московском районе, обслуживает маршрут № 7.
- Центр Сормова — конечная станция в Сормовском районе, обслуживает маршрут № 6.
- Площадь Благовещенская - конечная станция в Нижегородском районе , обслуживает маршрут No 11
- Служебные и резервные — пл. Комсомольская, ул Игарская (ул. Аксакова), Малышево, Соцгород-1.
Подвижной состав
По состоянию на 2023 год применяемый для перевозки пассажиров подвижной состав Нижегородского трамвая представлен исключительно 14-метровыми четырёхосными вагонами разных моделей:
- Tatra T3 (с 1977 года)
- Tatra T6B5 (с 1989 года)
- 71-605 (с 1973 года)
- 71-608КМ (с 1998 года)
- 71-619 (с 2005 года)
- Tatra T3SU КВР ТРЗ (с 2007 года)
- 71-623 (с 2009 года)
- ЛМ-2008 (с 2009 года)
- 71-407 (с 2012 года)
- 71-403 (c 2012 года)
- 71-409 (с 2014 года)
- РВЗ-6М2 (с 2015 года после КВР)
- 71-415Р (с 2021 года)
Вагоны 71-403, 71-407, 71-623, ЛМ-2008, и 71-608 эксплуатируются только в одновагонных поездах, вагоны других типов (в 2018-2020 годах — КТМ-19) — частично в двухвагонных поездах, составленных по системе многих единиц. Ранее на Нижегородском трамвае применялись трёхвагонные поезда, составленных по системе многих единиц из вагонов КТМ-5.
В августе 2007 года в город поступили первые вагоны Tatra T3, прошедшие капитальный ремонт на Московском Трамвайно-ремонтном заводе. Эти вагоны получили новый внешний облик и салон.
В ноябре 2018 года, прибыли, ранее эксплуатировавшиеся в Москве 11 вагонов 71-153. В феврале и августе 2020 года, Москва отдала Нижнему Новгороду 10 вагонов 71-619А.
В 2021 году прибыл первый вагон модели 71-415Р. Всего город получил 11 таких вагонов.
В июне 2021 года в Нижний Новгород из Москвы начали поступать трамваи Татра Т3, которые пришли модернизацию на Московском трамвайно-ремонтном заводе. Всего Нижний Новгород ждëт 35 трамваев из Москвы, из них 25 модификации [МТТЧ], 10 — МТТЕ. 10 вагонов модификации МТТЕ уже прибыли в город, все они после ремонта, вышли на маршруты № 3, 6 и № 7. Вагоны модификации МТТЧ поступили в марте 2022 года.
С 2018 по 2022 год, Москва отдала Нижнему Новгороду 56 б/У вагонов.
Ранее перевозки пассажиров выполнялись вагонами следующих моделей:
- Вагоны фирмы Эрликон (колея 1000 мм; с 1896 по 1929 год; в 1923 году часть вагонов была перешита на колею 1524 мм)
- Фонарные вагоны Путиловского завода (колея 1524 мм; с 1896 по 1930-е годы; в середине 1920-х годов подвергались модернизации с установкой оборудования вагонов типа Ф с использованием частей списываемых вагонов фирмы Эрликон)
- Вагоны варшавского завода Гостыньского (колея 1524 мм; по 1920-е годы, период поступления неизвестен)
- Ф (с 1925 по 1950? год)
- МС/ПС (1927 год?, период неизвестен)
- Х/М (с 1929 по 1968 год)
- КМ (с 1935 по 1973 год)
- МТВ-82 (с 1949 по 1977 год)
- КТМ/КТП-1 (с начала 1950-х по начало 1960-х годов)
- ЛМ/ЛП-49 (с 1958 по 1980 год)
- ЛМ-57 (с 1961 по 1983 год)
- ЛМ-68 (с 1970 по 1981 год)
- ЛМ-68М (с 1975 по 1987 год)
- РВЗ-6 (с 1961 по 2005 год)
- РВЗ-7 (с 1976 по 1982 год, на испытаниях)
Экземпляры вагонов Х, КМ, МТВ-82, ЛМ-49, ЛМ-57, РВЗ-6 и РВЗ-7 имеются в музее МУП «Нижегородэлектротранс» (на территории трамвайного депо № 1, ул. Генерала Ивлиева, 1). Кроме того, в музее имеется вагон, стилизованный под дореволюционные вагоны с открытыми площадками типа Эрликон.
