Чебоксарская агломерация
Чебоксарская агломерация — крупногородская и моноцентрическая пространственная группировка муниципальных образований, формирующихся вокруг крупнейших городов Чувашской Республики — Чебоксары вместе с городом-спутником Новочебоксарск, городов Цивильск и Мариинский Посад, а также населённых пунктов Чебоксарского и других близлежащих районов (округов) Чувашии.
На территории агломерации сформировался чебоксарский региолект русского языка[1].
Состав агломерации
Чебоксарская агломерация включает следующие муниципальные образования Чувашской Республики[2]:
- Чебоксарский городской округ
- Новочебоксарский городской округ
- Чебоксарский муниципальный округ
- Цивильский муниципальный округ
- Моргаушский муниципальный округ
- Мариинско-Посадский муниципальный округ
Общая площадь агломерации в составе названных муниципальных образований составляет около 3800 кв. км. (20,7% от общей площади Чувашской Республики) с населением около 773,6 тыс. человек по состоянию на 2021 год (около 2/3 от всей численности населения региона). Плотность — более 203 человек на 1 кв. км – это более чем в 3 раза выше средней плотности по Чувашии.
№ | Округ | Население (2021 год[3]) | в т.ч. городское население (2021 год[3]) | Площадь (км²)[4] |
---|---|---|---|---|
1 | Чебоксарский городской округ | 508 069 | 497 807 | 252,76 |
2 | Новочебоксарский городской округ | 120 650 | 120 375 | 51,14 |
3 | Чебоксарский муниципальный округ | 62 258 | 0 | 1170,01 |
4 | Цивильский муниципальный округ | 31 944 | 12 762 | 790,75 |
5 | Моргаушский муниципальный округ | 31 277 | 0 | 845,34 |
6 | Мариинско-Посадский муниципальный округ | 19 353 | 7851 | 686,06 |
всего | 773 551 | 638 795 | 3796,06 |
Численность населения агломерации в 2010 году составляла более 740 тыс. чел.[5].
Объединение Чебоксар и Новочебоксарска и развитие агломерации
Существует план объединения двух крупнейших городов агломерации — Чебоксар и Новочебоксарска — в один городской округ. Проект обсуждается начиная с 1990-х годов. В 2008 году вопрос об объединении был вынесен на референдум, состоявшийся 2 марта 2008 года. За объединение проголосовали 75,21 % жителей Чебоксар, принявших участие в голосовании; против объединения городов проголосовали 60,31 % жителей Новочебоксарска, принявших участие в голосовании[6]. Объединение не состоялось.
Наблюдатели расценили итоги референдума как провал идеи объединения[7], однако с 2008 года вопрос неоднократно поднимался вновь.
Предполагалось объединить троллейбусные системы двух городов, а также пустить линию скоростного трамвая между городами (районами) через Новый город, застраиваемый на свободной территории между Чебоксарами и Новочебоксарском.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов в октябре 2009 года была принята «Стратегия развития города Чебоксары на период до 2020 года с учётом перспективы развития агломерации город Чебоксары — город Новочебоксарск — Мариинско-Посадский район — Моргаушский район — Цивильский район — Чебоксарский район»[8].
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов в декабре 2020 года была принята «Стратегия социально-экономического развития города Чебоксары до 2035 года», в которой в реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Чебоксарской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» до 2018 года и на период до 2025 года, участвуют 4 муниципальных образования: город Чебоксары (ядро агломерации), город Новочебоксарск, Моргаушский и Чебоксарский районы[9].
В сентябре 2023 года в Чебоксарах местные власти с участием экспертов и горожан обсуждали стратегию развития агломерации, которая должна быть принята в марте 2024 года. В ходе обсуждений разрабатывались сценарии развития экономики, территории, инфраструктуры и социальной сферы агломерации, объединяющей Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Моргаушский и Цивильский муниципальные округа[2].