Вид | модель | производитель | годы выпуска | в эксплуатации | количество вагонов | бортовые номера | Маршрут(ы) | примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
КТМ-5 (71-605) | УКВЗ | 1981 — 1992 | c 1973 года | 51 | 3333, 3334, 3380, 3382, 3390, 3393, 3396, 3398, 3403, 3405, 3406, 3412, 3413, 3416, 3418, 3422, 3424, 3431, 3432, 3435 — 3437, 3441, 3448, 3452 — 3455, 3457 — 3460, 3463 — 3468, 3472 — 3480, 3483, 3486, 3486 — 3490 | 3, 8, 22, 417 | ||
Татра Т3 | Českomoravská Kolben-Daněk | 1977 — 1986 | С 1977 года | 10 | 2608, 2622, 2623, 2646, 2647, 2670, 2672 — 2674, 2714, 2715, | 6 | до 2014 г. также эксплуатировались в трамвайном депо № 1 | |
Татра Т6В5 | Českomoravská Kolben-Daněk | 1988, 1989, 1995 | с 1989 года | 5 | 2901, 2907, 2909, 2921, 2929 | 3, 6, 7 | 2914 - музейный | |
Tatra T3SU КВР ТРЗ | ČKD/МТрЗ | 2007 — 2011 (модернизация) | с 2007 года | 24 | 2610 — 2613, 2645, 2659 — 2663, 2671, 2679 — 2681, 2688, 2689, 2707, 2730, 2742, 2743 | 3, 6, 7, 21 | ||
КТМ-8К (71-608К) | УКВЗ | 1994 | с 1994 года | 4 | 1205, 1207 — 1209 | 5, 18, 19 | ||
КТМ-8КМ (71-608КМ) | УКВЗ | 1996, 1997, 1998, 2004 | с 1996 года | 19 | 1211 — 1215, 1217 — 1230 | 2, 5, 18, 19, 27 | ||
КТМ-19 (71-619) | УКВЗ | 2005 — 2009 | с 2005 года | 36 | 1216, 1231 — 1246, 1248, 1250, 3201 — 3213, 3378, 3379, 3389, 3395 | 2, 3, 5, 8, 18, 19, 22, 27, 417 | В 2020 г. поступило 10 б/у вагонов 71-619А из Москвы. | |
КТМ-23 (71-623) | УКВЗ | 2008 | с 2008 года | 1 | 1101 | 5, 19 | ||
71-153 | ПТМЗ | 2009 — 2010 | с 2009 года | 4 | 2501 — 2503, 2507 | 3, 6, 7 | 11 вагонов - из Москвы | |
71-403 | УралТрансМаш | 2012 | с 2012 года | 10 | 1002 — 1007, 2002 — 2005 | 2, 3, 5, 6, 7, 18, 19, 21, 27 | эксплуатируются в трамвайных депо № 1 и № 2. | |
71-407 | УралТрансМаш | 2009, 2012 — 2014 | с 2012 года | 31 | 1009 — 1018, 1021, 1023 — 1028, 2001, 2007 — 2012, 2014, 2015, 2017, 2018 | 2, 3, 5, 6, 7, 18, 19, 21, 27 | эксплуатируются в трамвайных депо № 1 и № 2. | |
71-409 | УралТрансМаш | 2011 | с 2014 года | 1 | 2016 | 6 | ||
РВЗ-6М2 | Рижский Вагоностроительный завод | 1980 | с 2015 года (после КВР) | 1 | 2199 | 2 | Ранее — сетеизмеритель СИ-1 | |
Татра ТЗ КВР "Фобос-ТС" | ČKD/Фобос-ТС | 2016 - 2019 (модернизация) | с 2016 года | 12 | 2614, 2628, 2642, 2678, 2686, 2687, 2749 — 2754 | 3, 6 | ||
71-415Р | УралТрансМаш | 2020, 2021 | с 2021 года | 11 | 1029 — 1039 | 2, 11 | ||
МТТЕ (модернизированная Татра Т3) | ČKD/МТрЗ | 2005, 2011, 2012, 2018 | с 2021 года | 9 | 2756 — 2764 | 3, 6, 7, 21 | б/у из Москвы | |
МТТЧ (модернизированная Татра Т3) | ČKD/МТрЗ | 2004 — 2009 | с 2022 года | 25 | 2765, 2766, 2768, 2770, 2771, 2773, 2775 — 2777, 2780 — 2783, (30136), (30139), (30146), (30162), (30167), (30181), (30183), (30192), (30199), (30215), (30221), (30222), (30456) | 3, 6, 7, 21 | б/у из Москвы | |
БКМ-Т811 | Белкоммунмаш/СП "Нижэкотроанс" | 2022 | с 2023 года | 1 | (0002) | |||
Всего | 311 |
Вид | модель | назначение | количество вагонов | примечание |
---|---|---|---|---|
Татра Т3 | вагон-вышка | 2 | первоначально пассажирские № 1688 и № 2746 | |