Публикации о планах скоростного трамвая
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Cheboksary_trammap.jpg&width=500)
В 1980-х годах в генплане столицы Чувашии была предусмотрена возможность организации скоростного трамвая. Линия должна была идти от южной окраины Новочебоксарска (район Химпрома) по новой трассе южнее Новочебоксарского шоссе между городами в Чебоксары, где проходила мимо Чебоксарского тракторного завода, по улице Ленинского Комсомола, планировавшемуся новому проспекту (на месте «шанхая» у Мясокомбината), Пролетарской улице, под путепроводом Мира, по продолжению Цивильской улицы, через район Грязевской Стрелки (за Домом юстиции), по планировавшемуся автодорожному тоннелю под улицей Карла Маркса (между Домом торговли и МВД), через Владимирскую горку, вдоль реки Чебоксарки, по улице 500-летия Чебоксар, по проспекту Максима Горького до кольца у Новосельской автостанции. Позже проект прохождения линии в центре Чебоксар сократили и упростили — после Грязевской Стрелки она прошла бы вдоль Ярославской улицы до кольца у Воскресенской церкви близ Красной площади. Также были планы по созданию ответвления линии по Пролетарской улице на юг к планировавшемуся новому аэропорту у Цивильска. Эти планы реализованы не были, а огороженная полоса, отведенная на Московском проспекте для трамвая, была застроена.
В 1990-х годах были не принятые по техническим причинам (ввиду опасности прохождения под магистральными ЛЭП) предложения по соединению троллейбусных сетей городов линией междугородного троллейбуса. В начале XXI века республиканскими властями был объявлен план по официальному оформлению существующей агломерации двух городов в единое муниципальное образование — городской округ численностью населения до 800 тысяч человек, для объединения городских транспортных систем в котором был вновь предусмотрен скоростной трамвай через вновь сооружаемый крупный жилой район Новый город между городами.
В 2006 году группой ученых Волжского филиала МАДИ в Чебоксарах во главе с московским градостроителем Михаилом Немчиновым была разработана концепция «Развитие пассажирских автотранспортных перевозок на территории Чувашской Республики», в которую вошел проект создания скоростного трамвая и которая была поддержана Минстроем Чувашии. Реализация проекта задерживается в связи с тем, что объединение Чебоксар и Новочебоксарска было отложено после отрицательного результата во втором из городов на первом соответствующем референдуме, проведённом в 2008 году.
По проекту линию предлагалось проложить от железнодорожного вокзала Чебоксары по Эгерскому бульвару и проспекту Тракторостроителей в Чебоксарах через Новый город до железнодорожной станции Новочебоксарск. В дальнейшей перспективе предполагалось продление линии до города Мариинский Посад. Линия проектировалась как чисто наземная, но обособленная. При пересечении с транспортными коммуникациями и реками предполагалось строительство путепроводов.
Примечания
- ↑ Ерина, Фомин, 2021, с. 26.
- ↑ 2,0 2,1 В Чувашии определяют векторы развития Чебоксарской агломерации
- ↑ 3,0 3,1 Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. Архивировано 1 сентября 2022 года.
- ↑ Чувашская Республика. Общая площадь земель муниципальных образований
- ↑ Городская агломерация // enc.cap.ru
- ↑ Итоги голосования по объединению: 75,21 % чебоксарцев «за», 60,31 % новочебоксарцев «против»
- ↑ Эксперт: Голосование в Новочебоксарске против объединения — провал и удар
- ↑ Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27.10.2009 г. №1447 О Стратегии развития города Чебоксары на период до 2020 года с учётом перспективы развития агломерации город Чебоксары — город Новочебоксарск — Мариинско-Посадский район — Моргаушский район — Цивильский район — Чебоксарский район // http://docs.cntd.ru/.
- ↑ Стратегия социально-экономического развития города Чебоксары до 2035 года Стратегия социально-экономического развития города Чебоксары до 2035 года
Литература
- Ерина Т. Н., Фомин Э. В. Чебоксарский региолект русского языка: новое просторечие // Этническая культура : журнал. — 2021. — Т. 3, № 1. — С. 26―29. — doi:10.31483/r-97793.
Ссылки
- Городская агломерация // enc.cap.ru
- Чебоксарская агломерация // gov.cap.ru
- Объединение городов Чебоксары и Новочебоксарск // gov.cap.ru
- В Чувашии против «кардинальных» укрупнений, но считают, что Чебоксары с Новочебоксарском объединятся // www.regnum.ru
- Мониторинг новостей по объединению городов Чебоксары и Новочебоксарск // www.regnum.ru
- В Чебоксарах могут появиться трамваи
- Городок на Волге или индустриальный центр: по какому пути развития пойдут Чебоксары? 28 Июня 2023