ТК-28 | рельсотранспортёр | 2 | ||
71-605 | вагон-кран | 1 | ||
71-605 | вагон-рельсошлифовщик | 1 | изначально пассажирский № 3302 | |
71-605 | вагон-вышка | 1 | изначально пассажирский № 3343 | |
СВАРЗ РТ-3 | рельсотранспортёр | 1 | ||
ВТК-24 | снегоочиститель | 1 | ||
Татра Т3 | учебный | 4 | 3 вагона используются, как пассажирские | |
РВЗ-6М2 | поливомоечный | 2 | ||
ЛМ-68 | рельсошлифовальный | 1 | разбит в ДТП | |
71-605 | учебный | 2 | Трамвайное депо №3 | |
ПРМ-3М | рельсошлифовальный | 1 | в марте 2017 г. был отправлен в Санкт-Петербург | |
РВЗ-6М2 | вагон-вышка | 1 | ||
РВЗ-6М2 | вагон-буксир | 3 | списаны в 2005—2006 годах | |
Татра Т6В5 | экскурсионный вагон-кафе | 1 | изначально пассажирский № 2924 | |
МТВ-82 | грузовой | 3 |
Вид | модель | в эксплуатации | количество вагонов | примечание |
---|---|---|---|---|
Ф | 1925 — 1950-е | 0 | ||
МТВ-82 | 1949 — 1977 | 1 (музейный) | ||
ЛМ-49 | 1958 — 1980 | 1 (музейный) | ||
ЛМ-57 | 1961 — 1983 | 1 (музейный) | ||
ЛМ-68 | 1970 — 1987 | 0 | ||
РВЗ-7 | 1976 — 1982 | 1 (музейный) | ||
КМ | 1935 — 1973 | 1 (музейный) | ||
Х | 1929 — 1968 | 1 (музейный) | ||
Эрликон | 1896 — 1927 | 1 (музейный) |
Музейные вагоны:
-
Вагон Эрликон в музее
-
Вагон Х в музее
-
Вагон КМ в музее
-
Вагон ЛМ-49 в музее
-
Вагон ЛМ-57 в музее
-
Вагон МТВ-82 в музее
-
Вагон РВЗ-6М2 в музее
-
Вагон РВЗ-7 в музее
Депо
В течение уже длительного времени, с 60-х годов XX века, нижегородский трамвай обслуживают три депо. Официально депо обозначаются номерами, но имеют и неофициальные названия.
- № 1 (Нагорное), расположено в Советском районе, микрорайон Нагорный. Открыто в 1968 году. Обслуживает маршруты № 2, 5, 11, 18, 19, 21, 27. При депо действует музей.
- № 2 (Гордеевское или Сормовское), расположено в Канавинском районе, на Гордеевке. Открыто в 1932 году. Обслуживает маршруты № 3, 6, 7, 21, 27.
- № 3 (Автозаводское), расположено в 52-м квартале Автозаводского района. Открыто в 1965 году. Обслуживает маршруты № 3, 8, 22, 417.
Депо № 1 до 1968 года располагалось в Кремле и называлось Кремлёвским или, ранее, Кремпарком. Кремпарк работал с 1925 года, когда под него было приспособлено здание бывшего манежа. До 1925 года в верхней части города имелось два депо на Малой Покровской улице, построенных в 1896 и 1901 годах и закрытых с открытием Кремпарка.
Нынешнее депо № 2 открыто на базе перенесённого Канавинского парка (Канпарка). Канпарк находился напротив нынешнего кинотеатра «Канавинский» с 1896 года, сгорел в 1926 и был вновь отстроен в 1927 году. Кроме того, в нижней части города имелся небольшой сарай рядом с Похвалинским элеватором, изначально бывший депо, но после объединения Канавинской и Нижнепосадской линий использовавшийся только для ночного осмотра вагонов. Этот сарай не восстанавливался в 1923 году. В 1926—1927 годах все линии трамвая в городе обслуживались одним Кремлёвским парком.
Обслуживание автозаводских маршрутов до 1965 года выполнялось депо № 2, имевшим в Ленинском районе филиал, так называемый Восточный ремонтный пункт, открытый в 1959 году. Сейчас на его площадке размещается троллейбусное депо № 3.
Депо и подвижной состав
Во всех трёх трамвайных депо по состоянию на 2019 год эксплуатируются трамваи 10 моделей. На данный момент, наполовину обновлён подвижной состав трамвайного депо № 1. Во втором трамвайном депо половина парка — трамваи Чехословацкого производства Татра Т3 и Татра Т6В5. Трамвайное депо № 3 имеет один из старых типов трамваев — 71-605 (КТМ-5), которые являются основой подвижного состава данного трамвайного депо. В 2005—2009 годах поставлялись новые трамваи модели 71-619 в трамвайные депо № 1 и № 3. В первом и во втором трамвайных депо вместе с трамваями старых моделей эксплуатируются трамваи более новых моделей 71-403, 71-407 и по одному трамваю моделей 71-623 (в 1-м трамвайном депо), 71-409 (во 2-м трамвайном депо). В трамвайном депо № 2 имеются 12 вагонов ЛМ-2008, 11 из них — переданы из Москвы. Ранее пассажирские перевозки осуществлялись трамваями моделей Эрликон, «Ф»,"Х", КМ, различных модификаций ЛМ (ЛМ-36, ЛМ-49, ЛМ-57, ЛМ-68), МТВ-82, РВЗ-6 и РВЗ-7. На 2019 год трамваи Эрликон и его прицеп, «Х» № 2, КМ № 162, ЛМ-49 № 687, ЛМ-57 № 2567, МТВ-82 № 547, РВЗ-6 № 2830 и РВЗ-7 № 2604 стоят в музее электротранспорта, в трамвайном депо № 1.
Путевое хозяйство
Трамвайно-железнодорожные пересечения
Действующие
- На улице Чкалова вблизи остановки «Центральный рынок»; линия от станции Нижний Новгород-Московский на завод имени Воробьёва;
- На Зелёной улице; линия от станции Нижний Новгород-Московский на заводы «Красная Этна» и «Румо»;
- На Каракумском переулке; линия от станции Нижний Новгород-Московский на завод «Красная Этна»;
- На улице Космонавта Комарова; линия от станции Нижний Новгород-Московский на завод «Румо»;
- На проспекте Кирова; линия от станции «Кустовая» на Горьковский автомобильный завод;
- На проспекте Ленина; два пересечения линии от станции Кустовая на Горьковский автомобильный завод;
Ликвидированные
- На Ореховской улице; линия от станции «Петряевка» на цементный завод; закрыта в 2014 году;
- На Сормовском шоссе, в районе пересечения с ул. 50 лет Победы. До начала 2000-х гг. между этими линиями имелась связка. В настоящее время вытяжной тупик Нижегородского машзавода и линия от станции «Варя» на завод «Нефтегаз» находится в непосредственной близости от трамвайной линии.
- На улице Пржевальского; линия на Сормовскую кондитерскую фабрику;
- На Рельсовой улице; линия от станции «Петряевка» на завод «Мостстрой»;
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ http://www.edu.fedpress.ru/news/econom/train/novye-tramvai-gotovyat-k-pusku-na-nizhegorodskie-marshruty (недоступная ссылка)
- ↑ Нижний Новгород, трамвай — Список подвижного состава — TransPhoto . transphoto.ru. Дата обращения: 5 января 2020. Архивировано 12 июля 2021 года.
- ↑ Музейные трамваи «Нижегородэлектротранс» в фотогалерее «Городской электротранспорт» . Дата обращения: 29 сентября 2011. Архивировано 9 октября 2011 года.
- ↑ Нижний Новгород потратит около миллиарда рублей на покупку 11 ретро-трамваев . www.kommersant.ru (29 марта 2021). Дата обращения: 19 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
- ↑ Транспортные карты . Ситикард. www.siticard.ru. Дата обращения: 11 марта 2019. Архивировано 22 сентября 2017 года.
- ↑ Предъявляйте билет!!!, birzhaplus.ru, № 20, 02.06.2008 (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июня 2008. Архивировано 22 марта 2016 года.
- ↑ Общественный транспорт » www.siticard.ru (недоступная ссылка). www.siticard.ru. Дата обращения: 13 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
Литература
- Яксяргин Л. М. Нижегородский трамвай в начале XX века. Нижегородский краеведческий сборник / А. Д. Бубнов, А. И. Давыдов, Д. Д. Деньгин и др.. — Н. Новгород, 2005. — Т. 1. — 309 с.: ил. — Библиогр. в конце гл. с. — ISBN 5-98256-004-9. Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
- Коссой Ю. М. Ваш друг трамвай. Век нижегородского трамвая. — Н. Новгород: «Елень», «Яблоко», 1996. — 160 с., илл., карты с. — ISBN 5-8304-0008-1. Архивная копия от 21 сентября 2007 на Wayback Machine